Напоминание

Речевые расстройства у детей дошкольного возраста


Автор: Татьяна Анатольевна Шкарлупелова
Должность: учитель- логопед
Учебное заведение: МБДОУ "ДС №34"
Населённый пункт: г.Анжеро-Судженск
Наименование материала: статья
Тема: Речевые расстройства у детей дошкольного возраста
Дата публикации: 07.01.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Речевые расстройства у детей дошкольного возраста.

Речевые расстройства у детей дошкольного возраста.

Если ребенок в 2-2,5 года совсем не говорит или говорит мало слов, это обычно

Если ребенок в 2-2,5 года совсем не говорит или говорит мало слов, это обычно

вызывает

тревогу

родителей,

и

они

обращаются

к

врачу.

вызывает

тревогу

родителей,

и

они

обращаются

к

врачу.

Ну, а если ребенок говорит много, но плохо? Нередки случаи, когда малыш в 3-4

Ну, а если ребенок говорит много, но плохо? Нередки случаи, когда малыш в 3-4

года говорит так невнятно, что понять его может только мать. Бывает, что в этом

года говорит так невнятно, что понять его может только мать. Бывает, что в этом

возрасте дети не произносят некоторых звуков, заменяют одни звуки другими или у

возрасте дети не произносят некоторых звуков, заменяют одни звуки другими или у

них нарушен ритм и темп речи - они говорят захлебываясь, очень быстро или,

них нарушен ритм и темп речи - они говорят захлебываясь, очень быстро или,

наоборот, тянут слова и т. д. Такие нарушения, как правило, мало волнуют родителей,

наоборот, тянут слова и т. д. Такие нарушения, как правило, мало волнуют родителей,

и они склонны объяснять их тем, что "маленьких детей вообще трудно понять!"

и они склонны объяснять их тем, что "маленьких детей вообще трудно понять!"

Конечно, на ранних этапах развития речи артикуляция звуков у всех детей

Конечно, на ранних этапах развития речи артикуляция звуков у всех детей

несовершенна: они искажают, пропускают или заменяют многие звуки. Однако это

несовершенна: они искажают, пропускают или заменяют многие звуки. Однако это

можно считать "нормой" для детей не старше 2,5-3 лет. Если же дефекты артикуляции

можно считать "нормой" для детей не старше 2,5-3 лет. Если же дефекты артикуляции

отмечаются у детей более старших и держатся стойко, нужно принимать меры к их

отмечаются у детей более старших и держатся стойко, нужно принимать меры к их

устранению. Когда эти дефекты и у маленьких детей выражены очень сильно, на них

устранению. Когда эти дефекты и у маленьких детей выражены очень сильно, на них

необходимо обратить внимание - не связаны ли они с каким-то расстройством.

необходимо обратить внимание - не связаны ли они с каким-то расстройством.

В настоящее время расстройства речи изучены достаточно хорошо, и многие из них

В настоящее время расстройства речи изучены достаточно хорошо, и многие из них

успешно излечиваются. Для широкого круга родителей подробное знакомство с этой

успешно излечиваются. Для широкого круга родителей подробное знакомство с этой

областью едва ли нужно, но иметь общие представления о ней, по-видимому, будет

областью едва ли нужно, но иметь общие представления о ней, по-видимому, будет

полезно.

Родители,

например,

должны

знать,

что

является

отклонением

от

полезно.

Родители,

например,

должны

знать,

что

является

отклонением

от

правильного развития речи, что относится к ее расстройствам. Это поможет им

правильного развития речи, что относится к ее расстройствам. Это поможет им

вовремя обратиться к специалисту по расстройству речи, и дефект может быть

вовремя обратиться к специалисту по расстройству речи, и дефект может быть

выправлен скорее. Помните: чем более стойкий характер приобрело то или иное

выправлен скорее. Помните: чем более стойкий характер приобрело то или иное

нарушение

речи,

тем

труднее

его

лечить.

нарушение

речи,

тем

труднее

его

лечить.

Можно

выделить

четыре

основные

группы

речевых

расстройств:

Можно

выделить

четыре

основные

группы

речевых

расстройств:

1.

Нарушения

звукопроизношения.

1.

Нарушения

звукопроизношения.

2.

Нарушения

ритма

и

темпа

речи.

2.

Нарушения

ритма

и

темпа

речи.

3.

Расстройства

речи,

связанные

с

нарушениями

слуха.

3.

Расстройства

речи,

связанные

с

нарушениями

слуха.

4.

Недоразвитие

речи

или

утрата

ранее

имевшейся

речи.

4.

Недоразвитие

речи

или

утрата

ранее

имевшейся

речи.

Нарушения

звукопроизношения.

Нарушения

звукопроизношения.

К нарушениям звукопроизношения относят косноязычие {его называют также

К нарушениям звукопроизношения относят косноязычие {его называют также

дислалией) и дизартрию - нечленораздельную речь. Косноязычие выражается в

дислалией) и дизартрию - нечленораздельную речь. Косноязычие выражается в

отсутствии некоторых звуков (ребенок пропускает их в словах), в искажении звуков

отсутствии некоторых звуков (ребенок пропускает их в словах), в искажении звуков

(ребенок неправильно их произносит) и в замене одного звука другим.Косноязычие

(ребенок неправильно их произносит) и в замене одного звука другим.Косноязычие

бывает функциональное и механическое. При функциональном косноязычии слух и

бывает функциональное и механическое. При функциональном косноязычии слух и

строение

артикуляторного

аппарата

нормальны,

и

причины

нарушений

речи

строение

артикуляторного

аппарата

нормальны,

и

причины

нарушений

речи

заключены в слабости нервных процессов, протекающих в мозге. Механическая

заключены в слабости нервных процессов, протекающих в мозге. Механическая

форма косноязычия обусловлена врожденными неправильностями строения ротовой и

форма косноязычия обусловлена врожденными неправильностями строения ротовой и

носовой полостей (губ, зубов, нёба, носовых ходов и т. д.). При этих поражениях

носовой полостей (губ, зубов, нёба, носовых ходов и т. д.). При этих поражениях

страдает не только произношение звуков, но очень часто встречаются и нарушения

страдает не только произношение звуков, но очень часто встречаются и нарушения

тембра

голоса,

ритма

речи

и

т.

д.

тембра

голоса,

ритма

речи

и

т.

д.

Функциональное косноязычие (пропуск, искажение, замена звуков) на втором-третьем

Функциональное косноязычие (пропуск, искажение, замена звуков) на втором-третьем

году жизни ребенка может считаться закономерным явлением. Существует даже

году жизни ребенка может считаться закономерным явлением. Существует даже

термин: "физиологическая дислалия". Если же дефект произношения держится и в

термин: "физиологическая дислалия". Если же дефект произношения держится и в

более

старшем

возрасте,

то

нужно

обращаться

к

логопеду.

более

старшем

возрасте,

то

нужно

обращаться

к

логопеду.

Больше всего дефектов наблюдается в произношении звуков, у которых трудный

Больше всего дефектов наблюдается в произношении звуков, у которых трудный

способ артикуляции. При этом чем сложнее артикуляция звука, тем больше будет

способ артикуляции. При этом чем сложнее артикуляция звука, тем больше будет

дефектов. Чаще других встречаются дефекты в произношении звуков "р" и "л" (так

дефектов. Чаще других встречаются дефекты в произношении звуков "р" и "л" (так

называемые язычные звуки), несколько реже - в произношении звуков "с", "з", "ц"

называемые язычные звуки), несколько реже - в произношении звуков "с", "з", "ц"

(свистящие),

"ш",

"ж",

"ч",

"щ"

(шипящие).

(свистящие),

"ш",

"ж",

"ч",

"щ"

(шипящие).

Нарушения произношения звука "р" чрезвычайно разнообразны. Это отсутствие "р":

Нарушения произношения звука "р" чрезвычайно разнообразны. Это отсутствие "р":

"ука" (рука) "коова" (корова), "ша" (шар); картавое "р", носовое "р": звук "р"

"ука" (рука) "коова" (корова), "ша" (шар); картавое "р", носовое "р": звук "р"

заменяется носовым "нг". Очень часто звук "р" заменяется звуками "л", "т", "д", "г",

заменяется носовым "нг". Очень часто звук "р" заменяется звуками "л", "т", "д", "г",

"й". Например, "лука" или "йюка" (рука), "колова" или "койова" (корова) и т. д.

"й". Например, "лука" или "йюка" (рука), "колова" или "койова" (корова) и т. д.

Другой

трудный

звук

-

"л".

Недостатки

его

произношения

почти

так

же

Другой

трудный

звук

-

"л".

Недостатки

его

произношения

почти

так

же

многочисленны, как и звука "р". Здесь тоже отмечается отсутствие звука: "апа" (лапа),

многочисленны, как и звука "р". Здесь тоже отмечается отсутствие звука: "апа" (лапа),

"ошка" (ложка), "юди" (люди); встречается "двугубное" или губно-зубное "л": вместо

"ошка" (ложка), "юди" (люди); встречается "двугубное" или губно-зубное "л": вместо

"л" слышится звук, средний между "у" и "в" - "уампа" или "вампа" (лампа), "уошка"

"л" слышится звук, средний между "у" и "в" - "уампа" или "вампа" (лампа), "уошка"

или "вошка" (ложка); носовое "л", когда звук "л" заменяется носовым звуком "нг".

или "вошка" (ложка); носовое "л", когда звук "л" заменяется носовым звуком "нг".

Бывают и более редкие нарушения, например, звук "л" заменяется звуками "р", "д",

Бывают и более редкие нарушения, например, звук "л" заменяется звуками "р", "д",

"н",

"й",

"в"

и

т.

д.

"н",

"й",

"в"

и

т.

д.

В тех случаях, когда звук отсутствует или неправильно артикулируется, специально

В тех случаях, когда звук отсутствует или неправильно артикулируется, специально

подобранными

упражнениями

налаживают

правильный

уклад

артикуляторных

подобранными

упражнениями

налаживают

правильный

уклад

артикуляторных

органов для произношения этого звука. Если имеется упорная замена одного звука

органов для произношения этого звука. Если имеется упорная замена одного звука

другим, это свидетельствует о том, что у ребенка не только недостаточность

другим, это свидетельствует о том, что у ребенка не только недостаточность

артикуляторной функции, но и плохое различение звуков речи. В таких случаях

артикуляторной функции, но и плохое различение звуков речи. В таких случаях

наряду с упражнениями по исправлению артикуляции проводят и упражнения на

наряду с упражнениями по исправлению артикуляции проводят и упражнения на

распознавание

звуков

-

воспитание

фонематического

слуха.

распознавание

звуков

-

воспитание

фонематического

слуха.

Мы не приводим здесь тех упражнений, которые даются детям для устранения

Мы не приводим здесь тех упражнений, которые даются детям для устранения

дефектов произношения различных звуков, ибо в каждом отдельном случае логопед

дефектов произношения различных звуков, ибо в каждом отдельном случае логопед

учитывает степень нарушения, его особенности и в соответствии с этим дает указания.

учитывает степень нарушения, его особенности и в соответствии с этим дает указания.

Ни в коем случае не пытайтесь исправлять недостатки произношения у ребенка сами -

Ни в коем случае не пытайтесь исправлять недостатки произношения у ребенка сами -

здесь вам не обойтись без помощи специалиста (это относится не только к

здесь вам не обойтись без помощи специалиста (это относится не только к

нарушениям произношения, но и ко всем другим расстройствам, о которых речь будет

нарушениям произношения, но и ко всем другим расстройствам, о которых речь будет

дальше).

дальше).

Механические дислалии представляют собой более тяжелое расстройство: ведь

Механические дислалии представляют собой более тяжелое расстройство: ведь

правильное строение челюстей, зубов, языка, носоглотки необходимо не только для

правильное строение челюстей, зубов, языка, носоглотки необходимо не только для

правильного формирования речи, но и для полноценного питания, дыхания и т. д.

правильного формирования речи, но и для полноценного питания, дыхания и т. д.

Если нарушаются эти функции, ребенок часто болеет, его организм ослабевает. При

Если нарушаются эти функции, ребенок часто болеет, его организм ослабевает. При

механических дислалиях часто страдает не только артикуляция, но и понимание речи

механических дислалиях часто страдает не только артикуляция, но и понимание речи

других

людей,

так

как

эти

процессы

тесно

взаимосвязаны.

других

людей,

так

как

эти

процессы

тесно

взаимосвязаны.

При неправильном строении губы недостаточно подвижны, и, конечно, прежде всего

При неправильном строении губы недостаточно подвижны, и, конечно, прежде всего

будет страдать произношение губных звуков "п", "б", "м" и губно-зубных звуков "ф" и

будет страдать произношение губных звуков "п", "б", "м" и губно-зубных звуков "ф" и

"в". Плохая подвижность губ отражается и на произношении других звуков.

"в". Плохая подвижность губ отражается и на произношении других звуков.

При неправильности в строении зубов или их отсутствии страдает артикуляция звуков,

При неправильности в строении зубов или их отсутствии страдает артикуляция звуков,

образуемых

с

участием

передних

зубов,-

"с",

"з",

"ц"

и

т.

д.

образуемых

с

участием

передних

зубов,-

"с",

"з",

"ц"

и

т.

д.

Наиболее частым отклонением в строении челюстей бывает неправильный прикус.

Наиболее частым отклонением в строении челюстей бывает неправильный прикус.

Прикус - соответственное расположение зубов верхней полости по отношению к

Прикус - соответственное расположение зубов верхней полости по отношению к

зубам нижней. При правильном строении челюстей верхние резцы должны слегка

зубам нижней. При правильном строении челюстей верхние резцы должны слегка

прикрывать нижние, боковые коренные зубы при этом смыкаются. При неправильном

прикрывать нижние, боковые коренные зубы при этом смыкаются. При неправильном

прикусе верхняя или нижняя челюсть может выступать вперед, встречается так

прикусе верхняя или нижняя челюсть может выступать вперед, встречается так

называемый перекрестный прикус и т. д. Неправильный прикус нарушает жевание,

называемый перекрестный прикус и т. д. Неправильный прикус нарушает жевание,

дыхание (развивается привычка дышать ртом). Все эти отклонения в строении

дыхание (развивается привычка дышать ртом). Все эти отклонения в строении

челюстей могут привести к нарушениям артикуляции, о которых мы рассказывали при

челюстей могут привести к нарушениям артикуляции, о которых мы рассказывали при

описании функциональной дислалии, кроме того, часто получаются дополнительные

описании функциональной дислалии, кроме того, часто получаются дополнительные

звуки:

пришепетывание,

причмокивание

и

т.

д.

звуки:

пришепетывание,

причмокивание

и

т.

д.

Дефекты в строении челюстей, носоглотки влияют на форму лица, и дети болезненно

Дефекты в строении челюстей, носоглотки влияют на форму лица, и дети болезненно

переживают свои физические недостатки. Лечение должно начинаться с попытки

переживают свои физические недостатки. Лечение должно начинаться с попытки

выправить имеющийся физический дефект. Для этого нужно как можно раньше

выправить имеющийся физический дефект. Для этого нужно как можно раньше

обратиться к специалисту по челюстно-лицевой хирургии. Одновременно необходимо

обратиться к специалисту по челюстно-лицевой хирургии. Одновременно необходимо

посоветоваться с логопедом относительно того, какие упражнения для постановки

посоветоваться с логопедом относительно того, какие упражнения для постановки

звуков следует делать ребенку. Среди отклонений в развитии лицевого скелета часто

звуков следует делать ребенку. Среди отклонений в развитии лицевого скелета часто

встречается врожденное незаращение нёба (полное - по всей длине или неполное). В

встречается врожденное незаращение нёба (полное - по всей длине или неполное). В

настоящее время большинство специалистов признает в этих случаях необходимость

настоящее время большинство специалистов признает в этих случаях необходимость

раннего оперативного вмешательства. Пластическую операцию губы можно делать

раннего оперативного вмешательства. Пластическую операцию губы можно делать

уже в первые часы жизни ребенка. При расщелине нёба делают протез, который

уже в первые часы жизни ребенка. При расщелине нёба делают протез, который

закроет дефект; ребенок после этого сможет сосать. В дальнейшем такой протез

закроет дефект; ребенок после этого сможет сосать. В дальнейшем такой протез

поможет и правильному развитию артикуляции звуков. На втором году уже можно

поможет и правильному развитию артикуляции звуков. На втором году уже можно

делать пластическую операцию нёба. Родители не должны раздумывать, обращаться

делать пластическую операцию нёба. Родители не должны раздумывать, обращаться

ли к хирургу, не должны откладывать этого на более позднее время, "когда малыш

ли к хирургу, не должны откладывать этого на более позднее время, "когда малыш

подрастет". Большое значение имеют логопедические занятия, так как таким детям

подрастет". Большое значение имеют логопедические занятия, так как таким детям

очень важно поставить правильное дыхание и звучание голоса, обучить их

очень важно поставить правильное дыхание и звучание голоса, обучить их

артикуляции звуков. При расщелинах нёба логопедические занятия следует начинать

артикуляции звуков. При расщелинах нёба логопедические занятия следует начинать

до

операции

и

продолжать

после

нее.

до

операции

и

продолжать

после

нее.

Довольно часто встречается нарушение произношения звуков "р", "ш", "ж", "ч", "щ"

Довольно часто встречается нарушение произношения звуков "р", "ш", "ж", "ч", "щ"

при укорочении подъязычной связки ("уздечки"). Вопрос о том, подрезать ли уздечку,

при укорочении подъязычной связки ("уздечки"). Вопрос о том, подрезать ли уздечку,

решают в зависимости от того, насколько сильно уменьшен объем движений языка.

решают в зависимости от того, насколько сильно уменьшен объем движений языка.

Многие специалисты категорически возражают против оперативного лечения и

Многие специалисты категорически возражают против оперативного лечения и

рекомендуют

вибрационный

массаж

и

специальную

гимнастику

языка.

рекомендуют

вибрационный

массаж

и

специальную

гимнастику

языка.

К этой же группе заболеваний относят дизартрию, или расстройство членораздельной

К этой же группе заболеваний относят дизартрию, или расстройство членораздельной

речи, возникающее при травмах мозга, воспалительных процессах или нарушениях

речи, возникающее при травмах мозга, воспалительных процессах или нарушениях

мозгового кровообращения. Все движения, в том числе и артикуляторные, при этом

мозгового кровообращения. Все движения, в том числе и артикуляторные, при этом

очень замедленны, неловки. Жевание и глотание затруднено, поэтому часто

очень замедленны, неловки. Жевание и глотание затруднено, поэтому часто

наблюдается слюнотечение. Объем движений языка и губ ограничен: ребенок не

наблюдается слюнотечение. Объем движений языка и губ ограничен: ребенок не

может вытянуть губы трубочкой, оскалить зубы, надуть шеки. Голос тихий,

может вытянуть губы трубочкой, оскалить зубы, надуть шеки. Голос тихий,

глуховатый, иногда пропадает совсем. Темп речи медленный, с неравномерными

глуховатый, иногда пропадает совсем. Темп речи медленный, с неравномерными

паузами.Весь ход развития речи при дизартрии задержан, период лепета часто

паузами.Весь ход развития речи при дизартрии задержан, период лепета часто

отсутствует, к 2-3 годам появляются отдельные слова, а фразы (короткие, обычно

отсутствует, к 2-3 годам появляются отдельные слова, а фразы (короткие, обычно

неправильно построенные) ребенок начинает произносить лишь к 5-6 годам. Позднее

неправильно построенные) ребенок начинает произносить лишь к 5-6 годам. Позднее

запас слов увеличивается, речь развивается, но она остается неразборчивой, смазанной

запас слов увеличивается, речь развивается, но она остается неразборчивой, смазанной

и монотонной. Некоторые дефектологи считают, что дети с дизартрией являются

и монотонной. Некоторые дефектологи считают, что дети с дизартрией являются

умственно отсталыми. Большинство же находят, что у этих детей существует лишь

умственно отсталыми. Большинство же находят, что у этих детей существует лишь

задержка развития интеллекта, связанная с двигательными и речевыми нарушениями.

задержка развития интеллекта, связанная с двигательными и речевыми нарушениями.

При улучшении состояния такие дети могут хорошо учиться и проявлять нормальные

При улучшении состояния такие дети могут хорошо учиться и проявлять нормальные

умственные способности. Дети с дизартрией нуждаются в наблюдении невропатолога

умственные способности. Дети с дизартрией нуждаются в наблюдении невропатолога

(хотя бы периодическом). Поскольку это расстройство всегда является результатом

(хотя бы периодическом). Поскольку это расстройство всегда является результатом

заболевания мозга, его нужно длительно и терпеливо лечить. Такая же длительная и

заболевания мозга, его нужно длительно и терпеливо лечить. Такая же длительная и

терпеливая работа должна вестись и по выправлению речевых дефектов - конечно, под

терпеливая работа должна вестись и по выправлению речевых дефектов - конечно, под

руководством

логопеда.

руководством

логопеда.

Нарушения

ритма

и

темпа

речи.

Нарушения

ритма

и

темпа

речи.

Расстройства ритма и темпа речи бывают двух видов: несудорожного и

Расстройства ритма и темпа речи бывают двух видов: несудорожного и

судорожного характера. Нередко речь детей становится малопонятной, неразборчивой

судорожного характера. Нередко речь детей становится малопонятной, неразборчивой

вследствие того, что нарушается ее темп: она или очень замедляется, или очень

вследствие того, что нарушается ее темп: она или очень замедляется, или очень

ускоряется - это нарушения несудорожного характера. Замедление речи имеет в своей

ускоряется - это нарушения несудорожного характера. Замедление речи имеет в своей

основе усиление тормозного процесса. Здесь может быть растянутое, замедленное

основе усиление тормозного процесса. Здесь может быть растянутое, замедленное

произношение звуков в слове, паузы между ними - ребенок произносит слова почти по

произношение звуков в слове, паузы между ними - ребенок произносит слова почти по

слогам ("ви...зу...со... ба...а ку..."); может быть удлинение пауз между словами

слогам ("ви...зу...со... ба...а ку..."); может быть удлинение пауз между словами

("дай...мне...руку..."). Речь монотонная, тягучая, вызывает напряжение и утомление у

("дай...мне...руку..."). Речь монотонная, тягучая, вызывает напряжение и утомление у

слушающих, но сами дети обычно своего дефекта не замечают. Лечение заключается в

слушающих, но сами дети обычно своего дефекта не замечают. Лечение заключается в

применении

тонизирующих

средств,

лечебной

гимнастики

и

занятиях

по

применении

тонизирующих

средств,

лечебной

гимнастики

и

занятиях

по

логопедической ритмике. Ускорение темпа речи связано с преобладанием у ребенка

логопедической ритмике. Ускорение темпа речи связано с преобладанием у ребенка

процесса возбуждения. Убыстрение темпа речи сочетается с быстрым темпом всех

процесса возбуждения. Убыстрение темпа речи сочетается с быстрым темпом всех

двигательных реакций. Когда эти дети волнуются, то получается еще большее

двигательных реакций. Когда эти дети волнуются, то получается еще большее

ускорение речи, проглатывание, перестановка слогов и т. д. Лечение таких детишек

ускорение речи, проглатывание, перестановка слогов и т. д. Лечение таких детишек

заключается прежде всего в том, что нужно снизить их общую возбудимость (с

заключается прежде всего в том, что нужно снизить их общую возбудимость (с

помощью лекарств, физиотерапии). В развитии расстройств темпа речи большую роль

помощью лекарств, физиотерапии). В развитии расстройств темпа речи большую роль

играет подражание. Поэтому, если у вас в семье кто-нибудь имеет нарушение ритма и

играет подражание. Поэтому, если у вас в семье кто-нибудь имеет нарушение ритма и

темпа речи (а обычно это так и бывает), то обязательно надо лечиться и этому

темпа речи (а обычно это так и бывает), то обязательно надо лечиться и этому

человеку,

иначе

у

ребенка

будут

все

время

возникать

рецидивы.

человеку,

иначе

у

ребенка

будут

все

время

возникать

рецидивы.

Заикание

Заикание

- расстройство ритма и темпа речи с судорожным спазмом речевых

- расстройство ритма и темпа речи с судорожным спазмом речевых

мышц. Оно проявляется в двух формах - так называемое заикание развития и

мышц. Оно проявляется в двух формах - так называемое заикание развития и

реактивное заикание. Заикание развития наблюдается в раннем детстве, когда ребенок

реактивное заикание. Заикание развития наблюдается в раннем детстве, когда ребенок

еще плохо говорит, имеет немало дефектов артикуляции. Если с малышом в это время

еще плохо говорит, имеет немало дефектов артикуляции. Если с малышом в это время

разговаривают, учат его трудным словам, фразам, то он может начать заикаться. Так,

разговаривают, учат его трудным словам, фразам, то он может начать заикаться. Так,

Юра П. в возрасте 2 лет 10 месяцев декламировал много стихотворений, пел песенки,

Юра П. в возрасте 2 лет 10 месяцев декламировал много стихотворений, пел песенки,

постоянно вовлекался родителями в разговор и смешил всех употреблением таких

постоянно вовлекался родителями в разговор и смешил всех употреблением таких

"взрослых" слов, как "немыслимо", "договорились" и т. п. И вот однажды, рассказывая

"взрослых" слов, как "немыслимо", "договорились" и т. п. И вот однажды, рассказывая

маме, как он с бабушкой гулял и ел мороженое, Юра вдруг споткнулся на этом слове:

маме, как он с бабушкой гулял и ел мороженое, Юра вдруг споткнулся на этом слове:

"М-мо... м-мо .." - и дальше начал говорить с заиканием. Подчас родители не могут

"М-мо... м-мо .." - и дальше начал говорить с заиканием. Подчас родители не могут

указать определенный момент начала заикания - оно развивается постепенно. В основе

указать определенный момент начала заикания - оно развивается постепенно. В основе

развития такой формы заикания лежит перевозбуждение речевых зон мозга ребенка.

развития такой формы заикания лежит перевозбуждение речевых зон мозга ребенка.

Поэтому первой мерой должно быть прекращение всяких разговоров с ребенком.

Поэтому первой мерой должно быть прекращение всяких разговоров с ребенком.

Нужно успокоить малыша, не разрешать ему говорить, и самим ограничить разговор с

Нужно успокоить малыша, не разрешать ему говорить, и самим ограничить разговор с

ним. Иногда такой "режим молчания" в течение 7-10 дней выправляет положение.

ним. Иногда такой "режим молчания" в течение 7-10 дней выправляет положение.

Иногда же расстройство оказывается довольно стойким. Как только у ребенка

Иногда же расстройство оказывается довольно стойким. Как только у ребенка

возникло заикание, нужно обратиться к логопеду и строго выполнять все его указания.

возникло заикание, нужно обратиться к логопеду и строго выполнять все его указания.

Реактивное заикание (которое развивается как реакция на какое-то сильное

Реактивное заикание (которое развивается как реакция на какое-то сильное

воздействие) чаще всего бывает следствием испуга, психической травмы (тяжелые

воздействие) чаще всего бывает следствием испуга, психической травмы (тяжелые

конфликты в семье) или истощающих длительных болезней. Обычно все дети

конфликты в семье) или истощающих длительных болезней. Обычно все дети

переживают когда-нибудь испуг, переносят более или менее тяжелые инфекции,

переживают когда-нибудь испуг, переносят более или менее тяжелые инфекции,

бывают свидетелями конфликтов в семье. Однако заикание возникает лишь у

бывают свидетелями конфликтов в семье. Однако заикание возникает лишь у

сравнительно небольшой части ребят. Вот почему врачи считают, что заикаться

сравнительно небольшой части ребят. Вот почему врачи считают, что заикаться

начинают дети, имеющие предрасположение к этому, - очевидно, дети с некоторой

начинают дети, имеющие предрасположение к этому, - очевидно, дети с некоторой

конституциональной слабостью нервной системы. Действительно, у заикающихся

конституциональной слабостью нервной системы. Действительно, у заикающихся

детей обычно можно видеть и другие признаки невротического состояния: плохой

детей обычно можно видеть и другие признаки невротического состояния: плохой

аппетит, беспокойный сон, ночные страхи, недержание мочи и т. д. Специалисты по

аппетит, беспокойный сон, ночные страхи, недержание мочи и т. д. Специалисты по

лечению заикания, например С. С. Ляпидевский, счита, что развитие заикания всегда

лечению заикания, например С. С. Ляпидевский, счита, что развитие заикания всегда

имеет в основе ослабленную кору: на этом фоне сильные отрицательные воздействия

имеет в основе ослабленную кору: на этом фоне сильные отрицательные воздействия

вызывают срыв нервной деятельности - развитие невроза, одним из проявлений

вызывают срыв нервной деятельности - развитие невроза, одним из проявлений

которого и будет заикание. При лечении заикания наряду с логопедической

которого и будет заикание. При лечении заикания наряду с логопедической

необходима и медицинская помощь. Заикающийся ребенок обязательно должен

необходима и медицинская помощь. Заикающийся ребенок обязательно должен

находиться под наблюдением невропатолога. Как показывает опыт, наиболее

находиться под наблюдением невропатолога. Как показывает опыт, наиболее

успешным

является

лечение

заикания

в

стационаре.

успешным

является

лечение

заикания

в

стационаре.

Мы уже говорили о том, что здесь не будем касаться ни методов лечения, ни характера

Мы уже говорили о том, что здесь не будем касаться ни методов лечения, ни характера

упражнений, которые применяются при лечении тех или иных расстройств речи,

упражнений, которые применяются при лечении тех или иных расстройств речи,

чтобы родители не пытались начинать лечить ребенка без совета логопеда и врача. Но

чтобы родители не пытались начинать лечить ребенка без совета логопеда и врача. Но

вот о профилактике развития заикания у детей мы можем поговорить - это как раз то,

вот о профилактике развития заикания у детей мы можем поговорить - это как раз то,

о

чем

следует

заботиться

семье

и

детскому

учреждению.

о

чем

следует

заботиться

семье

и

детскому

учреждению.

У ребят спокойных, уравновешенных заикание наблюдается крайне редко, значит,

У ребят спокойных, уравновешенных заикание наблюдается крайне редко, значит,

особое внимание нужно уделить так называемым нервным детям - это им угрожает

особое внимание нужно уделить так называемым нервным детям - это им угрожает

развитие речевых неврозов, и в первую очередь заикания. Для таких детей особенно

развитие речевых неврозов, и в первую очередь заикания. Для таких детей особенно

важно установить твердый режим, следить, чтобы они достаточно спали, не

важно установить твердый режим, следить, чтобы они достаточно спали, не

переутомлялись. Надо создать для них спокойную обстановку в семье, детском саду

переутомлялись. Надо создать для них спокойную обстановку в семье, детском саду

или школе: дети одинаково тяжело переживают как грубое обращение с ними, так и

или школе: дети одинаково тяжело переживают как грубое обращение с ними, так и

ссоры, конфликты между близкими. Относительно маленьких детишек нужно, кроме

ссоры, конфликты между близкими. Относительно маленьких детишек нужно, кроме

того, соблюдать осторожность в речевых нагрузках: если ребенок возбудим, плаксив,

того, соблюдать осторожность в речевых нагрузках: если ребенок возбудим, плаксив,

беспокойно спит и т. п , не следует слишком много читать ему, рассказывать, не

беспокойно спит и т. п , не следует слишком много читать ему, рассказывать, не

следует торопиться учить его трудным словам, сложным фразам, особенно если у него

следует торопиться учить его трудным словам, сложным фразам, особенно если у него

имеется еще "физиологическое косноязычие". На фоне неотработанной артикуляции

имеется еще "физиологическое косноязычие". На фоне неотработанной артикуляции

обилие новых трудных слов легко приведет к "срыву" нервной деятельности. С нашей

обилие новых трудных слов легко приведет к "срыву" нервной деятельности. С нашей

точки зрения, профилактика заикания у нервных детей является чрезвычайно важной

точки зрения, профилактика заикания у нервных детей является чрезвычайно важной

задачей. Если родители вынуждены будут соблюдать все эти условия, когда беда

задачей. Если родители вынуждены будут соблюдать все эти условия, когда беда

случилась - ребенок начал заикаться, то, право же, легче принять нужные меры

случилась - ребенок начал заикаться, то, право же, легче принять нужные меры

заранее и постараться уберечь малыша от развития у него речевого невроза. Следует

заранее и постараться уберечь малыша от развития у него речевого невроза. Следует

иметь в виду, что заикание часто возобновляется после лечения. Причины рецидива

иметь в виду, что заикание часто возобновляется после лечения. Причины рецидива

заикания те же, что и причины, первоначально его вызвавшие: конфликты в семье и

заикания те же, что и причины, первоначально его вызвавшие: конфликты в семье и

школе, переутомление, ослабляющие инфекции. Следовательно, и рецидивы заикания

школе, переутомление, ослабляющие инфекции. Следовательно, и рецидивы заикания

могут быть предупреждены, если окружающие люди постараются создать для ребенка

могут быть предупреждены, если окружающие люди постараются создать для ребенка

спокойную обстановку. (По данным профессора С. С. Ляпидевского, в отдаленные

спокойную обстановку. (По данным профессора С. С. Ляпидевского, в отдаленные

сроки после лечения хорошая речь сохраняется у 28% детей, несколько ухудшается

сроки после лечения хорошая речь сохраняется у 28% детей, несколько ухудшается

речь у 26,2%, наступает существенное ухудшение у 25,3% и возобновляется заикание

речь у 26,2%, наступает существенное ухудшение у 25,3% и возобновляется заикание

у 20,4% детей Значит, у 54,2% больных состояние речи оказалось вполне

у 20,4% детей Значит, у 54,2% больных состояние речи оказалось вполне

удовлетворительным

и

в

отдаленные

сроки

после

лечения).

удовлетворительным

и

в

отдаленные

сроки

после

лечения).

Нарушения

слуха

и

связанные

с

ними

расстройства

речи.

Нарушения

слуха

и

связанные

с

ними

расстройства

речи.

До сих пор мы говорили о таких нарушениях речевой функции, при которых слух

До сих пор мы говорили о таких нарушениях речевой функции, при которых слух

ребенка не страдает. Между тем даже небольшое ухудшение слуха приводит к

ребенка не страдает. Между тем даже небольшое ухудшение слуха приводит к

задержке развития речи. Если же в этот период имеется значительная потеря слуха,

задержке развития речи. Если же в этот период имеется значительная потеря слуха,

речь ребенка совсем не будет развиваться. Когда хотят выяснить, слышит ли

речь ребенка совсем не будет развиваться. Когда хотят выяснить, слышит ли

маленький ребенок, то прежде всего проверяют, как он реагирует на звуки средней

маленький ребенок, то прежде всего проверяют, как он реагирует на звуки средней

громкости и громкие: разговор, крик, звонок. Если малыш не оборачивается на эти

громкости и громкие: разговор, крик, звонок. Если малыш не оборачивается на эти

звуки, то с большой долей вероятности можно сказать, что он глух. Однако если вы

звуки, то с большой долей вероятности можно сказать, что он глух. Однако если вы

хлопнули дверью или похлопали в ладоши и ребенок дал реакцию - это вовсе не

хлопнули дверью или похлопали в ладоши и ребенок дал реакцию - это вовсе не

доказательство наличия у него слуха, так как это будет реакция на вибрацию воздуха,

доказательство наличия у него слуха, так как это будет реакция на вибрацию воздуха,

а не на звук. Для более старших ребятишек - около пяти месяцев и более - хорошей

а не на звук. Для более старших ребятишек - около пяти месяцев и более - хорошей

пробой является такая: ребенку дают две одинаковые звучащие игрушки - две дудки,

пробой является такая: ребенку дают две одинаковые звучащие игрушки - две дудки,

две резиновые птички, две шарманки и т. д. Одна из них исправна и звучит, другая -

две резиновые птички, две шарманки и т. д. Одна из них исправна и звучит, другая -

испорчена. Если ребенок слышит, он всегда выбирает звучащую игрушку, глухой же

испорчена. Если ребенок слышит, он всегда выбирает звучащую игрушку, глухой же

ребенок играет обеими игрушками или обе оставляет без внимания. При малейшем

ребенок играет обеими игрушками или обе оставляет без внимания. При малейшем

подозрении на нарушение слуха у ребенка нужно обратиться к врачу. У детей

подозрении на нарушение слуха у ребенка нужно обратиться к врачу. У детей

примерно с 5 лет имеется возможность очень точного определения того, в каких

примерно с 5 лет имеется возможность очень точного определения того, в каких

пределах потерян слух, с помощью специального прибора - аудиометра. Аудиометр

пределах потерян слух, с помощью специального прибора - аудиометра. Аудиометр

позволяет

выяснить,

какие

звуковые

колебания

и

при

какой

силе

ребенок

позволяет

выяснить,

какие

звуковые

колебания

и

при

какой

силе

ребенок

воспринимает. (Частоту колебаний звука в секунду определяют в особых единицах -

воспринимает. (Частоту колебаний звука в секунду определяют в особых единицах -

герцах, а силу его - в децибелах.) При обследовании слуха с помощью аудиометра

герцах, а силу его - в децибелах.) При обследовании слуха с помощью аудиометра

вычерчивают кривую: по горизонтали откладываются те звуковые частоты, в пределах

вычерчивают кривую: по горизонтали откладываются те звуковые частоты, в пределах

которых больной слышит, а по вертикали - силу звуков, при которой они

которых больной слышит, а по вертикали - силу звуков, при которой они

воспринимаются. Потеря слуха характеризуется обоими этими показателями. Обычно

воспринимаются. Потеря слуха характеризуется обоими этими показателями. Обычно

люди говорят с громкостью (т. е силой звуков) в 20-40 децибелов (дб), а частота

люди говорят с громкостью (т. е силой звуков) в 20-40 децибелов (дб), а частота

звуковых колебаний находится в пределах от 250 до 2000 герц (гц) - это называют

звуковых колебаний находится в пределах от 250 до 2000 герц (гц) - это называют

"зоной речевых частот". Глухота не означает, что ухо не улавливает никаких звуков:

"зоной речевых частот". Глухота не означает, что ухо не улавливает никаких звуков:

какие-то остатки слуха всегда есть. Но беда в том, что они могут быть восприняты

какие-то остатки слуха всегда есть. Но беда в том, что они могут быть восприняты

лишь при очень большой силе звука - в 80-100 дб (нужно сказать, что 80 дб - это крик,

лишь при очень большой силе звука - в 80-100 дб (нужно сказать, что 80 дб - это крик,

а 100 дб - фортиссимо большого оркестра). В зависимости от того, каковы остатки

а 100 дб - фортиссимо большого оркестра). В зависимости от того, каковы остатки

слуха у ребенка, и ведется с ним дальнейшая работа. Очень большое значение имеет

слуха у ребенка, и ведется с ним дальнейшая работа. Очень большое значение имеет

возраст, когда ребенок потерял слух. Чем раньше это случилось, тем тяжелее это

возраст, когда ребенок потерял слух. Чем раньше это случилось, тем тяжелее это

сказывается на речи. Дети, родившиеся глухими и потерявшие слух на втором-третьем

сказывается на речи. Дети, родившиеся глухими и потерявшие слух на втором-третьем

году жизни, будут немыми, они не могут овладеть речью без специального обучения.

году жизни, будут немыми, они не могут овладеть речью без специального обучения.

Но речевой аппарат этих детей обычно в порядке, у них нет поражения речевых

Но речевой аппарат этих детей обычно в порядке, у них нет поражения речевых

отделов мозга, поэтому при правильных занятиях умственное развитие этих детей

отделов мозга, поэтому при правильных занятиях умственное развитие этих детей

будет нормальным, а позднее у них ставится и звуковая речь. Дети, потерявшие слух в

будет нормальным, а позднее у них ставится и звуковая речь. Дети, потерявшие слух в

5-6 лет, теряют речь лишь в редких случаях, а оглохшие в 7-11 лет сохраняют речь

5-6 лет, теряют речь лишь в редких случаях, а оглохшие в 7-11 лет сохраняют речь

полностью. Затруднения в овладении речью возникают уже при снижении слуха на 15-

полностью. Затруднения в овладении речью возникают уже при снижении слуха на 15-

20 дб - такие случаи называют не глухотой, а тугоухостью. Эти дети тоже требуют

20 дб - такие случаи называют не глухотой, а тугоухостью. Эти дети тоже требуют

специального

лечения

и

обучения.

специального

лечения

и

обучения.

Тугоухость и даже глухота совсем не свидетельствуют о том, что ребенок обречен на

Тугоухость и даже глухота совсем не свидетельствуют о том, что ребенок обречен на

задержку умственного развития. Можно привести большое количество примеров,

задержку умственного развития. Можно привести большое количество примеров,

когда, несмотря на тяжелую тугоухость, приближающуюся к глухоте, дети могли

когда, несмотря на тяжелую тугоухость, приближающуюся к глухоте, дети могли

обучаться в массовой школе. Но это те случаи, когда родители рано обращались к

обучаться в массовой школе. Но это те случаи, когда родители рано обращались к

логопеду и упорно занимались с ребятами. Родители получают очень подробную

логопеду и упорно занимались с ребятами. Родители получают очень подробную

инструкцию и обучают ребенка (обучаясь вместе с ним) зрительному восприятию речи

инструкцию и обучают ребенка (обучаясь вместе с ним) зрительному восприятию речи

("чтению" мимики говорящего человека) и восприятию тактильно-вибрационной

("чтению" мимики говорящего человека) и восприятию тактильно-вибрационной

чувствительности (произнесение гласных и звонких согласных сопровождается

чувствительности (произнесение гласных и звонких согласных сопровождается

вибрацией гортани, которую можно ощутить рукой). Это требует много времени

вибрацией гортани, которую можно ощутить рукой). Это требует много времени

и усилий со стороны семьи, но обеспечивает правильное развитие ребенка. Примерно

и усилий со стороны семьи, но обеспечивает правильное развитие ребенка. Примерно

та же работа проводится и с глухими детьми, но их обучение, как правило,

та же работа проводится и с глухими детьми, но их обучение, как правило,

осуществляется в специальных школах. Главное, что хотелось бы здесь подчеркнуть:

осуществляется в специальных школах. Главное, что хотелось бы здесь подчеркнуть:

при своевременном обращении к логопеду и систематических занятиях тугоухий и

при своевременном обращении к логопеду и систематических занятиях тугоухий и

глухой ребенок вырастет полноценным человеком, поэтому родители не должны

глухой ребенок вырастет полноценным человеком, поэтому родители не должны

падать духом. Надо настроить себя и ребенка на спокойную длительную работу,

падать духом. Надо настроить себя и ребенка на спокойную длительную работу,

которая,

как

правило,

завершается

успехом.

которая,

как

правило,

завершается

успехом.

Недоразвитие

речи

и

утрата

имевшейся

речи.

Недоразвитие

речи

и

утрата

имевшейся

речи.

Недоразвитие речевой деятельности (алалия) является или следствием того, что

Недоразвитие речевой деятельности (алалия) является или следствием того, что

созревание нервных клеток речевой зоны левого полушария в силу каких-то причин

созревание нервных клеток речевой зоны левого полушария в силу каких-то причин

запаздывает, или результатом раннего поражения этих клеток при инфекциях,

запаздывает, или результатом раннего поражения этих клеток при инфекциях,

интоксикациях, родовых травмах или травмах вскоре после рождения. Утрата речи

интоксикациях, родовых травмах или травмах вскоре после рождения. Утрата речи

(афазия) происходит при очаговых поражениях речевых зон коры мозга у детей или

(афазия) происходит при очаговых поражениях речевых зон коры мозга у детей или

взрослых людей, речь которых уже была сформирована. Алалии разделяют на

взрослых людей, речь которых уже была сформирована. Алалии разделяют на

моторную, когда страдает речь самого ребенка, и сенсорную, когда нарушается

моторную, когда страдает речь самого ребенка, и сенсорную, когда нарушается

понимание речи других людей. Обычно на практике у ребенка выделяется лишь

понимание речи других людей. Обычно на практике у ребенка выделяется лишь

преобладание моторных или сенсорных нарушений. Моторная и сенсорная алалия в

преобладание моторных или сенсорных нарушений. Моторная и сенсорная алалия в

чистом

виде

почти

не

встречается.

чистом

виде

почти

не

встречается.

У детей, страдающих алалией, речь развивается поздно, запас слов пополняется

У детей, страдающих алалией, речь развивается поздно, запас слов пополняется

медленно, и используются в речи они неправильно. Ребенок часто ищет нужную

медленно, и используются в речи они неправильно. Ребенок часто ищет нужную

последовательность звуков в слове, но не может ее найти: это приводит к

последовательность звуков в слове, но не может ее найти: это приводит к

многократным

повторениям,

перестановке

слогов,

искажению

слов.

многократным

повторениям,

перестановке

слогов,

искажению

слов.

"Мунека...магак.ч...магага", - мучительно подбирает звукосочетания пятилетний

"Мунека...магак.ч...магага", - мучительно подбирает звукосочетания пятилетний

Гриша, пытаясь сказать слово "бумага". Дети-алалики не изменяют слова по числам,

Гриша, пытаясь сказать слово "бумага". Дети-алалики не изменяют слова по числам,

падежам, в их речи отсутствуют связки и т. д., поэтому в 7-8 лет ребенок говорит как

падежам, в их речи отсутствуют связки и т. д., поэтому в 7-8 лет ребенок говорит как

двух-трехлетний: "Катя гуляет садик", "книга бах стол пол".

двух-трехлетний: "Катя гуляет садик", "книга бах стол пол".

Дети с алалией обычно плохо учатся. Им трудно дается последовательность

Дети с алалией обычно плохо учатся. Им трудно дается последовательность

произнесения звуков, поэтому они плохо читают, а плохая техника чтения мешает

произнесения звуков, поэтому они плохо читают, а плохая техника чтения мешает

пониманию читаемого. У детей-алаликов наблюдается недостаточное развитие

пониманию читаемого. У детей-алаликов наблюдается недостаточное развитие

моторики - они малоподвижны, неловки, медлительны. Многие из них с большим

моторики - они малоподвижны, неловки, медлительны. Многие из них с большим

трудом могут научиться одеваться, причесываться и т. д. Тонкие движения пальцев

трудом могут научиться одеваться, причесываться и т. д. Тонкие движения пальцев

рук неразвиты, некоординированны. Поскольку имеется недоразвитие речевых

рук неразвиты, некоординированны. Поскольку имеется недоразвитие речевых

областей мозга, в работе с детьми-алаликами нужно использовать другие области

областей мозга, в работе с детьми-алаликами нужно использовать другие области

мозга, более полноценные - слуховые, зрительные или осязательные и в

мозга, более полноценные - слуховые, зрительные или осязательные и в

занятияхопираться главным образом на них. Обычно у этих детишек имеются более

занятияхопираться главным образом на них. Обычно у этих детишек имеются более

или менее выраженные невротические наслоения. Это тоже требует лечения. Нужно

или менее выраженные невротические наслоения. Это тоже требует лечения. Нужно

обратить внимание на развитие общей моторики; логопеды здесь отмечают особенно

обратить внимание на развитие общей моторики; логопеды здесь отмечают особенно

благотворное влияние занятий по ритмике. С нашей точки зрения, очень большое

благотворное влияние занятий по ритмике. С нашей точки зрения, очень большое

влияние должна также оказать тренировка тонких движений пальцев рук (наверняка,

влияние должна также оказать тренировка тонких движений пальцев рук (наверняка,

вы слышали о тесной связи функций пальцев рук и речи?). В более легких случаях

вы слышали о тесной связи функций пальцев рук и речи?). В более легких случаях

алалии родители с помощью логопеда сами могут справиться с расстройством речи

алалии родители с помощью логопеда сами могут справиться с расстройством речи

ребенка. В более тяжелых случаях нужно помещать ребенка в специальные лечебные

ребенка. В более тяжелых случаях нужно помещать ребенка в специальные лечебные

учреждения. За 3-4 месяца лечения и обучения ребенка в стационаре у детей 5-6 лет с

учреждения. За 3-4 месяца лечения и обучения ребенка в стационаре у детей 5-6 лет с

отсутствием многих звуков, с отдельными лепетными словами появляется речь

отсутствием многих звуков, с отдельными лепетными словами появляется речь

фразами (конечно, простыми, типа "дети идут в школу", "Валя, на книгу"), словарь

фразами (конечно, простыми, типа "дети идут в школу", "Валя, на книгу"), словарь

увеличивается на несколько десятков слов, ребята заучивают стихотворения. При

увеличивается на несколько десятков слов, ребята заучивают стихотворения. При

афазии, как и при алалии, нарушения обычно носят смешанный характер, однако, как

афазии, как и при алалии, нарушения обычно носят смешанный характер, однако, как

правило, преобладает потеря способности понимать чужую речь или способности

правило, преобладает потеря способности понимать чужую речь или способности

артикулировать слова .Афазия, даже очень тяжелая, проходит у детей сравнительно

артикулировать слова .Афазия, даже очень тяжелая, проходит у детей сравнительно

быстро, если устранена основная причина расстройства речи - удалена опухоль мозга,

быстро, если устранена основная причина расстройства речи - удалена опухоль мозга,

рассосалось кровоизлияние после травмы и т. д. Восстановление речи

рассосалось кровоизлияние после травмы и т. д. Восстановление речи

происходит у детей не только быстрее, но и полнее, чем у взрослых людей.

происходит у детей не только быстрее, но и полнее, чем у взрослых людей.

Однако нельзя полагаться только на высокие восстановительные способности

Однако нельзя полагаться только на высокие восстановительные способности

детского мозга. Нужно лечить малыша и нужно с ним заниматься. В остром

детского мозга. Нужно лечить малыша и нужно с ним заниматься. В остром

периоде лучше поместить ребенка в стационар, где он получит постоянное

периоде лучше поместить ребенка в стационар, где он получит постоянное

медицинское наблюдение, когда же состояние улучшится, можно лечить его

медицинское наблюдение, когда же состояние улучшится, можно лечить его

амбулаторно,

одновременно

проводя

с

ним

логопедические

занятия.

амбулаторно,

одновременно

проводя

с

ним

логопедические

занятия.

В

заключение

хочется

подвести

небольшой

итог.

В

заключение

хочется

подвести

небольшой

итог.

Психическое здоровье ребенка, в том числе и развитие у него полноценной

Психическое здоровье ребенка, в том числе и развитие у него полноценной

речи, во многом зависит от внимания и заботы семьи. Логопеды утверждают,

речи, во многом зависит от внимания и заботы семьи. Логопеды утверждают,

что 80% случаев заикания - невротического происхождения, а это значит, что

что 80% случаев заикания - невротического происхождения, а это значит, что

нужно принимать меры к лечению любых невротических проявлений, снижению

нужно принимать меры к лечению любых невротических проявлений, снижению

возбудимости

детей.

Разве

установление

режима,

создание

спокойной

возбудимости

детей.

Разве

установление

режима,

создание

спокойной

обстановки, общее укрепление нервной системы не в наших руках?! Подумайте,

обстановки, общее укрепление нервной системы не в наших руках?! Подумайте,

какой огромный процент речевых неврозов можно предупредить, если взрослые

какой огромный процент речевых неврозов можно предупредить, если взрослые

достаточно почувствуют свою ответственность за это! Еще один вопрос. Когда

достаточно почувствуют свою ответственность за это! Еще один вопрос. Когда

мы говорили о лечении разных форм речевых расстройств, то все время

мы говорили о лечении разных форм речевых расстройств, то все время

подчеркивали необходимость длительной и систематической работы с ребенком.

подчеркивали необходимость длительной и систематической работы с ребенком.

Это - основное условие, которое поможет вам справиться с бедой, если она

Это - основное условие, которое поможет вам справиться с бедой, если она

случилась. Конечно, oт родителей и всех, кто работает с ребенком, требуется

случилась. Конечно, oт родителей и всех, кто работает с ребенком, требуется

большое терпение и самодисциплина. Взрослые должны обратить самое

большое терпение и самодисциплина. Взрослые должны обратить самое

серьезное внимание на состояние своей собственной нервной системы -

серьезное внимание на состояние своей собственной нервной системы -

невротический ребенок всегда приходит из невротической семьи. И если ребенка

невротический ребенок всегда приходит из невротической семьи. И если ребенка

лечат, а дома он попадает в напряженную обстановку, где говорят на

лечат, а дома он попадает в напряженную обстановку, где говорят на

повышенных тонах, часты конфликты, люди нетерпеливы, резки, то результат

повышенных тонах, часты конфликты, люди нетерпеливы, резки, то результат

лечения будет плохой. Взрослые не только в своих интересах, но и в интересах

лечения будет плохой. Взрослые не только в своих интересах, но и в интересах

ребенка

должны

бороться

со

своими

неврозами,

брать

себя

ребенка

должны

бороться

со

своими

неврозами,

брать

себя

в руки и сдерживаться от проявлений отрицательных эмоции, плохого

в руки и сдерживаться от проявлений отрицательных эмоции, плохого

самочувствия. Дислалии, дизартрии, нарушения темпа и ритма речи, алалии,

самочувствия. Дислалии, дизартрии, нарушения темпа и ритма речи, алалии,

афазии - со всеми этими расстройствами можно справиться полностью или

афазии - со всеми этими расстройствами можно справиться полностью или

добиться значительного улучшения состояния речи ребенка, но вы должны

добиться значительного улучшения состояния речи ребенка, но вы должны

помогать малышу настойчиво, с любовью и верой в успех!

помогать малышу настойчиво, с любовью и верой в успех!

Подготовила : Шкарлупелова Т.А

Подготовила : Шкарлупелова Т.А



В раздел образования