Напоминание

ФГОС третьего поколения. Направления в воспитательно работе.


Автор: Ирина Владимировна Игнатченко
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа № 43"
Населённый пункт: город Рязань
Наименование материала: Использование краеведческого материала на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе
Тема: ФГОС третьего поколения. Направления в воспитательно работе.
Дата публикации: 06.01.2025
Раздел: начальное образование





Назад




Использование краеведческого материала на уроках и во

внеурочной деятельности в начальной школе

“Цель и задачи нашего воспитания должны быть

выведены не из чего-то абстрактного, незнакомого каждому

человеку, а из нашей истории, из нашей общественной жизни”

А. Макаренко

Новые реалии педагогической действительности объективно

создают

предпосылки

для

усовершенствования

учебно-

воспитательного

процесса

в

начальных

классах,

овладения

школьниками системой знаний, умений и навыков, необходимых

для дальнейшего успешного усвоения учебного материала в школе.

Именно поэтому значительный интерес представляет школьное

краеведение, которое способствует формированию научного опыта

у школьников, решению актуальных проблем обучения, воспитания

и

психического

развития

младших

школьников.

Возникает

необходимость развития у детей понимания взаимосвязи природных

процессов,

умения

видеть

местность

в

целом,

со

всеми

особенностями

её

природы,

жизни людей

и

хозяйственного

развития.

Природа

источник

здоровья

и

радости,

неоценимое

богатство,

поэтому

учить

видеть

красоту

родной

природы,

воспитывать бережное отношение к ней нужно начинать с раннего

детства. Природный материал лучше воспринимается учениками

именно во время экскурсий, потому что в работу включаются разные

органы ощущений. К. Ушинский подчёркивал, что прекрасный

пейзаж имеет такое большое воспитательное влияние на развитие

молодой души, с которым трудно тягаться влиянию педагога, что

день, проведённый ребёнком среди рощ и полей, достоин многих

недель,

проведённых

за

учебной

партой.

В

нашей

школе

традиционными стали посещения музеев, выставок, различных

мероприятий, направленных на изучение истории своего города,

знакомство с деятельностью выдающихся личностей рязанского

края. Полученную информацию учащиеся используют для создания

проектов и сообщений, которые представляют в классе и школе.

Темы разнообразны: «Что поведали нам наличники на

старинных домах», «Интересные названия торговых точек в городе

Рязани»,

«Старинные

рецепты

блюд

наших

бабушек»,

«Колыбельные песни рязанского края» и др.

Интересная работа одного из учеников класса «О чём

рассказала мне фотография из семейного альбома»

вдохновила

многих ребят к поиску интересных фактов о жизни старшего

поколения

во

время

Великой

отечественной

войны.

Данные

материалы были использованы при проведении уроков математики.

Мы заглянули

в прошлое, во времена Великой Отечественной

войны с точки зрения цифр. При решении задач у вас появилась

возможность вдуматься в цифры в них озвученные.

Например, составлены задания:

Всего за годы войны было призвано из Рязанской области

более 300 тыс. человек. Они сражались на всех фронтах Великой

Отечественной

войны.Родина

высоко

оценила

подвиг

наших

земляков. Сколько же наград было получено и каких?

Х + 27 = 401

Х= 384 (Герои Советского Союза Рязанского края)

469 : Х = 7

х= 67 (Кавалер ордена Славы)

Х

9= 144

Х=16 (навечно зачислены в списки личного состава воинских

частей)

Математический диктант

В ходе моего рассказа вы услышите числа, запишите эти

числа в строчку .

В результате упорного напряжённого труда тружеников тыла

за годы войны сельское хозяйство области поставило государству

более 65 млн. пудов зерна, около 55 млн. пудов картофеля, 11 млн.

пудов овощей, 3,5 млн. пудов мяса.Всего за годы войны колхозы,

совхозы и колхозники сдали сверх плана в фонд Красной Армии 3

млн. 20 тыс. пудов хлеба, 2 млн. 220 тыс. пудов картофеля и 76 тыс.

пудов овощей (65 000 000,55 000 000,11 000 000, 3 500 000, 3 020

000,2 220 000, 76 000.)

Очень часто на уроках русского языка и литературного чтения

я использую тексты из произведений наших писателей и поэтов -

земляков. Например, отрывки из стихотворений Я. Полонского

можно использовать при повторении правил орфографии:

Пахнет полем воздух чистый…

В бе...мятежной тиш..не

Песни птич..ки г..лосистой

Раздают..ся в выш..не. ( «Птичка»)

На скам..е, в т..ни прозрач..ной

Тихо шепч...щих листов,

Слышу — ноч.. идет, и — слышу

Переклич..ку п...тухов.(«Лунный свет»)

С

целью

приобщения

родителей

к

использованию

положительных примеров воспитания на основе национальных

традиций русского народа, пробуждения у родителей интереса к

процессу самообразования в области педагогических знаний

в

нашей школе разработаны интерактивные беседы с родителями

начальных

классов

"Воспитайте

в

семье

поэта,

гражданина,

Человека"

В основу таких бесед заложены интересные факты воспитания

в

семьях

знаменитых

рязанцев.

Это

помогает

родителям

проанализировать свои родительские поступки, заострить внимание

на положительных моментах воспитания ребёнка.

Например, воспитание семье поэта С.Есенина:

Младшая сестра Алекандра вспоминала: “Он (Есенин) был

очень опрятным человеком, по утрам подолгу полоскался в ванной и

очень часто мыл голову. Любил хорошо одеваться, его нельзя было

застать не

ряшливо оде

тым в любое

время дня. Это же

черту он

любил в других людях. Ему доставляло удовольствие

смотреть на

Катю, когда она была хорошо оде

та. Он любил е

ё и внешностью е

ё

Сергей был доволен».

А как в ваше

й семье

обстоят дела

с порядком и

чистотой? Давайте

проверим.

А вот отношение к матери в семье Якова Полонского:

«Мать моя была женщина редкой доброты… но в её любви

ко мне была какая-то сдержанность. Никогда она громко меня

не хвалила и никогда сразу не соглашалась на мои просьбы…

Впрочем, строгость её ко мне была не строгость, а скорее личина

строгости — я её, по совести сказать, мало боялся».

Подводя итог, следует отметить, что в

процессе развития

краеведческой деятельности создаются благоприятные условия, по

словам А. Макаренко, для «социального тренинга»

школьников,

который заключается в добрых поступках, делах и привычках.

Человеческую личность, её

характер, темперамент, трудовые и

умственные

навыки

следует

формировать

на

основе

того

краеведческого материала, которым богат родной регион.



В раздел образования