Напоминание

"Работа с историческими персоналиями"


Автор: Наталья Николаевна Гончарова
Должность: учитель общественных дисциплин
Учебное заведение: МБОУ "Новопогощенская СОШ"
Населённый пункт: Брянская область, посёлок Суземка
Наименование материала: статья
Тема: "Работа с историческими персоналиями"
Раздел: полное образование





Назад




Конспект выступления

«Подготовка к ЕГЭ: работа с историческими персоналиями на

уроках истории»

Учителя истории Гончаровой Н.Н.

Урок

истории

это

сложная

образовательная

система,

направленная

на

формирование у учащихся знаний, умений и ценностных отношений, на развитие ума,

воспитание чувств и свойств личности. Но при этом урок – это динамичная и

вариативная

форма

организации

обучения,

в

которой

отражаются

два

противоборствующих

элемента

нормативность

и

творчество.

Наибольшее

творчество

учитель

может

проявить

именно

при

проведении

повторительно-

обобщающих уроков.

Поэтому приёмы и формы работы, которые я сегодня продемонстрирую удобнее

всего применять на уроках повторного обобщения или на уроках-семинарах.

В настоящее время для успешного изучения предмета история необходимо

хорошее знание деятельности исторических персоналий. Особенно стало

востребовано в свете подготовки к экзаменационной работе в формате ЕГЭ

(ОГЭ). Для выполнения заданий ЕГЭ (ОГЭ) необходимо обладать навыками:

Определение авторства исторического источника

Узнавание личности по её по исторической деятельности

Узнавание личности по изображению

Отождествлять личность с эпохой и событиями

Составлять исторический портрет при написании сочинения

Сопоставлять личность/событие

Знать авторство памятников культуры и науки

Специфика подросткового восприятия такова, что для того, чтобы знания были

прочными, необходимо, чтобы исторический персонаж оставил в памяти

эмоциональный след. Поэтому изучение должно быть интересным для

учащегося.

Мною были разработаны некоторые приёмы на уроках и уроки, которые дают

возможность учителю активизировать интерес и внимание учащихся. Сегодня я

познакомлю уважаемых коллег со своим опытом работы.

Моими помощниками сегодня будут учащиеся 11б класса.

На обычных уроках мы изучаем историю, используя лекционно-семинарскую

систему на основе блочно-модульной технологии. Блок и модули выглядят

примерно так ( в зависимости от часов, выделяемых на изучение раздела)

Планирование раздела «Россия в XVII веке (10 класс)

модули

Деятельность на уроке

часы

1. Основные

направления

внутренней и

внешней политики

Урок-лекция

Составление опорного

конспекта по теме

1

2. Хронологическая

таблица событий

Смутного времени

и народных

движений

Урок практической

деятельности

Работа с текстом параграфов

по теме

1

3. Установление

причинно-

следственные

связи событий

Смутного времени

Комбинированны

й урок

Работа с текстом параграфов,

с текстом документов.

Беседа с учителем,

1

4. Исторические

персоналии

Комбинированны

й урок

Готовят Сообщения

Обсуждают роль личностей в

событиях данного периода

1

5. Повторительно-

обобщающий урок

Семинар, игра,

диспут, круглый

стол,

конференция)

Повторение пройденного

Контроль знаний учащихся

2

На своём мастер-классе продемонстрирую некоторые мои наработки и

практики которые я использую для изучения и закрепления материала

знакомства об исторических персоналиях.

1. Логическая цепочка

(решение логических цепочек)

Сущность задания состоит в том, чтобы в перечне исторических

личностей найти лишний элемент и объяснить своё решение.

2. Изображение исторических личностей в искусстве

Работа на уроках с исторической картиной или скульптурой

1)

Название события, дата.

2)

Участники события

3)

Причины, повод, этапы, особенности

4)

Итоги и значение события (для войн с указанием мира)

5)

Замысел художника

3.

Работа с политической карикатурой

Рассмотреть карикатуру и

1.

определить событие

2.

Определить персонажей

3.

Замысел художника. Какую идею (мысль) хотел донести художник?

4.

Составление «Странички» персоналии в социальной сети.

Учащиеся получают задание составить страничку персоналии в «Контакте». В ходе

занятия учащиеся работают с изображениями и текстовой информацией и должны

будут на листе ватмана оформить страничку по рубрикам:

1)

Изображение исторической личности

2)

Личная информация о деятеле ( биографическая информация)

3)

Фотоальбом исторической личности

(Помещаются только изображения (фотографии), которые имеют отношение к

деятельности исторической личности или его эпохе)

4)

Друзья (современники)

(Размещаются портреты соратников, друзей, членов семьи, коллег, а так же

современников, живших в той же стране).

5)

Сообщества: ( информация, которая может отражать увлечения, (хобби) или

возможный профессиональный интерес)

6)

Мои высказывания. Выбрать только высказывания (известные цитаты),

принадлежащие данному историческому лицу.



В раздел образования