Автор: Наталья Николаевна Гончарова
Должность: учитель общественных дисциплин
Учебное заведение: МБОУ "Новопогощенская СОШ"
Населённый пункт: Брянская область, посёлок Суземка
Наименование материала: статья
Тема: "Работа с историческими персоналиями"
Раздел: полное образование
Конспект выступления
«Подготовка к ЕГЭ: работа с историческими персоналиями на
уроках истории»
Учителя истории Гончаровой Н.Н.
Урок
истории
–
это
сложная
образовательная
система,
направленная
на
формирование у учащихся знаний, умений и ценностных отношений, на развитие ума,
воспитание чувств и свойств личности. Но при этом урок – это динамичная и
вариативная
форма
организации
обучения,
в
которой
отражаются
два
противоборствующих
элемента
–
нормативность
и
творчество.
Наибольшее
творчество
учитель
может
проявить
именно
при
проведении
повторительно-
обобщающих уроков.
Поэтому приёмы и формы работы, которые я сегодня продемонстрирую удобнее
всего применять на уроках повторного обобщения или на уроках-семинарах.
В настоящее время для успешного изучения предмета история необходимо
хорошее знание деятельности исторических персоналий. Особенно стало
востребовано в свете подготовки к экзаменационной работе в формате ЕГЭ
(ОГЭ). Для выполнения заданий ЕГЭ (ОГЭ) необходимо обладать навыками:
Определение авторства исторического источника
Узнавание личности по её по исторической деятельности
Узнавание личности по изображению
Отождествлять личность с эпохой и событиями
Составлять исторический портрет при написании сочинения
Сопоставлять личность/событие
Знать авторство памятников культуры и науки
Специфика подросткового восприятия такова, что для того, чтобы знания были
прочными, необходимо, чтобы исторический персонаж оставил в памяти
эмоциональный след. Поэтому изучение должно быть интересным для
учащегося.
Мною были разработаны некоторые приёмы на уроках и уроки, которые дают
возможность учителю активизировать интерес и внимание учащихся. Сегодня я
познакомлю уважаемых коллег со своим опытом работы.
Моими помощниками сегодня будут учащиеся 11б класса.
На обычных уроках мы изучаем историю, используя лекционно-семинарскую
систему на основе блочно-модульной технологии. Блок и модули выглядят
примерно так ( в зависимости от часов, выделяемых на изучение раздела)
Планирование раздела «Россия в XVII веке (10 класс)
модули
Деятельность на уроке
часы
1. Основные
направления
внутренней и
внешней политики
Урок-лекция
Составление опорного
конспекта по теме
1
2. Хронологическая
таблица событий
Смутного времени
и народных
движений
Урок практической
деятельности
Работа с текстом параграфов
по теме
1
3. Установление
причинно-
следственные
связи событий
Смутного времени
Комбинированны
й урок
Работа с текстом параграфов,
с текстом документов.
Беседа с учителем,
1
4. Исторические
персоналии
Комбинированны
й урок
Готовят Сообщения
Обсуждают роль личностей в
событиях данного периода
1
5. Повторительно-
обобщающий урок
Семинар, игра,
диспут, круглый
стол,
конференция)
Повторение пройденного
Контроль знаний учащихся
2
На своём мастер-классе продемонстрирую некоторые мои наработки и
практики которые я использую для изучения и закрепления материала
знакомства об исторических персоналиях.
1. Логическая цепочка
(решение логических цепочек)
Сущность задания состоит в том, чтобы в перечне исторических
личностей найти лишний элемент и объяснить своё решение.
2. Изображение исторических личностей в искусстве
Работа на уроках с исторической картиной или скульптурой
1)
Название события, дата.
2)
Участники события
3)
Причины, повод, этапы, особенности
4)
Итоги и значение события (для войн с указанием мира)
5)
Замысел художника
3.
Работа с политической карикатурой
Рассмотреть карикатуру и
1.
определить событие
2.
Определить персонажей
3.
Замысел художника. Какую идею (мысль) хотел донести художник?
4.
Составление «Странички» персоналии в социальной сети.
Учащиеся получают задание составить страничку персоналии в «Контакте». В ходе
занятия учащиеся работают с изображениями и текстовой информацией и должны
будут на листе ватмана оформить страничку по рубрикам:
1)
Изображение исторической личности
2)
Личная информация о деятеле ( биографическая информация)
3)
Фотоальбом исторической личности
(Помещаются только изображения (фотографии), которые имеют отношение к
деятельности исторической личности или его эпохе)
4)
Друзья (современники)
(Размещаются портреты соратников, друзей, членов семьи, коллег, а так же
современников, живших в той же стране).
5)
Сообщества: ( информация, которая может отражать увлечения, (хобби) или
возможный профессиональный интерес)
6)
Мои высказывания. Выбрать только высказывания (известные цитаты),
принадлежащие данному историческому лицу.