Автор: Рева Ольга Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ ООШ № 53 г Бикина Хабаровского края
Населённый пункт: Бикин
Наименование материала: обобщение опыта работы
Тема: Формирование математической грамотности в урочной и внеурочной деятельностим
Дата публикации: 02.01.2025
Раздел: среднее образование
Формирование математической грамотности
в урочной и внеурочной деятельности
выступление учителя математики
МБОУ ООШ № 53 г Бикин
Рева Ольги Владимировны
Формирование функционально грамотных людей является одной из важнейших
задач современной школы.
Введение
в
российских
школах
Федерального
государственного
образовательного стандарта определяет актуальность понятия «функциональная
грамотность», в основе которой - умение личности ставить и изменять цели и задачи
своей деятельности, планировать, осуществлять ее контроль и оценку, действовать в
ситуации неопределенности в решении актуальных проблем.
Одной из составляющей функциональной грамотности является математическая
грамотность учащихся.
Математическая грамотность – это способность человека определять и
понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные
математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в
настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и
мыслящему гражданину.
Учащиеся, которые овладели математической грамотностью, способны:
• распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и
решаемые средствами математики;
• формулировать эти проблемы на языке математики;
• решать проблемы, используя математические факты и методы;
• анализировать использованные методы решения;
• интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
• формулировать и записывать результаты решения.
Ученик может научиться действовать только в процессе самого действия, а
ежедневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он
выбирает, формируют функциональную математическую грамотность. Изучение
математики развивает познавательные способности человека, в том числе, —
логическое мышление.
Обучение решению задач на уроках математики формирует у учащихся
определенный
склад
ума,
дает
опыт
решения
любых
практических
задач,
вырабатывает привычку к систематической и методичной работе. Все это помогает
формированию у школьников математической грамотности.
Одно из ведущих мест отводится учебной задаче.
Вот некоторые виды учебных задач:
• задания, в которых имеются лишние данные;
• задания с противоречивыми данными;
• задания, в которых данных недостаточно для решения;
• многовариативные задания (имеют несколько вариантов решения).
Классификация задач:
Предметные задачи:
в условии описывается предметная
ситуация,
для
решения
которой
требуется
установление
и
использование знаний конкретного
учебного предмета, изучаемых на
разных
этапах
и
в
разных
его
разделах.
Межпредметные задачи:
в условии описана ситуация на языке
одной из предметных областей с
явным или неявным использованием
языка другой предметной области.
(формулы
физика,
химия,
информатика и т д. )
Ситуационные задачи:
не связаны с непосредственным
повседневным
опытом
обучающегося,
но
они
помогают
обучающимся увидеть и понять, как и
где
могут
быть
полезны
ему
в
будущем
знания
из
различных
предметных областей.
Практико-ориентированные задачи:
в условии описана такая ситуация, с
которой
подросток
встречается
в
повседневной жизни. Для того, чтобы
решить задачу, нужно мобилизовать
не только теоретические знания из
конкретной или разных предметных
областей, но и применить знания,
приобретенные
из
повседневного
опыта самого обучающегося.
Международные сравнительные исследования в области образования показывают,
что сильной стороной российских обучающихся является овладение предметными
знаниями на уровне их воспроизведения или применения в знакомой учебной
ситуации, но у них возникают трудности в применении этих знаний в ситуациях
незнакомых, приближенных к жизненным.
Это подтверждают и результаты ВПР.
Обучающиеся должны уметь решать любые поставленные перед ними задачи.
В зависимости от сложности задания выделены три уровня математической
компетентности:
1)
уровень воспроизведения
2)
уровень установления связей
3)
уровень рассуждений
Первый уровень (уровень воспроизведения) :
• прямое применение в знакомой ситуации известных фактов, стандартных приемов,
• распознавание математических объектов и свойств,
• выполнение стандартных процедур,
• применение известных алгоритмов и технических навыков,
• работа со стандартными, знакомыми выражениями и формулами,
• непосредственное выполнение вычислений. (приложение1)
Второй уровень (уровень установления связей):
• Строится на репродуктивной деятельности по решению задач, которые, хотя и не
являются типичными, но все же знакомы обучающимся или выходят за рамки
известного лишь в очень малой степени.
• Содержание задачи подсказывает, материал какого раздела математики надо
использовать и какие известные методы применить. (Приложение 2)
Третий уровень (уровень рассуждений)
• Для решения задач этого уровня требуются определенная интуиция, размышления и
творчество в выборе математического инструментария, интегрирование знаний из
разных разделов курса математики, самостоятельная разработка алгоритма действий.
• Задания, как правило, включают больше данных, от обучающихся часто требуется
найти закономерность, провести обобщение и объяснить или обосновать полученные
результаты. (Приложение 3)
Поэтапное развитие различных умений, составляющих основу математической
грамотности
Метапредметные результаты
УУД
по
формированию
математической грамотности
5 класс
Уровень узнавания и понимания
находит и извлекает математическую
информацию в различном контексте
6 класс
Уровень понимания и применения
применяет
математические
знания
для решения разного рода проблем
7 класс
Уровень анализа и синтеза
формулирует
математическую
проблему на основе анализа ситуации
8 класс
Уровень
оценки
(рефлексии)
в
рамках предметного содержания
интерпретирует
и
оценивает
математические данные в контексте
лично значимой ситуации
9 класс
Уровень
оценки
(рефлексии)
в
рамках метапредметного содержания
интерпретирует
и
оценивает
математические
результаты
в
контексте
национальной
или
глобальной ситуации
Использование практико-ориентированных и ситуационных задач на уроке
математики и во внеурочной деятельности
Для современного ученика важно иметь способность применять обобщённые знания
и умения для разрешения конкретных ситуаций и проблем, возникающих в реальной
действительности. Важно подбирать такие типы задач, в условии которых описана
жизненная ситуация, с которой ученик встречается в повседневной своей практике.
Для решения задачи нужно мобилизовать не только теоретические знания из
конкретной
или
разных
предметных
областей,
но
и
применить
знания,
приобретённые из повседневного опыта самого обучающегося. Данные в задачи
должны быть взяты из реальной действительности. Практико-ориентированная
задача – это вид сюжетных задач, требующий в своем решении реализации всех
этапов метода математического моделирования.
С такими задачами ученики сталкиваются не только при решении задач урока, но и
при выполнении заданий ВПР и ОГЭ по математике. Однако в школьных учебниках
математики основной школы таких задач почти нет. В методических пособиях
практико-ориентированные задачи встречаются редко. Подбор задач, формирующих
элементарные навыки приложения математики, дело не простое. Многие из
текстовых задач в учебниках неестественны с прикладных позиций. Поиск и
систематизация поучительных и в тоже время достаточно простых задач подобного
рода – весьма актуальная проблема. Рассмотрим решение задачи для 5 класса при
изучении темы «Представление данных в виде таблиц и диаграмм» с этапами
математического моделирования (пример задачи из материалов для подготовки к
ВПР по математике 5 класс).
Задача:
Нужно купить 60 кг стирального порошка. Данные о цене и массе
стирального порошка в упаковке указаны в таблице. Сколько будет стоить самая
дешёвая покупка? Ответ дайте в рублях.
Стиральный порошок
Масса, кг
Цена, руб.
«Миф»
2
230
«Ромашка»
15
1400
«Лотос»
3
275
Этапы
математического
моделирования
1.Перевод условий задачи на
математический язык (выделяют
необходимые для решения данные и
математическими способами
описываются) )связи между ними
2.Внутримодельное решение (нахождение
значения выражения, выполнение действий,
решение уравнения)
3. интерпретация ( перевод полученного
решения на тот язык, на котором была
сформулирована исходная задача)
«Аист»
6
590
Решение: 1) определим стоимость 1 кг порошка каждого вида:
«Миф» =230:2=115 руб, за 1 кг
«Ромашка»= 1400:15= 93
1
3
руб за 1 кг
«Лотос»= 175:3=58
1
3
руб за 1 кг
«Аист»=590:6=98
2
3
руб за 1 кг
ИТОГ: сравнить цену за 1кг и выбрать самый дешёвый вариант ,
затем 275*20=5500 руб . Ответ 5500 рублей
2) или другой способ: массу каждого вида порошка домножить на число, чтобы
произведение было равно 60 и соответственно на столько же умножить цену
порошка, а затем сравнить.
То есть «Миф» =230*30= 6900 руб заплатят за 60 кг
«Ромашка»=1400*4=5600руб
«Лотос»=275*20=5500руб
«Аист»=590*10=5900 руб. ответ 5500рублей
Задача (6кл)
Ежемесячная плата за телефон составляет 280 рублей в месяц.
Сколько рублей составит ежемесячная плата за телефон, если она вырастет на 5%?
Решение: 280*0,05= 14 руб – это 5%,
Тогда новая плата за телефон будет 280+14=294 руб в месяц.
Таким образом, обучение с использованием практико-ориентированных
заданий приводит к более прочному усвоению информации, так как возникают
ассоциации с конкретными действиями и событиями. Особенность этих заданий
(необычная формулировка, связь с жизнью, межпредметные связи) вызывают
повышенный
интерес
учащихся,
способствуют
развитию
любознательности,
творческой активности. Школьников захватывает сам процесс поиска путей решения
задач. Они получают возможность развивать логическое и ассоциативное мышление.
Систематическая работа по решению и конструированию практико-ориентированных
задач и использование разнообразных приёмов обеспечивает стабильные результаты
учебной деятельности по предмету и способствует формированию функциональной
грамотности
При подготовке к итоговой аттестации по математике в 9 классе мы решаем
задачи, отвечающие данным критериям. Рассмотрим фрагмент занятия внеурочной
деятельности в 9 классе, на котором совместно с учащимися устанавливаем
взаимосвязь таких заданий и заданий для подготовки к ОГЭ по математике, решение
подобных задач приводит к необходимости перевести ситуацию из реального мира в
контекст математической проблемы (задача взята из открытого банка ФИПИ)
Задача:
Таким образом, практико-ориентированные задачи при подготовке к ОГЭ по
математике показывают ученикам, как можно вне школы применять и школьные
знания, и логику, и здравый смысл, и собственный жизненный опыт. Решение таких
заданий помогает вырабатывать эффективные жизненные стратегии, принимать
верные решения в различных сферах человеческой деятельности. Готовясь к
экзамену,
вместе
с
учениками
проходим
путь
по
достижению
значимого
образовательного результата - путь формирования функциональной грамотности
Проектная
деятельность
является
одним
из
видов
интеллектуальной
деятельности
обучающихся,
которая
способствует
саморазвитию
учащихся:
полученные знания становятся инструментом решения творческих, теоретических и
практических задач.
Проектная деятельность формирует функциональную грамотность учащихся,
способствует формированию опыта. Проектно-исследовательская деятельность в
нашей школе ведется по различным направлениям, давая возможность ученикам
наблюдать и самим определять, насколько математика важна в других науках: в 9
классе ежегодно каждый учащийся выбирает тему индивидуального проекта и
защищает ее .
Темы проектов по математике могут быть совершенно разными: одни ученики
находят
творческий
подход
к
представлению
собственного
проекта,
другие
рассматривают известные математические факты, предлагая несколько способов
решения известных задач или доказательства теорем, особый интерес у учащихся
вызывают проекты, тема которых связана с реальной жизнью. Приведем примеры
реализованных тем проектов по математике
№
Тема проекта
1
Решение уравнений и неравенств содержащих корень
2.
Квадратичная функция и ее применение
3.
Несколько способов решения квадратного уравнения
4.
Решение систем уравнений .
5
Виды уравнений и способы их решения
6
Математика-царица или слуга для других наук
7
Функции в окружающем мире
Подобная
деятельность
развивает
функциональную
грамотность
ученика
:
читательскую, коммуникативную, письменную, компьютерную.
В процессе проектной деятельности развивается речевая деятельность ребенка:
умение говорить,
высказывать свои точки зрения,
анализировать,
делать выводы и умозаключения.
Таким образом, участвуя в проектной деятельности ученики самостоятельно
осуществляют
деятельность
учения,
а
также
применяют
все
постоянно
приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения жизненных задач в
различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Исходя из опыта нашей работы, можно сказать, что проектно-исследовательская
деятельность является средством повышения функциональной грамотности.
Вывод
Один
из
подходов
к
развитию
математической
грамотности
осуществляется через формирование умения работать с задачей. Текстовые задачи и
задания на составления математической модели должны включаться в каждый урок.
«Математика — гимнастика для ума», - эта фраза была сказана не случайно.
Именно на уроке математики ребёнок учится анализировать, сравнивать, обобщать,
классифицировать, рассуждать, догадываться, опровергать, что и способствует
формированию математической грамотности.
Приложение 1
Задача: Билет в плацкартном вагоне стоит 2100 рублей, в купейном вагоне – в 2 раза больше.
Сколько стоят 3 билета в купе?
Приложение2
Приложения3
1.
Поезд стоит на станции 20 минут. Петя взял 500 рублей и вышел из вагона, чтобы купить
друзьям мороженое. Петя выбрал 3 мороженых по 45 рублей и 5 по 60 рублей. Хватит ли
Пете денег? Если хватит, сколько рублей составит сдача?
Есть ли в задаче лишние данные?
Ответ: хватит, сдача 65 рублей.
Межпредметная связь
Примеры заданий (связь с другими предметами) :
Математика-физика
1.
Послан человек из Москвы в Вологду, и велено ему в хождении своем совершать
каждый день по 40 верст. На следующий день вслед ему послан второй человек, и
приказано ему делать в день по 45 верст. Через сколько дней второй человек
догонит первого? (Т.к первый вышел на день раньше и прошел 40 верст, то второму
надо нагнать эти 40 верст. За 40:(45-40)=8 дней.)
2.
Автобус первые 4 км пути проехал за 12 мин, а следующие 12 км – за 18 мин.
Определите среднюю скорость автобуса на всем пути. (32км/ч)
Математика-биология
1. Мама-слониха имеет массу 600 кг. Найдите массу слонёнка, если известно, что она
составляет 1/5 часть от массы большого слона.
Математика-экономика
1. Рабочий купил компьютер за 11400 р. в кредит. При покупке он внёс 2/5 части от
стоимости компьютера. Остальные деньги рабочий вносил в течение 10 месяцев. Сколько денег
рабочий выплачивал ежемесячно?
Математика-история
1. В московском Кремле находятся Царь-колокол и царь-пушка. Вес колокола 200 тонн, вес
пушки 20% веса колокола Сколько тонн весит царь-пушка?
Для выполнения заданий требуется относительно небольшой объем знаний и умений,
которые необходимы для математически грамотного современного человека.
Приложение 4