Автор: Мусинова Людмила Юрьевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МАДОУ д/с "Росинка" Населённый пункт: п. Пионерский ХМАО-Югра Наименование материала: Конспект НОД (итоговое на логопункте) Тема: "Поле речевых чудес" Раздел: дошкольное образование
Итоговое занятие на логопункте в подготовительной к
школе группе (для детей с ФФНР)
«Поле речевых чудес»
Цели: Закрепление и систематизация знаний детей, полученных на логопедических
занятиях
в
течение
учебного
года,
закрепление
умения
использовать
их
на
практике.
Коррекционно-образовательные
цели: Закрепление
понятий
«слово»,
«предложение». Закрепление умения выделять звук на фоне слова, определять его
позицию в слове; делить слова на слоги, составлять слова из данных слогов;
умение
определять
количество,
последовательность
звуков
в
слове,
выделять
ударение.
Закрепление
образа
букв.
Совершенствование
навыков
звукового
и
слогового
анализа
слов,
анализа
предложений.
Автоматизация
правильного
произношения и дифференциация всех поставленных ранее звуков в свободной
речевой
деятельности.
Закрепление
понятий:
слова-предметы,
слова-признаки,
слова-действия;
умение
подбирать
их
к
заданному
слову.
Совершенствование
грамматического строя речи (навыки словообразования).
Коррекционно-развивающие цели: Развитие всех видов восприятия, зрительного
гнозиса и конструктивного праксиса, общих речевых навыков, речевого слуха,
подвижности, ловкости, общей моторики, координации движений.
Воспитательные цели: Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии,
активности, инициативности, самостоятельности, умения работать в парах.
Демонстративный материал: иллюстрации сказочных героев (Красная Шапочка,
Буратино, Мальвина, Незнайка, Карлсон, Винни-Пух, Рассеяный, Совушка-сова).
Карточки
двусторонние:
с
одной
стороны
числа
от
1
до
11,
с
другой
соответствующие буквы; образ буквы «А»; карточки для звукового анализа слова
«роза»; цветовые модели звуков; Ноутбук, запись физминутки, колонки.
Раздаточный
материал: Предметные
картинки,
листочки
бумаги
и
простые
карандаши, медальки «Умница», «Умник»; звуковые пеналы.
Ход занятия:
- Сегодня у нас необычное занятие, я предлагаю вам сыграть в игру «Поле речевых
чудес». Посмотрите, на доске зашифровано предложение.
-Сколько слов в этом предложении? Правильно, три.
-Каждое слово состоит из звуков. (А звук, обозначается буквой). Чтобы отгадать
букву, вы должны выполнить задание наших гостей. А в гости к нам спешат
сказочные герои. На доске прикрепляется картинка «Красная шапочка».
1. Дети помогите Красной шапочке определить первый звук в слове (последний).
Дети выполняют задание. Красная шапочка благодарит и открывает первую букву
и прощается с детьми.
2. На доске прикрепляется картинка Незнайки.
Незнайка приготовил для вас такое задание: У вас на столах лежат предметные
картинки. Нужно назвать предмет, и разделить слово на слоги (части). Например: в
слове «машина» три слога «ма-ши-на». Дети цепочкой друг за другом выполняют
задание. Незнайка благодарит детей, и открывает буквы №2 и №8
По правилам «Поле чудес», если буква встречается в тексте ещё раз, то она
открывается автоматически.
Задание от Незнайки выполнено, ему пора в свою сказку, а мы ждем следующего
героя.
3.- Это Буратино. На доске прикрепляется картинка Буратино. Он приготовил нам
задание:
Найдите слова-предметы на небе … (звезды, луна, солнце и др.)
-Теперь найдите слова на земле … (трава, деревья, цветы и др.)
-Назовите слова-предметы на себе … (юбка, носки, тапочки и др.)
- Какие интересные слова вы нашли!
Буратино очень рад что дети отгадали слова-загадки, он открывает нам букву под
№ 3- это буква
По правилам игры «Поле чудес» если такая буква встречается еще в тексте, то она
открывается автоматически. Открываются буквы №5, №9.
- Спасибо тебе Буратино. До свидания.
4. На доске прикрепляется картинка Мальвины.
- Какой Буратино хитренький, задание не сложное придумал, а открыл три буквы.
Пусть дети, составят слово «Роза» и проведут звуково-слоговой анализ. Откройте
звуковые пеналы, выложите схему слова.
Все дети работают за столами, один ребенок у доски.
- Сколько звуков в слове «Роза»?
-Назови первый звук? Охарактеризуй его: гласный или согласный (твердый или
мягкий). И т. д. каждый звук.
-На какой звук падает ударение?
- Сколько гласных звуков? Сколько согласных? Сколько мягких согласных? Сколько
твёрдых?
За правильно выполненное задание Мальвина открывает букву №4
Героиня уходит в свою сказку.
5.-
А
к
нам
спешит
смешной
человечек
Карлсон.
Карлсону
больше
нравится
веселиться, чем учиться. Он хочет чтобы ребята сделали физкульт. минутку.
Физ. минутка «Нам весело живется».
- Карлсон очень любит сладкое варенье.
- Назовите варенье из яблок (какое?)… яблочное.
- Варенье из слив … сливовое. И т.д.
- Карлсону очень понравились ваши ответы, он открывает нам букву №6
Карлсон прощается и улетает.
7. На доске появляется картинка Винни-Пуха. Винни-Пух очень любит сочинять. А
ещё ему нравится, когда о нём говорят.
–
Разделитесь
на
пары
и
придумайте
предложение
из
трёх
слов.
Схему
предложения напишите на листе бумаги. (Выслушиваем 1-2 ответа.)
- Мишка любит мёд. - Мишка любит дружить.
- Винни-Пух доволен вашими составленными предложениями, он открывает вам
букву под № 7
Винни-Пух прощается с ребятами.
8. На доске появляется Рассеянный, с улицы Бассейной. Ему пришло письмо, что
необходимо отправиться в командировку, а вот куда, он никак не может понять, т.к.
слово рассыпалось. Игра «Собери слово»
-ша-ка (каша), ла-кук (кукла), ник-чай (чайник), ва-Моск (Москва).
- За вашу помощь Рассеяный открывает букву №10
9. Появляется Совушка-сова.
- Летела к вам в гости, несла «буквы», да попала под дождь, и буквы немного
смыло.
Напишите первую букву своего имени, если она гласная обведите ее
красным цветом, если согласная твердая (синим цветом), если согласная мягкая
(зеленым цветом)
- Молодцы. Вы отлично справились с заданием. Совушка-сова открывает нам
последнюю букву №11
-Прочитайте, что же было загадано?
- Давайте прочитаем. Чего не хватает в этом предложении?
В
конце
предложения
не
хватает
(.)
Какие
знаки
ещё
могут
стоять
в
конце
предложения? Если мы поставим (?) знак, с какой интонацией мы прочтем это
предложение. А если поставить (!) знак. Прочитайте это предложение.
-Вы знаете, Совушке-сове понравилось как вы, справились с заданием, и все
сказочные герои были вами довольны. Поэтому вы достойны медалей «Умники и
Умницы». Под песню «Чему учат в школе», детям раздают медали.