Автор: Ольга Александровна Налесникова
Должность: Учитель
Учебное заведение: МБОУ Тацинская СОШ № 2
Населённый пункт: Станица Тацинская
Наименование материала: Формирование и оценка функциональной грамотности в цифровой образовательной среде
Тема: Читательская грамотность
Раздел: среднее образование
Ростовская область Тацинский район станица Тацинская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Тацинская средняя общеобразовательная школа № 2
Доклад на тему:
Формирование и оценка функциональной грамотности в
цифровой образовательной среде
Подготовила:
учитель русского языка и литературы
Налесникова О.А.
2023 г.
Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи.
Я.А.Коменский
Функциональная грамотность ( англ.functionalliteracy) – результат образования,
который обеспечивает навыки и знания, необходимые для развития личности,
получения новых знаний и достижений культуры, овладение новой техникой,
успешного выполнения профессиональных обязанностей, организации семейной
жизни, в т.ч. воспитания детей, решении различных жизненных проблем.
Функциональную грамотность составляют: читательская грамотность, математическая
грамотность,
естественнонаучная
грамотность,
ИКТ-грамотность,
финансовая
грамотность, культурная и гражданская грамотность.
Функциональная грамотность – это индикатор общественного благополучия. Высокий
уровень указывает на определенные социокультурные достижения общества; низкий –
является предостережением возможного социального кризиса.
Поэтому особую актуальность приобретает исследование уровня функциональной
грамотности учащихся, т.к. все эти функциональные навыки формируются именно в
школе.
Если раньше цели обучения определяли как усвоение знаний, умений и навыков, или
как
формирование
компетентностей,
то
сегодня
целью
обучения
становится
общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.
Формирование функциональной грамотности личности зависит от профессионализма
педагога его эрудиции и грамотности.
Педагог обязан в совершенстве владеть 3 группами компетенций:
методологическими;
мировозренческими;
предметно - ориентированными.
В
процессе
формирования
функциональной
грамотности
личности
ребенок
рассматривается, как субъект образовательного процесса. И учитель должен работать
по принципу «Учитель - ученик». В результате этого формируется осознанные умения
и навыки. Учитель должен построить работу так, чтобы каждый ученик мог делать
самооценку своих знаний, умений и использовать их в практической деятельности.
Для успешности реализации поставленных задач, необходимо различать технологии
развивающего обучения:
1. Проблемно - диалогические (умение самостоятельно осуществлять деятельность
учения);
2.
Технология
проектной
деятельности
(формирование
интеллектуальных,
организационных, коммуникативных и оценочных умений)
3. ИКТ (информационные технологии)
Работа
по формированию
функциональной
грамотности на
уроках
математики,
физики, химии и биологии осуществляют по следующим направлениям:
создаются презентации и флипчарты к урокам,
используются Интернет-ресурсы,
с
разнообразными
обучающими
программами
разрабатываются собственные программы и апробируются на уроках
Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики,
информатики и физики возможно через формирование у каждого учащегося опыта
творческой социально значимой деятельности в реализации своих способностей
средствами ИКТ.
В
эпоху
цифровых
технологий
компьютерная
грамотность,
как
компонент
функциональной грамотности, способствует достижению школьниками ключевых и
предметных компетенций на уроках математики и физики. Необходимым условием
успешности является деятельностный характер обучения, развитие самостоятельности
и ответственности учеников за результаты своей деятельности на основе ИКТ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени,
радикалы, логарифмы и тригонометрические функции,
построения и исследования простейших математических моделей;
описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей,
представления их графически;
интерпретации графиков реальных процессов;
решения геометрических, физических, экономических, логических и других
прикладных задач, в том числе задач на наибольшие и наименьшие значения с
применением аппарата математического анализа;
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм,
графиков, анализа информации статистического характера;
исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе
изученных формул и свойств фигур;
вычисления длин, площадей и объемов реальных объектов при решении
практических
задач,
используя
при
необходимости
справочники
и
вычислительные устройства”.
При формировании функциональной грамотности основной педагогической задачей
являются:
Как учить?
Чему учить?
Ради чего учить?
обновление
средств
обучения
обновление
содержания
Ценности
образования
Образование является
особой
формой
мышления,
которая,
подчиняясь
диалектическим законам, поэтапно проводит обучающегося от незнания – к знанию,
от владения знаниями – к их применению, а затем – к созданию новых знаний.
Использование ИКТ позволяет удовлетворить потребности современных детей.
На уроках необходимо активно использовать данную технологию: парная и групповая
работа с компьютерной презентацией, самостоятельное составление кластера, опорной
схемы
по теме,
составление
вопросов
к видеофрагменту,
использование
интерактивной доски
На уроке мы должны осуществлять связь математики с историей, астрономией,
географией, экономикой, музыкой, биологией, физикой, философией… Это
позволяет многогранно, рассмотреть многие важные явления, связать уроки
математики с жизнью, показать богатство и сложность окружающего мира.
На таких уроках у ребят появляется возможность создать не только собственную
модель мира, но и выработать свой способ взаимодействия с ним.
Учителю межпредметный урок позволяет воспитывать у ребят охоту к
целенаправленному преодолению трудностей на пути познания.
Новые
функции
педагога
определяются
необходимостью
чётко
представлять
структуру учебной деятельности и свои действия на каждом этапе от возникновения
замысла до полного его осуществления.
Таким
образом,
формирование
функциональной
грамотности
учащихся
на
современном этапе развития школьного образования и планируемого
образование зависит от обновления самого содержания образования, создания
учебных программ, учебников, пересмотра программ повышения квалификации и
переподготовки
учителей,
мониторинга
способностей
учащихся
применять
полученные знания в ученых и практических ситуациях, а также обеспечить
адекватные материально-технические, психолого-технические и технологические
условия обучения школьников.
Вывод:
Проблема формирования функциональной грамотности очень актуальна.
Функциональная грамотность позволяет формировать целостное образное
видение мира, избегая дробления знаний.
«В основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность
ученика, и всё искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы
направлять и регулировать эту деятельность…
Учитель является с психологической точки зрения организатором воспитательной
среды,
регулятором
и
контролёром
ее
взаимодействия
с
воспитанником.
Главная психологическая цель воспитания – целенаправленная и преднамеренная
выработка у ребёнка новых форм его поведения, деятельности, т.е. планомерная
организация его развития».