Напоминание

Читательская грамотность


Автор: Ольга Александровна Налесникова
Должность: Учитель
Учебное заведение: МБОУ Тацинская СОШ № 2
Населённый пункт: Станица Тацинская
Наименование материала: Формирование и оценка функциональной грамотности в цифровой образовательной среде
Тема: Читательская грамотность
Раздел: среднее образование





Назад




Ростовская область Тацинский район станица Тацинская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Тацинская средняя общеобразовательная школа № 2

Доклад на тему:

Формирование и оценка функциональной грамотности в

цифровой образовательной среде

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Налесникова О.А.

2023 г.

Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи.

Я.А.Коменский

Функциональная грамотность ( англ.functionalliteracy) – результат образования,

который обеспечивает навыки и знания, необходимые для развития личности,

получения новых знаний и достижений культуры, овладение новой техникой,

успешного выполнения профессиональных обязанностей, организации семейной

жизни, в т.ч. воспитания детей, решении различных жизненных проблем.

Функциональную грамотность составляют: читательская грамотность, математическая

грамотность,

естественнонаучная

грамотность,

ИКТ-грамотность,

финансовая

грамотность, культурная и гражданская грамотность.

Функциональная грамотность – это индикатор общественного благополучия. Высокий

уровень указывает на определенные социокультурные достижения общества; низкий –

является предостережением возможного социального кризиса.

Поэтому особую актуальность приобретает исследование уровня функциональной

грамотности учащихся, т.к. все эти функциональные навыки формируются именно в

школе.

Если раньше цели обучения определяли как усвоение знаний, умений и навыков, или

как

формирование

компетентностей,

то

сегодня

целью

обучения

становится

общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.

Формирование функциональной грамотности личности зависит от профессионализма

педагога его эрудиции и грамотности.

Педагог обязан в совершенстве владеть 3 группами компетенций:

методологическими;

мировозренческими;

предметно - ориентированными.

В

процессе

формирования

функциональной

грамотности

личности

ребенок

рассматривается, как субъект образовательного процесса. И учитель должен работать

по принципу «Учитель - ученик». В результате этого формируется осознанные умения

и навыки. Учитель должен построить работу так, чтобы каждый ученик мог делать

самооценку своих знаний, умений и использовать их в практической деятельности.

Для успешности реализации поставленных задач, необходимо различать технологии

развивающего обучения:

1. Проблемно - диалогические (умение самостоятельно осуществлять деятельность

учения);

2.

Технология

проектной

деятельности

(формирование

интеллектуальных,

организационных, коммуникативных и оценочных умений)

3. ИКТ (информационные технологии)

Работа

по формированию

функциональной

грамотности на

уроках

математики,

физики, химии и биологии осуществляют по следующим направлениям:

создаются презентации и флипчарты к урокам,

используются Интернет-ресурсы,

с

разнообразными

обучающими

программами

разрабатываются собственные программы и апробируются на уроках

Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики,

информатики и физики возможно через формирование у каждого учащегося опыта

творческой социально значимой деятельности в реализации своих способностей

средствами ИКТ.

В

эпоху

цифровых

технологий

компьютерная

грамотность,

как

компонент

функциональной грамотности, способствует достижению школьниками ключевых и

предметных компетенций на уроках математики и физики. Необходимым условием

успешности является деятельностный характер обучения, развитие самостоятельности

и ответственности учеников за результаты своей деятельности на основе ИКТ.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для:

практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени,

радикалы, логарифмы и тригонометрические функции,

построения и исследования простейших математических моделей;

описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей,

представления их графически;

интерпретации графиков реальных процессов;

решения геометрических, физических, экономических, логических и других

прикладных задач, в том числе задач на наибольшие и наименьшие значения с

применением аппарата математического анализа;

анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм,

графиков, анализа информации статистического характера;

исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе

изученных формул и свойств фигур;

вычисления длин, площадей и объемов реальных объектов при решении

практических

задач,

используя

при

необходимости

справочники

и

вычислительные устройства”.

При формировании функциональной грамотности основной педагогической задачей

являются:

Как учить?

Чему учить?

Ради чего учить?

обновление

средств

обучения

обновление

содержания

Ценности

образования

Образование является

особой

формой

мышления,

которая,

подчиняясь

диалектическим законам, поэтапно проводит обучающегося от незнания – к знанию,

от владения знаниями – к их применению, а затем – к созданию новых знаний.

Использование ИКТ позволяет удовлетворить потребности современных детей.

На уроках необходимо активно использовать данную технологию: парная и групповая

работа с компьютерной презентацией, самостоятельное составление кластера, опорной

схемы

по теме,

составление

вопросов

к видеофрагменту,

использование

интерактивной доски

На уроке мы должны осуществлять связь математики с историей, астрономией,

географией, экономикой, музыкой, биологией, физикой, философией… Это

позволяет многогранно, рассмотреть многие важные явления, связать уроки

математики с жизнью, показать богатство и сложность окружающего мира.

На таких уроках у ребят появляется возможность создать не только собственную

модель мира, но и выработать свой способ взаимодействия с ним.

Учителю межпредметный урок позволяет воспитывать у ребят охоту к

целенаправленному преодолению трудностей на пути познания.

Новые

функции

педагога

определяются

необходимостью

чётко

представлять

структуру учебной деятельности и свои действия на каждом этапе от возникновения

замысла до полного его осуществления.

Таким

образом,

формирование

функциональной

грамотности

учащихся

на

современном этапе развития школьного образования и планируемого

образование зависит от обновления самого содержания образования, создания

учебных программ, учебников, пересмотра программ повышения квалификации и

переподготовки

учителей,

мониторинга

способностей

учащихся

применять

полученные знания в ученых и практических ситуациях, а также обеспечить

адекватные материально-технические, психолого-технические и технологические

условия обучения школьников.

Вывод:

Проблема формирования функциональной грамотности очень актуальна.

Функциональная грамотность позволяет формировать целостное образное

видение мира, избегая дробления знаний.

«В основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность

ученика, и всё искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы

направлять и регулировать эту деятельность…

Учитель является с психологической точки зрения организатором воспитательной

среды,

регулятором

и

контролёром

ее

взаимодействия

с

воспитанником.

Главная психологическая цель воспитания – целенаправленная и преднамеренная

выработка у ребёнка новых форм его поведения, деятельности, т.е. планомерная

организация его развития».



В раздел образования