Напоминание

Использование современных технологий в обучении истории и обществознания


Автор: Макартумова Елена Владимировна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 96
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование современных технологий в обучении истории и обществознания
Раздел: среднее образование





Назад




Тема самообразования:

«Использование современных технологий в

обучении истории и обществознания для реализации ФГОС основного

общего образования».

Одним из приоритетных направлений современного российского

образования является формирование интеллектуально развитой личности,

обладающей

одновременно

гибким

мировоззрением

и

целостным

представлением о мире, владеющей принципами компетентностного подхода

в условиях информационного пространства общества. Для реализации новых

стандартов, нужно, прежде всего, сформировать мотивацию ребенка к

необходимости познания окружающего мира, продемонстрировать ему, что

школьные занятия и уроки – это не получение отвлеченных от жизни

знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её познание, поиск

полезной информации и способы ее применения в реальной жизни. слайд

Поэтому необходимым условием профессиональной деятельности педагога

является самообразование. Эта необходимость диктуется, с одной стороны,

самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой

стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с

постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, растущей

потребности педагога в самореализации.

Мною разрабатывается и ежегодно обновляется собственная система

самообразования.

Она

представлена

совокупностью

следующих

компонентов: слайд-схема

1.

Мотивационно-целевой.

Формируя и, образно говоря, «подогревая» мотивацию, в первую очередь

система нацелена на удовлетворение потребностей, побуждающих учителя к

самообразованию:

необходимость поиска и анализа новой информации;

соответствие современным требованиям;

конкуренция;

общественное мнение;

интерес к делу.

2.

Содержательный

Определяется

образовательным

стандартом

и

закономерным

желанием учителя вложить в своих учеников как можно больше

3.

Инструментально-технологический-

совокупность

технологий,

методов, форм и приемов моей педагогической деятельности.

4.

Организационный компонент – это педагогическое творчество и

мастерство. То самое, которое позволяет сделать уроки не похожим

один на другой, запоминающимся и уникальным.

5.

Рефлексивно-оценочный компонент – тот результат, анализируя

который можно оценить результаты деятельности моей собственной

и моих учеников.

Темой моего самообразования является «Использование современных

технологий в обучении истории и обществознания для реализации ФГОС

основного общего образования».

На основании выбранной темы я разработала личный план работы над

поставленной перед собой проблемой. слайд-схема

В этом плане прописаны цели, задачи, предполагаемый результат, этапы

работы, сроки выполнения каждого этапа, действия, проводимые в процессе

работы над темой, а также способ демонстрации результата проделанной

работы

В соответствии с темой самообразования я изучаю

и внедряю

современные

педагогические

технологии,

формы,

методы

и

приемы

обучения.

Мне оказалась близка по духу педагогика сотрудничества. Я использую

систему деятельностного метода обучения,

одна из форм которого

«обучение в команде». Большой интерес у учащихся вызывает групповая

работа, так как она дает радость творчества, ощущение своего роста,

приращение знаний, уверенность в себе. Безусловно, не на каждом уроке

возможно использовать приемы, формы, методы групповой работы. Как

правило, я их использую на уроках изучения нового материала имеющего

довольно большой теоретический объем, уроках повторения и обобщения.

слайд Особый интерес у ребят 5 –х классов вызывают уроки-соревнования.

А в 6 и 7 классе при изучении темы «Основные сословия российского

общества» ребята не только выделяют основные категории населения и дают

их характеристику, но и получают творческое задание представить быт и

нравы сословий.

слайд

Я считаю, что

данная технология не только

способствует

повышению

эффективности

обучения

истории

и

обществознания, но помогает становлению личности школьника, сплочению

и развитию ученического коллектива.

С групповым подходом к обучению (с деятельностным методом обучения)

органично сочетается технология проектной деятельности. Метод проектов

всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с

одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с

другой – интегрирование умений и знаний из различных областей. слайд

Используя метод проектов, я формирую ключевые компетенции учащихся:

умение планировать, работать с информацией, оценивать результат, т.е. то,

что им будет необходимо во взрослой жизни.

На мой взгляд, проектная и исследовательская деятельность школьника при

изучении истории и обществознания тесно взаимосвязана. Поэтому на своих

уроках часто использую элементы поисково - исследовательской технологии.

Часто, применяя поисково - исследовательскую технологию, я использую

метод

опережающего

задания.

В

результате,

учащиеся

получают

возможность

самореализации

через

исследовательскую

деятельность,

приобретают знания об особенностях работы с различными источниками, о

структуре исследовательской работы, умение анализировать различную

информацию. слайды Закономерным итогом подобной работы становится

приобретение новых знаний, умений, навыков, которые ребята используют

для написания научно-исследовательских работ и участия в различных

конкурсах и олимпиадах.

Использование любых технологий невозможно без использования ИКТ. Я

применяю компьютерные технологии обучения потому, что это позволяет

мне видоизменять процесс преподавания и рационально организовывать

познавательную

деятельность.

Использую

следующие

типы

информационных средств обучения: презентации, аудио- и видеофрагменты,

электронные энциклопедии и учебники, тесты в режиме онлайн.

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается

некий продукт, или нет каких-либо достижений. Слайд-схема Одним из

результатов

самообразования

учителя

является

повышение

качества

преподавания

предмета.

Самый

главный

результат

для

меня

это

непрекращающийся интерес и любовь учащихся к преподаваемым мною

дисциплинам – истории и обществознанию. Положительным результатом

моей работы являются то, что за последние три года в классах, которых я

работаю, наблюдается ежегодная позитивная динамика среднегодовой

оценки и качества знаний учащихся по истории и обществознанию.

В

течение 4 лет в качестве экзамена по выбору обществознание выбирают 95%

учащихся. Результаты итоговой аттестации выпускников по истории и

обществознанию имеют положительную динамику.

Не

менее

важной

составляющей

процесса

самообразования

и

его

результатом является участие в обмене опытом, его распространение.

Поэтому я систематически выступаю на педагогических советах,

заседаниях районного и школьного методических объединений. В феврале

2012 г. проводила мастер-класс в рамках краевых курсов повышения

квалификации учителей истории и обществознания Слайд

В 2012 г. заняла 2 место на краевом этапе Всероссийского

конкурса

профессионального

мастерства

педагогов

«Мой

лучший

урок»

-

гуманитарное направление.

Свой опыт работы я размещаю в краевых и муниципальных органах печати

журналы

Самым эффективным способом показать результаты учительского

творчества является размещение материалов в сети Интернет. Это позволяет

учителю аккумулировать свои работы в некой виртуальной учительской

библиотеке,

где

его

коллеги

могут

посмотреть

работу

педагога,

воспользоваться ее результатами, дополнить, оставить отзыв и обсудить.

Поэтому я систематически размещаю свои материалы на различных сайтах.

Слайд

Ежедневно я добываю знания из различных источников, использую эти

знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной

жизнедеятельности.

слайд-схема

К

этим источникам знаний относятся:

курсы

повышения

квалификации,

мероприятия

по

обмену

опытом,

телевидение,

Интернет,

литература

(как

методическая,

научно-

публицистическая, так и художественная), экскурсии и путешествия.

Весь материал, собранный в процессе самообразования, я

разделяю на

отдельные темы и сохраняю на электронных носителях, а также в личной

методической библиотечке.

Моя работа по самообразованию

постоянно продолжается, потому что

каждый год меняются дети, а значит, меняется мой подход к урокам.

На следующем этапе своей педагогической деятельности я планирую

самообразование

по

новой

теме,

связанной

с

переходом

на

новый

федеральный стандарт.

Закончить свое выступление я бы хотела словами - Наши знания никогда не

могут иметь конца именно потому, что предмет познания бесконечен

.(Б. Паскаль)



В раздел образования