Автор: Макартумова Елена Владимировна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 96
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование современных технологий в обучении истории и обществознания
Раздел: среднее образование
Тема самообразования:
«Использование современных технологий в
обучении истории и обществознания для реализации ФГОС основного
общего образования».
Одним из приоритетных направлений современного российского
образования является формирование интеллектуально развитой личности,
обладающей
одновременно
гибким
мировоззрением
и
целостным
представлением о мире, владеющей принципами компетентностного подхода
в условиях информационного пространства общества. Для реализации новых
стандартов, нужно, прежде всего, сформировать мотивацию ребенка к
необходимости познания окружающего мира, продемонстрировать ему, что
школьные занятия и уроки – это не получение отвлеченных от жизни
знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её познание, поиск
полезной информации и способы ее применения в реальной жизни. слайд
Поэтому необходимым условием профессиональной деятельности педагога
является самообразование. Эта необходимость диктуется, с одной стороны,
самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой
стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с
постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, растущей
потребности педагога в самореализации.
Мною разрабатывается и ежегодно обновляется собственная система
самообразования.
Она
представлена
совокупностью
следующих
компонентов: слайд-схема
1.
Мотивационно-целевой.
Формируя и, образно говоря, «подогревая» мотивацию, в первую очередь
система нацелена на удовлетворение потребностей, побуждающих учителя к
самообразованию:
необходимость поиска и анализа новой информации;
соответствие современным требованиям;
конкуренция;
общественное мнение;
интерес к делу.
2.
Содержательный
Определяется
образовательным
стандартом
и
закономерным
желанием учителя вложить в своих учеников как можно больше
3.
Инструментально-технологический-
совокупность
технологий,
методов, форм и приемов моей педагогической деятельности.
4.
Организационный компонент – это педагогическое творчество и
мастерство. То самое, которое позволяет сделать уроки не похожим
один на другой, запоминающимся и уникальным.
5.
Рефлексивно-оценочный компонент – тот результат, анализируя
который можно оценить результаты деятельности моей собственной
и моих учеников.
Темой моего самообразования является «Использование современных
технологий в обучении истории и обществознания для реализации ФГОС
основного общего образования».
На основании выбранной темы я разработала личный план работы над
поставленной перед собой проблемой. слайд-схема
В этом плане прописаны цели, задачи, предполагаемый результат, этапы
работы, сроки выполнения каждого этапа, действия, проводимые в процессе
работы над темой, а также способ демонстрации результата проделанной
работы
В соответствии с темой самообразования я изучаю
и внедряю
современные
педагогические
технологии,
формы,
методы
и
приемы
обучения.
Мне оказалась близка по духу педагогика сотрудничества. Я использую
систему деятельностного метода обучения,
одна из форм которого
«обучение в команде». Большой интерес у учащихся вызывает групповая
работа, так как она дает радость творчества, ощущение своего роста,
приращение знаний, уверенность в себе. Безусловно, не на каждом уроке
возможно использовать приемы, формы, методы групповой работы. Как
правило, я их использую на уроках изучения нового материала имеющего
довольно большой теоретический объем, уроках повторения и обобщения.
слайд Особый интерес у ребят 5 –х классов вызывают уроки-соревнования.
А в 6 и 7 классе при изучении темы «Основные сословия российского
общества» ребята не только выделяют основные категории населения и дают
их характеристику, но и получают творческое задание представить быт и
нравы сословий.
слайд
Я считаю, что
данная технология не только
способствует
повышению
эффективности
обучения
истории
и
обществознания, но помогает становлению личности школьника, сплочению
и развитию ученического коллектива.
С групповым подходом к обучению (с деятельностным методом обучения)
органично сочетается технология проектной деятельности. Метод проектов
всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с
одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с
другой – интегрирование умений и знаний из различных областей. слайд
Используя метод проектов, я формирую ключевые компетенции учащихся:
умение планировать, работать с информацией, оценивать результат, т.е. то,
что им будет необходимо во взрослой жизни.
На мой взгляд, проектная и исследовательская деятельность школьника при
изучении истории и обществознания тесно взаимосвязана. Поэтому на своих
уроках часто использую элементы поисково - исследовательской технологии.
Часто, применяя поисково - исследовательскую технологию, я использую
метод
опережающего
задания.
В
результате,
учащиеся
получают
возможность
самореализации
через
исследовательскую
деятельность,
приобретают знания об особенностях работы с различными источниками, о
структуре исследовательской работы, умение анализировать различную
информацию. слайды Закономерным итогом подобной работы становится
приобретение новых знаний, умений, навыков, которые ребята используют
для написания научно-исследовательских работ и участия в различных
конкурсах и олимпиадах.
Использование любых технологий невозможно без использования ИКТ. Я
применяю компьютерные технологии обучения потому, что это позволяет
мне видоизменять процесс преподавания и рационально организовывать
познавательную
деятельность.
Использую
следующие
типы
информационных средств обучения: презентации, аудио- и видеофрагменты,
электронные энциклопедии и учебники, тесты в режиме онлайн.
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается
некий продукт, или нет каких-либо достижений. Слайд-схема Одним из
результатов
самообразования
учителя
является
повышение
качества
преподавания
предмета.
Самый
главный
результат
для
меня
–
это
непрекращающийся интерес и любовь учащихся к преподаваемым мною
дисциплинам – истории и обществознанию. Положительным результатом
моей работы являются то, что за последние три года в классах, которых я
работаю, наблюдается ежегодная позитивная динамика среднегодовой
оценки и качества знаний учащихся по истории и обществознанию.
В
течение 4 лет в качестве экзамена по выбору обществознание выбирают 95%
учащихся. Результаты итоговой аттестации выпускников по истории и
обществознанию имеют положительную динамику.
Не
менее
важной
составляющей
процесса
самообразования
и
его
результатом является участие в обмене опытом, его распространение.
Поэтому я систематически выступаю на педагогических советах,
заседаниях районного и школьного методических объединений. В феврале
2012 г. проводила мастер-класс в рамках краевых курсов повышения
квалификации учителей истории и обществознания Слайд
В 2012 г. заняла 2 место на краевом этапе Всероссийского
конкурса
профессионального
мастерства
педагогов
«Мой
лучший
урок»
-
гуманитарное направление.
Свой опыт работы я размещаю в краевых и муниципальных органах печати
журналы
Самым эффективным способом показать результаты учительского
творчества является размещение материалов в сети Интернет. Это позволяет
учителю аккумулировать свои работы в некой виртуальной учительской
библиотеке,
где
его
коллеги
могут
посмотреть
работу
педагога,
воспользоваться ее результатами, дополнить, оставить отзыв и обсудить.
Поэтому я систематически размещаю свои материалы на различных сайтах.
Слайд
Ежедневно я добываю знания из различных источников, использую эти
знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной
жизнедеятельности.
слайд-схема
К
этим источникам знаний относятся:
курсы
повышения
квалификации,
мероприятия
по
обмену
опытом,
телевидение,
Интернет,
литература
(как
методическая,
научно-
публицистическая, так и художественная), экскурсии и путешествия.
Весь материал, собранный в процессе самообразования, я
разделяю на
отдельные темы и сохраняю на электронных носителях, а также в личной
методической библиотечке.
Моя работа по самообразованию
постоянно продолжается, потому что
каждый год меняются дети, а значит, меняется мой подход к урокам.
На следующем этапе своей педагогической деятельности я планирую
самообразование
по
новой
теме,
связанной
с
переходом
на
новый
федеральный стандарт.
Закончить свое выступление я бы хотела словами - Наши знания никогда не
могут иметь конца именно потому, что предмет познания бесконечен
.(Б. Паскаль)