Напоминание

"Музыка здоровья"


Автор: Раиса Михайловна Медникова
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 2"
Населённый пункт: Бологое
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Музыка здоровья"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Музыка здоровья

Многие ученые, такие, как: И.М.Сеченов, С.П.Боткин, И.П.Павлов,

П.В.Хелзинг и другие доказали, что с помощью музыки можно регулировать

психическое состояние. И, ответственные за формирование интеллекта

(высокие частоты) исследования в области воздействия музыки на человека

открыли новые факты. Например, выяснили, что громкость звука,

превышающая 65 дБ, вредно действует на человека: приводит к

повреждению и разрушению тонких структур мозга. Известно, что звуковой

спектр состоит из высоких, средних и низких частот. Чрезмерная громкость и

ритмы современной музыки безвозвратно уничтожают хранилища памяти

(низкие частоты) и разрушают высшие центры мозга. Музыка воздействует

на сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора:

вибрационный, физиологический и психологический. Именно музыка, с ее

удивительным свойством регулировать эмоциональное и душевное

состояние, призвана помочь преодолеть ощущения дискомфорта:

неуверенность, растерянность, страх, боязнь чего-либо. Музыкальная

терапия вместе с арт-терапией может стать эффективным методом лечения

детских неврозов. Все это говорит о том, что с малых лет нужно

формировать у детей необходимость осознанного подхода не только к

музыке, которую они слушают, но и к звуковой среде окружающего мира в

целом.

Какие же методики можно использовать на музыкальных занятиях в ДОУ?

Слушание музыки.

Музыкотерапия. (по О.А. Машкову, М.Я, Мудрову, И.Р. Тарханову)

Это эффективный метод профилактики и лечения детских неврозов. Музыка

повышает способность организма к высвобождению эндофинов –

биохимических веществ, помогающих справляться с болью и стрессом,

регулирует дыхание. Музыкотерапию Минздрав РФ признало официальным

методом лечения в 2003 г.

«Эффект Моцарта»

Исследования А. Томатиса и Д. Кэмпбелла показали, что произведения В.А.

Моцарта благотворно воздействуют на развитие детей. Под влиянием его

музыки дети быстрее развиваются, лучше учатся, становятся более

спокойными. Подобный эффект наблюдается и при прослушивании звуков

природы: шума леса, дождя, морского прибоя, пения птиц т.п. Двойной

эффект приносит использование звукового сопровождения – игры на

колокольчиках во время прослушивания музыкальных произведений В.А.

Моцарта, помогает детям зонировать окружающее пространство, т.е.

«очищает пространство от болезнетворных бактерий». Колокольный звон

помогает детям восстановить эмоциональное равновесие, снять состояние

депрессии, восстановить крепкий и спокойный сон.

Сказкотерапия

Эта методика важна для душевного состояния ребенка, открывает

перспективы собственного роста, развивает эмоционально-чувственную

сферу художественно-образного мышления, фантазию, воображение.

Пение

Вокалотерапия (методика А.И.Попова и С.В. Шушурджана)

Вокалотерапия – лечение пением. Развивает межличностные отношения,

регулирует психовегетативные процессы, формирует оптимистическое

отношение к жизни. Совместное пение объединяет детей и доставляет им

радость. Кроме того, правильный подбор вокальных и дыхательных

упражнений способствует более качественному функционированию

сердечно-сосудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на

диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, благодаря

активной работе которых, массируются внутренние органы.

Дыхательная гимнастика ( по методу А.Н. Стрельниковой)

Эта методика направлена на укрепление и восстановление здоровья детей,

коррекцию логоневрозов, лечение и восстановление певческого голоса.

Артикуляционная гимнастика

Цель этой гимнастики – выработать качественные, полноценные движения

органов артикуляции, подготовить их к правильному произнесению фонем. В

результате этой работе у детей повышаются показатели уровня развития

речи, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

Физвокализ (основатель А.И. Попов)

Физвокализ – способ оптимизации межмышечной координации

биоакусстического резонанса в организме человека; система вокальных

упражнений А.И. Попова, направленная на увеличение объема легких,

обеспечение их качественной вентиляции, нормализацию работы сердечно-

сосудистой системы.

Фонопедический метод развития голоса (ФМРГ) В.В.Емельянова

Данный метод направлен на укрепление гортани, расширение звукового

диапазона детского голоса. В ФМРГ обоснован каждый шаг, каждый звук.

Метод позволяет совершенствовать голос применительно к каждому

отдельному случаю, индивидуально к каждому ребенку с учетом его

природных данных. Развивающие голосовые игры предусматривают

создание игровых ситуаций, в которых дети непринужденно

восстанавливают естественные проявления голосовой функции: выражают

эмоции независимо от какой-либо эстетики и традиций. В игре они познают

возможности своего голоса и учатся им управлять, включают энергетические

ресурсы организма. Известно, что петь громче легче, чем петь тихо. Это

естественно: любая координация осваивается от более грубого уровня к

более тонкому. В стрельбе, например, нельзя сразу попасть в «десятку»,

сначала нужно научиться попадать хотя бы в доску, на которой находится

мишень. Так и в пении: ребенок может сначала крикнуть, а потом запищать.

Он осознает, что это разная механика. Таким образом, осваивается

интонирование. Данные особенности положены в основу ФМРГ.

Дикционные упражнения

Дикционные упражнения (скороговорки, дразнилки, пословицы, поговорки;

произношение текста песен шепотом и без звука; ритмодекламация)

позитивно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи детей,

двигательной активности, позволяет им карупить голосовой аппарат и

овладеть всеми выразительными средствами музыки. Условия хорошей

дикции – понимание детьми смысла слов, музыкального образа песни.

Ритмодекламация – четкое произнесение текста или стихов в заданном

ритме. ЕЕ основная цель – развитие музыкального, поэтического слуха,

чувства слова, воображения. Главное правило ритмодекламации: каждое

слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним

отношением исполнителя к звучащей речи.

Музыкально-ритмические и ритмические упражнения

Ритмотерапия

Ритмотерапия включает в себя музыкально-ритмические упражнения,

направленные на профилактику, укрепление и сохранение правильной

осанки, развитие гибкости. Они помогают добиться эмоциональной разрядки,

выполнюят релаксационную функцию. Движение и танец, помимо того, что

снимают нервно-психическое напряжение, помогают легко и быстро

устанавливать дружесие связи со сверстниками. Танец, мимика и жест, как и

музыка, - древнейшие способы выражения чувств и переживаний.

Логоритмика

Это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического,

музыкально-ритмического и физического воспитания, направленная на

коррекцию речевых нарушений и развитие неречевых процессов:

совершенствование общей моторики, регуляцию мышечного тонуса,

активизацию всех видов внимания и памяти.

Терапия творчеством (арт-терапия)

Эта методика благотворно действует на психику ребенка, расширяет

репертуар эмоциональных переживаний, развивает звуковысотный и

ритмический слух, чувство формы, активность внимания, быстроту реакции,

память.

Игровое творчество

Игровой массаж

Игровой массаж обладает не только лечебным действием. Детский игровой

массаж влияет на физическое и психическое развитие ребенка, стимулирует

рост и развитие мышечной массы, способствует поддержанию оптимального

тонуса, выступает своеобразным раздражителем рецепторов кожи

глубжележащих тканей. Массаж, укрепляя организм, помогает предупредить

заболевания.

Массаж рук

Задача массажа рук: воздействовать на руки через поглаживание,

пощипывание, похлопывание стимулировать прилив крови к рукам.

Массаж пальцев

Пальцы рук можно вытягивать, разминая, или выполнять круговые

растирания. Большой палец связан с легкими и печенью; указательный – с

пищеварительным трактом, печенью, толстой кишкой; средний – с сердцем,

кровообращением; безымянный – с нервной системой и здоровьем в целом;

мизинец – с сердцем, тонким кишечником. В центре ладони находится точка

повышения активности.

Массаж спины

Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая

циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы

организма, тонизирует ЦНС.

Пальчиковая гимнастика

Эта гимнастика нацелена на совершенствование моторной и зрительно-

двигательной координации, т.е. на развитие синхронных движений глаз и

ведущей руки, а также укрепление межфункциональных связей. Задача

пальчиковой гимнастики и игр – стимулировать развитие речевых зон коры

головного мозга, а также способствовать развитию социальной зоны руки

(первые три пальца и граничащая с ними часть ладони) и смежного сней

двигательного поля в коре головного мозга.

Музыкальные игры

Музыкальная игра способствует системному развитию психологического

комплекса у детей: восприятия, ощущения, внимания, воображения, памяти,

мышления и в частности эмоционально-чувственного компонента, поскольку

содержанием искусства служат человеческие эмоции, настроение, чувства,

которые отражаются благодаря специфическим музыкальным

срадствам( ритм, порядок, гармония, темп и т.д.)



В раздел образования