"Изучение культурного наследия фольклорного ансамбля "Мокшаваня"
Автор: Сандарова Татьяна Фёдоровна Должность: учитель музыки Учебное заведение: МБОУ " Зубово- Полянская гимназия" Населённый пункт: Республика Мордовия п. Зубова Поляна Наименование материала: "Изучение культурного наследия фольклорного ансамбля "Мокшаваня" Тема: "Изучение культурного наследия фольклорного ансамбля "Мокшаваня" Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Зубово-Полянская гимназия»
Зубово-Полянского муниципального района
Республики Мордовия
I Республиканской научно-практической конференции
исследовательских работ обучающихся
«Моя малая родина: природа, культура, этнос»
Наминация : Традиционная
культура
Тема работы «Изучение культурного наследия фольклорного ансамбля
«Мокшаваня»
Подготовила:
Меринова Диана,
ученица 10 класса
МБОУ «Зубово-Полянская гимназия»
Адрес ОУ: 431110,
Республика
Мордовия,
Зубово-Полянский
район,
посёлок
Зубова
Поляна, улица Советская, дом 50в
Домашний адрес: 431110,
Республика
Мордовия,
Зубово-Полянский
район,
посёлок
Зубова
Поляна, улица Есенина, дом 29
Контактный телефон: 8-937-518-66-54
Руководитель:
Сандарова Татьяна Фёдоровна,
учитель музыки МБОУ «Зубово-Полянская гимназия»
Адрес ОУ: 431110,
Республика
Мордовия,
Зубово-Полянский
район,
посёлок
Зубова
Поляна, улица Советская, дом 50в
Домашний адрес: 431110,
Республика
Мордовия,
Зубово-Полянский
район,
посёлок
Зубова
Поляна, улица Луговая, дом 16
Контактный телефон: 8-909-326-58-93
e-mail: 132-21@list.
ru
1
Зубова Поляна, 2016
Содержание
стр.
Введение ………………………………………………………………. 3
Глава 1. Характеристика основных понятий, связанных с исследованием.
Введение
Сегодня, как никогда,
главной проблемой
является духовное обновление
общества, повышение его культуры.
Люди спохватились: сколько духовных ценностей уничтожено, нравственных
норм попрано, традиций и песен забыто.
Хорошо известно, что нацию объединяет язык и песня. Но в последнее время
молодежь
поет
все
меньше.
Можно
сказать,
несколько
поколений
молодежи
фактически отторгнуты от песенной традиции.
Каждый день с телеэкранов на нас обрушиваются сотни песен. Реклама может
сделать любую из них хитом. Но уже через несколько дней ни песню, ни исполнителя
никто не вспоминает.
Как же нам самим разобраться, хороша песня или плоха, как правильно оценить
исполнителя? Ответ, думается, однозначен: истинная песня задевает душу, делает
человека лучше, чище, добрее.
Но, чтобы отличить хорошее от плохого, нужно иметь образец, с чем сравнивать.
И вот таким образцом может стать русская народная песня.
В связи с этим я считаю, что необходимо вызвать интерес к культурному
наследию народа – песенному творчеству. Ведь бывает так, что рядом с нами живут
интересные
люди,
существуют
самобытные
фольклорные
коллективы,
которые
в
своих
песнях
воспевает
красоту
родных
мест,
отмечают
качества
человека,
раскрывают его духовный мир, чувства и переживания.
Меня заинтересовало народное песенное творчество, и решила исследовать его
на примере народного фольклорного ансамбля «Мокшаваня».
Поэтому тема моей научно-исследовательской работы называется «Изучение
культурного
наследия
фольклорного
ансамбля
«Мокшаваня»
села
Мордовской
Поляны»
Цель проекта:
Этот
коллектив
знаком
жителям
района,
окрестных
сел
и
города
Саранска
по
прекрасным
концертным
программам.
Изучение
культурного
наследия
этого
творческого коллектива, а также, пропаганда опыта его работы.
Задачи исследования:
1)
исследовать развитие песенного творчества жителей с. Мордовская Поляна на
примере ансамбля «Мокшаваня»;
2)
показать, что песенное творчество является замечательным искусством слова;
3)
приобщить молодежь к историко-культурному наследию, пробудить желание
изучать, исполнять и слушать народные песни;
4)
вызвать интерес к изучению русского фольклора;
3
5)
воспитывать
эстетические
и
высокие
нравственные
качества
молодежи
посредством народной песни.
Мною выделен предмет исследования – деятельность фольклорного ансамбля
«Мокшаваня»
Гипотеза исследования: коллективная деятельность ансамбля «Мокшаваня»
способствует
пропаганде русской и мордовской народной песни, приобщению
молодого поколения к
народным традициям, развитию творческих способностей
подрастающего поколения.
Для
решения
поставленных
задач
и
проверки
гипотезы
применялись
следующие методы исследования:
1.
Изучение и анализ литературы по теме исследования;
2.
Анализ и обобщение деятельности фольклорного ансамбля «Мокшаваня»;
3.
Беседы с участниками ансамбля;
4.
Статистическая обработка результатов исследования.
Практическая
значимость
проведенного
исследования,
по
моему
мнению,
состоит
в
том,
что
полученные
результаты
помогут
в
какой-то
мере
разрешить
вопросы организации воспитания молодого поколения через изучение культурного
наследия прошлого народов России.
Глава
1.
Характеристика
основных
понятий,
связанных
с
исследуемой
проблемой
1.1 Культурное наследие
Культурное наследие, часть материальной и
духовной
культуры, созданная
прошлыми
поколениями,
выдержавшая
испытание
временем
и
передающаяся
следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое. Культурное наследие не
только
материальное
богатство,
но
и
духовная
продукция.
Это
не
только
материальный
продукт,
но
и
процессы,
виды
деятельности
в
материальной
и
духовной сферах общества, это и общественные отношения людей, созданные ими и
передаваемые в виде норм, традиций, ритуалов следующим поколениям. Далеко не
все
из
того,
что
создано
руками
и
умом
человека
удостаивается
этого
имени.
Культурное
наследие
становится
фактором
сплочения
людей,
нации,
средством
объединения в периоды кризисов и нестабильности. Общее культурное достояние
современной
цивилизации
покоится
на
богатстве,
многообразии
многочисленных
культур, характеризующих отдельные народы.
1.2 Фольклор – народное творчество
Фольклор -
художественное народное искусство, художественная творческая
деятельность трудового народа, созданные народом и бытующие в народных массах
поэзия,
музыка,
театр,
танец,
архитектура,
изобразительное
и
декоративно-
прикладное искусство. В коллективном художественном творчестве народ отражает
свою
трудовую
деятельность,
общественный
и
бытовой
уклад,
знание
жизни
и
4
природы, культы и верования. Характерно для всех видов фольклора, что создатели
произведения являются одновременно его исполнителями.
Народное музыкальное творчество мордвы играет огромную роль в сохранении
родной музыкальной культуры, этнического самосознания, этномузыкального языка.
Особенностью фольклора являются его ярко выраженная региональная
принадлежность и историческая конкретность. Мордовский музыкальный фольклор
как
форма
народной
культуры
не
остаётся
неизменным,
а
развивается
вместе
с
народом, вбирая в себя всё ценное, что существовало ранее, и отображая новые
социальные изменения. Фольклор всегда самобытен и современен.
Музыкальный фольклор впитал в себя нравственно-эстетические идеалы народа,
он отразил его особое мировосприятие и мировоззрение, демонстрирующее чувство
гармонии с окружающим миром, природой.
К основным чертам фольклора принадлежит и высокохудожественное единство его
видов:
в
народно-обрядовых
действиях
сливались
поэзия,
музыка,
танец,
театр,
декоративное искусство; в народном жилище архитектура, резьба, роспись, керамика,
вышивка и создавали неразделимое целое.
Термин «фольклор» пришел к нам из
староанглийского языка. Быть может, потому что он относится не только к музыке:
английское folk – народ, lore – учение. Вместе эти слова folklore переводятся как
«народная мудрость». Именно так, уважительно и даже возвышенно, принято сейчас
во всем мире называть устное музыкальное и литературное народное творчество.
Название
это
справедливо.
Народная
поэзия,
тесно
связанная
с
музыкой
своей
ритмичностью,
музыкальностью
и
характером,
является
основой
музыкального
фольклора.
В фольклоре, сложившемся в ходе общественной трудовой практики, воплощены
воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир
мыслей
и
чувств,
переживаний,
протест
против
эксплуатации
и
гнета,
мечты
о
справедливости и счастье.
1.3 Мордовский музыкальный фольклор
В
музыкальном
фольклоре
мордовский
народ
передал
песенный
опыт,
наиболее
типичные чувственно-эмоциональные состояния, в которых обобщены, закодированы
эмоции, воплощен их наивысший накал, напряжение.
Мордовский музыкальный фольклор способствует нравственному очищению
благодаря стройной вековой системе жизненных правил, передает от поколения к
поколению понятия о добре и зле, справедливости и чести, совести, любви; выступает
как
образец
гармонии,
красоты
человеческих
взаимоотношений.
Знакомство
с
фольклором своего народа помогает соприкоснуться с миром прошлого, в котором
отражено веками сформированное представление человека о мироздании, природе,
круговороте жизни.
С другой стороны, мордовский музыкальный фольклор несёт в себе особый
национально-своеобразный
музыкальный
язык,
особую
эмоционально-
5
образовательную сферу, присущую только конкретному народу и способствующую
сохранению
его
самобытности.
Именно
в
мордовском
музыкальном
фольклоре
отражено
этническое
своеобразие
музыкального
языка,
которое
проявляется
в
интонационно-ладовом
содержании,
в
типах
музыкального
мышления,
жанровой
специфике, тембровой окраске и передается из поколения.
Мордовский
музыкальный
фольклор
сформировался
на
основе
архаичных
форм
народного музыкального искусства и вобрал в себя излюбленные, типичные для
мордовского народа попевки, интонации, заимствовал наиболее распространенные
мелодии, на которые накладываются разнообразные тексты. Творчески претворяя все
типичные элементы мордовского музыкального языка в соответствии с эстетикой и
психологией детского восприятия, мордовский музыкальный фольклор стал особым,
хотя и не совсем самостоятельным, жанром народного музыкального искусства.
Музыкальный фольклор
существует в одноголосной (сольной), антифонной,
ансамблевой, хоровой и оркестровых формах. Типы хорового и инструментального
многоголосия
разнообразны
–
от
гетерофонии
и
бурдона
(непрерывно
звучащий
басовый
фон),
до
сложных
полифонических
и
аккордовых
образований.
Каждая
национальная народная музыкальная культура, включающая систему музыкально-
фольклорных
диалектов,
образует
при
этом
музыкально-стилевое
целое
и
одновременно объединяется с другими культурами в более крупные фольклорно-
этнографические
общности
(например,
в
Европе
–
скандинавская,
балтийская,
карпатская, балканская, средиземноморская и др.).
Музыкальный фольклор – это не только народная мудрость. Это еще и проявление
души народа. Нельзя спутать мордовскую песню с грузинской, негритянской. Потому
что каждая из них – порождение всей жизни народа, его истории, его быта. «Песня –
душа народа», - слышим мы от музыкантов. Одним из трех китов, на которых
держится вся музыка, назвал песню Дмитрий Борисович Кабалевский. Песни бывают
разные: колыбельные, детские прибаутки, считалки, дразнилки, свадебные песни,
протяжные, лирические, рассказывающие о женской доле, былины, повествующие о
подвигах древних богатырей. В песнях, как в своеобразной народной энциклопедии,
рассказана вся жизнь человеческая, то есть жанровое содержание русской народной
песни многообразно. Народные песни поются «белым» звуком, народ не обучался
специально звукоизвлечению, пели, как могли, чем громче, тем лучше. В фольклоре
больше крика.
Народная песня и весь музыкальный фольклор - это основа профессионального
композиторского творчества. «Создает музыку народ, а мы, художники, ее только
аранжируем,
перекладываем
на
музыку,
украшаем»,
-
сказал
когда-то
Михаил
Иванович
Глинка.
Во
многих
произведениях
русских
композиторов
мы
слышим
напевы
народных
песен,
ритмы
танцев.
И
вся
без
исключения
русская
музыка
почерпнутыми
из
родного
фольклора
интонациями,
мельчайшими
оборотами,
которые и создают отличие одной национальной музыкальной культуры от другой,
пронизана народным звучанием.
6
1.4 Жанры мордовского народного словесно-музыкального творчества
«Песни народные, как музыкальные организмы, отнюдь не сочинения отдельных
музыкально-творческих талантов, а произведения целого народа», - писал в свое
время видный русский композитор и музыкальный критик А.Н.Серов. Жанровое
богатство народной музыки – результат разнообразия её жизненных функций. Музыка
сопровождала
всю
трудовую
деятельность
и
семейную
жизнь
крестьянина:
календарные
праздники
годового
земледельческого
круга
(колядки,
веснянки,
масленичные, купальские песни); полевые работы (покосные, жатвенные песни);
рождение, свадьбу (колыбельные и свадебные песни); смерть (похоронные плачи-
причитания).
Музыкальный фольклор мордвы интонационно близок творчеству народов Поволжья,
финно-угорской группы, славян и др. Однако при общих для многих народов чертах в
песнях, в инструментальной музыке мордвы проявились характерные особенности.
В
песенном
творчестве
мордовского
народа
ярко
проявилась
его
способность
к
поэтическому воспроизведению действительности, к глубокому выражению своих
чаяний
и
надежд.
Мордовская
народная
песня
представляет
обильный
и
исключительно ценный материал не только для изучения художественной культуры
мордовского народа, но и для исследователей истории мордвы.
В песенном репертуаре мордовского народа наряду с лирическими песнями большое
место занимают песни-мифы, песни-сказки, песни-легенды, песни-предания, песни-
баллады.
Эти
произведения
показывают
широту
жанров
мордовской
песенной
поэзии.
Вероятно,
наиболее
древними
из
этих
песен
являются
песни-мифы
космогонического содержания и песни-сказки с чудесно-фантастическими сюжетами.
В них отражены представления людей далекого прошлого о мироздании, запечатлены
картины социально-бытовой и хозяйственной жизни народа в его далеком прошлом,
выражены
стремления
человека
объяснить
значение
предметов,
явлений
окружающего мира
.
Иной характер имеют шуточные и сатирические песни, которые в музыкальном
творчестве мордовского народа также занимают немалое место. В них осуждается
праздность,
нерадение
к
труду,
неумение
исполнять
элементарные
житейские
обязанности. Для этих песен характерно переплетение легкой шутки с едкой сатирой
(«дядя Самсон»). Эти песни являются сильным средством морального воздействия на
людей с отрицательными чертами общественного и трудового поведения.
Среди мордовских лирических песен своеобразными являются песни о любви, в
которых
приглушенно,
но
с
большим
лиризмом
выражаются
чувства
неудовлетворенной любви, большого, часто непонятного сердца и невысказанного
открыто искреннего увлечения.
7
На протяжении многих веков мордовский народ оттачивал свои песни, углублял их
идейное содержание, совершенствовал в словесно-художественном и музыкальном
отношении.
Композиционная
стройность,
стилистическая
и
метрическая
отработанность, умелый отбор изобразительных средств, наличие ярких поэтических
образов, метафор, сравнений, эпитетов - все это есть результат высокого словесно-
музыкального мастерства народа, художественный гений которого неиссякаем.
1.6 . Мордовская песня – душа народа
Одним из главных элементов творчества мордовского народа является песня. Именно
она сопровождала и будет сопровождать человека всю его жизнь – от рождения до
смерти
-
в
труде,
в
праздники
и
в
быту.
Сопереживая
персонажам
народных
мордовских песен, человек приобретает способность глубже и тоньше чувствовать.
Слушая и исполняя мордовские песни, написанные в разное время, народ получает
представление о различных способах выражения чувств, мыслей, существовавших в
разные эпохи. Отражая жизнь и выполняя познавательную роль, мордовское народное
музыкальное
искусство
воздействует
на
человека,
воспитывает
его
чувства,
формирует
вкусы.
Благодаря
широкому
диапазону,
фольклор
обогащает
эмоциональный мир человека, его духовную сущность. Произведения мордовского
музыкального
фольклора
содержательны,
высокохудожественны,
лаконичны,
доступны для восприятия и исполнения.
Народные песни можно классифицировать:
1. по возрастному признаку: колыбельные, детские, молодёжные и т.д.;
2. по содержательному признаку: обрядовые, лирические, героические, эпические,
сатирические и т.д.;
3.
по
признаку
принадлежности
к
различным
видам
деятельности:
хороводные,
песни, помогающие в труде; игровые песни и песенки, ритуальные песнопения и т.д.
В мордовских песнях, как и в других видах народного творчества, воспеваются
трудовые
и
героические
подвиги
народа,
красота
природы,
восхвалялись
человеческие
добродетели,
высмеиваются
пороки.
Песня
концентрировала
человеческую мудрость и приспосабливалась к возрасту ребёнка, условиям жизни
семьи и общины.
Восхищаясь многообразием и богатством народного песенного творчества, еще
в первой половине 19 века Николай Васильевич Гоголь говорил: «Покажите мне
народ, у которого бы больше было песен». Он называл народные песни «…историей,
обнажающей всю жизнь народа».
Песня укрепляет его нравственный облик, становится его исторической
памятью,
праздничными
одеждами
его
души.
Песенное
творчество
наполняет
глубоким содержанием всю его размерную жизнь, текущую по обрядам и обычаям,
связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и детей.
8
Раньше песня сопровождала человека на протяжении всей жизни. Если вначале
было слово, то потом уже песня. Песня утешала в горестях, крепила веру в унынии,
вселяла надежду. С ней творили молитву. С ней укладывали спать младенца: дух
своего народа он впитывал с колыбельными мотивами.. С песней пахали в поле и
пасли стада, играли свадьбы и оплакивали усопших, шли в бой, жертвуя жизнью за
Отчество. Песня, как драгоценность, передавалась из поколения в поколение.
Но часто ли мы сейчас слышим народную песню? Многие не знают слов, не
могут повторить мелодию. А ведь великий русский композитор Михаил Иванович
Глинка говорил, что «песня – это душа народа». А это значит, что, теряя песню, мы
теряем
душу.
Сможем
ли
почувствовать,
сколько
радости,
душевной
чистоты,
искренности дарит народная песня?
Выводы по главе 1.
1. Культурное наследие становится фактором сплочения людей, нации, средством
объединения в периоды кризисов и нестабильности.
2. Народная мудрость - именно так, уважительно и даже возвышенно, принято сейчас
во всем мире называть устное музыкальное и литературное народное творчество.
3. Музыкальный фольклор – это проявление души народа, порождение всей жизни
народа, его истории, его быта.
4. Музыка сопровождала всю трудовую деятельность и семейную жизнь крестьянина.
Жанровое
богатство
народной
музыки –
результат
разнообразия
её
жизненных
функций
.
5 .
В народной песне имеется весь набор эмоциональных средств, необходимых для
формирования человека, гражданина.
Глава
2.
Фольклорная
деятельность
народного
фольклорного
ансамбля
«Мокшаваня»
2.1 История создания
Народный фольклорный ансамбль «Мокшаваня» образован в 1982 году. В 1988 году
инициатором
и
руководителем
певческого
коллектива
является
Глава
Администрации
Мордовско
-
Полянского
сельского
поселения
В.Д.
Пинясова.
В
ансамбле 8 человек в возрасте от 40 до 65 лет. Ансамбль « Мокшаваня» зачаровывает
зрителей
красотой
национальных
костюмов
и
слаженным,
отточенным
многоголосием.
В
2007
году
«
Мокшаваня»
принял
участие
в
международном
фестивале
национальных
культур
финно-
угорских
народов
«
Шумбрат,
Финно-
Угрия», в 2010- в открытии выставки Ф.В. Сычкова в Академиии художеств России в
г. Москва.
После каждого концерта в коллективе происходит обсуждение, разбор и анализ
выступления, учитываются отзывы зрителей. Если были допущены какие-то ошибки,
то совместными усилиями участники решают, как их исправить.
2.2 Содержание программы
9
Целью данной программы является изучение песенно-танцевальной культуры
русского
народа,
календарно-обрядовых
праздников,
развитие
творческих
способностей детей через их художественную деятельность.
Поставленная цель осуществляется выполнением задач:
совершенствовать нравственные начала ансамбля;
способствовать обогащению их духовного мира;
развивать интерес к культурному наследию своего народа;
развивать стремление продолжать традиции своего народа;
Программа фольклорного ансамбля «Мокшаваня» - комплексная, т.к. направлена
на возрождение культуры русского и мордовского народа через изучение песенно-
танцевальной
культуры,
календарно-обрядовых
праздников.
Главное
место
в
народном музыкальном фольклоре, безусловно, принадлежит народным песням и
танцам. На протяжении многовековой истории песня всегда была неразрывно связана
с
танцем.
В
песне
и
танце
народ
передает
свои
мысли,
чувства,
настроения,
отношения
к
жизненным
явлениям.
Данная
программа
рассчитана
на
то,
чтобы
сформировать понятия о неразрывной связи народной песни и танца с повседневной
жизнью
народа,
его
традициями,
обычаями.
Осуществляется
постановка
танцевальных композиций к обрядовым праздникам и песенному репертуару. Через
обучение танцевальной музыке развивается воображение, умение передавать музыку
и содержание песенного образа движением. При изучении народных праздников и
обрядов,
прослеживается
жизненный
цикл
человека
в
единстве
религиозных
и
этических представлений.
2.3 Репертуар
Познакомившись с репертуаром фольклорного ансамбля «Мокшаваня»
Познакомившись с репертуаром фольклорного ансамбля «Мокшаваня» я могу
сказать . что песни этого ансамбля заставляют задуматься, сопереживать…
Любит ансамбль и частушки.
«Мокшаваня» еще и танцуют, водят хороводы, поют обрядовые и внеобрядовые
песни.
"
Вай, луга-луга"
"Илькань Ягорась"
"Ой, ты калинушка"
"Луганяса келунясь"
"Куле лопафтсь муськомнят"
"Ой, туманы мои растуманы"
"Вай паксяса" - Во поле
"Ехали солдаты со службы"
"Распрягайте, хлопцы, кони"
"Путонь мон куярнят"
10
"Ульянась"
« Мордовочка»
« У меня ль во садочке»
« Уж вы , ночи мои»
« Ах , зачем эта ночь»
« Вот кто-то с горочки спустился»
Мордовские частушки
"На пригорье"
"Ой, ты травка, ты муравка"
"Ревела буря"
2.4. Информация из газеты
Чем не сычковские мордовочки!
Ансамбль «Мокшаваня» из Мордовской Поляны представлял выставку Ф. Сычкова в
Москве
В
день
православного
праздника
Пречистого
Покрова
Богородицы
в
Москве
в
Российской академии художеств прошла выставка живописных работ мордовского
художника
Ф.В.Сычкова.
Впрочем,
творчество
нашего
земляка
в
особом
представлении не нуждается. Ценители изобразительного искусства прекрасно знают
об
уникальном
даровании
певца
женской
красоты,
чьи
полотна
наполнены
неисчерпаемой жизнерадостностью простых сельчан.
Среди зрителей оказались не только профессиональные художники, искусствоведы,
но и популярный актер Евгений Герасимов и его коллега, наш земляк, Николай
Чиндяйкин.
Когда задолго до начала официального открытия под каменными сводами выста-
вочных
залов
зазвучало
насыщенное
национальное
многоголосье
народного
фольклорного
ансамбля
«Мокшаваня»
из
Мордовской
Поляны,
даже
случайные
прохожие
поспешили
«на
встречу
с
Сычковым».
Зураб
Церетели
-
Президент
Академии
художеств
РФ
на
правах
хозяина
принимал
многочисленных
гостей.
Солисты
ансамбля
«Мокшаваня»
Ирина
Пинясова
преподнесла
знаменитому
скульптору дары мордовского края - хлеб-соль, мёд и национальный напиток.
А сколько ярких впечатлений от исполнения мордполяночками национальных песен и
плясок получили посетители выставки - не измерить ничем.
Не случайно представлять живопись Сычкова выпало
коллективу «Мокшаваня».
Уникальность исполнения старинных мордовских песен жительницами села высоко
оценили не только республиканские музыковеды, добрая слава о них теперь далеко
шагнула за пределы Мордовии.
Выставка в Москве - ещё одно тому подтверждение.
23.10.2010г. Газета «Время и жизнь» Людмила СТРЫГИНА
2.5 Общественное признание деятельности коллектива
11
Фольклорная деятельность ансамбля «Мокшаваня» получила высокую оценку.
1.
Диплом
Фольклорному
коллективу
Мордовско-
Полянского
СДК
за
пропаганду
мордовского
традиционного
народного
творчества
и
высокое
исполнительское мастерство присвоить звание «Народный» ,1995г.
2. Диплом « Третий международный фестиваль финно-угорских народов» ,1992г.
3.
Диплом
за
участие
в
Международном
фольклорном
фестивале
финно-
угорских народов ,1995г.
4.Диплом республиканского фестиваля-конкурса народной песни имени М.Н.
Антоновой,1996г.
5.
Диплом
лауреата
за
участие
и
высокое
исполнительское
мастерство
в
Республиканском
фестивале
народного
творчества
«ЗА
СОГЛАСИЕ
И
ПРИМИРЕНИЕ» посвященном Году согласия и примирения, 1997г.
6.Благодарность за активное участие в подготовке и проведении праздничных
мероприятий,
посвященных
85-летию
Зубово-
Полянского
муниципального
района Республики Мордовия,2013г.
7.
Грамота
за
участие
в
районном
смотре-
конкурсе
художественной
самодеятельности « Пою тебе, мой край родной!»,2013г.
8.
Грамота
за
активное
участие
в
культурной
жизни
Зубово-
Полянского
муниципального района, 2014г.
9. Грамота 1 место в районном смотре- конкурсе исполнителей народной песни
«Живи , народная душа», 2015г.
Выводы по главе 2
1. Каждый участник ансамбля, приобретая навыки фольклорного пения, видит отдачу
своего труда и получает огромное удовлетворение, реализует и развивает творческие
способности.
2. Для сохранения интереса к участию в ансамбле следует вводить активные формы
деятельности ансамбля «Мокшаваня».
3.
Успешные
выступления
ансамбля
«Мокшаваня»
дали
каждому
его
участнику
бесценный опыт общения и познания окружающего мира.
Глава
3.
Творческая
характеристика
на руководителя
и
участника
фольклорного ансамбля «Мокшаваня»
Есть в ансамбле и те, кто чистым голосом, открытым сердцем всегда готов воспеть
свой край, в задорной или раздольной песне рассказать о его удивительной красоте.
Это Пинясова Валентина Дмитриевна и Бебишева Раиса Егоровна.
Пинясова Валентина Дмитриевна - художественный руководитель, родилась 9 ноября
1965 года. Является Главой Мордовско-Полянского сельского поселения.
12
Награждена:
Дипломами
и
грамотами
Главы
Республики
Мордовия,
Государственного
Собрания
Республики
Мордовия,
Министерства
культуры
Республики Мордовия.
Валентина Дмитриевна уникальная мастерица, владеющая искусством вышивки и
плетения
бисером,
а
так
же
является
художественный
руководителем
ансамбля
"Мокшаваня".
3.1
Руководитель Пинясова Валентина Дмитриевна всегда трепетно относится
к своему коллективу.
Не жалея сил и времени взращивает уверенных в себе людей,
смело смотрящих в огромный зал.
Сценапомогает сдружиться с другими артистами,
более
полно
раскрыть
свои
способности.
И
все
это
–
благодаря
Валентине
Дмитриевне и замечательному ансамблю, звонкоголосому «Мокшаваня».
Постоянные репетиции, выступления на районных и республиканских смотрах. Все
это воспитало любовь к песне. А песня - это душа народа. А знать душу, чувствовать
ее тонкие струны - значит любить свою землю, свою родину, свой народ. И какими
бы
простыми
не
казались
русские
народные
и
мордовские
песни,
они
звучат
трогательнее и душевнее в исполнении ансамбля « Мокшаваня».
Бебишева Раиса Егоровна является участницей ансамбля "Мокшаваня".
Вот
уже
28
лет
она
поет
и
пляшет
в
составе
данного
колле ктива .
Родилась она 16 октября 1956 года в селе Мордовская поляна в большой семье.
Училась там же, а в дальнейшем уехала учиться в Инсарское медицинское училище.
После окончания медицинского училища приехала работать в Мордовскую Поляну, и
вот
уже
40
лет
работает
Заведующей
Фельдшерское
-
акушерского
пункта.
Раиса Егоровна скоро исполнится 60 лет , любовь к песне родилась вместе с ней.
В детстве она любила участвовать в школьных конкурсах самодеятельности и никогда
не упускала возможности попеть. Любит говорить, что музыка- ее жизнь. А ведь и
правда, ее любовь к пению передалась и детям, и внукам. Иногда соберемся в
семейном кругу и начнем петь народные песни, и сразу лицо ее преображается,
становится
светлее
и
одухотвореннее,
как
будто
свет
ангелов
озарил
ее.
Гармонь-
это
душа,
и
когда
они
соединяются,
кажется,
что
всё
вокруг
поет.
"Не хлебом единым сыт человек" любит повторять Раиса Егоровна, а ведь и правда,
ведь
в
жизни
нужно
что-то
большее,
чем
удовлетворение
своих
физических
п
о
т
р
е
б
н
о
с
т
е
й
.
Музыка, спасает душу человеческую, как послушаешь хорошую песню, так и про все
свои болезни забываешь, как будто заново возрождаешься! - говорит Раиса Егоровна,
3.2 Список участников фольклорного ансамбля «Мокшаваня»
Пинясова Валентина Дмитриевна - глава Мордовско-Полянского сельского поселения
Красикова Анастасия - художественный руководитель
Бебишева Раиса Егоровна- заведующая Фельдшерско - акушерского пункта
Левина Тамара Александровна- пенсионер
Пинясова Ольга Михайловна- почтальон
13
Елисеева Татьяна Алексеевна- библиотекарь
Окунева Наталья Федоровна- специалист ВУС администрации
Разгадова Наталья Ивановна- домохозяйка
3.3 Сценический костюм ансамбля «Мокшаваня»
Участники фольклорного ансамбля
«Мокшаваня» выступают в подлинных
костюмах, бережно хранят и передают своё культурное наследие молодежи.
Народный
ко стюм мордвы,
о с о б е н н о
ж е н с к и й ,
о ч е н ь
к р а с о ч е н .
Недаром его называют
венцом
декоративно-прикладного
творчества
мордовских
женщин.
Будучи
в
основе
своей
единым,
он
подразделяется,
прежде
всего,
на
эрзянский и мокшанский подтипы, которые, в свою очередь, включают не менее
п о л у т о р а
д е с я т к а
р а з н о в и д н о с т е й .
И з в е с т н ы й исследователь
этнографии Поволжья конца Х I Х
н ач а л а XX века И. Смирнов т а к
п и с а л
о
мордовской рубахе : "Благодаря оригинальному расположению нашивок рубаха эта
получает
некоторое
сходство
с
верхней
одеждой — "далматиком"
византийских
царей, а масса потраченной на вышивки шерсти придаёт ей значительную тяжесть и
торжественность".
Одежда ансамбля « Мокшаваня» очень сложная, многосоставная, с обилием
различных
украшений,
с
целым
рядом
приемов
драпирования
фигуры,
что
объясняется тем, что сложно украшенный наряд мордовок уходит своими корнями в I
– начало II тысячелетия.
Вывод по главе 3.
1.Созданный Валентиной Дмитриевной коллектив демонстрируют свое мастерство
не только односельчанам, но и являются частыми гостями на сценах других Домов
культуры
Зубово
Полянского
района,
принимают
активное
участие
в
районных
конкурсах и фестивалях, занимая призовые места.
2.Ее увлечения помогли активно влиться в общественную жизнь села. Помимо таких
черт,
как
ответственность,
трудолюбие,
инициативность
в
работе
она
имеет
природный дар хорошего организатора.
3. Ансамбль «Мокшаваня» бережно хранит и возрождает старинные обычаи села,
выступают в подлинных костюмах, бережно хранят и передают своё культурное
наследие молодежи.
Заключение
Познавательное значение песенного творчества проявляется,
прежде всего, в том, что оно отражает особенности реальной жизни и
дает обширные знания об общественных отношениях, труде и быте, а
также представление о мировоззрении и психологии народа.
Нацию всегда объединяет язык и песня. В последнее время
молодежь поет все меньше. Вот почему ценна народная песня.
Мы вспоминаем народные песни и думаем: «Вот благодатная
почва для воспитания духовности в молодых людях, вот пример
высоких нравственных качеств людей».
14
Подтверждением этих слов является народный фольклорный ансамбль
«Мокшаваня» села Мордовская Поляна.
Опираясь на русский и мордовский фольклор, ансамбль не теряет своего
оригинального лица. Он взял в свой песенный репертуар принципы и приемы устной
народной
поэзии,
обогащая
их
новым,
неповторимым
содержанием,
расцвечивая
характерной, присущей только ему палитрой красок.
Нельзя не восхищаться самобытным мастерством ансамбля. В их песнях – их
душа, радующаяся, страдающая и сопереживающая.
Когда звучат народные песни ансамбля, то пожилые люди как бы переносятся в
своих воспоминаниях в далекое детство, когда крепки были уже бывшие мордовские
деревни .
Непередаваемые словами чувства испытывает человек, слушая выступление
ансамбля. Родные напевы, хороводы, пляски, глубина и искренность исполнения
дарят нам встречу с неповторимым искусством родной мордовской стороны.
Участницы песенного коллектива «Мокшаваня» исполняют игровые, плясовые,
хороводные песни. Иногда поют друг для друга,
позабыв о возрасте, недугах и
болезнях.
Я познакомила вас с народным ансамблем «Мокшаваня», который является
выразителем народно-певческой культуры родного края.
Участницы этого ансамбля несут людям зерна культурного отношения к
великим ценностям духовной жизни народа.
Бебишева Раиса Егоровна моя бабушка. Как-то раз бабушка сказала мне: "Если
любишь что-то, то не будешь ждать, как это тебе прямо на руки свалится". Будешь
стараться делать всё, для достижения успеха", и эти слова как будто въелись в сердце
и стали стимулом идти дальше.
Говоря о таком персонаже, как моя бабушка, хочется верить, что душа человеческая
не утратит нравственных устоев и моральных принципов, как это сделала Раиса
Егоровна.
Я рада, что нам, молодым, есть чем гордиться, есть у кого учиться народному
песенному творчеству.
Вот почему необходимо все это сохранить не только в своей памяти, но и на
бумаге, в звукописи, чтобы последующие поколения переняли и дальше развили это
удивительное искусство: народные песни.
Анализ деятельности фольклорного ансамбля «Мокшаваня», говорит о том, что
коллективное творчество ансамбля напрямую влияет на пропаганду русской народной
и
мордовской
песни,
активно
приобщает
молодое
поколение
села
Мордовская
Поляна
к
самобытной
народной
культуре,
развивает
творческие
способности
подрастающего поколения.
15
Родной мой край! Тобою я живу!
Я в каждом голосе, в былинке каждой.
Где б ни был я – с неутолимой жаждой
Родной мой край! Тобою я живу!
Список литературы
1.Асафьев Б. О народной музыке.- Л., 1987.
2.Кравцов Н. И., Лазутин С. Г.. Русское народное творчество: Учебник для фил.
Спец. Ун-тов. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Высш. Шк., 1983, 448 с., с ил..
3.Попова
Т.
Русское
народное
музыкальное
творчество.
–
М.:
Государственное
музыкальное издательство, 1982.
4.Попова Т. Основы русской народной музыки. – М.: Музгиз, 1987.
5.Интервью с руководителем ансамбля « Мокшаваня».
6.
Бояркин Н.И. Мордовское народное музыкальное искусство. Саранск, 1983.
7.
Устно-поэтическое
творчество
мордовского
народа
/
Сост.
Э.Н.Таракина.
Т.8.
Саранск, 1978.
8. Кирюков Л.П. Мокша-мордовские песни. М., 1935.
9. Мордовские народные песни / Сост. Г.И. Сураев-Королев. М., 1957.
16