Авторы: Митрофанова Евгения Олеговна, Доронина Ольга Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 37
Населённый пункт: город Орел
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: " Урок русского языка"
Раздел: начальное образование
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
по теме: «упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения».
Дата проведения: 16.11.2023 г.
Учитель: Митрофанова Евгения Олеговна
Класс: 4 «Ж»
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.
Оборудование: учебник по русскому языку. 4 класс.. Канакина В.П., Горецкий В.Г. М.: «Просвещение», карточки с заданиями, плакаты.
Цель: развивать умение распознавать имена существительные 1-го склонения.
Задачи: Создать условия для запоминания учащимися понятия 1 склонения имён существительных и их признаков.
Совершенствовать
умение работать с учебником.
Развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность.
Создать условия для воспитания доброжелательности, чувства товарищества, взаимопонимания и взаимовыручки.
Формируемые УУД:
Познавательные:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез;
Коммуникативные:
инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками;
контроль, коррекция, оценка действий партнера;
Регулятивные:
постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;
оценивание качества и уровня усвоения материала;
Личностные:
нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и
личностных ценностей.
Формы работы: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.
Методы работы: словесный, наглядный, практический.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап. Задачи этапа.
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Планируемые УУД
1.Организационны
й этап.
проверить
наличие на парте
дневник,
тетрадь,
учебник, ручка.)
На нашем уроке присутствуют
гости, поприветствуем их.
Сегодня я предлагаю вам
отправится в путешествие,
хотите? Мы будем
путешествовать по волшебной
стране «Русского языка», а вот
в какой город мы отправимся,
отгадайте:
Эта часть речи предмет
означает. И на вопросы
«Кто?», «Что?» отвечает.
Верно. Сегодня мы
отправимся в город
существительных (вешаем
карту).
Дети стоят возле парты.
Ребята приветствуют
учителя и
присаживаются на свои
места.
Настраиваются
на
работу.
Отвечают
ответ
на
загадку
(имя
существительное)
Создание рабочей
обстановки в классе,
эмоциональный настрой на
урок.
2.
Актуализация
опорных знаний.
Что такое существительное,
что вы знаете о этой части
речи?
Учащиеся отвечают на
вопросы. Рассматривают
карту.
Обозначает предмет.
Повторение признаков
имени существительного.
Мотивационная основа
учебной деятельности;
(на карту прикрепляем
названные детьми признаки
существительных)
Нам пора в путь, когда мы
путешествуем в реальности, то
должны подготовить билеты, а
в волшебной стране «Русского
языка», нужно подготовить
Отвечает на вопросы
кто? Что? Имена
существительные
делятся на
одушевленные и
неодушевленные,
собственные и
нарицательные. Имена
существительные
бывают трёх родов.
Имена существительные
изменяются по числам,
падежам. Имена
существительные
бывают трёх склонений.
Записали число,
классная работа
анализ, синтез, сравнение,
обобщение, классификация,
формулирование и
аргументация своего
мнения.
Поиск и выделение
необходимой информации.
Оформление тетрадей.
тетради.
В добрый путь, ребята!
Дети, сколько падежей в
русском языке? Назовите их
А вы знали, что школьники
Эстонии, изучая родной язык,
должны запомнить названия
14 падежей, а Финляндии - 15.
А вот в грамматике Венгрии
22 падежа. Ребята, вот и
первая остановка в нашем
путешествии. Называется она
«Падежная»
Задание просклонять имена
сущ.: земля, дорога. И
выделить окончания.
Ребята, как Вы думаете, перед
вами имена существительные
какого склонения? Почему?
Вывод: Существительные м.
р.и ж.р в и.п с окончанием –а,
-я, относятся к 1 склонению.
6 падежей (И.п, Р.п, Д.п,
В.п, Т.п, П.п)
Склоняют имена
существительные 2
человека у доски,
остальные по вариантам,
выделяют окончания.
Делают вывод, какого
склонения имена
существительные
Учащиеся анализируют
объекты, выделяют
главное
.
Подведение под
понятие.
Как вы думаете, какие знания
мы будем сегодня закреплять?
Знания о 1 склонении
имен существительных
3. Определение
целей урока
А мы, едем дальше.
– Сегодня мы будем
упражняться в распознавании
имен существительных 1-го
склонения. У нас внеплановая
остановка, ребята. Мы попали
в «Лес ошибок»
Давайте проверим
правильность написания и
расстановки знаков
препинания.
Поднимите руку у кого нет
ошибок, поднимите руку у
кого 1 или 2 ошибки
Поднимите руку у кого более
Учащиеся получают
карточки, на которых
нужно исправить
ошибки и вставить
пропущенные знаки
препинания.
проверка с доски
Формировать умение
высказывать и
обосновывать свою точку
зрения. Принимать и
сохранять учебную задачу,
определять общие цели и
пути их достижения,
использовать опыт знаний
3х ошибок.
А теперь давайте выпишем в
тетрадь из этого текста
существительные 1 склонения,
(зима, птица, кормушка) и
выделим окончания.
Ребята, а что нужно сделать,
чтобы определить склонение у
существительных?
Существительное зима
разберём как часть речи.
Зима (что?) — имя
существительное. Начальная
форма: зима (именительный
падеж единственного
числа).нарицательное,
Поиск существительных
1 склонения,
выписывают, выделяют
окончания.
поставить
существительное в
начальную форму
(именительный падеж,
единственное число)
определить его род и
найти окончание
сделать вывод о типе
склонения
Выполняют разбор
существительного как
часть речи
неодушевлённое, женский род,
1-е склонение , в
именительном падеже,
единственном числе.В
предложении подлежащие.
Вы молодцы, справились, мы
можем продолжить наш путь!
4.
Работа по теме
урока
Вот незаметно мы прибыли на
станцию «1 склонения»
Сможете найти
существительные 1
склонения?
Откройте учебник на стр.90
упр.156. Докажите, что только
1 слово в каж
дой паре
относится к 1 склонению.
Вот как незаметно пролетело
время и мы едем дальше.
Когда люди долго находятся в
дороге они, чтобы время
учащиеся по цепочке у
доски выписывают
существительные 1
склонения, рассуждают.
Формировать умение
высказывать и
обосновывать свою точку
зрения, учитывать разные
мнения, быть готовым
корректировать свою тоску
зрения. Принимать и
сохранять учебную задачу,
определять общие цели и
пути их достижения,
использовать опыт знаний
прошло быстрее беседуют
друг с другом. А вы знаете,
что слово «беседа» словарное?
5. Словарная
работа: беседа,
беседовать.
.
Записываем в словарик,
ставим ударение,
подчёркиваем букву,
написание которой нужно
запомнить. Давайте составим
предложение с новыми
словарными словами!
Долгий у нас сегодня путь,
устали? Нам пора размяться!
Учащиеся записывают
слова, устно составляют
предложения с ними.
Познавательная
инициатива;
структурирование знаний;
самостоятельное создание
алгоритмов деятельности;
рефлексия способов и
условий действия;
построение речевых
высказываний
6.Физминутка
Снятия мышечного
напряжения;
повышение
продуктивности
работы
Я буду показывать вам
карточки с именами
существительными если 1
склонение-хлопаем в ладоши
над головой, в остальных
случаях руки на талии.
Год, недотёпа, трон, стриж,
неряха, Емеля, медведь.
Выполнение упражнений,
согласно установке.
Формирование установки
на здоровый образ жизни
7.Первичное
Ребята, а хотите узнать, что
Составляют предложения
Формировать умение
закрепление
знаний.
там, за станцией 1 склонения?
Давайте соберём из слов
предложения и узнаем!
В, извилистая, уводит,
тропинка, лес.
Рябина, полянке, на, лесной,
краснеет.
Извилистая тропинка уводит
в лес. На лесной полянке
краснеет рябина.
Найдите сущ.1 склонения и
выделите окончания.
(Тропинка, полянка, рябина)
из слов, записывают.
Поиск существительных 1
склонения.
правильно писать
окончания имен
существительных 1-го
склонения, доказывать, что
верно.
Умение работать
самостоятельно.
8.
Закрепление и
обобщение
приобретенных
знаний и умений.
Установить
правильность
составленного
алгоритма и
осознанность
изученного
Ребята, нам пора возвращаться
домой. На следующем уроке
мы узнаем еще много нового и
интересного о склонениях
имен существительных
А давайте проверим,
насколько хорошо, вы знаете
существительные 1 склонения.
Я предлагаю вам игру, я
Работают устно.
Подбирают синонимы в 1
склонении.
Формировать знания для
определения окончания
существительных
самостоятельный учет
установленных ориентиров
действия в новом учебном
материале;
называю существительное, а
вы подбираете к нему
синоним в 1 склонении.
Зной – (жара), алфавит –
(азбука), сражение –(битва),
ураган – (буря), холод –
(стужа), метель – (вьюга).
9.
Итог урока.
Рефлексия
.
Домашнее задание.
Выявить качество
усвоения материала
– Склонение сущ. зависит от
рода и окончания им. сущ.?
К 1 скл. имен сущ. относятся
сущ. м.р. и ж.р?
К 1 скл. имен сущ. относятся
сущ. м.р. и ж.р. с окончаниями
–а, -я?
Ребята! Мы побывали в городе
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ,
повторили то, что знали.
Впереди ещё много нового,
потому что каждый день мы
бываем в стране «Русского
языка» и каждый раз я вам
желаю СЧАСТЛИВОГО
Учащиеся отвечают на
вопросы.
Умение работать
самостоятельно,
формулировать
собственное мнение,
умение адекватно
оценивать работу
ПУТИ!
Домашнее задание.
С. 90 упр.157.