Автор: Остертах Марина Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ " Лазаревская средняя школа №26"
Населённый пункт: п.Лазарево Тульская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Самоанализ урока по окружающему миру " Зона пустынь", 4 класс
Раздел: начальное образование
Самоанализ открытого урока по окружающему миру,
проведённого учителем Остертах М.Л.
1.
Дата проведения урока: 18.11.2024г.
2.
Класс: 4 «Б».
3.
Тема урока: «Зона пустынь».
4.
Вид урока: комбинированный.
5.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
6.
На уроке присутствовали: зам.директора УВР
Комарова Т.П.
Сосунова А.Ф., Бобкова О.В., Поцелуева Л.А., Сергеева Р.М.,
Возвышаева А.И., Никулина Л.И., Бачурина Н.В..
Данный урок рассматривается в разделе «Природа России». Он связан с
предыдущими уроками и является продолжением изучения данного раздела.
Содержание урока соответствует возрастным особенностям учащихся.
К началу урока было подготовлено всё необходимое оборудование:
мультимедийный
проектор,
презентация
Power
Pоint,
карточки
для
индивидуального опроса и тестирования, карточки для оценивания своего
настроения. Учебные столы были расставлены для парной и групповой
работы
учащихся.
На
них
располагался
разнообразный
справочный,
энциклопедический материал, книги о животных и растениях и другие
информационные источники.
На
этапе
организации
начала
урока
и
мотивации
к
учебной
деятельности
я
стремилась
создать
положительную
психологическую
атмосферу, стимулировать познавательный процесс. Карточки – сигналы
настроения учащихся показали их высокий эмоциональный настрой, желание
познавать новое. Я знаю, что на каждом этапе урока необходимо
формировать, развивать, совершенствовать УУД учащихся.
На первом этапе были реализованы учащимися следующие УУД:
Формирование доброжелательности, эмоционально-нравственной
отзывчивости. (
Личностные
)
Формирование
внутренней
позиции
школьника
на
уровне
положительного отношения к учебной деятельности. (
Личностные
)
Целеполагание. (
Регулятивные
)
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
(
Коммуникативные
)
Для того, чтобы учащиеся самостоятельно сформулировали тему и
цели урока была создана проблемная ситуация. Разгадав кроссворд (на
слайдах презентации), ученики не только повторили природные зоны России,
но и нашли ключевое слово «пустыня». Просмотрев слайд о пустыне, смогли
ответить на вопрос, почему её так называют. Перед учащимися был
поставлен вопрос: «А есть ли жизнь в пустыне?»
1
Учебную деятельность на уроке формировали фронтальная, групповая
и индивидуальные формы работы. На уроке были реализованы принципы
наглядности, научности, доступности, принцип связи обучения с жизнью.
Второй этап был посвящён актуализации опорных знаний. Здесь
осуществлялась проверка домашнего задания – повторение материала о зоне
степей.
Работа
по
карте
у
доски,
по
карточкам
тестирования,
индивидуального опроса, творческие сообщения о животных и растения
степей – всё это помогло воссозданию у учащихся знаний, умений,
жизненного опыта для овладения новым материалом. На этом этапе были
реализованы следующие УУД:
Использование знаково – символических средств. (
Познавательные
)
Извлечение необходимой информации из разных информационных
источников. (
Познавательные
)
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой.
(
Коммуникативные
)
Аргументация своего мнения. (
Коммуникативные
)
Учёт разных мнений. (
Коммуникативные
)
Важным моментом на уроке было соблюдение здоровьесберегающего
режима: смена поз, видов деятельности, проведение гимнастики для глаз,
игровые технологии.
Третий этап урока был посвящён изучению нового материала и стал
самым интересным для всех. После моего небольшого объяснения, какие
бывают пустыни, показа этой зоны на карте России и Мира (использование
презентации), мы с учениками составили план изучения зоны пустынь, тем
более, что они уже изучили несколько природных зон России. Учащиеся
разделились на группы: синоптики, ботаники, зоологи, экологи. Работа в
группах позволила организовать взаимодействия учащихся между собой,
создать условия для само - и взаимообучения детей. Все группы выступили
со своими мини- проектами, используя ИКТ. На данном этапе учащиеся
продемонстрировали сформированность у них следующих УУД:
Готовность и способность к дальнейшему изучению материала в
разделе «Природа России». (
Личностные
)
Целеполагание. (
Регулятивные
)
Ценностное отношение к природному миру, готовность следовать
нормам природоохранного, нерасточительного,
сдоровьесберегающего поведения. (
Личностные
)
Сбор и обработка информации, анализ и передача устным способом
и использование ИКТ. (
Познавательные
)
Установление причинно – следственных связей. (
Познавательные
)
Выполнять учебные действия в соответствии с планом.
(
Регулятивные
)
Уметь выстраивать отношения в группе. (
Коммуникативные
)
Признание роли лидера и значимости роли каждого члена группы.
(
Коммуникативные
)
2
Формирование самооценки и оценки выступлений своих товарищей.
(
Личностные
)
Осознание ответственности за общее дело. (
Личностные
)
Урок
способствовал
расширению
общекультурного
кругозора,
формированию ключевых компетенций: в предметной области, в области
здоровьесберегающих технологий, в области информационных технологий, в
проектно – аналитической деятельности, в плане продолжения образования и
эффективного самообразования.
Этап
первичной
проверки
усвоения
знаний
и
первичного
закрепления проходил в игровой форме, что активизировало познавательную
активность учащихся. Ученики называли и определяли объекты и явления
окружающей действительности в соответствии с содержанием изучаемого
материала. (
Познавательные
УУД
)
Учащиеся стремились выразить свои мысли с достаточной полнотой
и точностью. (
Коммуникативные УУД
)
В конце урока были подведены итоги, выставлены оценки по
тестовым и индивидуальному заданиям, а также за выступления в мини-
проектах.
Была
проведена
рефлексия,
учащиеся
сами
установили
соответствие между поставленными задачами урока и его результатами.
(
Познавательные
УУД
). Ими дана была высокая оценка как индивидуальной,
так и совместной деятельности.
Домашнее задание носило творческий характер. Учащимся по
вариантам
предлагалось
составить
свои
сообщения
о
животном
и
растительном мире зоны пустынь, используя ИКТ.
В течение всего урока поведение всех учащихся отвечало моральным и
этическим требованиям. (
Личностные УУД
)
Урок соответствовал требованиям ФГОС. Намеченный план урока
реализован, цели были достигнуты.
Данный урок получил высокую оценку со стороны коллег.
3