Автор: Рокоман Марина Григорьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ «ДС ОВ N22» г. Усинска
Населённый пункт: Республика Коми
Наименование материала: Творческий проект
Тема: «Чудо-тыква»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 22» г. Усинска
Направление Фестиваля: проектная деятельность
Творческий проект
«Чудо-тыква»
Автор: Рокоман М. Г.
г. Усинск 2024 г.
1
Проект: среднесрочный
Вид проекта: творческий
Продолжительность: октябрь 2023г.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители.
Проблема
Как - то раз воспитатель принесла в группу жребий, по которому
выпало сделать поделку –овощ на конкурс в детском саду «Что Осень
подарила нам?». Долго думали-гадали и придумали сделать тыкву – уж
больно она понравилась ребятам на картинке – большая, оранжево-
коричневая, с большим хвостиком и интересной формы. У детей сразу
возникло куча вопросов. А разве это тыква? А какой еще формы она бывает?
А что это - овощ? В чем ее польза? Почему оранжевая? А как тыква
превратилась в карету для Золушки?
Актуальность
Совсем не секрет, что мир природы ребенок начинает познавать с ранних
лет. И задача нас, взрослых, помочь ребёнку найти ответы на возникающие
при этом вопросы. Поэтому, мы педагоги, стараемся создать такие условия в
нашем детском саду, чтобы познание природного мира происходило
интересно и непринужденно.
А участие детей в проекте «Чудо-тыква» даёт возможность не только
максимально систематизировать знания и представления о тыкве, её
свойствах и применении, а также при этом ответить на множество
«почему?»
Цель: пополнение знаний о тыкве, как умном и полезном овоще для
здоровья взрослых и детей.
Задачи:
Узнать историю появления тыквы.
Исследовать тыкву и выделить её характерные особенности:
величину, форму, цвет, вкус.
Узнать о полезных свойствах тыквы, определить её роль в
жизнедеятельности организма.
Изготовить поделку на конкурс.
2
Предполагаемые результаты:
Дети узнают:
как называется плод тыквы;
почему тыква оранжевая;
о полезных свойствах тыквы;
как из семян вырастить растение и что для этого нужно;
как использовать в пище; (блюда);
уметь творчески подойти к использованию тыквы (рисование
штампами из тыквы, поделки и т.д.).
Предполагаемые риски проекта:
дети не проявят интерес к тыкве;
родители не поддержат идею творческого создания муляжа овоща на
конкурс.
Этапы исследования:
Первый этап - подготовительный:
1. Подбор художественной литературы о тыкве (С. Александрова «Наша
тыква золотая», Е. Груданов «Дремлет тыква золотая», О. Гугнина «Я тыква
большая», Ш. Перро «Золушка», сказка «Старик и Тыковка», «Сказка про то,
как Васька тыкву обидел», «Про Барыню тыкву», «Тыковка и Бельчонок» и
другие).
2. Подбор видеоматериалов (мультфильмы, документальные видеоролики) :
«Весёлые тыквы», «Тина нашла огромную тыкву за городом», «Мультик про
тыкву».
3. Планирование целевой экскурсии на склад продуктов .
4. Подбор иллюстраций и книг о тыкве: Ю. Р. Соколовой «Я познаю мир»,
Л. Х. Тамбиев «Экологическая азбука для детей. Растения», «Мир растений»;
Второй этап - основной:
Познавательное развитие:
3
Ознакомление с окружающим миром «Тыква – королева огорода»
Просмотр видеороликов «Тыква – интересные факты», «О тыкве для
детей»
Просмотр презентации «Царица овощей - тыква»
Просмотр мультфильма «А что ты умеешь?» «Аппетитная тыковка»
«Чудо –огородное»
Социально – коммуникативное развитие
Сюжетно – ролевая игра «Овощной магазин»
Загадки по теме
Дидактические игры: «Какой сок? Какое варенье?», «Назови как можно
больше признаков»
Художественно – эстетическое развитие
Рисование «Тыква для золушки»,
Лепка «Тыква из грецких орехов» героев к мультфильму «чудо –
огородное»
Выставка рисунков «Тыква для Золушки»,
Совместная деятельность воспитателя и детей:
Рассматривание иллюстраций по теме, «Какая она разная – тыква»
Речевое развитие
Чтение произведений:
С. Александрова «Наша тыква золотая», Е. Гуданов «Дремлет тыква
золотая», Ш. Перро «Золушка», Сказка «Старик и Тыковка»
Дидактические игры: «Скажи ласково», «Доскажи словечко»,
«Узнай о чем я говорю»
Физическое развитие
Физ. Минутка« «Дед и тыква», «Огород»
Пальчиковая гимнастика «У нас на огороде», «Однажды хозяйка с
базара пришла…»
Игровые упражнения «В огороде», «Чудо огород» (картотека игр)
4
Взаимодействие с родителями:
Консультация «Витамины с огородной грядки»
Беседа «Тыква кладовая витаминов»
Участие в конкурсе «Чудо тыква»
Творческий этап:
Изготовление «Чудо – тыквы» на конкурс
Оформление тыквы совместно с родителями
Драматизация сказки «Чудо тыква» для детей в детском саду;
Представление «Чудо - тыквы» на творческом конкурсе в детском саду
Заключение: Таким образом, поставленная нами цель подтвердилась.
Дети максимально систематизировать знания и представления о тыкве, её
свойствах и применении, при этом поучаствовали в конкурсе.
Анализ результатов.
Подведение итогов.
5
Дополнительный материал.
Дидактическая игра «Что растёт в саду, в огороде»
Цель: закрепить знания о фруктах и овощах, развивать умение действовать
по сигналу быстро.
Дидактическая игра «Узнай по описанию»
Цель: развивать память, внимание, умение выслушивать педагога.
Игра-хоровод «Тыковка»
Цель: развивать музыкальный слух, чувство ритма; формировать творческий
потенциал.
Ход игры. Один из детей становится тыквой. Он стоит в центре круга, дети
водят вокруг него хоровод и поют:
Тыква, тыква, тыковка,
Тоненькие ножки,
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
На ноги поставили,
Танцевать заставили.
Танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь!
Тыква танцует, а потом выбирает другого ребенка, который становится
тыковкой. Тыква может танцевать в паре с тем, кого выбрал.
Игра малой подвижности
Цель: развивать внимание, способность координировать свои движения с
движениями других детей.
6
Огород у нас в порядке,
Мы весной вскопали грядки (имитируем работ с лопатой).
Мы пололи огород (наклоняемся, достаем руками пол).
Поливали огород (показываем, как поливали лейкой).
В лунках маленьких не густо
Посадили тыковку (присесть на корточки, обхватить руками
колени).
Лето все она толстела,
Разрасталась вширь и ввысь (медленно поднимаемся).
Говорит: «Посторонись!» (топнуть ногой в конце фразы)
Стихи и загадки
Груданов Е.
Там, на солнышке, сверкая,
Дремлет тыква золотая.
И растёт, растёт, растёт,
Заполняя огород!
Если солнце припечёт,
Если дождичек польёт,
То одной огромной тыквы,
Хватит нам на целый год!
Будем жарить, печь, томить,
Будем кашу с ней варить.
7
Круглолица, желтокожа,
На Луну она похожа.
Словно спелая Луна,
Из травы густой видна.
(Тыква)
Днепровская М.
Желтая как солнце тыква,
Как арбуз больших размеров.
Но мы к ней давно привыкли,
И в ее полезность верим.
Замечательные каши
Нам готовят мамы наши,
И пекут нам пироги,
Что вкуснее всех других.
Надо маму, папу слушать,
И побольше тыквы кушать.
Голова съедобная,
Цвета Солнца жёлтого,
Варят, жарят, запекают,
Даже семечки съедают!
Ответ: Тыква
Автор: Леонов В.А.
Музыкальная игра: «Как живёшь?
8
Как живешь? – Вот так! (Показывают большой палец)
Как идешь? – Вот так! («Шагают» двумя пальцами по ладони.)
А бежишь? – Вот так! (Сгибают руки в локтях и показывают, как работают
ими при беге.)
Ночью спишь? – Вот так! (Кладут руки под щеку, а на них – голову.)
Как берешь? Вот так! (Делают руками хватательные движения.)
А даешь? – Вот так! (Делают руками движения, как будто дают что-то.)
Как шалишь? – Вот так! (Надувают щеки и слегка шлепают по ним
ладонями.)
А грозишь? – Вот так! (грозят пальчиком своему соседу.)
Топаешь? – Вот так; (топают)
Хлопаешь?- Вот так (хлопают)
Хоровод «Как на тыквы день рожденья».
Список информационных ресурсов
Тамбиев А. Х. Экологическая азбука для детей: Растения – М, Школьная
пресса, 2000.
Школьник Ю. Растения. Полная энциклопедия – М: ЭКСМО, 2007.
9