Напоминание

"Нейпологопедический подход в работе с детьми ОВЗ"


Автор: Зацарная Людмила Анатольевна
Должность: Учитель -логопед
Учебное заведение: ГБОУ ЛНР "СЛУВК "ВОЗРОЖДЕНИЕ "
Населённый пункт: ЛНР, Станично-Луганский село Червоный Жовтень
Наименование материала: Статья
Тема: "Нейпологопедический подход в работе с детьми ОВЗ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




НЕЙРОЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОДХОД В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С

ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ)

В

последние

годы

нейрологопедия

активно

развивается

как

междисциплинарное

направление,

сочетающее

в

себе

принципы

логопедии,

нейропсихологии

и

неврологии.

Особое

значение

этот

подход

приобретает

в

работе

с

детьми

с

ограниченными

возможностями здоровья (ОВЗ), поскольку такие дети нуждаются в

комплексной

и

индивидуализированной

поддержке

для

коррекции

речи, когнитивных и коммуникативных функций.

Особенности детей с ОВЗ

Дети

с

ОВЗ

это

широкая

категория,

включающая

детей

с

различными заболеваниями и нарушениями развития, такими как:

нарушение слуха и зрения;

задержка психического и речевого развития;

детский церебральный паралич;

расстройства аутистического спектра;

синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);

генетические и хромосомные заболевания, такие как синдром

Дауна.

Каждая

из

этих

категорий

требует

индивидуального

подхода

к

обучению

и

реабилитации,

так

как

нарушения

могут

затрагивать

различные сферы — от моторных навыков до речевых функций.

Принципы нейрологопедического подхода

Нейрологопедический

подход

основан

на

понимании

того,

что

нарушения

речи

и

когнитивные

нарушения

у

детей

с

ОВЗ

часто

связаны

с

особенностями

работы

головного

мозга.

Основными

принципами нейрологопедии являются:

Междисциплинарный

подход.

Логопед

тесно

сотрудничает

с

неврологом,

нейропсихологом,

физиотерапевтом

и

другими

специалистами для разработки единого плана реабилитации.

Комплексная

диагностика.

Перед

началом

работы

с

ребенком

проводится всесторонняя диагностика состояния речевых функций,

когнитивных способностей и уровня нейропсихологических процессов.

Индивидуализация

занятий.

В

зависимости

от

диагноза

и

состояния

ребенка

разрабатывается

программа

коррекционной

работы, направленная на стимулирование слабых функций и развитие

компенсаторных механизмов.

Использование

нейропсихологических

методик.

Включение

методов,

направленных

на

улучшение

работы

мозговых

структур,

отвечающих за речь, внимание, память и моторику, помогает ускорить

процесс реабилитации. Это могут быть специальные упражнения на

развитие мелкой моторики, зрительно-пространственных и сенсорных

навыков.

Интеграция технологий. Важное место занимает использование

современных технологий: компьютерные программы, интерактивные

пособия, приложения для коррекции речи и памяти.

Методы нейрологопедической работы

Методы работы с детьми с ОВЗ в рамках нейрологопедии включают

в себя:

Логопедический массаж — для улучшения тонуса мышц лица и

органов артикуляции.

Упражнения на развитие моторики — развитие как мелкой, так

и крупной моторики, что напрямую связано с развитием речи.

Коррекционные игры и задания — направленные на развитие

когнитивных

навыков:

внимания,

памяти,

логического

мышления.

Работа

с

артикуляционным

аппаратом

тренировка

правильного произношения звуков, развитие дыхания и голоса.

Методики нейропсихологической коррекции — упражнения на

активацию

мозговых

процессов,

связанных

с

речью

и

мышлением.

Роль семьи в нейрологопедической реабилитации

Одна из ключевых ролей в процессе реабилитации детей с ОВЗ

отводится их семье. Родители и близкие люди играют огромную роль

в поддержке и мотивации ребенка. Нейрологопед обучает родителей

методам домашней работы с ребенком, что значительно ускоряет

процесс коррекции.

Заключение

Нейрологопедический

подход

в

работе

с

детьми

с

ОВЗ

это

современный и эффективный метод коррекции, который основывается

на глубоких знаниях о работе мозга и индивидуальных особенностях

ребенка. Комплексный и индивидуализированный подход позволяет

не

только

улучшить

речевые

и

когнитивные

функции,

но

и

способствует общей социальной адаптации детей с ограниченными

возможностями здоровья.



В раздел образования