Напоминание

"Народные промыслы. Глиняная игрушка"


Автор: Лапушкина Наталья Петровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБУСО ПО "Спасский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей"
Населённый пункт: Пензенская область город Спасск
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: "Народные промыслы. Глиняная игрушка"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Конспект занятия кружка «Абашевская игрушка"

Тема занятия: "Роспись абашевской игрушки"

Автор: Лапушкина Н.П.,воспитатель ГБУСО ПО "Спасский центр

помощи детям,оставшимся без попечения родителей"

Цели:

Обучить детей технике выполнения росписи абашевской игрушки;

развивать эстетический вкус, художественное восприятие;

воспитывать у детей интерес к русской культуре и народному творчеству.

Методические приемы:

рассматривание игрушек, беседа, рассказ, использование компьютерных

технологий.

Ход занятия

Ведущий:

Здравствуйте, дорогие гости! Приглашаем вас в нашу

Творческую мастерскую "Страну Волшебных мастеров". У нас здесь нет

места скуке, безделью, лени. Вы увидите, как работают наши юные умельцы!

Мастер:

Прежде чем мы приступим к нашей работе, я хочу узнать, с

каким настроением вы пожаловали на наше занятие, и прошу ребят, а также и

наших дорогих гостей выбрать жетончики настроения.

Стихотворение

Чудо звери, чудо - птицы

Скачут, прыгают, поют,

Рядом барыни неспешно,

Словно с ярмарки идут.

Здесь от ярких красок пестро,

Здесь фантазии полет!

Мастер с глиною колдует,

В руки он комок берет,

Разминает, греет, лепит.

И из-под волшебных рук

Птица - модница возникла,

Рядом с ней запел петух.

И пространству стало тесно

В этой ауре добра;

Ведь игрушка - это детство,

Радость, свет и красота!

Слайды

Музыка

Мастер:

Ребята, какие игрушки описываются в стихотворении?

Ответы детей: яркие, сказочные.

Мастер:

Что помогает сделать игрушки яркими, сказочными?

Ответы детей: краски, роспись.

Мастер:

Правильно. Сегодня мы поговорим о том, как нужно расписывать игрушки,

чтобы они стали яркими, сказочными, чтобы они заиграли.

Ребята, мы с вами познакомимся с росписью декоративной глиняной

игрушки.

Мы станем народными умельцами и будем расписывать

игрушки. Делать их яркими, нарядными.

Я расскажу вам об особенностях росписи абашевской игрушки.

Рассказ мастера:

Такую игрушку легко узнать среди других! Она родилась на нашей

Пензенской земле.

Традиционные образы абашевских игрушек — птицы и животные…. Олень и

козел,собака, баран, петух.

Абашевские животные очень горделивы. И им есть чем гордиться: головы

козлов, оленей, баранов украшают большие, красиво изогнутые рога,

кудрявые челки, узорчатые бороды и гривы.

Такие игрушки создаются на радость взрослым и на потеху детям.

Возьмите в руки свои игрушки, которые вы сделали на прошлом занятии.

Обратите внимание, абашевские животные имеют длинные туловища,

широко расставленные ноги, у них длинная, пластично изогнутая шея,

тщательно вылепленная головка и большие глаза-углубления.

Абашевская глиняная игрушка очень выразительна и пластична. Раскрашены

игрушки глухими, не блестящими эмалями, а детали сверкают бронзой и

серебром. Расписана абашевская игрушка полностью, без орнамента. Вся

поверхность игрушки покрыта сплошь однотонной эмалевой краской.

Цветовая гамма ее — от синего, зеленого, желтого до всех оттенков

красного.

Изделие покрывается сплошной яркой краской, а затем оживляется

золотыми и серебряными мазками, «оживками». уши, рога, мордочка

глиняного животного или петушиный гребешок, шея курицы тронуты

бронзой, алюминиевым « серебром», краской другого цвета. Этот прием

("оживка") придает игрушкам индивидуальный, весьма сувенирный

характер.

Абашевская игрушка бывает двух видов: глазурованная и с холодной

росписью. Небольших и довольно крупных размеров всадники, олени,

петухи, утки, дамы в шляпах с вдавленными насечками и политые зеленой

или коричневой поливой, другие же раскрашены масляной краской и

золотым и серебряным порошком.

Презентация в течение рассказа

Загадка

Ду-ду-ду, да-да-да

так свистят они всегда,

Ни палочка, ни дудочка

А что это?

(свистулечка)

С бородой, а не мужик,

С рогами, а не бык.

Бородой трясёт,

Лыко дерёт,

А лаптей не плетёт.

(козёл)

Проживает во дворе,

В личном доме-конуре,

И на всех, кого не знает,

То рычит она, то лает

(собака)

Мастер:

Правильно, ребята!

2. Практическая часть занятия.

(Мастер садится работать с детьми)

Дети надевают фартук, нарукавники, садятся за столы и начинают работу. На

столах уже находится весь материал для работы по росписи игрушек.

Мастер:

Ну что ж, ребята, давайте оживим наши игрушки, сделаем их нарядными.

Предлагаю взять дощечки и начать расписывать игрушки.

(дети расписывают)

Физкультминутка

В этой студии друзья

Вы ведь трудитесь не зря

А теперь немного отдохнем

Все ладошки разомнем

Встают все:

Повторяем все за мной

На Руси умельцы жили (руки в бока)

И игрушки мастерили (повороты влево, вправо)

Для здоровья, для порядку (руки вперед, потрясти кисти)

Вместе делаем зарядку (вращение головой вокруг влево, вправо)

Раз присели, два присели, за работу тихо сели.

Мастер:

Ну вот, ребята, мы и расписали наши игрушки, оживили их. Какие же они

получились у вас?

(ответы ребят)

Мастер:

-А где могут жить эти игрушки?

Ответы ребят: в сказочной стране.

Мастер:

-А как вы представляете сказочную страну?

Ответы детей: Леса, горы, поля, луга, сказочные звери,

Мастер:

Ребята, давайте заселим нашу сказочную страну.

(расставляем игрушки)

Мастер:

А теперь, ребята и гости, обратимся снова к нашим жетончикам

настроения, захотелось ли вам их поменять, или вы бы хотели взять еще один

дополнительный? Понравилось ли вам это занятие? Что узнали нового?

Посмотрим, с каким настроением мы покидаем нашу страну волшебных

мастеров.



В раздел образования