Напоминание

Развитие навыков чтения у детей с ограниченными возможностями здоровья


Автор: Наталья Петровна Поречина
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: казенное общеобразовательное учре-ждение Омской области «Петропавловская адаптивная школа-интернат»
Населённый пункт: Омская область Муромцево
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие навыков чтения у детей с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: начальное образование





Назад




Развитие навыков чтения у детей с ограниченными

возможностями здоровья

Поречина Наталья Петровна,

учитель начальных классов

Чтение играет важную роль в формировании личности. С одной стороны,

это предмет обучения, а с другой — способ получения знаний. Из книг,

включая

учебные,

дети

получают

разнообразную

информацию,

а

литературные произведения выполняют познавательную, эстетическую и

воспитательную функции.

Навык чтения — это не только залог успешного обучения в школе, но и

основа для будущей жизни. Он служит фундаментом для всего последующего

образования.

Формирование навыков чтения у младших школьников с ограниченными

возможностями

здоровья

(ОВЗ)

является

одной

из

ключевых

задач

начального образования в коррекционных школах. Для таких детей процесс

обучения

чтению

требует

применения

адаптированных

методов,

учитывающих их индивидуальные особенности. Системный подход к

обучению способствует развитию функциональной грамотности и помогает

детям чувствовать себя уверенно в учебной среде, что важно для их

социализации.

В нашем учреждении обучаются дети с задержкой психического

развития,

которые

сталкиваются

с

проблемами

памяти,

внимания

и

эмоциональной устойчивости. Многие из них — «трудные дети» из

неблагополучных семей и часто имеют несколько диагнозов. У большинства

есть речевые нарушения, отсутствие мотивации и интереса к чтению, а также

ограниченный жизненный опыт, что затрудняет осознание прочитанного.

Семья не всегда может создать условия для развития интереса к чтению, и

дети приходят в школу с несформированными предпосылками.

Для успешного овладения навыками чтения необходимо формировать

интерес к этому процессу. Учитывая трудности восприятия информации,

задания должны быть понятными и доступными. Использование наглядных

материалов, таких как иллюстрации и карточки, помогает детям легче

запоминать буквы и связывать их с определёнными звуками. Например,

карточки

с

изображениями

животных

и

соответствующими

буквами

развивают ассоциативное мышление и облегчают запоминание алфавита.

В своей практике я придерживаюсь следующих принципов работы с

детьми с ОВЗ:

- Завершать начатую работу, проявляя настойчивость.

- Не смеяться над ошибками детей, быть терпеливыми.

- Поддерживать ровный и спокойный тон в общении, говорить отчетливо и

неторопливо.

- Избегать излишних объяснений, чтобы не думать за детей.

- Учить детей учиться, начиная с элементарных вещей.

Учитывая замедленное восприятие информации, первоначальное

усвоение знаний должно быть детализированным и происходить небольшими

порциями.

При

возникновении

затруднений

важно

возвращаться

к

подробному объяснению, постепенно переходя от простого к сложному и

регулярно повторяя пройденное.

Коррекция нарушений чтения через речевую гимнастику и пятиминутку

чтения

Работа по формированию всех аспектов полноценного чтения

осуществляется в процессе изучения текста, а также на специально

выделенных частях урока, таких как речевая гимнастика и пятиминутка

чтения.

Речевая гимнастика

Речевая гимнастика решает несколько задач:

- Улучшение четкости произношения и развитие дикции.

- Формирование правильного дыхания и выразительности речи.

- Развитие основных приемов выразительного чтения.

Занятия речевой гимнастикой проводятся в течение 3-5 минут (возможно

до 10 минут), в зависимости от целей и характера упражнений. В некоторых

случаях упражнения могут быть интегрированы с материалами изучаемого

текста, и тогда речевая гимнастика не выделяется как отдельный этап урока.

Также некоторые упражнения могут быть частью физкультминуток. Речевая

гимнастика может проводиться как сидя, так и стоя, особенно при отработке

дыхания и выполнении динамических упражнений.

Упражнения речевой гимнастики включают:

- Упражнения для дыхания.

- Упражнения по модуляции силы голоса.

- Упражнения по отработке интонации и темпа речи.

- Упражнения по совершенствованию выразительности речи.

- Упражнения по улучшению произношения (звукопроизношения и дикции).

Пятиминутка чтения

Пятиминутка чтения — это важный этап урока, который позволяет

улучшить технику чтения и увеличить время, отводимое на чтение каждым

учеником. Этот этап включает в себя чтение слоговых таблиц, трудных слов и

облегченных текстов, доступных для самостоятельного прочтения детьми с

нарушением интеллекта. Пятиминутка чтения также помогает расширить

кругозор учащихся и развивает их навыки чтения, что является важным

условием для успешного обучения.

Заключение

Разнообразные методы и формы работы на уроках направлены на

коррекцию

навыков

чтения

у

обучающихся

начальной

школы

с

ограниченными возможностями здоровья. Регулярное и систематическое

обучение в этой области непременно принесет положительные результаты. У

таких школьников появится интерес к чтению, а также способность

постепенно осваивать содержание прочитанных текстов и делать правильные

выводы.

В ходе выполнения практических заданий будет улучшаться и обогащаться

их словарный запас, развиваться лексическая сторона речи, формироваться

умение грамотно составлять предложения и четко излагать свои мысли.

Для повышения интереса к чтению и мотивации очень полезно применять

игровые методы. Превращая чтение в увлекательный процесс, можно

предложить детям принять на себя роли «детективов», которые ищут в тексте

нужные буквы или слова, или «волшебников», читающих «магические

заклинания» — короткие стихи и рифмы. Такие игры помогут снизить стресс

и одновременно закрепить навыки чтения в непринужденной обстановке.

Организуя процесс обучения, важно учитывать индивидуальный темп

каждого ребенка. Не все ученики смогут сразу перейти от звуков к словам и

предложениям, поэтому педагогу необходимо проявлять терпение и гибкость.

Поддержка и поощрение любых успехов, даже самых незначительных,

укрепят уверенность детей и заинтересованность в обучении. Похвала за

каждую прочитанную букву или правильно составленное слово поможет

ребенку сформировать положительное отношение к чтению и преодолевать

возникающие трудности.

В завершение, стоит акцентировать внимание на том, что обучение

чтению детей с ограниченными возможностями здоровья — это, прежде

всего, возможность для педагогов продемонстрировать креативность и

гибкость в своих подходах. Каждый шаг вперед, даже малый, должен быть

отмечен и поощрен, чтобы у детей развивалось чувство уверенности в своих

силах.

Также крайне важно взаимодействие с родителями и опекунами.

Информирование их о методах, применяемых в школе, и вовлечение в

совместные занятия чтением значительно повысит мотивацию детей.

Совместное чтение, обсуждение книг и создание домашней библиотеки будут

способствовать не только интересу к чтению, но и расширению кругозора.

Не менее важным аспектом является создание комфортной и

поддерживающей атмосферы в классе. Дети должны ощущать себя в

безопасности, чтобы свободно выражать мысли и эмоции. Это поможет им не

только в учебе, но и в социализации, особенно важно для детей с ОВЗ.

В конечном итоге, успешное обучение чтению — это не только про

развитие

навыков,

но

и

о

формировании

личности,

способной

к

самостоятельному мышлению и творческому самовыражению. Постоянная

работа, внимание к индивидуальным потребностям, а также поддержка со

стороны учителей и родителей создаст прочную основу для будущих успехов

детей в учебе и жизни.



В раздел образования