Автор: Наталья Петровна Поречина
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: казенное общеобразовательное учре-ждение Омской области «Петропавловская адаптивная школа-интернат»
Населённый пункт: Омская область Муромцево
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие навыков чтения у детей с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: начальное образование
Развитие навыков чтения у детей с ограниченными
возможностями здоровья
Поречина Наталья Петровна,
учитель начальных классов
Чтение играет важную роль в формировании личности. С одной стороны,
это предмет обучения, а с другой — способ получения знаний. Из книг,
включая
учебные,
дети
получают
разнообразную
информацию,
а
литературные произведения выполняют познавательную, эстетическую и
воспитательную функции.
Навык чтения — это не только залог успешного обучения в школе, но и
основа для будущей жизни. Он служит фундаментом для всего последующего
образования.
Формирование навыков чтения у младших школьников с ограниченными
возможностями
здоровья
(ОВЗ)
является
одной
из
ключевых
задач
начального образования в коррекционных школах. Для таких детей процесс
обучения
чтению
требует
применения
адаптированных
методов,
учитывающих их индивидуальные особенности. Системный подход к
обучению способствует развитию функциональной грамотности и помогает
детям чувствовать себя уверенно в учебной среде, что важно для их
социализации.
В нашем учреждении обучаются дети с задержкой психического
развития,
которые
сталкиваются
с
проблемами
памяти,
внимания
и
эмоциональной устойчивости. Многие из них — «трудные дети» из
неблагополучных семей и часто имеют несколько диагнозов. У большинства
есть речевые нарушения, отсутствие мотивации и интереса к чтению, а также
ограниченный жизненный опыт, что затрудняет осознание прочитанного.
Семья не всегда может создать условия для развития интереса к чтению, и
дети приходят в школу с несформированными предпосылками.
Для успешного овладения навыками чтения необходимо формировать
интерес к этому процессу. Учитывая трудности восприятия информации,
задания должны быть понятными и доступными. Использование наглядных
материалов, таких как иллюстрации и карточки, помогает детям легче
запоминать буквы и связывать их с определёнными звуками. Например,
карточки
с
изображениями
животных
и
соответствующими
буквами
развивают ассоциативное мышление и облегчают запоминание алфавита.
В своей практике я придерживаюсь следующих принципов работы с
детьми с ОВЗ:
- Завершать начатую работу, проявляя настойчивость.
- Не смеяться над ошибками детей, быть терпеливыми.
- Поддерживать ровный и спокойный тон в общении, говорить отчетливо и
неторопливо.
- Избегать излишних объяснений, чтобы не думать за детей.
- Учить детей учиться, начиная с элементарных вещей.
Учитывая замедленное восприятие информации, первоначальное
усвоение знаний должно быть детализированным и происходить небольшими
порциями.
При
возникновении
затруднений
важно
возвращаться
к
подробному объяснению, постепенно переходя от простого к сложному и
регулярно повторяя пройденное.
Коррекция нарушений чтения через речевую гимнастику и пятиминутку
чтения
Работа по формированию всех аспектов полноценного чтения
осуществляется в процессе изучения текста, а также на специально
выделенных частях урока, таких как речевая гимнастика и пятиминутка
чтения.
Речевая гимнастика
Речевая гимнастика решает несколько задач:
- Улучшение четкости произношения и развитие дикции.
- Формирование правильного дыхания и выразительности речи.
- Развитие основных приемов выразительного чтения.
Занятия речевой гимнастикой проводятся в течение 3-5 минут (возможно
до 10 минут), в зависимости от целей и характера упражнений. В некоторых
случаях упражнения могут быть интегрированы с материалами изучаемого
текста, и тогда речевая гимнастика не выделяется как отдельный этап урока.
Также некоторые упражнения могут быть частью физкультминуток. Речевая
гимнастика может проводиться как сидя, так и стоя, особенно при отработке
дыхания и выполнении динамических упражнений.
Упражнения речевой гимнастики включают:
- Упражнения для дыхания.
- Упражнения по модуляции силы голоса.
- Упражнения по отработке интонации и темпа речи.
- Упражнения по совершенствованию выразительности речи.
- Упражнения по улучшению произношения (звукопроизношения и дикции).
Пятиминутка чтения
Пятиминутка чтения — это важный этап урока, который позволяет
улучшить технику чтения и увеличить время, отводимое на чтение каждым
учеником. Этот этап включает в себя чтение слоговых таблиц, трудных слов и
облегченных текстов, доступных для самостоятельного прочтения детьми с
нарушением интеллекта. Пятиминутка чтения также помогает расширить
кругозор учащихся и развивает их навыки чтения, что является важным
условием для успешного обучения.
Заключение
Разнообразные методы и формы работы на уроках направлены на
коррекцию
навыков
чтения
у
обучающихся
начальной
школы
с
ограниченными возможностями здоровья. Регулярное и систематическое
обучение в этой области непременно принесет положительные результаты. У
таких школьников появится интерес к чтению, а также способность
постепенно осваивать содержание прочитанных текстов и делать правильные
выводы.
В ходе выполнения практических заданий будет улучшаться и обогащаться
их словарный запас, развиваться лексическая сторона речи, формироваться
умение грамотно составлять предложения и четко излагать свои мысли.
Для повышения интереса к чтению и мотивации очень полезно применять
игровые методы. Превращая чтение в увлекательный процесс, можно
предложить детям принять на себя роли «детективов», которые ищут в тексте
нужные буквы или слова, или «волшебников», читающих «магические
заклинания» — короткие стихи и рифмы. Такие игры помогут снизить стресс
и одновременно закрепить навыки чтения в непринужденной обстановке.
Организуя процесс обучения, важно учитывать индивидуальный темп
каждого ребенка. Не все ученики смогут сразу перейти от звуков к словам и
предложениям, поэтому педагогу необходимо проявлять терпение и гибкость.
Поддержка и поощрение любых успехов, даже самых незначительных,
укрепят уверенность детей и заинтересованность в обучении. Похвала за
каждую прочитанную букву или правильно составленное слово поможет
ребенку сформировать положительное отношение к чтению и преодолевать
возникающие трудности.
В завершение, стоит акцентировать внимание на том, что обучение
чтению детей с ограниченными возможностями здоровья — это, прежде
всего, возможность для педагогов продемонстрировать креативность и
гибкость в своих подходах. Каждый шаг вперед, даже малый, должен быть
отмечен и поощрен, чтобы у детей развивалось чувство уверенности в своих
силах.
Также крайне важно взаимодействие с родителями и опекунами.
Информирование их о методах, применяемых в школе, и вовлечение в
совместные занятия чтением значительно повысит мотивацию детей.
Совместное чтение, обсуждение книг и создание домашней библиотеки будут
способствовать не только интересу к чтению, но и расширению кругозора.
Не менее важным аспектом является создание комфортной и
поддерживающей атмосферы в классе. Дети должны ощущать себя в
безопасности, чтобы свободно выражать мысли и эмоции. Это поможет им не
только в учебе, но и в социализации, особенно важно для детей с ОВЗ.
В конечном итоге, успешное обучение чтению — это не только про
развитие
навыков,
но
и
о
формировании
личности,
способной
к
самостоятельному мышлению и творческому самовыражению. Постоянная
работа, внимание к индивидуальным потребностям, а также поддержка со
стороны учителей и родителей создаст прочную основу для будущих успехов
детей в учебе и жизни.