Автор: Клызбаев Денис Динарович
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: Филиал ГБУ РБ РЦППМСП Дуванская ЗПМПК
Населённый пункт: с.Месягутово
Наименование материала: Статья
Тема: Психологические особенности младших школьников с ЗПР, методы и приемы развития познавательных процессов
Раздел: начальное образование
«Психологические особенности
младших школьников с ЗПР,
методы и приемы развития
познавательных процессов»
В образовательные организации приходят дети, разные по поведению, по характеру, по
уровню
развития
познавательных
процессов.
Одни
усваивают
знания
легко,
другим
для
приобретения тех же знаний требуются напряженные усилия. Что же мешает некоторым детям
благополучно освоить общеобразовательную программу?
Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной
причиной трудностей, возникающих у детей с ЗПР при обучении в школе.
Задержка психического развития (ЗПР) – нарушение нормального темпа психического
развития ребенка вследствие соматического заболевания, поражение центральной нервной системы и
или недостаточно благоприятных условий для воспитания и развития.
Наиболее характерные особенности детей с ЗПР:
1.
Поведение детей соответствует более младшему возрасту (менее активны, безынициативны,
слабо выражены познавательные интересы);
2.
Значительно отстают они и по сформированности регуляции и саморегуляции поведения, в
результате чего не могут долго сосредоточиться на каком-либо одном занятии;
3.
Отмечается
недоразвитие
эмоционально-волевой
сферы,
которое
проявляется
в
примитивности эмоций и их неустойчивости: дети легко переходят от смеха к слезам и
наоборот;
4.
Отставание детей в речевом развитии проявляется в ограниченности словаря, недостаточной
сформированности
грамматического
строя,
наличии
у
многих
из
них
недостатков
произношения и звукоразличения, а также в низкой речевой активности.
5.
Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, такой
ребенок затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности.
6.
Информацию, идущую от учителя, ученик воспринимает замедленно и так же ее
перерабатывает, а для более полного восприятия он нуждается в наглядно- практической
опоре и в предельной развернутости инструкции. Словесно-логическое мышление слабо
развито, поэтому ребенок долго не может освоить сложные мыслительные операции.
7.
У детей с ЗПР низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, объем и темп
работы ниже, чем у ребенка, развивающегося в соответствии с возрастом.
Причины возникновения ЗПР
1. К причинам биологического характера относят:
-
различные
варианты
патологии
беременности
(тяжелые
токсикозы,
лечение
сильнодействующими
лекарствами,
угроза
прерывания
беременности,
резус-конфликт,
инфекционные болезни матери);
- недоношенность ребенка;
- родовые травмы;
- различные соматические заболевания (тяжелые формы гриппа, рахит, хронические болезни,
пороки внутренних органов, туберкулез, синдром нарушенного желудочно-кишечного всасывания и
т.д.)
- нетяжелые мозговые травмы.
2. Среди причин социально-психологического характера выделяют следующие:
- ранний отрыв ребенка от матери и воспитание в полной изоляции в условиях социальной
депривации;
- дефицит полноценной, соответствующей возрасту деятельности: предметной, игровой,
общение с взрослыми и т.д.;
- искаженные условия воспитания ребенка в семье (гипоопека, гиперопека, авторитарный
тип воспитания), а также
асоциальное поведение родителей (злоупотребление алкоголем,
наркотическая/ никотиновая зависимость)
Задержку психического развития принято делить на четыре группы. Каждая обусловлена
определенными причинами, имеет свои особенности эмоциональной незрелости и нарушений
познавательной деятельности.
- ЗПР конституционального характера (причина возникновения не созревание лобных
отделов головного мозга). Сюда относятся дети с несложным гармоническим инфантилизмом, они
сохраняют черты более младшего возраста, у них преобладает игровой интерес, не развивается
учебный. Эти дети при благоприятных условиях показывают хорошие результаты выравнивания.
ЗПР соматогенного происхождения
(причина - перенесение ребенком соматического
заболевания). К этой группе относят детей с соматической астенией, признаками которой являются
истощаемость, ослабленность организма, сниженная выносливость, вялость, неустойчивость
настроения и т.п.
ЗПР психогенного происхождения (причина-неблагоприятные условия в семье, искаженные
условия воспитания ребенка (гиперопека, гипоопека)
ЗПР церебрально-органического генеза (причина - мозговая дисфункция). К этой группе
относят детей с церебральной астенией - повышенной истощаемостью нервной системы. У детей
наблюдаются: неврозоподобные явления, повышенная психомоторная возбудимость, аффективные
нарушения настроения, апатико-динамическое расстройство снижение пищевой активности, общая
вялость, двигательная расторможенность.
Особенности развития познавательных процессов у детей с ЗПР
Специфические особенности памяти:
1) снижение объема памяти и скорости запоминания;
2) низкая продуктивность произвольного запоминания;
3) преобладание наглядной памяти над словесной;
4) нарушение механической памяти.
Особенности внимания:
- низкая концентрация внимания, неспособность ребенка сосредоточиться на задании, на
какой-либо деятельности, быстрая отвлекаемость, истощаемость.
- низкий уровень устойчивости внимания. Дети не могут длительно заниматься одной и той
же деятельностью.
- узкий объем внимания.
- слабо развито произвольное внимание.
Особенности восприятия:
- замедленность восприятия и переработки информации;
- низкий уровень аналитического восприятия. Ребенок не обдумывает информацию, которую
воспринимает («вижу, но не думаю»);
- снижение активности восприятия. В процессе восприятия нарушена функция поиска,
ребенок не пытается всмотреться, материал воспринимается поверхностно.
Общие недостатки мыслительной деятельности детей с ЗПР:
1. Несформированность познавательной, поисковой мотивации. Дети стремятся избежать
любых интеллектуальных усилий, для них непривлекателен момент преодоления трудностей. Дети с
ЗПР не заинтересованы в результате выполнения задания.
2. Отсутствие выраженного ориентировочного этапа при решении мыслительных задач. Дети
с ЗПР больше заинтересованы в том, чтобы быстрее закончить работу, а не качеством выполнения
задания. Ребенок не умеет анализировать условия, что приводит к появлению множества ошибок.
3. Низкая мыслительная активность, «бездумный» стиль работы. Дети решают задачу на
интуитивном уровне, то есть ребенок вроде бы правильно дает ответ, но объяснить его не может.
4. Стереотипность мышления, его шаблонность
.
Обучение детей с ЗПР
В настоящее время дети с ЗПР обучаются в каждой общеобразовательной школе. С
увеличением количества таких учеников у педагогов остаётся неизменным вопрос: а как их учить?
Ведь
с
обычной
программой
они
не
справляются…
Поэтому главная задача педагога, у которого в классе есть ученик с задержкой, и
образовательного учреждения в целом – создать для него такие условия, которые помогут ему
наверстать то, что по каким-либо причинам упущено. Какие же нужны условия и что именно для
этого
нужно
делать?
Во-первых, обучение по адаптированной образовательной программе (АОП) для детей с ЗПР по
заключению ПМПК и заявлению родителей (законных представителей).
Прежде чем создавать АОП, нужно провести педагогическую диагностику и выяснить
глубину пробелов в знаниях (возможно, возникших очень давно), причины этих пробелов, а также
выявить «западающие» психические функции.
Содержание
программы
для
детей
с
ЗПР
практически
ничем
не
отличается
от
общеобразовательной. Упор нужно сделать на восполнение упущенного, на создание «базы» для
освоения следующих знаний, умений и навыков, т.к. без этого ребёнок просто не сможет двигаться
дальше. Возможно, придётся на какое-то время приостановить изучение этим учеником текущих тем,
и вернуться с ним к тому, что не было усвоено на более ранних этапах. Например, если он ещё не
понял тему «Свойства сложения и вычитания», не стоит пока учить его решать даже простые
уравнения – он с ними не справится, т.к. этим знаниям в его голове не на что опереться. Создание
АОП – очень серьёзная, кропотливая и длительная работа, но помощь ребёнку с ЗПР заключается
именно в этом.
Во-вторых, в оказании помощи ребёнку должны участвовать не только учитель, но и
учителя-предметники (учитель ИЗО, музыки, физкультуры и т.д.), медицинские работники,
родители. Большая роль принадлежит здесь учителю-логопеду, педагогу-психологу, учителю-
дефектологу, потому что корень проблем с учёбой – в недостаточном развитии психический
функций (внимания, памяти, мышления) и речевых нарушениях. К примеру, ребёнок может не
понимать геометрию потому, что у него не сформировано пространственное восприятие и
мышление, а не потому, что плохо её учит. Или не уметь применить выученные наизусть правила
потому, что не развиты мыслительные операции. Поэтому одна из важнейших задач, которая стоит
перед администрацией образовательной организации, обучающей детей с ЗПР – привлечь на работу
логопеда, психолога, дефектолога.
В-третьих, родители (законные представители) ни в коем случае не должны оставаться в
стороне. Именно родители – главные и первые воспитатели и учителя ребёнка, с ними ребёнок
проводит большую часть времени. Педагогам просто не успеть без участия родителей «нагнать» с
обучающимся то, что было упущено и не усвоено. Кстати, задачи, решение которых берут на себя
родители
в
реализации
адаптированной
программы,
и
их
ответственность
тоже
нужно
документально закрепить (прописать в программе).
В-четвертых,
в оказании медицинской помощи ребёнку. У детей с ЗПР причиной в
отставании в развитии психических функций является недостаточное или замедленное созревание
определённых областей коры головного мозга. Психиатр и невролог могут назначить медицинские
препараты, способные стимулировать их развитие и созревание, после приёма, которых ребёнок
станет внимательнее, у него улучшатся память, мышление. У данных специалистов следует
наблюдаться регулярно.
Если обучение по АОП для детей с ЗПР рекомендовано ПМПК в начальной школе, то по
окончании 4 класса ученика необходимо обследовать повторно. Цель - отследить динамику развития
у ребёнка и рекомендовать для дальнейшей учёбы программу, адекватную его возможностям.
Иногда это бывает общеобразовательная программа (если обучающийся справился с теми
трудностями, которые были), иногда – та же программа для детей с задержкой (если проблемы
остались в той или иной степени), а временами – программа для детей с умственной отсталостью
(если трудности не только не исчезли, но и усугубились).
В том случае, если и в среднем звене ребёнок обучается по АОП для детей с ЗПР, требуется
повторное прохождение ПМПК в 8 и 9 классе, чтобы обновить документ, т.к. учащиеся с такими
особенностями
имеют
право
проходить
государственную
итоговую
аттестацию
в
форме
государственного выпускного экзамена (ГВЭ).
Рекомендации родителям в общении с детьми с ЗПР
1.
Организация режима дня и места для занятий: — установите твёрдый распорядок дня
для ребёнка и всех членов семьи; — снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения
ребёнком задания;
- время занятий (15 – 20 мин.) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время
занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала;
- избегайте по возможности больших скоплений людей;
-
помните,
что
переутомление
способствует
снижению
самоконтроля
и нарастанию
гиперактивности.
2.
Специальная поведенческая программа:
— чаще хвалите ребёнка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок,
поэтому дети с ЗПР не воспринимают выговоров и наказаний, однако чувствительны
к поощрениям;
— не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
— помогайте ребёнку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап.
3.
В своих отношениях с ребенком необходимо придерживаться «позитивной модели»,
хвалить его в каждом случае, когда он это заслужил, подчеркивать успехи. Это поможет укрепить
уверенность ребенка в собственных силах. Дети с ЗПР обучаются на успехе. Хвалите ребенка, когда
у него получилось то, что раньше у него не получалось.
4. К разбору неудач и ошибок приступайте лишь после похвалы и, по возможности, сразу
намечайте, как можно их исправить и избежать в дальнейшем.
5. Избегать частых повторений слов «нет» и «нельзя».
6. Стараться говорить сдержанно, спокойно и мягко. Очень важна интонация, эмоциональная
окраска высказывания, обращенного к ребенку. Дети реагируют не только на содержание
высказывания взрослого, но и на эмоциональную окраску, в которой заключено отношение к
ребенку.
7. Необходимо давать ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы
он мог его обязательно завершить.
8. Для подкрепления устных инструкций полезно использовать зрительную стимуляцию
(наглядный материал).
9. Поощрять ребенка за все виды деятельности, где требуется повышенная концентрация
внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение и т. д.).
10. Оберегать ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и
нарастанию гиперактивности.
11. Гиперактивному ребенку необходимо давать возможность расходовать избыточную
энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: прогулки, бег, спортивные
секции, подвижные игры и т. д.
12. Родители должны создать такую систему взаимоотношений с ребенком, в которой он
будет воспринимать себя только благоприятно. Лишь в этом случае он сможет нормально
реагировать на чужие успехи без снижения самооценки.
13. Взрослым необходимо постоянно помнить и учитывать имеющиеся нарушения в развитии
и недостатки поведения своих детей. Улучшение состояния ребенка в значительной мере зависит от
доброго, спокойного и последовательного отношения к нему.
Дети с задержкой психического развития, гиперактивные дети, дети с нарушениями внимания
– это трудные дети. Но Вы, родители, можете им помочь адаптироваться к школьной жизни и найти
свое место во взрослой жизни.
Стоит еще раз подчеркнуть, что при надлежащем внимании родителей к данной проблеме,
задержки психического развития имеют тенденцию к сглаживанию и даже полному исчезновению к
среднему школьному возрасту.
Рекомендации для педагогов
Необходимо постоянно поддерживать уверенность в своих силах, обеспечить
ученику
субъективное переживание успеха при определенных усилиях. Трудность заданий должна возрастать
постепенно, пропорционально возможностям ребенка.
Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом уроке обязательно вводить орг.
момент, так как школьники с ЗПР с трудом переключаются с предыдущей деятельности.
Не нужно ставить ребенка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать
некоторое время для обдумывания.
Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный
материал, необходимо разделить его на отдельные части и давать их постепенно.
Не требовать от ребенка с ЗПР изменения неудачного ответа, лучше попросить его ответить через
некоторое время.
В момент выполнения задания недопустимо отвлекать учащегося на какие-либо дополнения,
уточнения, инструкции, так как процесс переключения у них очень снижен.
Стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор на уроках (картин,
схем, таблиц), но не увлекаться слишком, так как объем восприятия снижен.
Активизировать
работу
всех
анализаторов
(двигательного,
зрительного,
слухового,
кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать и т.д.
Необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя
и у товарищей, но делать это тактично, используя игровые приемы.
Необходима тщательная подготовка перед каждым уроком. Важна не быстрота и количество
сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий.
Учитель не должен забывать об особенностях развития таких детей, давать кратковременную
возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления, проводить равномерные
включения в урок динамических пауз (через 10 мин.)
Не нужно давать на уроке более двух новых понятий. В работе стараться активизировать не столько
механическую, сколько смысловую память.
Для концентрации рассеянного внимания необходимо делать паузы перед заданием, интонацию и
приемы неожиданности (стук, хлопки, муз.инструменты, колокольчик и т.п.)
Необходимо прибегать к дополнительной стимуляции (похвала, соревнования, жетоны, фишки,
наклейки и др.). Особенно это актуально на занятиях в детском саду. Использовать на занятиях игру
и игровую ситуацию.
Создавать максимально спокойную обстановку на уроке или занятии, поддерживать атмосферу
доброжелательности.
Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным
повтором основных моментов.
Все приемы и методы должны соответствовать возможностям детей с ЗПР и их особенностям. Дети
должны испытывать чувство удовлетворенности и чувство уверенности в своих силах.
Развивающие упражнения для детей с ЗПР
Упражнения для развития низкого уровня восприятия и ориентировки в пространстве.
Упражнение № 1. "Разноцветные точки"
Для выполнения упражнения используется рабочая карточка, представляющая собой лист плотной бумаги, на
котором строчками наклеены выбитые из цветной бумаги "точки". Число используемых цветов не должно
быть меньше трех и больше пяти. Точки располагаются в 7 строк по 14 точек в каждой строке. Ребенок должен
называть точки по порядку, читать их в том направлении, которое задаст ведущий: слева — направо, справа —
налево, сверху — вниз, снизу — вверх. Ведущий активно руководит работой, следит за тем, чтобы:
— ребенок правильно начал чтение, т.е. за тем, какая точка названа первой;
— заданное направление сохранилось во время чтения;
— соблюдалась последовательность произнесения точек на строке.
Упражнение № 2. Игра "Что это?"
Вы показываете детям контурное изображение каких-либо предметов или, наоборот, только какие-то
детали от них, а они должны узнать, что это за предметы. Например,
Упражнение № 3. "Составление фигур из разрозненных деталей"
Учитель предлагает детям отдельные детали какого-либо предмета, дети должны соединить их так,
чтобы получился заданный предмет.
Упражнение № 8. "Лабиринты"
Учитель показывает образец и говорит: "Видите этого мальчика здесь, в центре? Он хочет
выбраться вот сюда, на улицу. Но он не должен попасть в тупик. Ведь маль чик не может пройти
сквозь стену. Давайте попробуем вывести его из этого лабиринта. Дорогу будем помечать с помощью
карандаша".
По мере тренированности структура лабиринтов усложняется, а помощь учителя уменьшается,
постепенно сводясь на нет.
Упражнения для развития внимания
Упражнение № 1.
На словесном материале.
Занятие проводится коллективно и включает в себя элемент соревнования. Детям предлагается по
сигналу
"Внимание!"
фиксировать
взглядом
середину
экрана
и
постараться
про честь
предъявляемый на короткое время (не превышающее 0,5 сек) материал и записать его. При этом детям
сообщается, что если они записали правильно больше 5 букв в двух самых длинных словах, то они
выиграли (в процессе тренировок необходимый объем увеличивается), если меньше, то проиграли.
Выигравшие получают какой-либо приз.
Оборудование:
эпидиаскоп, слайды следующего содержания: Задание №1
Бессмысленные слова, содержащие от 3 до 9 согласных букв, например:
РБВЛ
КТМЦ
ЖКПРЧ
ДЗНТК
КПТНСД
ШРВТБЧ
ДПВ
ШГС
БМДРКЛФ
МВХШТСГ
СТПЦГВДК
ЖГВПРМТК
МВПКШЛЧБХ БРНЦДКСЧГ
Всего 14 слайдов — два разных набора по 7.
Задание № 2.
Знакомые слова родного языка, содержащие от 4 до 16 букв, например:
Стол, чашка, машина, конфета, карандаш, телевизор, магнитофон, мотоциклист, командировка.
Ваза, плита, солнце, чернила, пистолет, спектакль, автомобиль, конструктор, велосипедист.
Всего 18 слайдов — два разных набора по 9.
Задание № 3.
Предложения, содержащие от 5 до 16 букв, например:
Я бегу
Что ты
Дай мне
Я плыву
Дым идет
Лень мне
Двор чист
Один — воин
Что делать
Птица поет
Ученье свет
Делу — время
Все по колено
Вода в решете
Работа не волк
Слово — серебро
Счастье в труде
Всем не угодишь
Всего 18 слайдов — два разных набора по 9.
Упражнение № 2.
На цифровом материале
Задание, приведенное ниже, рассчитано на индивидуальное применение, поэтому если оно включено
в работу группы учащихся, то удобнее разбить ее на тройки и провести в виде сю-жетно-ролевой игры.
Каждому из играющих присваивается определенная роль: "учитель", "ученик", "контролер" — со сменой
ролей по кругу. "Ученик" сидит за столом, и "учитель" показывает ему таблицы в порядке их номеров: 1,
2, 3, 4. Смена таблиц производится по мере окончания работы с предыдущей таблицей. Перед предъявлением
таблицы 1 "учитель" сообщает инструкцию: "Сейчас я буду показывать последовательно, друг за другом
4 таблицы с числами. (Числа разбросаны в таблице в беспорядке.) Как только я покажу первую
таблицу, нужно как можно быстрее находить в ней числа в порядке возрастания, начиная с единицы: 1,
2, 3, 4 и т.д. Ты должен показывать их указкой и называть вслух, громко и четко".
"Контролер" при помощи секундомера фиксирует время счета по каждой таблице отдельно, а
также количество допущенных ошибок (по возможности). Как показывает практика,
желательно, чтобы первичное применение задания производилось все же в индивидуальном порядке,
и лишь когда дети освоятся с его содержанием, предложить им его в качестве игры.
Оборудование:
Секундомеры, указки, 4 цифровые таблицы с числами (количество используемых цифр изменяется по
мере увеличения объема внимания от занятия к занятию. Первично же табли цы включают числа от 1
до 9, затем их количество доводится до 25), расположенными в случайном порядке.
1
7
4
3
5
2
9
5
2
1
8
6
3
6
8
9
4
7
9
5
8
6
9
3
4
1
6
2
5
8
3
7
2
4
7
1
Упражнение № 3. Игра "Пуговица"
Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна
пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле — это квадрат, разделенный на клетки.
Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить,
где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а
второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.
Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.
Эту же игру можно использовать в работе на развитие памяти, пространственного восприятия и
мышления.
Упражнение № 4. Игра "Маленький жук"
"Сейчас мы будем играть в такую игру. Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю
ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе
ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать или
водить пальцем по полю нельзя!
Внимание! Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка
налево. Одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук".
(Если ребенок затрудняется выполнять задание мысленно, то сначала можно позволить ему показывать
пальчиком каждое движение жука или изготовить жука и двигать его по полю. Важно, чтобы в
результате ребенок научился мысленно ориентироваться в клеточном поле.)
Задания для жука можно придумать самые разные. Когда поле из 16 клеток будет освоено,
переходите к движению по полю из 25, 36 клеток, усложняйте задания ходами: 2 клетки наискосок вправо-
вниз, 3 клетки влево и т.д.
Упражнение № 5. "Найди одинаковые буквы"
Вы показываете буквы, разбросанные по листу. "Посмотри, буквы рассыпались. Соедини
одинаковые буквы линиями.
Какие буквы остались? Почему они не подходят к остальным?" (Должен остаться значок Ь — это
мягкий знак, и N — "неправильная" буква И.)
Упражнение № 6. "Узнай по контуру"
Детям показывают перепутанные контурные изображения предметов. Необходимо узнать все
предметы по контуру.
Упражнение № 7.
Школьникам предлагается без ошибок переписать следующие строчки:
а)
АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА
ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДЕТАЛЛАТА
б)
ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ
ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРА
КЛАТИМОР
в)
РЕТАБРЕРТА НОРАСОТАННА
ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА
ФИЛЛИТАДЕРРА
г)
ГРУММОПД
д)
ВАТЕРПРООФЕТТА
СЕРАФИННЕТАСТОЛЕ
ЕММАСЕДАТОНОВ
е)
ГРАСЕМБЛАДОВУНТ
ж)
ГРОДЕРАСТВЕРАТОНА
ХЛОРОФОНИМАТА
ДАРРИСВАТЕНОРРА
з)
ЛАЙОНОСАНДЕРА
и) МИНОСЕПРИТАМАТОРЕНТАЛИ ТЕЛИГРАНТОЛЛИАДЗЕ
к) МАЗОВРАТОНИЛОТОЗАКОН
Упражнение № 8.
Среди буквенного текста вставлены слова. Ребенок должен найти и подчеркнуть эти слова. Пример:
бсолнцеитранвстолрюджыметокноггщшщатмашина прстыюрозаевнциджарамылрквтсумкалдчеврыбай
Упражнения для развития мышления.
Само понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение различных
операций (мыслительных) с опорой на представления. Поэтому усилия учителя
должны быть
сосредоточены на формировании у детей умения создавать в голове различные образы, т.е. визуализировать.
Упражнения на формирование подобного умения достаточно подробно описаны в коррекционной программе
развития памяти (см. "Низкий уровень развития памяти"). Не будем повторяться и дополним их другими.
Упражнение № 1. Игра типа "На что это похоже?»
Упражнение № 2. "Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества
палочек"
Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.
"Дана фигура из 6 квадратов. Надо убрать 2 палочки так, чтобы осталось 4 квадрата".
Задачи, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения фигуры
"В фигуре переложить 3 палочки так, чтобы получилось 4 равных треугольника".
"В фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложить 3 палочки так, чтобы получилось 3 таких же
квадрата".
"Составить домик из 6 палочек, а затем переложить 2 палочки так, чтобы получился флажок".
"Переложить 6 палочек так, чтобы, из корабля получился танк".
"Переложить 2 палочки так, чтобы фигура, похожая на корову, "смотрела в другую сторону".
"Какое наименьшее количество палочек нужно переложить, чтобы убрать мусор из совочка?"
Упражнение № 3. "Найди закономерность"
а) Упражнение направлено на формирование умения понимать и устанавливать закономерности в линейном
ряду.
Инструкция: "Внимательно рассмотри картинки и заполни пустую клетку, не нарушая закономерности".
б) Второй вариант задания направлен на формирование умения устанавливать закономерности в таблице.
Инструкция: "Рассмотри снежинки. Нарисуй недостающие так, чтобы и в этом ряду были представлены все
виды снежинок".
Развивая словесно-логическое мышление через решение логических задач, необходимо подбирать такие
задачи, которые бы требовали индуктивного (от единичного к общему), дедуктивного (от общего к единичному) и
традуктивного (от единичного к единичному или от общего к общему, когда посылки и заключение являются
суждениями одинаковой общности) умозаключения.
Традуктивное умозаключение можно использовать в качестве первой ступени обучения умению решать
логические задачи. Это задачи, в которых по отсутствию или присутствию одного из двух возможных признаков у
одного из двух обсуждаемых объектов следует вывод о, соответственно, присутствии или отсутствии этого
признака у другого объекта. Например, "у Наташи собачка маленькая и пушистая, у Иры — большая и пу-
шистая. Что в этих собачках одинаковое? разное?"
Задачи для решения
1.
Саша ел яблоко большое и кислое. Коля ел яблоко большое и сладкое. Что в этих яблоках одинаковое?
разное?
2.
Maшa и Нина рассматривали картинки. Одна девочка рассматривала картинки в журнале, а другая
девочка — в книжке. Где рассматривала картинки Нина, если Маша не рассматривала картинки в
журнале?
3.
Толя и Игорь рисовали. Один мальчик рисовал дом, а другой — ветку с листьями. Что рисовал Толя,
если Игорь не рисовал дом?
Упражнения для развития речи
Упражнение № 1. "Назови слова'
(для развития слуховой дифференцировки)
Задание № 1.
"Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А" (Т, О, Р, К и т.д.).
Задание № 2.
"Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук П" (И, О, С, Л и т.д.).
Задание № 3.
"Назови как можно больше слов, в середине которых есть звук Л" (Н, Э, Г, Б, Ф и т.д.).
Упражнение № 2. "Игра в слова"
"Назови как можно больше слов, обозначающих фрукты" (овощи, деревья, цветы, диких и домашних
животных и птиц, игрушки, инструменты, мебель, профессии и т.п.).
Упражнение № 3. "Объясни слово"
Задание: "Я хочу выяснить, как много слов ты знаешь. Скажи, что такое велосипед?"
нож шляпа
мяч
письмо
зонтик подушка
гвоздь осел
мех алмаз
соединить лопата
меч неприятность
храбрый герой
стихотворение
азартная игра
Цель этого упражнения — научить ребенка не только узнавать новые слова через объяснение, но и ясно
выражать мысль, указывая основной вид использования предмета, описывая его признаки.
Все эти упражнения вы можете делать несколько раз, дополняя ряды слов самостоятельно.
Упражнение № 4. "Закончи предложение" Задание: "Попробуй угадать конец фразы".
Дети ели ка... . На столе лежат бумага и кра... . В лесу растут гри... . В саду растут две... . У нас есть
петух и ... . Зимой бывает хо... .
Упражнение № 5. "Добавь слова" (распространение предложений)
Задание: "Сейчас я скажу предложение. Например, "мама шьет платье". Как ты думаешь, что можно
сказать о платье, какое оно (шелковое, летнее, легкое, оранжевое)? Если мы добавим эти слова, как
изменится фраза?"
Девочка кормит собаку. На небе гремит гром. Мальчик пьет сок.
Упражнение № 6. "Составь фразу" (образование предложений из слов)
Задание № 1.
"Придумай предложения, используя следующие слова:
забавный
щенок
полная
корзина
спелая ягода
веселая песня
колючий куст
лесное озеро".
Задание № 2.
"Слова в предложении перепутались. Попробуй расставить их на свои места. Что получится?"
1.
Дымок, идет, трубы, из.
2,
Любит, медвежонок, мед.