Автор: Сутакова Татьяна Прокопьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Сэргэ-Бэсская ООШ им.М.Н.Сибирякова
Населённый пункт: РС(Я) Амгинский улус, с.Сэргэ-Бэс
Наименование материала: статья
Тема: Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Пояснительная записка
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством
явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».( В.
Сухомлинский.)
Кружок «Экология и дети» имеет экологическую направленность, которая определена особой
актуальностью экологического образования в современных условиях. Так как проблемы экологии
в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой
области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в
этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять еѐ. Дети учатся
наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке,
воспитанники обогащают свой запас знаний новыми знаниями. Это воспитывает у них
любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем,
предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая
память; речь, внимание, восприятие.
В основу содержания данной программы легла программа С.Н. Николаевой «Юный эколог»,
она предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным
явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
При построении системы работы экологического кружка мы обратили особое внимание на
следующие основные направления:
1. Познавательно-развивающее направление ставит целью знакомство детей с компонентами
живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой
занимательной форме.
2. Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного
края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде,
подкормка птиц, посадка цветников, участие воспитанников с родителями в высадке саженцев
деревьев и др.).
3. Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности,
экскурсий, наблюдений, опытов.
Цель: Основной целью программы является: - воспитание гуманной, социально-активной
личности, способной понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к природе; -
формирование представлений о самоценности природы, положительному отношению к ней,
экологически грамотного и безопасного поведения в природе ; - закрепление приобретѐнных
первоначальных умений, позволяющих участвовать в посильной практической деятельности по
охране природы родного края, осознание
последствий своих
действий по отношению к
окружающей среде.
Задачи: 1) Обучающая задача заключается в обогащении словарного запаса, расширении и
уточнении
знаний
ребенка
об
окружающем
мире,
обучению
повествовательной
речи
( пересказывание, составление диалога), развитию у детей элементарных и вполне научных
представлений о существующих в природе взаимосвязях, получении первоначальных сведений о
природе.
2) Развивающая задача направлена на развитие личности ребенка в целом, умение сравнивать и
обобщать собственные наблюдения. Совершенствование мышления, творческих способностей,
умение думать самостоятельно, логично и последовательно, поддержание их познавательного
интереса и стремление к самостоятельным действиям.
3) Воспитательная задача заключается в развитии у ребенка эмоций, умения сочувствовать,
удивляться, переживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по
природе, уметь видеть красоту окружающего мира и бережно относиться к ней.
Отличительные особенности программы:
Новым в работе кружка « Экология и дети» предусматривается введение в занятия
экспериментальной деятельности, с помощью которой дети смогут познавать окружающую среду
не только теоретически, но и на практике, используя накопленный опыт.
Возраст детей: составляет 6-7 лет (подготовительная к школе группа)
Сроки реализации программы – 1 год обучения. Режим работы кружка 1 раз в неделю
Продолжительность образовательного процесса составляет - 36 часов.
Формы проведения:
- игра – путешествие;
- занятия в игровой форме;
-экскурсии в природу;
- досуги;
- экспериментальная деятельность;
- проектная деятельность;
-экологические акции
Ожидаемые результаты: К концу учебного года дети должны знать и уметь:
- называть природные объекты и воспроизводить их по требованию взрослого ;
- правильно вести себя по отношению к природным объектам и нести ответственность за свои
поступки, понимать их последствия для окружающего мира;
-
владеть
и
самостоятельно
реализовывать
элементарные
навыки
рационального
природопользования;
- знать условия существования живого организма и зависимости пребывания его в разных
условиях .
- понимать ценность природных объектов.
№
Тема занятия
Программное содержание
Дата
проведения
по плану
Дата
проведения
по факту
1
«Я и природа»
- Воспитывать у детей любовь к
природе, стремление заботиться о
растениях и животных;
- Формировать представления о
неразрывной связи человека с
природой (человек – часть
природы)
02.09.2021
2
«Наш дом -природа»
- Воспитывать бережное
отношение к окружающей
природе;
- Формировать понятия о неживой
природе, как факторе жизни всего
живого.
09.09.2021
3
«Почему
бывают
разные
времена года»
- Солнце – источник света и тепла.
- Смена времен года.
- Сезонные изменения в природе.
- Роль Солнца в жизни человека.
16.09.2021
4
«Воздух вокруг нас, свойства
воздуха. Ветер – движение
воздуха.
Дать представление о воздухе как
материальной среде, и о ветре как
движении воздуха
23.09.2021
5
Чистый и загрязнѐнный воздух
Дать
детям
элементарные
представления
об
источниках
загрязнения воздуха, о значении
чистого
воздуха
для
нашего
здоровья, о некоторых правилах
экологической безопасности
30.09.2021
6
Солнечная система. Солнце –
источник света и тепла.
Дать
первоначальные
представления
о
строении
Солнечной системы. Познакомить
детей с «небесным светилом» -
солнцем.
Наблюдать
за
изменением длины дня, связывать
их с положением солнца на небе.
07.10.2021
7
«Знакомим детей с почвой»
- Уточнить представление детей о
почве как о верхнем слое земли:
«живая земля»;
-Загрязнение
почвы,
возможные
последствия;
- Необходимость охраны почвы
14.10.2021
8
Роль света в жизни растений,
животных, человека. Сезонные
изменения в природе.
Познакомить
детей
с
ролью
солнечного
света
в
жизни
растительного и животного мира.
Учить
понимать
причины
сезонных изменений в природе.
21.10.2021
9
Кто главный в лесу? Пищевые
цепочки в лесу.
Уточнить представления детей о
взаимосвязи в экосистеме «Лес»
растений, животных и факторов
неживой природы . Сформировать
представления
о
пищевой
зависимости
обитателей
леса.
Учить
выстраивать
«пищевые
цепочки»
в
лесу.
Дать
детям
представление
о
леснике
–
человеке,
который
заботится
о
лесе:
бережет
от
пожара,
подкармливает животных зимой,
спасает некоторых из них от бед.
28.10.2021
10
Как живут наши пернатые
друзья зимой.
Обобщить
знания
детей,
полученные при наблюдениях за
птицами; установить связь между
формой клюва и питанием птиц;
отметить взаимоотношения птиц
во
время
зимовки.
Вызвать
желание помочь нашим крылатым
друзьям в зимнюю бескормицу.
11.11.2021
11
Через добрые дела можно стать
экологом.
Раскрыть
перед
детьми
на
конкретных
литературных
примерах, что бывают хорошие и
плохие поступки. Показать, что
юный
эколог
—
это
ребенок,
который любит природу, заботится
о живых существах (растениях и
животных) в детском саду и дома,
создает для них хорошие условия
жизни.
18.11.2021
12
Песок и глина.
Закрепить знания о минералах:
песок, глина.
25.11.2021
13
Камни
Развивать
интерес
к
камням,
умение обследовать их и называть
свойства. Дать представление о
том, что камни бывают разные:
(
морские,
речные,
ценные
( мрамор, гранит), драгоценные
02.12.2021
14
Дикие и домашние животные.
Познакомить
детей
с
разнообразными видами животных
.Уточнить
признаки
диких
и
домашних
животных,
чем
они
отличаются друг от друга.
09.12.2021
15
Изготовление плакатов на тему
«Сохраним елку –красавицу
наших лесов»
-
Учить
детей
придумывать
содержание
плаката,
направленного на сохранение елок,
изображать его;
-Воспитывать бережное отношение
к
растениям,
стремление
заботиться.
16.12.2021
16
Разнообразие видов растений.
Способствовать
обобщению 23.12.2021
представлений детей о растениях:
растения - это деревья, кусты,
травы. Учить детей распознавать
растения по внешнему виду и
другим признакам.
17
Части растений.
Формировать представления детей
о том, что у растений есть корень,
стебель, листья, цветы и какое
значение они имеют для растений.
30.12.2021
18
Развитие растений. Влияние
света , тепла и воды на жизнь
растений.
Формировать
у
детей
представления
о
том,
что
для
нормального
развития
и
жизни
растениям
необходимы
сразу
несколько факторов: влага, тепло,
свет, почва.
13.01.2022
19
Комнатные растения.
Обобщить представления детей о
комнатных растениях , об уходе за
ними
,
закрепить
знания
об
основных потребностях комнатных
растений.
20.01.2022
20
Понятие о дикорастущих и
культурных растениях.
Лекарственные и ядовитые
растения.
Познакомить
детей
с
разновидностями растений. Учить
различать их в природе.
27.01.2022
21
Охрана растений. Красная книга
природы.
Познакомить детей с охраняемыми
растениями, сформировать чувство
ответственности
за
сохранение
зелѐного
наряда
планеты,
познакомить с различными видами
деятельности по охране растений,
вызвать
стремление
к
этой
деятельности.
03.01.2022
22
Рыбы.
Расширять
знания
детей
о
разновидностях
рыб
( аквариумные; пресноводные –
прудовые,
речные;
морские;
океанические).
10.02.2022
23
Земноводные.
Познакомить
детей
с
таким
классом
животных,
как
земноводные. Их особенностями
и средой обитания.
17.02.2022
24
Насекомые
Учить детей сравнивать насекомых
по
способу
передвижения,
определять
их
по
издаваемым
звукам и правильно называть
24.02.2022
25
Звери.
Учить группировать животных по
общим признакам
03.03.2022
26
Лес - как пример сообщества
Дать
детям
первоначальные
сведения о лесе. Учить различать
по внешнему виду и по другим
признакам
5-7
деревьев.
Более
подробно
познакомить
детей
с
10.03.2022
обитателями
леса
нашей
местности.
27
«Вода
вокруг
нас»
(вода
в
природе, водоемы, осадки
Обобщить, уточнить знания детей
о воде: течѐт, без цвета, без запаха.
Обратить
внимание
детей
на
значение воды в нашей жизни,
показать,
где,
в
каком
виде
существует вода в окружающей
среде.
17.03.2022
28
«Эта
волшебница
вода»
(разнообразное состояние воды в
природе: лед, пар, вода
Познакомить детей с различными
природными
явлениями
(дождь,
роса, снег, иней и т.д.) показать
разнообразие состояний воды в
окружающей среде.
24.03.2022
29
«День воды»
Обобщить знания детей, родителей
о состояниях и свойствах воды, о
круговороте воды в природе, ее
значении в жизни растений,
животных и человека.
31.03.2022
30
Птицы. «День птиц»
Учить
различать
и
классифицировать птиц по местам
их обитания, по повадкам
07.04.2022
31
Лес и человек. Охрана леса.
.
Привить
детям
навыки
экологически
грамотного
поведения во время пребывания в
лесу,
научить
любоваться
им,
понимать
необходимость
бережного отношения к лесу, и
последствий
экологически
неграмотного поведения.
14.04.2022
32
«Космос. Вселенная. Звѐзды.».
Уточнить
и
расширить
представления детей о космосе ,
работе космонавтов , подчеркнуть
уникальность планеты Земля.
21.04.2022
33
«День земли»
Закрепить представления о нашей
планете
Земля,
в
целом
о
Вселенной.
28.04.2022
34
Посадка лука и наблюдение за
ним.
Уточнить представления о том, что
из
луковиц
-
репки
можно
вырастить зеленый лук, если ей
создать
благоприятные
условия,
т.е. посадить в воду, поставить в
теплое и светлое место.
05.05.2022
35
Подснежник
Уточнение
и
систематизация
знаний
детей
о
характерных
признаках весны и
первом
весеннем цветке – подснежнике
12.05.2022
36
Нужны все на свете
( Обобщение знаний)
Обобщение знаний, полученных в
процессе обучения по предыдущим
блокам. Закрепление и обобщение
правил экологически грамотного
поведения человека в природе и в
быту.
19.05.2022
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сэргэ-Бэсская основная
общеобразовательная школа им.М.Н.Сибирякова»
Рассмотрена
на заседании МО дошкольного
образования
Утверждаю
Директор школы:
___________(Борохина М.Э.)
Протокол №
от « »______________2021г.
« »________________2021 г.
Рабочая программа
по экологии
«Эколята»
Возраст: 6-7л
Воспитатель: Сутакова Т.П.
2021