Напоминание

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста


Автор: Сутакова Татьяна Прокопьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Сэргэ-Бэсская ООШ им.М.Н.Сибирякова
Населённый пункт: РС(Я) Амгинский улус, с.Сэргэ-Бэс
Наименование материала: статья
Тема: Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Пояснительная записка

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством

явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».( В.

Сухомлинский.)

Кружок «Экология и дети» имеет экологическую направленность, которая определена особой

актуальностью экологического образования в современных условиях. Так как проблемы экологии

в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой

области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в

этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять еѐ. Дети учатся

наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке,

воспитанники обогащают свой запас знаний новыми знаниями. Это воспитывает у них

любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем,

предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая

память; речь, внимание, восприятие.

В основу содержания данной программы легла программа С.Н. Николаевой «Юный эколог»,

она предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным

явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.

При построении системы работы экологического кружка мы обратили особое внимание на

следующие основные направления:

1. Познавательно-развивающее направление ставит целью знакомство детей с компонентами

живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой

занимательной форме.

2. Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного

края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде,

подкормка птиц, посадка цветников, участие воспитанников с родителями в высадке саженцев

деревьев и др.).

3. Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности,

экскурсий, наблюдений, опытов.

Цель: Основной целью программы является: - воспитание гуманной, социально-активной

личности, способной понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к природе; -

формирование представлений о самоценности природы, положительному отношению к ней,

экологически грамотного и безопасного поведения в природе ; - закрепление приобретѐнных

первоначальных умений, позволяющих участвовать в посильной практической деятельности по

охране природы родного края, осознание

последствий своих

действий по отношению к

окружающей среде.

Задачи: 1) Обучающая задача заключается в обогащении словарного запаса, расширении и

уточнении

знаний

ребенка

об

окружающем

мире,

обучению

повествовательной

речи

( пересказывание, составление диалога), развитию у детей элементарных и вполне научных

представлений о существующих в природе взаимосвязях, получении первоначальных сведений о

природе.

2) Развивающая задача направлена на развитие личности ребенка в целом, умение сравнивать и

обобщать собственные наблюдения. Совершенствование мышления, творческих способностей,

умение думать самостоятельно, логично и последовательно, поддержание их познавательного

интереса и стремление к самостоятельным действиям.

3) Воспитательная задача заключается в развитии у ребенка эмоций, умения сочувствовать,

удивляться, переживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по

природе, уметь видеть красоту окружающего мира и бережно относиться к ней.

Отличительные особенности программы:

Новым в работе кружка « Экология и дети» предусматривается введение в занятия

экспериментальной деятельности, с помощью которой дети смогут познавать окружающую среду

не только теоретически, но и на практике, используя накопленный опыт.

Возраст детей: составляет 6-7 лет (подготовительная к школе группа)

Сроки реализации программы – 1 год обучения. Режим работы кружка 1 раз в неделю

Продолжительность образовательного процесса составляет - 36 часов.

Формы проведения:

- игра – путешествие;

- занятия в игровой форме;

-экскурсии в природу;

- досуги;

- экспериментальная деятельность;

- проектная деятельность;

-экологические акции

Ожидаемые результаты: К концу учебного года дети должны знать и уметь:

- называть природные объекты и воспроизводить их по требованию взрослого ;

- правильно вести себя по отношению к природным объектам и нести ответственность за свои

поступки, понимать их последствия для окружающего мира;

-

владеть

и

самостоятельно

реализовывать

элементарные

навыки

рационального

природопользования;

- знать условия существования живого организма и зависимости пребывания его в разных

условиях .

- понимать ценность природных объектов.

Тема занятия

Программное содержание

Дата

проведения

по плану

Дата

проведения

по факту

1

«Я и природа»

- Воспитывать у детей любовь к

природе, стремление заботиться о

растениях и животных;

- Формировать представления о

неразрывной связи человека с

природой (человек – часть

природы)

02.09.2021

2

«Наш дом -природа»

- Воспитывать бережное

отношение к окружающей

природе;

- Формировать понятия о неживой

природе, как факторе жизни всего

живого.

09.09.2021

3

«Почему

бывают

разные

времена года»

- Солнце – источник света и тепла.

- Смена времен года.

- Сезонные изменения в природе.

- Роль Солнца в жизни человека.

16.09.2021

4

«Воздух вокруг нас, свойства

воздуха. Ветер – движение

воздуха.

Дать представление о воздухе как

материальной среде, и о ветре как

движении воздуха

23.09.2021

5

Чистый и загрязнѐнный воздух

Дать

детям

элементарные

представления

об

источниках

загрязнения воздуха, о значении

чистого

воздуха

для

нашего

здоровья, о некоторых правилах

экологической безопасности

30.09.2021

6

Солнечная система. Солнце –

источник света и тепла.

Дать

первоначальные

представления

о

строении

Солнечной системы. Познакомить

детей с «небесным светилом» -

солнцем.

Наблюдать

за

изменением длины дня, связывать

их с положением солнца на небе.

07.10.2021

7

«Знакомим детей с почвой»

- Уточнить представление детей о

почве как о верхнем слое земли:

«живая земля»;

-Загрязнение

почвы,

возможные

последствия;

- Необходимость охраны почвы

14.10.2021

8

Роль света в жизни растений,

животных, человека. Сезонные

изменения в природе.

Познакомить

детей

с

ролью

солнечного

света

в

жизни

растительного и животного мира.

Учить

понимать

причины

сезонных изменений в природе.

21.10.2021

9

Кто главный в лесу? Пищевые

цепочки в лесу.

Уточнить представления детей о

взаимосвязи в экосистеме «Лес»

растений, животных и факторов

неживой природы . Сформировать

представления

о

пищевой

зависимости

обитателей

леса.

Учить

выстраивать

«пищевые

цепочки»

в

лесу.

Дать

детям

представление

о

леснике

человеке,

который

заботится

о

лесе:

бережет

от

пожара,

подкармливает животных зимой,

спасает некоторых из них от бед.

28.10.2021

10

Как живут наши пернатые

друзья зимой.

Обобщить

знания

детей,

полученные при наблюдениях за

птицами; установить связь между

формой клюва и питанием птиц;

отметить взаимоотношения птиц

во

время

зимовки.

Вызвать

желание помочь нашим крылатым

друзьям в зимнюю бескормицу.

11.11.2021

11

Через добрые дела можно стать

экологом.

Раскрыть

перед

детьми

на

конкретных

литературных

примерах, что бывают хорошие и

плохие поступки. Показать, что

юный

эколог

это

ребенок,

который любит природу, заботится

о живых существах (растениях и

животных) в детском саду и дома,

создает для них хорошие условия

жизни.

18.11.2021

12

Песок и глина.

Закрепить знания о минералах:

песок, глина.

25.11.2021

13

Камни

Развивать

интерес

к

камням,

умение обследовать их и называть

свойства. Дать представление о

том, что камни бывают разные:

(

морские,

речные,

ценные

( мрамор, гранит), драгоценные

02.12.2021

14

Дикие и домашние животные.

Познакомить

детей

с

разнообразными видами животных

.Уточнить

признаки

диких

и

домашних

животных,

чем

они

отличаются друг от друга.

09.12.2021

15

Изготовление плакатов на тему

«Сохраним елку –красавицу

наших лесов»

-

Учить

детей

придумывать

содержание

плаката,

направленного на сохранение елок,

изображать его;

-Воспитывать бережное отношение

к

растениям,

стремление

заботиться.

16.12.2021

16

Разнообразие видов растений.

Способствовать

обобщению 23.12.2021

представлений детей о растениях:

растения - это деревья, кусты,

травы. Учить детей распознавать

растения по внешнему виду и

другим признакам.

17

Части растений.

Формировать представления детей

о том, что у растений есть корень,

стебель, листья, цветы и какое

значение они имеют для растений.

30.12.2021

18

Развитие растений. Влияние

света , тепла и воды на жизнь

растений.

Формировать

у

детей

представления

о

том,

что

для

нормального

развития

и

жизни

растениям

необходимы

сразу

несколько факторов: влага, тепло,

свет, почва.

13.01.2022

19

Комнатные растения.

Обобщить представления детей о

комнатных растениях , об уходе за

ними

,

закрепить

знания

об

основных потребностях комнатных

растений.

20.01.2022

20

Понятие о дикорастущих и

культурных растениях.

Лекарственные и ядовитые

растения.

Познакомить

детей

с

разновидностями растений. Учить

различать их в природе.

27.01.2022

21

Охрана растений. Красная книга

природы.

Познакомить детей с охраняемыми

растениями, сформировать чувство

ответственности

за

сохранение

зелѐного

наряда

планеты,

познакомить с различными видами

деятельности по охране растений,

вызвать

стремление

к

этой

деятельности.

03.01.2022

22

Рыбы.

Расширять

знания

детей

о

разновидностях

рыб

( аквариумные; пресноводные –

прудовые,

речные;

морские;

океанические).

10.02.2022

23

Земноводные.

Познакомить

детей

с

таким

классом

животных,

как

земноводные. Их особенностями

и средой обитания.

17.02.2022

24

Насекомые

Учить детей сравнивать насекомых

по

способу

передвижения,

определять

их

по

издаваемым

звукам и правильно называть

24.02.2022

25

Звери.

Учить группировать животных по

общим признакам

03.03.2022

26

Лес - как пример сообщества

Дать

детям

первоначальные

сведения о лесе. Учить различать

по внешнему виду и по другим

признакам

5-7

деревьев.

Более

подробно

познакомить

детей

с

10.03.2022

обитателями

леса

нашей

местности.

27

«Вода

вокруг

нас»

(вода

в

природе, водоемы, осадки

Обобщить, уточнить знания детей

о воде: течѐт, без цвета, без запаха.

Обратить

внимание

детей

на

значение воды в нашей жизни,

показать,

где,

в

каком

виде

существует вода в окружающей

среде.

17.03.2022

28

«Эта

волшебница

вода»

(разнообразное состояние воды в

природе: лед, пар, вода

Познакомить детей с различными

природными

явлениями

(дождь,

роса, снег, иней и т.д.) показать

разнообразие состояний воды в

окружающей среде.

24.03.2022

29

«День воды»

Обобщить знания детей, родителей

о состояниях и свойствах воды, о

круговороте воды в природе, ее

значении в жизни растений,

животных и человека.

31.03.2022

30

Птицы. «День птиц»

Учить

различать

и

классифицировать птиц по местам

их обитания, по повадкам

07.04.2022

31

Лес и человек. Охрана леса.

.

Привить

детям

навыки

экологически

грамотного

поведения во время пребывания в

лесу,

научить

любоваться

им,

понимать

необходимость

бережного отношения к лесу, и

последствий

экологически

неграмотного поведения.

14.04.2022

32

«Космос. Вселенная. Звѐзды.».

Уточнить

и

расширить

представления детей о космосе ,

работе космонавтов , подчеркнуть

уникальность планеты Земля.

21.04.2022

33

«День земли»

Закрепить представления о нашей

планете

Земля,

в

целом

о

Вселенной.

28.04.2022

34

Посадка лука и наблюдение за

ним.

Уточнить представления о том, что

из

луковиц

-

репки

можно

вырастить зеленый лук, если ей

создать

благоприятные

условия,

т.е. посадить в воду, поставить в

теплое и светлое место.

05.05.2022

35

Подснежник

Уточнение

и

систематизация

знаний

детей

о

характерных

признаках весны и

первом

весеннем цветке подснежнике

12.05.2022

36

Нужны все на свете

( Обобщение знаний)

Обобщение знаний, полученных в

процессе обучения по предыдущим

блокам. Закрепление и обобщение

правил экологически грамотного

поведения человека в природе и в

быту.

19.05.2022

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сэргэ-Бэсская основная

общеобразовательная школа им.М.Н.Сибирякова»

Рассмотрена

на заседании МО дошкольного

образования

Утверждаю

Директор школы:

___________(Борохина М.Э.)

Протокол №

от « »______________2021г.

« »________________2021 г.

Рабочая программа

по экологии

«Эколята»

Возраст: 6-7л

Воспитатель: Сутакова Т.П.

2021



В раздел образования