Автор: Елена Геннадьевна Аксенова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 1"
Населённый пункт: Кемерово
Наименование материала: Статья
Тема: Начальная школа. Формирование функциональной грамотности
Раздел: начальное образование
Начальная школа. Формирование функциональной грамотности
Аксенова Елена Геннадьевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия №1»
г. Кемерово
В преддверии нового учебного года президент Российской Федерации
своим указом о национальных целях развития России вновь напомнил
нам об актуальности задачи формирования функциональной грамотности,
поскольку это и есть тот самый «камень предкновения», не позволяющий
нам попасть в топ 10 ведущих стран по качеству общего образования.
Приоритетной целью
в системе общего образования
становится
формирование
функциональной
грамотности
(математической,
читательской, естественно-научной и др).
Что такое функциональная грамотность? Это умение использовать
полученные знания в школе, умение приложить их к самым разным
ситуациям, в том числе, которые не изучались, не рассматривались в
школе.
Функциональная грамотность, как раз ставит иные задачи: как
использовать
знания,
полученные
в
школе,
в
нестандартной,
неожиданной жизненной ситуации.
«Функциональная грамотность — способность человека
использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения
широкого
диапазона
жизненных
задач
в
различных
сферах
человеческой деятельности, общения и социальных отношений»
А.А. Леонтьев
[Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла /
под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35.]
Целый ряд факторов позволяют получать высокие образовательные
результаты в мониторинге формирования функциональной грамотности
учащихся начальных классов МБОУ «Гимназия №1»:
-мотивация учащихся к обучению;
-квалификация, подготовка преподавательского состава;
-качественная инфраструктура и условия, в которых обучаются дети.
По результатам международных исследований PISA - качество
школьного
образования
в
основном
определяется
качеством
профессиональной подготовки педагогов.
Большинство педагогов гимназии- учителя стажисты, имеющие
высшее образование, постоянно совершенствующие свою квалификацию
через систему подготовки и переподготовки и повышения квалификации
учителей, в которых требуется кардинальное обновление содержания и
методов
обучения,
направленное
на
повышение
качества
и
эффективности работы учителей.
Педагоги гимназии используют новые учебные и методические
материалы с учетом переориентации системы образования на новые
результаты, связанные с «навыками 21 века», - функциональной
грамотностью учащихся, готовности жить в эпоху перемен.
Особое внимание использованию внутренних ресурсов. Регулярно в
гимназии
проводится
методическая
работа
по
разным
вопросам
повышения
качества
обучения:
организация
современного
урока,
использование новых технологий.
В условиях эпидемиологической ситуации учителям пришлось по-
другому
взглянуть
на
процесс
обучения.
Появилась
возможность
использовать новые интерактивные технологии.
Сегодня в быстроменяющемся мире уже недостаточно делать ставку
только на свои профессиональные знания и опыт. Чтобы оставаться
конкурентоспособным, необходимо выработать «инженерный образ
мышления» и постоянно меняться для решения новых задач. Для этого
требуется
правильно
организовать
обучение,
помогающее
менять
поведение людей в соответствии с трансформирующимися запросами
сферы образования.
Развитие цифровых компетенций и основ инженерного мышления
обучающихся
закладываются
уже
на
уровне
начального
общего
образования через:
- создание организационно-педагогических условий;
-развитие
инженерных
компетенций
школьников:
образовательные
проекты;
-обучение
юных
инженеров
с
использованием
дистанционных
технологий;
- воспитание юных инженеров в рамках внеурочной деятельности;
-проектная деятельность;
-организационно-педагогические
условия
подготовки
учителей
начальных классов к формированию у обучающихся основ инженерного
мышления.
Цели:
-
Формирование
у
обучающихся
начальных
классов
навыков
конструирования,
моделирования,
элементарного
программирования,
решения инженерных задач, развитие целостного представления об
окружающем мире и мотивации к изучению наук естественнонаучного
цикла.
Задачи:
Предметные:
- обучение разработке и конструированию механизмов;
- обучение программированию простых действий механизмов.
Личностные:
- развитие способности к установлению причинно-следственных связей,
знание и умение проводить экспериментальное исследование, оценивать
влияние отдельных факторов;
- развитие способности анализировать результаты и находить новые
решения;
-обучение решению творческих, нестандартных задач на практике при
конструировании
и
моделировании
объектов
окружающей
действительности.
Метапредметные:
- расширение представлений обучающихся об окружающем мире, о мире
техники;
-
развитие
коммуникативных
способностей
обучающихся,
умений
работать в группе, аргументировано представлять результаты своей
деятельности, отстаивать свою точку зрения;
- развитие навыков коллективной выработки идей, путей их реализации;
- развитие мелкой моторики рук обучающихся начальных классов.
Формы организации учебного процесса:
- теоретические и учебно-практические занятия;
- работа по индивидуальным планам (исследовательские проекты);
- групповая работа (проектная деятельность)
- комбинированные занятия;
- очное и дистанционное обучение.
При организации учебного процесса и во внеурочной деятельности
основные методы обучения:
- метод проектов;
- проблемный;
- частично-поисковый;
- исследовательский.
Предполагаемые результаты:
В области конструирования, моделирования и программирования:
- умение работать по предложенным инструкциям;
- умение творчески подходить к решению технической задачи;
- умение довести решение задачи до работающей модели.
В области коммуникации:
- умение излагать мысли в четкой логической последовательности,
отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно
находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
- умение работать над проектом в команде, эффективно распределять
обязанности.
Приоритетной областью в обучении учащихся начальных классов
гимназии становится – математическая грамотность. Расширение знаний
в области математики происходит через введение предмета «Математика
и
конструирование»
из
вариативной
части,
проведение
занятий
внеурочной деятельности – «РУМА - Занимательная математика, русский
язык», подготовка к олимпиадам разного уровня, проектная деятельность,
занятия шахматами.
Педагогами гимназии используются задания, связанные с жизнью.
решение которых помогают школьникам решать различные (в том числе
нестандартные) учебные и жизненные задачи.
В каждом задании
описывается жизненная ситуация, как правило, понятная близкая
учащемуся.
Контекст
заданий
близок
к
проблемным
ситуациям,
возникающим
в
повседневной
жизни.
В
некоторых
заданиях
используются
иллюстрации:
рисунки,
таблицы,
схемы.
Вопросы
изложены простым, ясным языком, требующим перевода с обыденного
языка на язык предметной области (математики, физики, …)
Обобщение
опыта
работы
педагогов
по
формированию
функциональной грамотности был также представлен на Кузбасском
образовательном форуме-2020, 2022.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальной
школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой
деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Программа
современного обучения способствует навыкам осознанного вдумчивого
чтения. Умение новые знания классифицировать в таблицу и наоборот,
умение считать таблицы, графики, диаграммы. Учителя работают по
темам самообразования, исходя из основных тенденций образования:
развития функциональной грамотности.
Основными направлениями совершенствования работы учителей
начальных классов стали:
1)
Усиление внимания к формированию функциональной грамотности;
2)
Повышение уровня познавательной самостоятельности учащихся;
3)
Формирование метапредметных результатов;
4)
Повышение
интереса
учащихся
к
изучению
математики
и
естественнонаучных предметов;
5)
Повышение эффективности работы с одаренными и учащимися
Мониторинг формирования функциональной грамотности направлен
на формирование способности учащихся применять в жизни знания,
полученные в школе. Администрация гимназии проводит комплексный
мониторинг
образовательных
достижений
учащихся
и
качества
образования
с
использованием
современных
измерителей
для
комплексной
оценки
предметных,
метапредметных
и
личностных
результатов;
информирует педагогов о результатах и инструментарии международных
исследований:
PIRLS
–освоение основ чтения с целью приобретения читательского
литературного опыта; освоения и использование информации (4 класс);
TIMSS- освоение основ математики и естественно-научных предметов:
всех общеобразовательных курсов (4, 8 классы); углубленных курсов
математики и физики (11 класс);
PISA – сформированность функциональной грамотности: читательской,
математической, естественно-научной, финансовой;
сформировнность навыков разрешения проблем (15-летние школьники, 9
и 10 классы).
Через оценку качества обучения педагоги, администрация гимназии
настраиваются на новые результаты.
«Мы должны научиться измерять то, что важно, а не то, что легко
измерить…» А.Эйнштейн
Выводы:
Фактор функциональной грамотности становится в настоящее время
необходимым
условием
обеспечения
качества
и
повышения
конкурентоспособности российского образования.
Наша цель - не терять достижения российской школы и искать новые
источники для развития способностей и качеств, необходимых для
успешного функционирования человека в XXI веке.
Умение читать, считать, решать уравнения, строить графики и т.д. - это
азы, без которых нет обучения, не будет возможности формирования
функциональной
грамотности
Но необходимо освободить место в
учебном процессе и для обратной задачи – идти не от способа решения к
задаче, а от поставленной задачи к поиску способов ее решения. Поиск
способов решения поставленной задачи – это и будет формирование
функциональной грамотности. К сожалению, мало места в учебном
процессе для реализации этой цели – мало времени для использования
разных подходов для решения конкретной задачи. Есть определенные
противоречия в учебном процессе: между действиями по правилам -
формирование исполнительской дисциплины, что мы делаем успешно и
очень хорошо, и это совершенно необходимо! Но, наряду с этим, мы
должны научить детей и использовать эти правила в непредвиденных
ситуациях. А это делается с помощью других заданий не типичных
заданий, а тех, в которых есть «лишние» данные, недостаточные данные,
где есть альтернативные способы решения. Необходимо включать в
процесс
обучения
проектные
задания,
исследовательские.
Это
в
принципе, не противоречит нашему учебному процессу. Этому нужно
уделять больше времени. Поиски баланса между этими двум подходами,
которые оба мы должны суметь реализовать в учебном процессе, они и
должны быть для нас той путеводной звездой, которая позволяла бы
подкорректировать учебный процесс. Мобилизация всех этих внутренних
сил и условий способствует повышению качества обучения.