Напоминание

Начальная школа. Формирование функциональной грамотности


Автор: Елена Геннадьевна Аксенова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 1"
Населённый пункт: Кемерово
Наименование материала: Статья
Тема: Начальная школа. Формирование функциональной грамотности
Раздел: начальное образование





Назад




Начальная школа. Формирование функциональной грамотности

Аксенова Елена Геннадьевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия №1»

г. Кемерово

В преддверии нового учебного года президент Российской Федерации

своим указом о национальных целях развития России вновь напомнил

нам об актуальности задачи формирования функциональной грамотности,

поскольку это и есть тот самый «камень предкновения», не позволяющий

нам попасть в топ 10 ведущих стран по качеству общего образования.

Приоритетной целью

в системе общего образования

становится

формирование

функциональной

грамотности

(математической,

читательской, естественно-научной и др).

Что такое функциональная грамотность? Это умение использовать

полученные знания в школе, умение приложить их к самым разным

ситуациям, в том числе, которые не изучались, не рассматривались в

школе.

Функциональная грамотность, как раз ставит иные задачи: как

использовать

знания,

полученные

в

школе,

в

нестандартной,

неожиданной жизненной ситуации.

«Функциональная грамотность — способность человека

использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения

широкого

диапазона

жизненных

задач

в

различных

сферах

человеческой деятельности, общения и социальных отношений»

А.А. Леонтьев

[Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла /

под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35.]

Целый ряд факторов позволяют получать высокие образовательные

результаты в мониторинге формирования функциональной грамотности

учащихся начальных классов МБОУ «Гимназия №1»:

-мотивация учащихся к обучению;

-квалификация, подготовка преподавательского состава;

-качественная инфраструктура и условия, в которых обучаются дети.

По результатам международных исследований PISA - качество

школьного

образования

в

основном

определяется

качеством

профессиональной подготовки педагогов.

Большинство педагогов гимназии- учителя стажисты, имеющие

высшее образование, постоянно совершенствующие свою квалификацию

через систему подготовки и переподготовки и повышения квалификации

учителей, в которых требуется кардинальное обновление содержания и

методов

обучения,

направленное

на

повышение

качества

и

эффективности работы учителей.

Педагоги гимназии используют новые учебные и методические

материалы с учетом переориентации системы образования на новые

результаты, связанные с «навыками 21 века», - функциональной

грамотностью учащихся, готовности жить в эпоху перемен.

Особое внимание использованию внутренних ресурсов. Регулярно в

гимназии

проводится

методическая

работа

по

разным

вопросам

повышения

качества

обучения:

организация

современного

урока,

использование новых технологий.

В условиях эпидемиологической ситуации учителям пришлось по-

другому

взглянуть

на

процесс

обучения.

Появилась

возможность

использовать новые интерактивные технологии.

Сегодня в быстроменяющемся мире уже недостаточно делать ставку

только на свои профессиональные знания и опыт. Чтобы оставаться

конкурентоспособным, необходимо выработать «инженерный образ

мышления» и постоянно меняться для решения новых задач. Для этого

требуется

правильно

организовать

обучение,

помогающее

менять

поведение людей в соответствии с трансформирующимися запросами

сферы образования.

Развитие цифровых компетенций и основ инженерного мышления

обучающихся

закладываются

уже

на

уровне

начального

общего

образования через:

- создание организационно-педагогических условий;

-развитие

инженерных

компетенций

школьников:

образовательные

проекты;

-обучение

юных

инженеров

с

использованием

дистанционных

технологий;

- воспитание юных инженеров в рамках внеурочной деятельности;

-проектная деятельность;

-организационно-педагогические

условия

подготовки

учителей

начальных классов к формированию у обучающихся основ инженерного

мышления.

Цели:

-

Формирование

у

обучающихся

начальных

классов

навыков

конструирования,

моделирования,

элементарного

программирования,

решения инженерных задач, развитие целостного представления об

окружающем мире и мотивации к изучению наук естественнонаучного

цикла.

Задачи:

Предметные:

- обучение разработке и конструированию механизмов;

- обучение программированию простых действий механизмов.

Личностные:

- развитие способности к установлению причинно-следственных связей,

знание и умение проводить экспериментальное исследование, оценивать

влияние отдельных факторов;

- развитие способности анализировать результаты и находить новые

решения;

-обучение решению творческих, нестандартных задач на практике при

конструировании

и

моделировании

объектов

окружающей

действительности.

Метапредметные:

- расширение представлений обучающихся об окружающем мире, о мире

техники;

-

развитие

коммуникативных

способностей

обучающихся,

умений

работать в группе, аргументировано представлять результаты своей

деятельности, отстаивать свою точку зрения;

- развитие навыков коллективной выработки идей, путей их реализации;

- развитие мелкой моторики рук обучающихся начальных классов.

Формы организации учебного процесса:

- теоретические и учебно-практические занятия;

- работа по индивидуальным планам (исследовательские проекты);

- групповая работа (проектная деятельность)

- комбинированные занятия;

- очное и дистанционное обучение.

При организации учебного процесса и во внеурочной деятельности

основные методы обучения:

- метод проектов;

- проблемный;

- частично-поисковый;

- исследовательский.

Предполагаемые результаты:

В области конструирования, моделирования и программирования:

- умение работать по предложенным инструкциям;

- умение творчески подходить к решению технической задачи;

- умение довести решение задачи до работающей модели.

В области коммуникации:

- умение излагать мысли в четкой логической последовательности,

отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно

находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;

- умение работать над проектом в команде, эффективно распределять

обязанности.

Приоритетной областью в обучении учащихся начальных классов

гимназии становится – математическая грамотность. Расширение знаний

в области математики происходит через введение предмета «Математика

и

конструирование»

из

вариативной

части,

проведение

занятий

внеурочной деятельности – «РУМА - Занимательная математика, русский

язык», подготовка к олимпиадам разного уровня, проектная деятельность,

занятия шахматами.

Педагогами гимназии используются задания, связанные с жизнью.

решение которых помогают школьникам решать различные (в том числе

нестандартные) учебные и жизненные задачи.

В каждом задании

описывается жизненная ситуация, как правило, понятная близкая

учащемуся.

Контекст

заданий

близок

к

проблемным

ситуациям,

возникающим

в

повседневной

жизни.

В

некоторых

заданиях

используются

иллюстрации:

рисунки,

таблицы,

схемы.

Вопросы

изложены простым, ясным языком, требующим перевода с обыденного

языка на язык предметной области (математики, физики, …)

Обобщение

опыта

работы

педагогов

по

формированию

функциональной грамотности был также представлен на Кузбасском

образовательном форуме-2020, 2022.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальной

школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой

деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Программа

современного обучения способствует навыкам осознанного вдумчивого

чтения. Умение новые знания классифицировать в таблицу и наоборот,

умение считать таблицы, графики, диаграммы. Учителя работают по

темам самообразования, исходя из основных тенденций образования:

развития функциональной грамотности.

Основными направлениями совершенствования работы учителей

начальных классов стали:

1)

Усиление внимания к формированию функциональной грамотности;

2)

Повышение уровня познавательной самостоятельности учащихся;

3)

Формирование метапредметных результатов;

4)

Повышение

интереса

учащихся

к

изучению

математики

и

естественнонаучных предметов;

5)

Повышение эффективности работы с одаренными и учащимися

Мониторинг формирования функциональной грамотности направлен

на формирование способности учащихся применять в жизни знания,

полученные в школе. Администрация гимназии проводит комплексный

мониторинг

образовательных

достижений

учащихся

и

качества

образования

с

использованием

современных

измерителей

для

комплексной

оценки

предметных,

метапредметных

и

личностных

результатов;

информирует педагогов о результатах и инструментарии международных

исследований:

PIRLS

–освоение основ чтения с целью приобретения читательского

литературного опыта; освоения и использование информации (4 класс);

TIMSS- освоение основ математики и естественно-научных предметов:

всех общеобразовательных курсов (4, 8 классы); углубленных курсов

математики и физики (11 класс);

PISA – сформированность функциональной грамотности: читательской,

математической, естественно-научной, финансовой;

сформировнность навыков разрешения проблем (15-летние школьники, 9

и 10 классы).

Через оценку качества обучения педагоги, администрация гимназии

настраиваются на новые результаты.

«Мы должны научиться измерять то, что важно, а не то, что легко

измерить…» А.Эйнштейн

Выводы:

Фактор функциональной грамотности становится в настоящее время

необходимым

условием

обеспечения

качества

и

повышения

конкурентоспособности российского образования.

Наша цель - не терять достижения российской школы и искать новые

источники для развития способностей и качеств, необходимых для

успешного функционирования человека в XXI веке.

Умение читать, считать, решать уравнения, строить графики и т.д. - это

азы, без которых нет обучения, не будет возможности формирования

функциональной

грамотности

Но необходимо освободить место в

учебном процессе и для обратной задачи – идти не от способа решения к

задаче, а от поставленной задачи к поиску способов ее решения. Поиск

способов решения поставленной задачи – это и будет формирование

функциональной грамотности. К сожалению, мало места в учебном

процессе для реализации этой цели – мало времени для использования

разных подходов для решения конкретной задачи. Есть определенные

противоречия в учебном процессе: между действиями по правилам -

формирование исполнительской дисциплины, что мы делаем успешно и

очень хорошо, и это совершенно необходимо! Но, наряду с этим, мы

должны научить детей и использовать эти правила в непредвиденных

ситуациях. А это делается с помощью других заданий не типичных

заданий, а тех, в которых есть «лишние» данные, недостаточные данные,

где есть альтернативные способы решения. Необходимо включать в

процесс

обучения

проектные

задания,

исследовательские.

Это

в

принципе, не противоречит нашему учебному процессу. Этому нужно

уделять больше времени. Поиски баланса между этими двум подходами,

которые оба мы должны суметь реализовать в учебном процессе, они и

должны быть для нас той путеводной звездой, которая позволяла бы

подкорректировать учебный процесс. Мобилизация всех этих внутренних

сил и условий способствует повышению качества обучения.



В раздел образования