Напоминание

«Cовременные технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста по социально - коммуникативному развитию в условиях реализации ФГОС».


Автор: Стачева Олеся Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 10
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Cовременные технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста по социально - коммуникативному развитию в условиях реализации ФГОС».
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Cовременные технологии в работе с детьми старшего дошкольного

возраста по социально - коммуникативному развитию в условиях

реализации ФГОС».

Выполнила:

Воспитатель МБДОУ д/с № 10

Стачева О.А.

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-

коммуникативного

развития

и

воспитания

дошкольников,

так

как

приобщение к социальному миру всегда было приоритетным в процессе

формирования личности ребёнка. Поэтому данное направление является

одним

из

компонентов

проекта

Федерального

государственного

образовательного стандарта по дошкольному образованию.

Одним

из

5

приоритетных

направлений

деятельности

дошкольного

учреждения

соответствии

с

ФГОС

ДО)

является

социально

-

коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, организация и

методическое сопровождение социально-ориентированной образовательной

деятельности, как условия реализации социального заказа общества и семьи.

Основной целью этого направления является позитивная социализация детей

дошкольного

возраста,

приобщение

их

к

социокультурным

нормам,

традициям семьи, общества и государства.

Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС

ДО являются следующие:

1. Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и

ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные

ценности.

2.

Развивать

социальный

и

эмоциональный

интеллект

детей,

их

эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного

общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и

саморегуляции собственных действий детей.

4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей

семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки

к различным видам труда и творчества.

5. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме,

природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.

На сегодняшний день, мы можем говорить о том, что дети не всегда способны

контактировать друг с другом, выражать свои чувства, часто вступают в

конфликты,

эмоциональная сфера развита не в достаточной степени.

Современным дошкольникам интересен не только мир предметов и игрушек,

дети хотят узнать многое о человеке, окружающем мире, природе, они живут

в мире, в котором компьютеризированы многие стороны жизни человека,

использование

компьютера

расширяет

возможности

интеллектуального

развития

ребёнка,

создаёт

условия

для

обогащения

его

кругозора.

Современные дошкольники стали более раскованными, раскрепощёнными,

открытыми, самостоятельными, инициативными, у них появляется чувство

свободы и независимости. Поэтому необходимо стало использование и

внедрение инновационных технологий в социально - коммуникативное

развитие ребенка.

Понятие

"педагогическая

технология"

может

рассматриваться

в

трех

аспектах:

научном - как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая

цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические

процессы;

процессуальном - как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей,

содержания, методов и средств достижения планируемых результатов

обучения;

деятельностном

-

осуществление

технологического

(педагогического)

процесса,

функционирование

всех

личностных,

инструментальных

и

методологических педагогических средств.

Критерии технологичности педагогической технологии

Любая

педагогическая

технология

должна

удовлетворять

основным

методологическим требованиям - критериям технологичности, которыми

являются:

- концептуальность;

- системность;

- управляемость;

- эффективность;

- воспроизводимость.

Концептуальность педагогической

технологии

предполагает,

что

каждой

педагогической

технологии

должна

быть

присуща

опора

на

определенную

научную

концепцию,

включающую

философское,

психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование

достижения образовательных целей.

Системность означает, что педагогическая технология должна обладать

всеми признаками системы:

логикой процесса,

взаимосвязью его частей, целостностью.

Управляемость предполагает

возможность

диагностического

целеполагания,

планирования,

проектирования

процесса

обучения,

поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции

результатов.

Эффективность, указывает на то, что современные педагогические

технологии

существуют

в

конкурентных

условиях

и

должны

быть

эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать

достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость -

подразумевает

возможность

применения

(повторения,

воспроизведения)

педагогической

технологии

в

других

однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Инновационные технологии в дошкольном образовании направлены на

реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Хочется отметить, что принципиально важной стороной в педагогической

технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном

процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с

детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его

цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Современные образовательные технологии:

Здоровьесберегающая технология;

Технология проектной деятельности;

Информационно-коммуникационная технология;

Личностно-ориентированная технология;

Игровая технология;

Кейс-технологии.

Здоровьесберегающие технологии.

Цель:

Обеспечение

ребенку

возможности

сохранения

здоровья,

формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому

образу жизни.

Классификация здоровьесберегающей технологии:

- медико-профилактическая;

- физкультурно-оздоровительная;

- обеспечение социально-психологического благополучия ребенка;

- здоровьесбережение и здоровьеобогащение педагогов;

- образовательная;

- обучение здоровому образу жизни;

- педагогическая технология активной сенсорно-развивающей среды.

Здоровьесберегающие

технологии –

сюда

относятся

подвижные

игры,

пальчиковая гимнастика, спортивные праздники и т.п. Все эти игры тоже

направлены на коммуникативное развитие детей, так как любая из них

требует изучения правил, построение взаимоотношений в детском коллективе

во время игры, выполнение требований и правил игры с целью дальнейшего

продолжения взаимодействия между её участниками.

Технология проектной деятельности.

Цель:

Развитие

свободной

творческой

личности

ребенка.

Стержнем

технологии проектной деятельности является самостоятельная деятельность

детей – коммуникативная, исследовательская, познавательная, продуктивная,

в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые

знания в реальные продукты.

Виды проектов:

- исследовательско-творческие;

- ролевые, игровые;

- ознакомительно-ориентировочные (информационные);

- практико-ориентированные (прикладные);

- творческие.

Был разработан краткосрочный проект «Мы – дружные ребята!».

Цель:

Сплочение

детского

коллектива,

создание

благоприятной

психологической обстановки в детском коллективе для каждого ребёнка в

отдельности. На начальном этапе реализации проекта по социально-

коммуникативному развитию были проведены серии социометрических

диагностик, был разработан план мероприятий, включающий в себя

проведение

коммуникативных

игр,

сюжетно-ролевых

игр,

проведение

продуктивной деятельности: рисования «Мой друг», аппликации «Я и мои

друзья», а так же экскурсий в музей, ПЧ №71 , по аллее парка г. Пласта.

Заключительным этапом реализации краткосрочного проекта «Мы – дружные

ребята!» стало проведение спортивного досуга «Мы - самые, смелые, ловкие,

умелые!»

Информационно-коммуникационная технология.

Цель: Развитие социально-коммуникативных навыков у дошкольников через

совершенствование информационной культуры и активное использование

компьютерной технологии.

Использование компьютерной технологии помогает:

- привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;

- делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;

- формировать информационную культуру у детей;

- активизировать познавательный интерес;

- реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении;

- активизировать социально-коммуникативные навыки у детей.

Личностно-ориентированная технология.

Цель: Развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости;

максимальное развитие индивидуальных коммуникативных способностей

ребенка

на

основе

использования

имеющегося

у

него

опыта

жизнедеятельности.

Принципы личностно-ориентированной технологии:

- Построение доверительных отношений с ребёнком.

- Общение с ребенком на равных.

- Уважение личности и достоинства ребёнка.

- Построение обучения таким образом, чтобы учитывались индивидуальные

особенности каждого конкретного ребенка.

Игровые технологии.

Цель: Раскрытие личностных социально-коммуникативных способностей

детей через актуализацию познавательного опыта в процессе игровой

деятельности.

Важнейшие функции игр:

-

развлекательная

(основная

функция

игры

развлечь,

доставить

удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

- коммуникативная: освоение диалектики общения;

- терапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в

других видах жизнедеятельности;

- диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения,

самопознание в процессе игры;

- коррекционная: внесение позитивных изменений в структуру личностных

коммуникативных способностей;

- межнациональная коммуникация: усвоение единых для всех людей

социокультурных ценностей;

-

социализация:

включение

в

систему

общественных

отношений,

усвоение норм человеческого общежития.

Игры,

используемые

с

целью

социально-коммуникативного

развития

дошкольников.

Творческие игры:

Театрализованные игры:

Игры – драматизации.

Режиссёрские игры,

Сюжетно – ролевые игры;

Конструкторские игры.

2. Коммуникативные игры:

Игры-ситуации.

3. Двигательный тренинг:

Анималотерапия.

Рассмотрим театрализованные игры.

Задачи театрализованных игр:

Развить художественный вкус, творческие способности, сформировать

устойчивый интерес к театральному искусству. Участвуя в театрализованных

играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из

жизни людей, сказочных персонажей, животных и растений. Развивают

личностные коммуникативные навыки. Тематика театрализованных игр

может быть разнообразной.

Режиссёрская игра дошкольника – это индивидуальная игра, в процессе

которой ребёнок создаёт игровые ситуации с игрушками, предметами –

заместителями. В этой игре ребёнок может быть сам в роли, а может только

регулировать взаимоотношения между игрушками, как режиссёр. В основе

сценария игры лежит личный опыт ребёнка.

Преимущества игры.

Режиссёрские игры позволяют ребёнку упражняться во взаимоотношениях, в

общении в процессе действий с куклами. В отличии от партнёра, куклы не

требуют от ребёнка высокого уровня общения – с ними проще.

В режиссёрской игре не надо учитывать позицию партнёра, не надо под него

подстраиваться.

Здесь

ребёнок остаётся самим собой,

ему не надо

подчиняться каким – то общим требованиям, он сам придумывает свои

правила

и

сам

их

выполняет,

проявляет

своё

творчество,

свои

знания.

Сюжетно-ролевая игра.

- вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее

результатах, а в самом процессе.

В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит,

воспринимает,

думает;

в

процессе

игры

активно

работают

все

его

психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются

эмоциональные и волевые проявления. Сюжетно-ролевая игра способствует

развитию социально-коммуникативных навыков дошкольников: «Семья»,

«Дом», «Ателье мод», «Поликлиника», «Строим лом».

Коммуникативные игры.

Цель использования.

Способствование формированию у детей ценных навыков и овладению

способами

поведения

в

отношении

с

другими

людьми,

развитию

коммуникативных качеств и социальной активности дошкольников.

Задачи коммуникативных игр:

Помогать

детям

преодолевать

застенчивость,

нерешительность,

неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться.

Способствовать расширению представлений детей о различных способах

коммуникации с окружающими; формированию позитивного отношения к

себе и к сверстникам.

Способствовать развитию умения сотрудничать, находить общие решения в

конфликтных ситуациях.

Подвести детей к пониманию необходимости гибко, использовать мимику,

пантомимику и голос в общении.

Коммуникативные игры: «Давайте поздороваемся», «Давайте познакомимся»,

«Паровозик дружбы», «Угадай, кто это?» и т.д.

Коммуникативно-двигательный тренинг.

Данный тренинг направлен на развитие способности к объективному

восприятию своего образа, поведенческой пластичности, на увеличение

диапазона доступных форм и вариантов внешнего социального поведения, на

увеличение степени телесного осознавания.

Цели двигательного тренинга:

Расширить способы взаимодействия с окружающими.

Увеличить диапазон и потенциал движений.

Развитие

умения

находить

свое

место

в

группе

через

совместную

деятельность,

что

способствует

наиболее

полному

и

продуктивному

взаимодействию.

Задачи тренинга:

Развитие поведенческой пластичности.

Снятие телесных напряжений.

Повышение самооценки подростка.

Улучшение психологического самочувствия (активности, настроения) при

взаимодействии с другими людьми.

Средства достижения (целей и задач):

- Ролевая игра.

- Мимические, жестовые и тактильные методики, невербальные техники

- Упражнение на установление контактов в общении.

- Упражнение на объединение и сплочение.

- Упражнение на освобождение от напряжения.

- Рефлексия (выражение своего состояния на настоящий момент).

Анималотерапия (от латинского "animal" - животное) - вид терапии,

использующий животных и их образы для работы с дошкольниками.

Используются символы животных: образы, рисунки, сказочные герои,

игрушки.

Анималотеапия призвана преодолеть нарушения эмоционально-личностной

сферы детей и недостаточное развитие коммуникативных навыков.

коррекционно-развивающие цели:

совершенствование у ребёнка способности адаптироваться к жизненным

различным ситуациям;

развитие активного отношения к жизни;

отработка механизмов межличностной коммуникации;

развитие воли и навыков самостоятельности;

коррекция самооценки;

отработка механизмов психологической защиты в ситуации одиночества и

разлуки;

снятие психо-мышечного напряжения;

обучение навыкам саморегуляции;

Задачи анималотерапии в работе с дошкольниками:

раскрытие дополнительных возможностей в поведении и личности ребёнка,

коррекционная работа с детьми, испытывающими страхи, трудности в

адаптации и общении, имеющими неадекватную самооценку, нарушение в

поведении.

Кейс – технологии – это способ организации обучения на основе реальных

ситуаций, направленных на формирование у дошкольников новых качеств и

умений.

Виды кейс – технологии:

- Анализ конкретных ситуаций,

- Кейс – иллюстрации,

- Фото – кейс,

- Проигрывание ролей (ролевое проектирование)

Дошкольники

должны

изучить

ситуацию,

разобраться

в

проблеме,

изложенной в ситуации, или изображённой на иллюстрации, а затем

предложить воспитателю возможные пути решения и совместно со взрослым

выбрать

самый

оптимальный

путь

выхода

из

проблемы.

Ролевое

проектирование – это вид кейс – технологии, способствующий расширению

социального

и

коммуникативного

опыта

дошкольников

посредством

проигрывания заданных ролей.

Цель: на основе заданной роли оценить поступки и поведение участников

предложенной ситуации.

Важной особенностью данной технологии является:

умение дошкольников принять на себя роль;

умение спроектировать принятую роль в соответствии с заданными

характеристиками;

ролевое взаимодействие.

Этапы кейс – технологии и деятельность детей в процессе ролевого

проектирования.

Этапы

Деятельность детей

Знакомство с ситуацией, ее

особенностями

Воспринимают предложенную ситуацию

Актуализация знаний

Объединяются

парами,

распределяют

роли,

взаимодействуют, сотрудничают, договариваются .

Мозговой штурм

Осуществляют поисковую деятельность.

Презентация

Представляют

свои

роли,

осуществляют

презентацию.

Рефлексия

Анализируют, делают выводы.

Умения и навыки, которые формируются у дошкольников посредством кейс

– технологии - «ролевое проектирование»:

Умение пользоваться основными культурными способами деятельности,

проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.

Умение договариваться, учитывать интересы и чувства других, умение

разрешать конфликты.

Умение следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах

деятельности.

Умение

задавать

вопросы

взрослым

и

сверстникам,

самостоятельно

придумывать объяснения поступкам людей.

Умение принимать собственное решение, опираясь на знания и умения в

различных видах деятельности.

Навык владения разными формами и видами игры, различение условной и

реальной ситуаций.

Навык владения устной речью, умение использовать речь для выражения

своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в

ситуации общения.

Навык положительного отношения к миру.

Пример «Настоящие друзья»

Ситуация: «Денису купили новый телевизор. Он очень обрадовался, ему надо

унести телевизор и он просит помочь друга.

Обсуждение ситуации: Как должен поступить настоящий друг?

Обыгрывание ситуаций и обсуждение.

Таким образом, эффективность использования педагогических технологий в

образовательной работе

по социально-коммуникативному

развитию

дошкольников зависит от уровня специальных знаний и умений педагогов,

реализации

современных

технологий,

от

уровня

сформированности

общепедагогических

умений,

методологической

культуры,

профессионального развития педагогов в целом.

Развитие дошкольного

образования, его переход на новый качественный уровень не могут

осуществляться без использования современных технологий в работе по

социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста. Особое

внимание следует обратить

на личностно-ориентированный подход в

воспитании, на развитие творческой инициативы, индивидуальных качеств и

способностей детей.



В раздел образования