Автор: Стачева Олеся Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 10
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Cовременные технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста по социально - коммуникативному развитию в условиях реализации ФГОС».
Раздел: дошкольное образование
«Cовременные технологии в работе с детьми старшего дошкольного
возраста по социально - коммуникативному развитию в условиях
реализации ФГОС».
Выполнила:
Воспитатель МБДОУ д/с № 10
Стачева О.А.
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-
коммуникативного
развития
и
воспитания
дошкольников,
так
как
приобщение к социальному миру всегда было приоритетным в процессе
формирования личности ребёнка. Поэтому данное направление является
одним
из
компонентов
проекта
Федерального
государственного
образовательного стандарта по дошкольному образованию.
Одним
из
5
приоритетных
направлений
деятельности
дошкольного
учреждения
(в
соответствии
с
ФГОС
ДО)
является
социально
-
коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, организация и
методическое сопровождение социально-ориентированной образовательной
деятельности, как условия реализации социального заказа общества и семьи.
Основной целью этого направления является позитивная социализация детей
дошкольного
возраста,
приобщение
их
к
социокультурным
нормам,
традициям семьи, общества и государства.
Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС
ДО являются следующие:
1. Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и
ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные
ценности.
2.
Развивать
социальный
и
эмоциональный
интеллект
детей,
их
эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного
общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и
саморегуляции собственных действий детей.
4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей
семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки
к различным видам труда и творчества.
5. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме,
природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.
На сегодняшний день, мы можем говорить о том, что дети не всегда способны
контактировать друг с другом, выражать свои чувства, часто вступают в
конфликты,
эмоциональная сфера развита не в достаточной степени.
Современным дошкольникам интересен не только мир предметов и игрушек,
дети хотят узнать многое о человеке, окружающем мире, природе, они живут
в мире, в котором компьютеризированы многие стороны жизни человека,
использование
компьютера
расширяет
возможности
интеллектуального
развития
ребёнка,
создаёт
условия
для
обогащения
его
кругозора.
Современные дошкольники стали более раскованными, раскрепощёнными,
открытыми, самостоятельными, инициативными, у них появляется чувство
свободы и независимости. Поэтому необходимо стало использование и
внедрение инновационных технологий в социально - коммуникативное
развитие ребенка.
Понятие
"педагогическая
технология"
может
рассматриваться
в
трех
аспектах:
научном - как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая
цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические
процессы;
процессуальном - как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей,
содержания, методов и средств достижения планируемых результатов
обучения;
деятельностном
-
осуществление
технологического
(педагогического)
процесса,
функционирование
всех
личностных,
инструментальных
и
методологических педагогических средств.
Критерии технологичности педагогической технологии
Любая
педагогическая
технология
должна
удовлетворять
основным
методологическим требованиям - критериям технологичности, которыми
являются:
- концептуальность;
- системность;
- управляемость;
- эффективность;
- воспроизводимость.
Концептуальность педагогической
технологии
предполагает,
что
каждой
педагогической
технологии
должна
быть
присуща
опора
на
определенную
научную
концепцию,
включающую
философское,
психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование
достижения образовательных целей.
Системность означает, что педагогическая технология должна обладать
всеми признаками системы:
логикой процесса,
взаимосвязью его частей, целостностью.
Управляемость предполагает
возможность
диагностического
целеполагания,
планирования,
проектирования
процесса
обучения,
поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции
результатов.
Эффективность, указывает на то, что современные педагогические
технологии
существуют
в
конкурентных
условиях
и
должны
быть
эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать
достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость -
подразумевает
возможность
применения
(повторения,
воспроизведения)
педагогической
технологии
в
других
однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.
Инновационные технологии в дошкольном образовании направлены на
реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Хочется отметить, что принципиально важной стороной в педагогической
технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном
процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с
детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его
цель - содействовать становлению ребенка как личности.
Современные образовательные технологии:
Здоровьесберегающая технология;
Технология проектной деятельности;
Информационно-коммуникационная технология;
Личностно-ориентированная технология;
Игровая технология;
Кейс-технологии.
Здоровьесберегающие технологии.
Цель:
Обеспечение
ребенку
возможности
сохранения
здоровья,
формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому
образу жизни.
Классификация здоровьесберегающей технологии:
- медико-профилактическая;
- физкультурно-оздоровительная;
- обеспечение социально-психологического благополучия ребенка;
- здоровьесбережение и здоровьеобогащение педагогов;
- образовательная;
- обучение здоровому образу жизни;
- педагогическая технология активной сенсорно-развивающей среды.
Здоровьесберегающие
технологии –
сюда
относятся
подвижные
игры,
пальчиковая гимнастика, спортивные праздники и т.п. Все эти игры тоже
направлены на коммуникативное развитие детей, так как любая из них
требует изучения правил, построение взаимоотношений в детском коллективе
во время игры, выполнение требований и правил игры с целью дальнейшего
продолжения взаимодействия между её участниками.
Технология проектной деятельности.
Цель:
Развитие
свободной
творческой
личности
ребенка.
Стержнем
технологии проектной деятельности является самостоятельная деятельность
детей – коммуникативная, исследовательская, познавательная, продуктивная,
в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые
знания в реальные продукты.
Виды проектов:
- исследовательско-творческие;
- ролевые, игровые;
- ознакомительно-ориентировочные (информационные);
- практико-ориентированные (прикладные);
- творческие.
Был разработан краткосрочный проект «Мы – дружные ребята!».
Цель:
Сплочение
детского
коллектива,
создание
благоприятной
психологической обстановки в детском коллективе для каждого ребёнка в
отдельности. На начальном этапе реализации проекта по социально-
коммуникативному развитию были проведены серии социометрических
диагностик, был разработан план мероприятий, включающий в себя
проведение
коммуникативных
игр,
сюжетно-ролевых
игр,
проведение
продуктивной деятельности: рисования «Мой друг», аппликации «Я и мои
друзья», а так же экскурсий в музей, ПЧ №71 , по аллее парка г. Пласта.
Заключительным этапом реализации краткосрочного проекта «Мы – дружные
ребята!» стало проведение спортивного досуга «Мы - самые, смелые, ловкие,
умелые!»
Информационно-коммуникационная технология.
Цель: Развитие социально-коммуникативных навыков у дошкольников через
совершенствование информационной культуры и активное использование
компьютерной технологии.
Использование компьютерной технологии помогает:
- привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
- делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
- формировать информационную культуру у детей;
- активизировать познавательный интерес;
- реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении;
- активизировать социально-коммуникативные навыки у детей.
Личностно-ориентированная технология.
Цель: Развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости;
максимальное развитие индивидуальных коммуникативных способностей
ребенка
на
основе
использования
имеющегося
у
него
опыта
жизнедеятельности.
Принципы личностно-ориентированной технологии:
- Построение доверительных отношений с ребёнком.
- Общение с ребенком на равных.
- Уважение личности и достоинства ребёнка.
- Построение обучения таким образом, чтобы учитывались индивидуальные
особенности каждого конкретного ребенка.
Игровые технологии.
Цель: Раскрытие личностных социально-коммуникативных способностей
детей через актуализацию познавательного опыта в процессе игровой
деятельности.
Важнейшие функции игр:
-
развлекательная
(основная
функция
игры
—
развлечь,
доставить
удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативная: освоение диалектики общения;
- терапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в
других видах жизнедеятельности;
- диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения,
самопознание в процессе игры;
- коррекционная: внесение позитивных изменений в структуру личностных
коммуникативных способностей;
- межнациональная коммуникация: усвоение единых для всех людей
социокультурных ценностей;
-
социализация:
включение
в
систему
общественных
отношений,
усвоение норм человеческого общежития.
Игры,
используемые
с
целью
социально-коммуникативного
развития
дошкольников.
Творческие игры:
Театрализованные игры:
Игры – драматизации.
Режиссёрские игры,
Сюжетно – ролевые игры;
Конструкторские игры.
2. Коммуникативные игры:
Игры-ситуации.
3. Двигательный тренинг:
Анималотерапия.
Рассмотрим театрализованные игры.
Задачи театрализованных игр:
Развить художественный вкус, творческие способности, сформировать
устойчивый интерес к театральному искусству. Участвуя в театрализованных
играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из
жизни людей, сказочных персонажей, животных и растений. Развивают
личностные коммуникативные навыки. Тематика театрализованных игр
может быть разнообразной.
Режиссёрская игра дошкольника – это индивидуальная игра, в процессе
которой ребёнок создаёт игровые ситуации с игрушками, предметами –
заместителями. В этой игре ребёнок может быть сам в роли, а может только
регулировать взаимоотношения между игрушками, как режиссёр. В основе
сценария игры лежит личный опыт ребёнка.
Преимущества игры.
Режиссёрские игры позволяют ребёнку упражняться во взаимоотношениях, в
общении в процессе действий с куклами. В отличии от партнёра, куклы не
требуют от ребёнка высокого уровня общения – с ними проще.
В режиссёрской игре не надо учитывать позицию партнёра, не надо под него
подстраиваться.
Здесь
ребёнок остаётся самим собой,
ему не надо
подчиняться каким – то общим требованиям, он сам придумывает свои
правила
и
сам
их
выполняет,
проявляет
своё
творчество,
свои
знания.
Сюжетно-ролевая игра.
- вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее
результатах, а в самом процессе.
В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит,
воспринимает,
думает;
в
процессе
игры
активно
работают
все
его
психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются
эмоциональные и волевые проявления. Сюжетно-ролевая игра способствует
развитию социально-коммуникативных навыков дошкольников: «Семья»,
«Дом», «Ателье мод», «Поликлиника», «Строим лом».
Коммуникативные игры.
Цель использования.
Способствование формированию у детей ценных навыков и овладению
способами
поведения
в
отношении
с
другими
людьми,
развитию
коммуникативных качеств и социальной активности дошкольников.
Задачи коммуникативных игр:
Помогать
детям
преодолевать
застенчивость,
нерешительность,
неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться.
Способствовать расширению представлений детей о различных способах
коммуникации с окружающими; формированию позитивного отношения к
себе и к сверстникам.
Способствовать развитию умения сотрудничать, находить общие решения в
конфликтных ситуациях.
Подвести детей к пониманию необходимости гибко, использовать мимику,
пантомимику и голос в общении.
Коммуникативные игры: «Давайте поздороваемся», «Давайте познакомимся»,
«Паровозик дружбы», «Угадай, кто это?» и т.д.
Коммуникативно-двигательный тренинг.
Данный тренинг направлен на развитие способности к объективному
восприятию своего образа, поведенческой пластичности, на увеличение
диапазона доступных форм и вариантов внешнего социального поведения, на
увеличение степени телесного осознавания.
Цели двигательного тренинга:
Расширить способы взаимодействия с окружающими.
Увеличить диапазон и потенциал движений.
Развитие
умения
находить
свое
место
в
группе
через
совместную
деятельность,
что
способствует
наиболее
полному
и
продуктивному
взаимодействию.
Задачи тренинга:
Развитие поведенческой пластичности.
Снятие телесных напряжений.
Повышение самооценки подростка.
Улучшение психологического самочувствия (активности, настроения) при
взаимодействии с другими людьми.
Средства достижения (целей и задач):
- Ролевая игра.
- Мимические, жестовые и тактильные методики, невербальные техники
- Упражнение на установление контактов в общении.
- Упражнение на объединение и сплочение.
- Упражнение на освобождение от напряжения.
- Рефлексия (выражение своего состояния на настоящий момент).
Анималотерапия (от латинского "animal" - животное) - вид терапии,
использующий животных и их образы для работы с дошкольниками.
Используются символы животных: образы, рисунки, сказочные герои,
игрушки.
Анималотеапия призвана преодолеть нарушения эмоционально-личностной
сферы детей и недостаточное развитие коммуникативных навыков.
коррекционно-развивающие цели:
совершенствование у ребёнка способности адаптироваться к жизненным
различным ситуациям;
развитие активного отношения к жизни;
отработка механизмов межличностной коммуникации;
развитие воли и навыков самостоятельности;
коррекция самооценки;
отработка механизмов психологической защиты в ситуации одиночества и
разлуки;
снятие психо-мышечного напряжения;
обучение навыкам саморегуляции;
Задачи анималотерапии в работе с дошкольниками:
раскрытие дополнительных возможностей в поведении и личности ребёнка,
коррекционная работа с детьми, испытывающими страхи, трудности в
адаптации и общении, имеющими неадекватную самооценку, нарушение в
поведении.
Кейс – технологии – это способ организации обучения на основе реальных
ситуаций, направленных на формирование у дошкольников новых качеств и
умений.
Виды кейс – технологии:
- Анализ конкретных ситуаций,
- Кейс – иллюстрации,
- Фото – кейс,
- Проигрывание ролей (ролевое проектирование)
Дошкольники
должны
изучить
ситуацию,
разобраться
в
проблеме,
изложенной в ситуации, или изображённой на иллюстрации, а затем
предложить воспитателю возможные пути решения и совместно со взрослым
выбрать
самый
оптимальный
путь
выхода
из
проблемы.
Ролевое
проектирование – это вид кейс – технологии, способствующий расширению
социального
и
коммуникативного
опыта
дошкольников
посредством
проигрывания заданных ролей.
Цель: на основе заданной роли оценить поступки и поведение участников
предложенной ситуации.
Важной особенностью данной технологии является:
умение дошкольников принять на себя роль;
умение спроектировать принятую роль в соответствии с заданными
характеристиками;
ролевое взаимодействие.
Этапы кейс – технологии и деятельность детей в процессе ролевого
проектирования.
Этапы
Деятельность детей
Знакомство с ситуацией, ее
особенностями
Воспринимают предложенную ситуацию
Актуализация знаний
Объединяются
парами,
распределяют
роли,
взаимодействуют, сотрудничают, договариваются .
Мозговой штурм
Осуществляют поисковую деятельность.
Презентация
Представляют
свои
роли,
осуществляют
презентацию.
Рефлексия
Анализируют, делают выводы.
Умения и навыки, которые формируются у дошкольников посредством кейс
– технологии - «ролевое проектирование»:
Умение пользоваться основными культурными способами деятельности,
проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.
Умение договариваться, учитывать интересы и чувства других, умение
разрешать конфликты.
Умение следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах
деятельности.
Умение
задавать
вопросы
взрослым
и
сверстникам,
самостоятельно
придумывать объяснения поступкам людей.
Умение принимать собственное решение, опираясь на знания и умения в
различных видах деятельности.
Навык владения разными формами и видами игры, различение условной и
реальной ситуаций.
Навык владения устной речью, умение использовать речь для выражения
своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в
ситуации общения.
Навык положительного отношения к миру.
Пример «Настоящие друзья»
Ситуация: «Денису купили новый телевизор. Он очень обрадовался, ему надо
унести телевизор и он просит помочь друга.
Обсуждение ситуации: Как должен поступить настоящий друг?
Обыгрывание ситуаций и обсуждение.
Таким образом, эффективность использования педагогических технологий в
образовательной работе
по социально-коммуникативному
развитию
дошкольников зависит от уровня специальных знаний и умений педагогов,
реализации
современных
технологий,
от
уровня
сформированности
общепедагогических
умений,
методологической
культуры,
профессионального развития педагогов в целом.
Развитие дошкольного
образования, его переход на новый качественный уровень не могут
осуществляться без использования современных технологий в работе по
социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста. Особое
внимание следует обратить
на личностно-ориентированный подход в
воспитании, на развитие творческой инициативы, индивидуальных качеств и
способностей детей.