Напоминание

МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ БЕРЕЖЛИВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ


Авторы: Лариса Аркадьевна Будянская, Лариса Валентиновна Гулая
Должность: учителя
Учебное заведение: ОГБОУ "Пролетарская СОШ №1"
Населённый пункт: посёлок Пролетарский Белгородской области
Наименование материала: Статья
Тема: МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ БЕРЕЖЛИВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Раздел: начальное образование





Назад




МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ БЕРЕЖЛИВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Будянская Л.А., Гулая Л. В.

учитель начальных классов

ОГБОУ «Пролетарская СОШ №1»

Аннотация: в данной статье рассматриваются методы и инструменты,

направленные

на

выявление

и

устранение

потерь

в

деятельности

образовательных организаций. Приводятся примеры внедрения указанных

методов в образовательный процесс. Обосновывается необходимость и

целесообразность внедрения методов на практике.

Ключевые сова: бережливые технологии, диаграмма Исикавы, метод

«Одна за одной», правило «5 Почему?», система 5С, методы визуального

контроля, стандартизация.

В настоящее время во всех сферах деятельности постоянно возникают

проблемы, вызывающее необходимость управления, которое обеспечит их

адаптацию к динамичной окружающей среде и конкурентоспособность.

Сегодня повсеместно внедряется подход «бережливого производства» и

система образования не исключение. В бережливой среде происходит

эффективное формирование бережливого мышления обучающихся. Целью

внедрения бережливых технологий является создание системы постоянного

совершенствования,

способствующей

развитию

образовательных

организаций. Методы и инструменты бережливого производства позволяют

грамотно воздействовать на различные процессы, выявлять проблемы и за

короткий срок добиваться значимых результатов по их устранению.

Бережливые технологии обладают широким спектром методов и

инструментов,

направленных

на

выявление

и

устранение

потерь

в

деятельности организации.

Одним из методов бережливых технологий является причинно-

следственная диаграмма Исикавы. Данная диаграмма – это эффективное

средство визуализации и организации информации, упрощающее поиск

коренной причины проблемы и обоснование принятия решений. Диаграмма

напоминает скелет рыбы, поэтому ее называют «рыбья кость» (Рис. 1).

Рисунок 1. Диаграмма Исикавы

В голове рыбы записывается основная проблема. Горизонтально

проводится хребет рыбы. Основные причины, которые предопределили

возникновение проблемы, располагаются как большие кости скелета и

подписываются.

Работа с диаграммой Исикавы включает в себя несколько этапов:

1. Определение проблемы (она записывается в голове «рыбы»).

2. Выявление всех факторов, влияющих на результат.

3. Группировка и ранжирование факторов по смысловым блокам и

уровням влияния на проблему.

4. Анализ построенной диаграммы: выявление и исключение из

рассмотрения факторов, на которые невозможно повлиять; выявление

малозначимых причин и факторов; установление наиболее значимых

факторов возникновения проблемы.

5. Проверка полученных результатов на практике с применением иных

методов анализа (анкетирование, моделирование ситуаций и др.).

Возможен

более

простой

вариант

использования

причинно-

следственной диаграммы – это метод решения проблем «Одна за одной».

Суть метода заключается в том, чтобы выявить проблему, найти ее

первопричину, решить проблему и на основе правильных выводов создать

стандарт, который позволит минимизировать риск повторного возникновения

проблемы [4].

Основой метода является алгоритмизация процесса решения проблемы:

1 шаг - обнаружение и фиксация проблемы (следует помнить, что

первоначальное определение проблемы может быть неточным, неполным и

даже неверным).

2 шаг - описание проблемы. Полное описание проблемы дает ответы на

вопросы: Кто? Что? Где? Когда? Сколько?

Учебный пример 1. Оптимизация процесса переодевания после урока

физической культуры. Описание проблемы - учащиеся вторых классов

опоздали на урок математики

Таблица 1. Описание проблемы

Вопросы

Комментарии

Кто?

Кто затронут проблемой?

Кто

первым

обнаружил

проблему?

Ученики

Учитель

Что?

Предмет проблемы?

Что случилось?

Урок математики начался с опозданием

на 10 минут.

Учащиеся опоздали на урок математики

после физической культуры

Где?

Где проблема обнаружена?

Где проблема возникла?

Обнаружена на уроке математики

Возникла во втором классе

Когда?

Когда

проблема

была

обнаружена?

В начале урока математики

Сколько

?

Сколько

классов

потенциально

могут иметь такую же ситуацию?

Все начальные классы

3 шаг - поиск коренной причины проблемы. На данном шаге

применяется правило «5 Почему?», которое заключается в неоднократном

последовательном обращении вопроса «Почему?» к каждому последующему

ответу, что позволяет установить коренную причину проблемы.

Учебный пример 1. Оптимизация процесса переодевания после урока

физической культуры.

Таблица 2. Поиск коренной причины проблемы

Проблема

Урок математики начался с опозданием на 10

минут

Почему?

Учащиеся опоздали на урок

Почему?

Задержались в столовой

Почему?

Пришли в столовую в конце перемены

Почему? (Коренная причина)

Переодевались после урока физической культуры

4 шаг. Выбор способа решения проблемы. Как правило, существует

несколько способов решения проблемы, из которых нужно выбирать тот,

который дает наилучший результат и обеспечен ресурсами для реализации.

Учебный пример 1. Оптимизация процесса переодевания после урока

физической культуры. В рассматриваемой ситуации было выделено 4

основных способа устранения коренной причины проблемы: не ставить

математику после физической культуры, отпускать детей с урока физической

культуры раньше, выделить раздевалку, закрепленную за конкретным

классом, увеличить длительность перемен.

5 шаг - разработка и реализация мероприятий по решению проблемы.

На этом шаге разрабатывается план действий по решению проблемы. Он

может быть представлен в виде плана мероприятий либо в виде дорожной

карты.

6 шаг. Отслеживание результата. Данный этап направлен на поэтапное

отслеживание

динамики

достижения

ожидаемого

результата

и,

при

необходимости, внесение корректив в план действий.

7 шаг. Создание стандарта. Для окончательного исключения причины

проблемы

необходимо

создать

стандарт.

Стандарт,

как

наиболее

эффективный

способ

выполнения

работ,

обеспечивает

сохранение

определенного уровня качества процесса и ориентирует на улучшения.

Учебный пример 1. Оптимизация процесса переодевания после урока

физической культуры. Проанализировав все причины и следствия, для

начальных классов были созданы отдельные раздевалки.

В образовательной организации, как в любой другой, на рабочем месте

руководителя,

педагогического

работника,

специалиста

всегда

есть

источники потерь. Например, скопление документов, несущих бесполезную,

устаревшую

информацию,

которые

занимают

много

места;

обилие

предметов, не используемых в образовательном процессе. Кроме того,

потери связаны с ошибками при работе. Устранить такие потери поможет

методика оптимизации рабочего места — система 5С и методы визуального

контроля (визуализация).

Система 5С — позволяет организовать рабочее время и пространство

так, чтобы обеспечить эффективное и безопасное выполнение работ. Система

получила название от первых букв составляющих ее действий: «сортируй»,

«соблюдай

порядок»,

«содержи

в

чистоте»,

«стандартизируй»,

«совершенствуй».

Использование

этой

системы

позволяет

быстро

освободиться от скопившегося хлама и предотвратить его образование в

дальнейшем, а также создать в образовательной организации оптимальную

среду для выполнения трудовых функций, поддержания чистоты и порядка,

точности и пунктуальности, обеспечивает экономию времени и пространства,

повышение производительности труда .

Шаг первый этой системы «Сортировка» предполагает освобождение

рабочей зоны от лишних предметов. Все предметы в учебном кабинете

подразделяют на три категории: нужные, нужные редко и ненужные.

Второй шаг «Соблюдение порядка» призван обеспечить рациональное

размещение предметов, надежный и быстрый доступ к ним, создать

визуализацию, для того чтобы брать и возвращать предметы было легко

(рис.2).

Рисунок 2. Размещение материалов для подготовки к занятиям

Шаг третий «Содержание в чистоте» предполагает регулярную

проверку рабочего места для поддержания порядка.

Шаг четвертый «Стандартизация» обеспечивает фиксацию достижений

и предотвращает возвращение к существующему ранее хаосу.

Шаг 5 «Совершенствование» имеет своей целью создание условий для

постоянного улучшения достигнутых результатов и может включать в себя

закрепление

зон

ответственности

за

сотрудниками

образовательной

организации или учениками, выработку правильных привычек, закрепление

навыков соблюдения правил.

Учебный пример 2. Организация рабочего места в соответствии с

системой 5С в кабинете начальных классов.

После оптимизации рабочего пространства сократилось количество

документов,

а

оставшаяся

документация

была

структурирована

и

организована в соответствии с требованиями 5С (Рис. 3). Наглядные пособия,

учебные материалы и оборудование были размещены в соответствии с

разработанными стандартами. Учебные материалы и пособия расположены

на полках по тематике. Канцелярские принадлежности размещены в ящичках

по группам.

Рисунок 3. Структурированные портфолио учеников

Визуальный

контроль

(визуализация)

это

любое

средство,

информирующее о том, как должно быть выполнено то или иное действие.

Визуализация способствует размещению всех предметов в классе таким

образом, что каждый может понять является ли состояние системы нормой

или

отклонением

[3].

Например,

красные

метки

используются

для

маркировки

проблемных

зон

на

рабочем

месте;

схема

размещения

представляет собой графическое изображение рабочего места; вместо схемы

размещения может быть использована фотография рабочей зоны или

пиктограмма; цветовая маркировка, зонирование; метод оконтуривания

(метод

теней,

метод

трафаретов);

метод

«было-стало»

предполагает

размещение фотографий «до» и «после» внедрения изменений и др.

Стандартизация – метод, позволяющий обеспечить воспроизводимость

лучшего на данный времени способа выполнения работы путем его

закрепления. Создание стандарта предполагает представление эталонных

алгоритмов в виде последовательности простых действий.

Разрабатывая стандарт образовательной организации для какого-либо

процесса необходимо обеспечить его соответствие критериям: краткость и

лаконичность,

наглядность,

полнота

описания,

согласование

с

исполнителями и руководством, удобство использования.

Особое место в образовательных организациях отводится визуальным

стандартам, которые позволяют осваивать порядок выполнения операций

процесса без обилия текстового описания. В образовательной организации

могут быть использованы стандарты разработки и оформления рабочих

программ,

учебных

планов,

методических

указаний

по

выполнению

лабораторных и практических работ, разработки расписания учебных

занятий, распределения аудиторного фонда, подготовки отчетов и т.д., а

также стандарты пользования учебным оборудованием и прочее.

Рассмотренные методы и инструменты бережливого производства

являются далеко исчерпывающим перечнем, но даже перечисленные

помогают снизить потери рабочего времени учителя, дают возможность

эффективно воздействовать на образовательный процесс, выявлять недочеты

в

системе

образования

и

добиваться

значимых

результатов

по

их

устранению.

Подводя итог, следует сказать, что успех внедрения бережливого

производства предполагает не просто копирование методов и принципов, а

разработку своего уникального подхода, комбинирующего разные методы и

инструменты, учитывающего специфику деятельности. В образовании

эффективность внедрения того или иного метода зависит от творческого

подхода учителя и вовлеченности учеников в процесс.

ЛИТЕРАТУРА

1.

ГОСТ Р 56407-2015 «Бережливое производство. Основные методы

и инструменты»

2.

ГОСТ Р 56906-2016 «Бережливое производство. Организация

рабочего пространства (5S)»

3.

ГОСТ Р 56907-2016 «Бережливое производство. Визуализация».

4.

Банникова

М.В.

Внедрение

бережливых

технологий

в

общеобразовательной школе / М.В. Банникова // Руководитель автономного

учреждения. — 2019. - №5. – С. 47-53.

5.

Шарина, А.В. Формирование бережливой среды в образовательной

организации: учебно-методическое пособие / А.В. Шарина, Л.В. Сибирякова.

— Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2019.

— 151 с.



В раздел образования