Автор: Ткаченко Оксана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №94"
Населённый пункт: г.Барнаул
Наименование материала: открытое занятие по развитию речи
Тема: «Чебурашка и Щенок» (Звуковая культура речи: звуки щ –ч)
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение
«Детский сад №94»
Открытое занятие по развитию речи
в средней группе.
«Чебурашка и Щенок»
(Звуковая культура речи: звуки щ –ч)
Цель: Дифференциация звуков щ - ч.
Задачи:
Образовательные:
упражнять детей в правильном произнесении звука
щ и дифференциации звуков щ - ч;
Развивающие:
развивать
фонетический
слух,
укреплять
артикуляционный аппарат;
Воспитательные:
воспитывать умение выслушивать задание до конца и
выполнять его.
Материал: игрушки Чебурашка, Щенок, картинки - щетка, паровозика.
Ход занятия
1.
Организационный момент.
(Дети сидят на стульях)
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня за занятие пришли гости (или гостья).
Гости хотят посмотреть, какие вы большие, как умеете хорошо заниматься.
Давайте с ними поздороваемся.
(Дети здороваются).
Воспитатель: Ребята, а к нам еще придут гости, но кто это, вы узнаете
отгадав загадки. Слушайте первую загадку.
1. Раньше был он - безымянная игрушка,
Не медведь, не слон, не погремушка.
А сейчас его знает каждая дворняжка.
Ведь это - друг Гены (Чебурашка)
Воспитатель: правильно, это чебурашка. Слушайте вторую загадку.
2.
Лает, косточки грызёт,
Мяч поймает, принесёт!
Скачет радостно у ног.,
Это маленький (Щенок)
Стук в дверь
(Воспитатель открывает дверь, и сообщает что пришли гости)Воспитатель:
Ребята, а вот и наши гости пришли. Поздоровайтесь с ними.
(Дети здороваются).
Воспитатель:
Чебурашка и Щенок ходят в детский сад для зверей в
младшую группу и совсем не умеют различать звуки. Они даже не знают, с
какого звука начинаются слова Чебурашка и Щенок.
- Поможем им?
Дети: Да
Воспитатель:
Чебурашка и Щенок, садитесь на стульчики и слушайте
внимательно. Ребята вам помогут.
2. Основная часть
Воспитатель: Сегодня я расскажу вам историю о непослушном язычке.
Жил -да был в своём домике язычок
Покажите свои язычки!
( Дети показывают свои язычки)
- А у ваших язычков домик есть?
Дети: Есть.
Воспитатель:А какой домик у ваших язычков?
Дети: Зубы.
Воспитатель: Правильно.
- И у моего язычка домик есть
(Воспитатель показывает свой язычок).
- Мой язычок научился петь новую песенку.
Послушайте: «Щ-щ-щ», как будто чистим одежду щёткой.
Это песенка щетки.
(Показать картинку щетки)
- Кончик языка держите за верхними зубами - рот растянуть (тянуть к ушкам
кончики губ).
(Проговариваем все вместе, а потом индивидуально 4 – 5 детей.)
Воспитатель: Хорошо, молодцы.
- А теперь язычок поднимется вверх, постучит по зубкам и споёт песенку
паравоза: «Ч-ччч»
(Показать картинку паровозика)
(Проговариваем все вместе, потом только девочки, только мальчики и 4 – 5
детей по одному)
Воспитатель: А теперь поиграем.
-А теперь повторяйте за мной четко чистоговорки:
Музыкальная на ч
Ща-ща-ща – в речке я поймал леща
Щу-щу-щу – в парке я щенка ищу
Що-що-що- мы хотим играть еще
Щи-щи-щи – мама нам готовит щи
Игра " Чья песенка?"
Воспитатель:
Если я покажу картинку паровозика, вы поете песенку
паровозика, звук ч. А если покажу картинку - щетка, то поете песенку щетки,
звук щ. Будьте внимательны!
(игра повторяется 3-4 раза)
Воспитатель: Молодцы! никто не ошибся! Звук щ похож на звук ч . Эти
звуки любят, когда дети их путают. Но нас не проведешь, не так ли?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда, не громко, но четко повторяйте за мной:
Ащ-ащ-ащ - ач-ач-ач
Ча-ча-ча - ща-ща-ща
Ещ-ещ-ещ - еч-еч-еч
Воспитатель: Молодцы!
Я буду вам называть слово, а вы должны поочередно называть его
ласково.
Мяч-мячик.
ключ мама папа кошка утка
белка волк гриб заяц елка
Собака шапка тарелка цветок часы
Вилка сумка колобок доска лист
- Посмотрите, у меня на столе лежат картинки, в названиях которых
встречаются звуки «Ч» и «Щ» и рядом сидят игрушки чебурашка и щенок.
Сейчас вы будете дарить эти картинки им. Кто догадается, картинки с каким
звуком мы подарим чебурашке? А какие Щенку?
(черепаха, часы, чеснок, щука, щетка, щенок )
Физ.минутка.
Раз - поднятся, потянутся.
Два - согнутся, разогнутся.
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место сесть опять.
Воспитатель: А сейчас очень-очень трудное задание. Надо слушать
внимательно, когда вы услышите песенку щетки - звука щ - хлопните в
ладоши.
- Готовы?
Дети: Да.
(Воспитатель произносит слова с одинаковой паузой)
-
Плащ
надену...щуку
поймаю...ищу
пропавшего
щенка...угощу
молоком ежа.
- Молодцы, внимательно слушали.
- А сейчас, я познакомлю вас с пословицей.
"Щи да каша - пища наша".
- А в пословице чью песенку вы слышите? Щетки или паравозика?
Дети: Песенку щетки.
Воспитатель: Правильно, эта песенка щетки - звука щ
- Давайте все вместе повторим эту пословицу.
(Хоровое проговаривание пословицы)
- Молодцы.
- А сейчас девочки встают и проговаривают эту пословицу только
девочки.
( Девочки проговаривают пословицу)
- Молодцы, садитесь на стульчики.
- А теперь мальчики встают и проговаривают эту пословицу только
мальчики.
( Мальчики проговаривают пословицу)
- Молодцы, садитесь на стульчики.
Воспитатель: Ну что, Чебурашка и Щенок, понравилось вам у нас в
гостях.
- Ребята, а с какого звука начинается слово Чебурашка?
Дети: Со звука ч.
Воспитатель: А с какого звука начинается слово Щенок?
Дети: Со звука щ.
Воспитатель: Молодцы.
- А что бы наши друзья не забывали с какого звука начинается
Чебурашка и Щенок. Мы подарим им эти картинки.
Закрашиваем карандашами слова со звуком ч,щ
3. Заключительная часть
Воспитатель: А сейчас мы вспомним, какие звуки мы сегодня с вами
учили различать? ( Чьи песенки мы сегодня с вами учили различать?)
Дети: Песенку паровозика - звука ч и песенку щетки - звук щ.
Воспитатель: Чем вам больше всего понравилось заниматься?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: А что для вас было самым трудным?
Дети: Ответы детей.
Спасибо вам дорогие ребята, вы все у меня самые умные и самые
хорошие.
Литература:
1.
Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. - М.:
Мозаика-Синтез, 2015.- 80с.:цв. вкл.