Напоминание

«Чебурашка и Щенок» (Звуковая культура речи: звуки щ –ч)


Автор: Ткаченко Оксана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №94"
Населённый пункт: г.Барнаул
Наименование материала: открытое занятие по развитию речи
Тема: «Чебурашка и Щенок» (Звуковая культура речи: звуки щ –ч)
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение

«Детский сад №94»

Открытое занятие по развитию речи

в средней группе.

«Чебурашка и Щенок»

(Звуковая культура речи: звуки щ –ч)

Цель: Дифференциация звуков щ - ч.

Задачи:

Образовательные:

упражнять детей в правильном произнесении звука

щ и дифференциации звуков щ - ч;

Развивающие:

развивать

фонетический

слух,

укреплять

артикуляционный аппарат;

Воспитательные:

воспитывать умение выслушивать задание до конца и

выполнять его.

Материал: игрушки Чебурашка, Щенок, картинки - щетка, паровозика.

Ход занятия

1.

Организационный момент.

(Дети сидят на стульях)

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня за занятие пришли гости (или гостья).

Гости хотят посмотреть, какие вы большие, как умеете хорошо заниматься.

Давайте с ними поздороваемся.

(Дети здороваются).

Воспитатель: Ребята, а к нам еще придут гости, но кто это, вы узнаете

отгадав загадки. Слушайте первую загадку.

1. Раньше был он - безымянная игрушка,

Не медведь, не слон, не погремушка.

А сейчас его знает каждая дворняжка.

Ведь это - друг Гены (Чебурашка)

Воспитатель: правильно, это чебурашка. Слушайте вторую загадку.

2.

Лает, косточки грызёт,

Мяч поймает, принесёт!

Скачет радостно у ног.,

Это маленький (Щенок)

Стук в дверь

(Воспитатель открывает дверь, и сообщает что пришли гости)Воспитатель:

Ребята, а вот и наши гости пришли. Поздоровайтесь с ними.

(Дети здороваются).

Воспитатель:

Чебурашка и Щенок ходят в детский сад для зверей в

младшую группу и совсем не умеют различать звуки. Они даже не знают, с

какого звука начинаются слова Чебурашка и Щенок.

- Поможем им?

Дети: Да

Воспитатель:

Чебурашка и Щенок, садитесь на стульчики и слушайте

внимательно. Ребята вам помогут.

2. Основная часть

Воспитатель: Сегодня я расскажу вам историю о непослушном язычке.

Жил -да был в своём домике язычок

Покажите свои язычки!

( Дети показывают свои язычки)

- А у ваших язычков домик есть?

Дети: Есть.

Воспитатель:А какой домик у ваших язычков?

Дети: Зубы.

Воспитатель: Правильно.

- И у моего язычка домик есть

(Воспитатель показывает свой язычок).

- Мой язычок научился петь новую песенку.

Послушайте: «Щ-щ-щ», как будто чистим одежду щёткой.

Это песенка щетки.

(Показать картинку щетки)

- Кончик языка держите за верхними зубами - рот растянуть (тянуть к ушкам

кончики губ).

(Проговариваем все вместе, а потом индивидуально 4 – 5 детей.)

Воспитатель: Хорошо, молодцы.

- А теперь язычок поднимется вверх, постучит по зубкам и споёт песенку

паравоза: «Ч-ччч»

(Показать картинку паровозика)

(Проговариваем все вместе, потом только девочки, только мальчики и 4 – 5

детей по одному)

Воспитатель: А теперь поиграем.

-А теперь повторяйте за мной четко чистоговорки:

Музыкальная на ч

Ща-ща-ща – в речке я поймал леща

Щу-щу-щу – в парке я щенка ищу

Що-що-що- мы хотим играть еще

Щи-щи-щи – мама нам готовит щи

Игра " Чья песенка?"

Воспитатель:

Если я покажу картинку паровозика, вы поете песенку

паровозика, звук ч. А если покажу картинку - щетка, то поете песенку щетки,

звук щ. Будьте внимательны!

(игра повторяется 3-4 раза)

Воспитатель: Молодцы! никто не ошибся! Звук щ похож на звук ч . Эти

звуки любят, когда дети их путают. Но нас не проведешь, не так ли?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда, не громко, но четко повторяйте за мной:

Ащ-ащ-ащ - ач-ач-ач

Ча-ча-ча - ща-ща-ща

Ещ-ещ-ещ - еч-еч-еч

Воспитатель: Молодцы!

Я буду вам называть слово, а вы должны поочередно называть его

ласково.

Мяч-мячик.

ключ мама папа кошка утка

белка волк гриб заяц елка

Собака шапка тарелка цветок часы

Вилка сумка колобок доска лист

- Посмотрите, у меня на столе лежат картинки, в названиях которых

встречаются звуки «Ч» и «Щ» и рядом сидят игрушки чебурашка и щенок.

Сейчас вы будете дарить эти картинки им. Кто догадается, картинки с каким

звуком мы подарим чебурашке? А какие Щенку?

(черепаха, часы, чеснок, щука, щетка, щенок )

Физ.минутка.

Раз - поднятся, потянутся.

Два - согнутся, разогнутся.

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место сесть опять.

Воспитатель: А сейчас очень-очень трудное задание. Надо слушать

внимательно, когда вы услышите песенку щетки - звука щ - хлопните в

ладоши.

- Готовы?

Дети: Да.

(Воспитатель произносит слова с одинаковой паузой)

-

Плащ

надену...щуку

поймаю...ищу

пропавшего

щенка...угощу

молоком ежа.

- Молодцы, внимательно слушали.

- А сейчас, я познакомлю вас с пословицей.

"Щи да каша - пища наша".

- А в пословице чью песенку вы слышите? Щетки или паравозика?

Дети: Песенку щетки.

Воспитатель: Правильно, эта песенка щетки - звука щ

- Давайте все вместе повторим эту пословицу.

(Хоровое проговаривание пословицы)

- Молодцы.

- А сейчас девочки встают и проговаривают эту пословицу только

девочки.

( Девочки проговаривают пословицу)

- Молодцы, садитесь на стульчики.

- А теперь мальчики встают и проговаривают эту пословицу только

мальчики.

( Мальчики проговаривают пословицу)

- Молодцы, садитесь на стульчики.

Воспитатель: Ну что, Чебурашка и Щенок, понравилось вам у нас в

гостях.

- Ребята, а с какого звука начинается слово Чебурашка?

Дети: Со звука ч.

Воспитатель: А с какого звука начинается слово Щенок?

Дети: Со звука щ.

Воспитатель: Молодцы.

- А что бы наши друзья не забывали с какого звука начинается

Чебурашка и Щенок. Мы подарим им эти картинки.

Закрашиваем карандашами слова со звуком ч,щ

3. Заключительная часть

Воспитатель: А сейчас мы вспомним, какие звуки мы сегодня с вами

учили различать? ( Чьи песенки мы сегодня с вами учили различать?)

Дети: Песенку паровозика - звука ч и песенку щетки - звук щ.

Воспитатель: Чем вам больше всего понравилось заниматься?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: А что для вас было самым трудным?

Дети: Ответы детей.

Спасибо вам дорогие ребята, вы все у меня самые умные и самые

хорошие.

Литература:

1.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. - М.:

Мозаика-Синтез, 2015.- 80с.:цв. вкл.



В раздел образования