Автор: Иванов Иван Юрьевич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств № 1"
Населённый пункт: г. Сургут, ХМАО-Югра
Наименование материала: Статья
Тема: "Некоторые аспекты дистанционного обучения в классе духовых и ударных инструментов
Раздел: дополнительное образование
«Некоторые аспекты дистанционного обучения в классе духовых и
ударных инструментов»
Речь пойдет о цифровых помощниках - это компьютерные программы,
которые могут нам помочь в непростой период дистанционного обучения. Я
поделюсь опытом работы на примере предмета специальность –труба, также
на примере групповой дисциплины – оркестровый класс.
Среди проблем, которые преподнесло нам дистанционное образование,
одна из самых явных, на мой взгляд, - это качество связи: то есть, скорость
интернета, качество картинки, и самое главное – отставание звука от
картинки.
Например, когда
мы просим
ученика начать исполнение или
остановиться и не играть, приходится ждать некоторое время, пока
информация дойдет до ученика. В таком случае, все попытки качественно
заниматься с учащимся, а тем более, одновременно в ансамбле с
концертмейстером, сводятся к весьма сомнительным результатам, так как все
участники музыкального ансамбля находятся в разных временных интернет-
пространствах.
Конечно, мы можем просить концертмейстера записать на камеру
музыкальный материал. Но в процессе обучения, ученик обычно начинает
знакомство
с
произведением
в
медленных
темпах,
особенно,
если
произведение само по себе быстрое и виртуозное.
В
таком
случае
КОНЦЕРТМЕЙСТЕРУ
приходится
записывать
несколько вариантов аккомпанемента в разных темпах, что не совсем удобно.
Поэтому я решил попробовать использовать во время занятий компьютерную
программу, вернее музыкальный нотный редактор, который называется
«Сибелиус» (слайд 1).
Уверен, что многие коллеги с этой программой знакомы, особенно
руководители
музыкальных
коллективов
–
оркестров,
ансамблей.
Возможности её огромны. От элементарного набора текста для сольного
инструмента,
до
написания
партитур
для
большого
симфонического
оркестра. В чём же польза программы в данной ситуации? А в том, что
набрав нотный материал произведения, (слайд 2),
мы можем распечатать или отправить в PDF формате при необходимости
ноты концертмейстеру, а также отдельно – партию для ученика. (Слайд 3).
Но это не самое главное. Для меня же было важно, что помимо этого,
программа может перевести весь набранный нотный текст в аудио формат.
То есть, ВСЁ ЭТО МОЖЕТ ЗВУЧАТЬ .( Слайд 4).
Мы можем оставить аудиофайл как здесь предлагается, в формате
«миди», но так как не все проигрыватели поддерживают этот формат, можем
перевести в более популярные форматы «wav» или «мп3». Далее, мы просто
отправляем файл, который можно включить на смартфоне в наушниках или
на ноутбуке в колонках, родителям или ученику. В программе «Сибелиус»,
можно легко менять темп, на тот, который нужен в данный момент ученику
для занятий. (Слайд 5).
Также, что важно, мы можем поставить пустые вступительные такты со
счётом, для удобства вступления исполнителя, когда сольная партия и
аккомпанемент в произведении начинаются одновременно. (Слайд 5).
Набирая нотный текст, можно установить любые замедления или ускорения,
с последующим возвратом в нужный темп. Также можно задать любые
динамические оттенки. Отмечу что качество звучания цифрового фортепиано
довольно хорошее.
Конечно,
эта
программа
не
заменит
живого
аккомпанемента
концертмейстера, и к этому методу нужно относиться исключительно как к
тренажеру, который воспитывает ритмическую стабильность и мышечную
память, так как аудиофайл можно «крутить» на проигрывателе столько,
сколько нужно.
Когда у ученика появится определенная уверенность в работе с
цифровым
аккомпанементом,
то
уже
с
аккомпанементом
реального
концертмейстера, ребёнок будет чувствовать себя намного увереннее, из-за
выработанной стабильности исполнения.
И ещё одно важное обстоятельство: все, уже набранные в программе
произведения,
накапливаются
в
личную
цифровую
библиотеку
преподавателя, в то же время как аудиофайлы - остаются у учеников и
формируют их собственную коллекцию. Что в свою очередь позволяет им
выступить с концертным номером, например, на школьном концерте или
родительском собрании,
да где угодно, что является дополнительным
стимулом для индивидуальных домашних занятий.
Следующий
пункт,
касается
работы
с
духовым
оркестром,
какие же цифровые помощники могут нам в этом помочь?
Опять же знакомый нам «Сибелиус».., с помощью него можно делать
инструментовку произведений под конкретный состав оркестра. (Слайд 6).
В этой же программе, можно отделить, выделить любую партию из
партитуры, и в формате PDF отправить на электронные адреса родителям,
для распечатывания и дальнейшей работы учащегося. (Слайд 7).
Далее,
на
индивидуальных
уроках
ВНЕОРКЕСТРОВОГО
МУЗИЦИРОВАНИЯ, происходит разучивание партий с каждым учеником.
Мы знаем, что среди основных задач работы с духовым оркестром, является
развитие навыков ансамблевой игры и умения слушать друг друга. Как же в
формате дистанционного образования, достичь каких-либо положительных
результатов в этом направлении?
Решение пришло следующее. Я, как преподаватель записал на видео
партию 1 трубы, как основную. (Слайд 8).
И отправил это видео участникам коллектива. Далее, опираясь на эту
запись и слушая её в наушниках, как на звукозаписывающей студии, ученики
записывали каждый свою партию на видео. Да, это сложно, но ребята
справились и приобрели огромный опыт. Получилась ансамблевая игра
«преподаватель-ученик». (Слайд 9).
По
мере
того
как
ученики
разучивали
партии,
и
присылали
видеозаписи со своим исполнением, я соединял все видеофайлы в один
общий клип в программе «Sony Vegas Pro».
(Слайд 10). и 11, друг за другом
Это одна из тех программ, которая может соединить несколько видео в одно
общее, довольно просто, НО КАЧЕСТВЕННО.
Слайд 11.
В таком формате по оркестровому классу был проведён контрольный
урок в конце учебного года , и одновременно, смонтирован видеоклип к 75
годовщине Победы в Великой Отечественной Войне.
В завершении своего выступления с вашего позволения я хотел бы
поставить этот видеоклип. И ЕЩЁ РАЗ ПОДЧЕРКНУТЬ, что оба выше
представленных варианта работы с помощью цифровых помощников,
являются
исключительно
инструментами
–тренажёрами,
когда
мы
вынуждены добиваться результата в условиях дистанционного формата
обучения. И САМОЕ ГЛАВНОЕ… никакие современные технологии не
заменят
живого
звука,
живого
голоса,
живого
общения
ученика
с
преподавателем, концертмейстером, и конечно с друзьями сверстниками на
занятиях оркестра, или ансамбля.