Напоминание

"Некоторые аспекты дистанционного обучения в классе духовых и ударных инструментов


Автор: Иванов Иван Юрьевич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств № 1"
Населённый пункт: г. Сургут, ХМАО-Югра
Наименование материала: Статья
Тема: "Некоторые аспекты дистанционного обучения в классе духовых и ударных инструментов
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Некоторые аспекты дистанционного обучения в классе духовых и

ударных инструментов»

Речь пойдет о цифровых помощниках - это компьютерные программы,

которые могут нам помочь в непростой период дистанционного обучения. Я

поделюсь опытом работы на примере предмета специальность –труба, также

на примере групповой дисциплины – оркестровый класс.

Среди проблем, которые преподнесло нам дистанционное образование,

одна из самых явных, на мой взгляд, - это качество связи: то есть, скорость

интернета, качество картинки, и самое главное – отставание звука от

картинки.

Например, когда

мы просим

ученика начать исполнение или

остановиться и не играть, приходится ждать некоторое время, пока

информация дойдет до ученика. В таком случае, все попытки качественно

заниматься с учащимся, а тем более, одновременно в ансамбле с

концертмейстером, сводятся к весьма сомнительным результатам, так как все

участники музыкального ансамбля находятся в разных временных интернет-

пространствах.

Конечно, мы можем просить концертмейстера записать на камеру

музыкальный материал. Но в процессе обучения, ученик обычно начинает

знакомство

с

произведением

в

медленных

темпах,

особенно,

если

произведение само по себе быстрое и виртуозное.

В

таком

случае

КОНЦЕРТМЕЙСТЕРУ

приходится

записывать

несколько вариантов аккомпанемента в разных темпах, что не совсем удобно.

Поэтому я решил попробовать использовать во время занятий компьютерную

программу, вернее музыкальный нотный редактор, который называется

«Сибелиус» (слайд 1).

Уверен, что многие коллеги с этой программой знакомы, особенно

руководители

музыкальных

коллективов

оркестров,

ансамблей.

Возможности её огромны. От элементарного набора текста для сольного

инструмента,

до

написания

партитур

для

большого

симфонического

оркестра. В чём же польза программы в данной ситуации? А в том, что

набрав нотный материал произведения, (слайд 2),

мы можем распечатать или отправить в PDF формате при необходимости

ноты концертмейстеру, а также отдельно – партию для ученика. (Слайд 3).

Но это не самое главное. Для меня же было важно, что помимо этого,

программа может перевести весь набранный нотный текст в аудио формат.

То есть, ВСЁ ЭТО МОЖЕТ ЗВУЧАТЬ .( Слайд 4).

Мы можем оставить аудиофайл как здесь предлагается, в формате

«миди», но так как не все проигрыватели поддерживают этот формат, можем

перевести в более популярные форматы «wav» или «мп3». Далее, мы просто

отправляем файл, который можно включить на смартфоне в наушниках или

на ноутбуке в колонках, родителям или ученику. В программе «Сибелиус»,

можно легко менять темп, на тот, который нужен в данный момент ученику

для занятий. (Слайд 5).

Также, что важно, мы можем поставить пустые вступительные такты со

счётом, для удобства вступления исполнителя, когда сольная партия и

аккомпанемент в произведении начинаются одновременно. (Слайд 5).

Набирая нотный текст, можно установить любые замедления или ускорения,

с последующим возвратом в нужный темп. Также можно задать любые

динамические оттенки. Отмечу что качество звучания цифрового фортепиано

довольно хорошее.

Конечно,

эта

программа

не

заменит

живого

аккомпанемента

концертмейстера, и к этому методу нужно относиться исключительно как к

тренажеру, который воспитывает ритмическую стабильность и мышечную

память, так как аудиофайл можно «крутить» на проигрывателе столько,

сколько нужно.

Когда у ученика появится определенная уверенность в работе с

цифровым

аккомпанементом,

то

уже

с

аккомпанементом

реального

концертмейстера, ребёнок будет чувствовать себя намного увереннее, из-за

выработанной стабильности исполнения.

И ещё одно важное обстоятельство: все, уже набранные в программе

произведения,

накапливаются

в

личную

цифровую

библиотеку

преподавателя, в то же время как аудиофайлы - остаются у учеников и

формируют их собственную коллекцию. Что в свою очередь позволяет им

выступить с концертным номером, например, на школьном концерте или

родительском собрании,

да где угодно, что является дополнительным

стимулом для индивидуальных домашних занятий.

Следующий

пункт,

касается

работы

с

духовым

оркестром,

какие же цифровые помощники могут нам в этом помочь?

Опять же знакомый нам «Сибелиус».., с помощью него можно делать

инструментовку произведений под конкретный состав оркестра. (Слайд 6).

В этой же программе, можно отделить, выделить любую партию из

партитуры, и в формате PDF отправить на электронные адреса родителям,

для распечатывания и дальнейшей работы учащегося. (Слайд 7).

Далее,

на

индивидуальных

уроках

ВНЕОРКЕСТРОВОГО

МУЗИЦИРОВАНИЯ, происходит разучивание партий с каждым учеником.

Мы знаем, что среди основных задач работы с духовым оркестром, является

развитие навыков ансамблевой игры и умения слушать друг друга. Как же в

формате дистанционного образования, достичь каких-либо положительных

результатов в этом направлении?

Решение пришло следующее. Я, как преподаватель записал на видео

партию 1 трубы, как основную. (Слайд 8).

И отправил это видео участникам коллектива. Далее, опираясь на эту

запись и слушая её в наушниках, как на звукозаписывающей студии, ученики

записывали каждый свою партию на видео. Да, это сложно, но ребята

справились и приобрели огромный опыт. Получилась ансамблевая игра

«преподаватель-ученик». (Слайд 9).

По

мере

того

как

ученики

разучивали

партии,

и

присылали

видеозаписи со своим исполнением, я соединял все видеофайлы в один

общий клип в программе «Sony Vegas Pro».

(Слайд 10). и 11, друг за другом

Это одна из тех программ, которая может соединить несколько видео в одно

общее, довольно просто, НО КАЧЕСТВЕННО.

Слайд 11.

В таком формате по оркестровому классу был проведён контрольный

урок в конце учебного года , и одновременно, смонтирован видеоклип к 75

годовщине Победы в Великой Отечественной Войне.

В завершении своего выступления с вашего позволения я хотел бы

поставить этот видеоклип. И ЕЩЁ РАЗ ПОДЧЕРКНУТЬ, что оба выше

представленных варианта работы с помощью цифровых помощников,

являются

исключительно

инструментами

–тренажёрами,

когда

мы

вынуждены добиваться результата в условиях дистанционного формата

обучения. И САМОЕ ГЛАВНОЕ… никакие современные технологии не

заменят

живого

звука,

живого

голоса,

живого

общения

ученика

с

преподавателем, концертмейстером, и конечно с друзьями сверстниками на

занятиях оркестра, или ансамбля.



В раздел образования