Напоминание

Занятия с обучающимися с ОВЗ (умственная отсталость , интеллектуальные нарушения)


Автор: Зарубин Николай Николаевич
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ СОШ№5 п. Зарево
Населённый пункт: АДЫГЕЯ РЕСПУБЛИКА, ШОВГЕНОВСКИЙ РАЙОН, ЗАРЕВО
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Занятия с обучающимися с ОВЗ (умственная отсталость , интеллектуальные нарушения)
Дата публикации: 29.11.2024
Раздел: среднее образование





Назад




План работы педагога - психолога

с обучающимися с ОВЗ (умственная отсталость , интеллектуальные

нарушения) для классов

на 2024-2025 учебный год

Составил:

Зарубин Н.Н.

педагог-психолог

Пояснительная записка.

Программа

имеет

нормативно-правовую

основу

разработки

индивидуальной

адаптированной коррекционно-развивающей программы педагога-психолога для ученика с

особыми образовательными потребностями:

-Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ. Принят Государственной

Думой 03.07.98. Одобрен Советом Федерации 09.07.98.

- Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в

психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Утверждено Постановлением

Правительства РФ от 31.07.98 № 867.

- Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования

Российской Федерации. Утверждено Приказом Минобразования РФ от 22.10.99 №636.

-Письмо Минобразования России от 01 октября 2008 г. № 06-14-23 «Об организации

работы по профилактике жестокого обращения с детьми» и др.

-Приказ Минобразования РФ от 10.04.2002 N 29/2065-п«Об утверждении учебных планов

специальных

(коррекционных)

образовательных

учреждений

для

обучающихся,

воспитанников с отклонениями в развитии»;

-Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

-Закона РФ "Об образовании" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года

№ 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного

образовательного стандарта начального общего образования»;

-Федеральный

компонент

Государственного

образовательного

стандарта

общего

образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03.2004г. №1089 «Об

утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего,

основного общего и среднего (полного) общего образования»;

-от 19 декабря 2014 года №1598 «Об утверждении Федерального государственного

образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ»;

-от 19 декабря 2014 года №1599 «Об утверждении Федерального государственного

образовательного

стандарта

образования

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)»;

-от 9 января 2014 года №2 «Об утверждении порядка применения организациями,

осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных

образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

-приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 8мая 2014

года №5-нп «Об утверждении порядка регламентации и оформления отношений

государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных

представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а так же детей-

инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам

на дому или медицинских организациях»;

-письмами Минобрнауки России от 10 декабря 2012 года №07-832 «О направлении

Методических рекомендаций по организации обучения на дому детей-инвалидов с

использованием дистанционных образовательных технологий»;

-Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 года №273

-Приказ Департамента образования и молодежной политики от 3 июля 2016 года №121 «Об

утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих

адаптированные общеобразовательные программы начального общего образования на

территории

ХМАО-Югры

для

обучающихся

с

ОВЗ,

обучающихся

с

умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями), нуждающихся в длительном лечении, а

так

же

детей-инвалидов,

получающих

образование

на

дому

и

в

медицинских

организациях»;

-Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г. №1015 «Об утверждении

порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным

общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,

основного общего и среднего общего образования»;

-Письма Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 "Об учителях-

логопедах и педагогах-психологах учреждений образования";

-Письма Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические

рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-

воспитательном процессе в условиях модернизации образования»;

-Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 "О

создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями

здоровья и детьми-инвалидами",

-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N 26 "Об

утверждении

СанПиН

2.4.2.3286-15

"Санитарно-эпидемиологические

требования

к

условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих

образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным

программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

-«Рекомендации

по

использованию

компьютеров

в

начальной

школе»

(письмо

Минобразования России и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ от

28.03.2002 г. № 199/13).

-Основной образовательной программы основного общего образования КОУ «Урайская

школа для обучающихся с ОВЗ»;

-Годовым календарным графиком КОУ «Урайская школа для обучающихся с ОВЗ» на

2017-2018 учебный год.

-Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-

ФЗ) Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция

специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными

возможностями здоровья: основные положения // Дефектология. — 2010. — №1.

Цель коррекционно-развивающих занятий – коррекция недостатков познавательной и

эмоционально-личностной сферы детей.

Задачи: решаемые на коррекционно-развивающих занятиях:

-

создание условий для развития сохранных функций;

-

формирование положительной мотивации к обучению;

-

повышение уровня общего развития; коррекция отклонений в развитии познавательной и

эмоционально-личностной сферы;

-

формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной

деятельности;

-

воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.

Форма работы: индивидуальная, занятия будут проходить в кабинете педагога-психолога.

Результатами работы по данной программе ожидается повышение уровня развития высших

психических функций у детей с ОВЗ. Определить результативность проведенной работы

поможет сравнительный анализ результатов первой и итоговой диагностики, которая будет

проведена после всех предусмотренных программой занятий. Результаты сравнительного

анализа помогут сделать вывод о том, была ли достигнута поставленная нами цель и были

ли решены поставленные нами задачи, а так же позволит внести необходимые изменения и

дополнения в программу, если это будет необходимо.

Режим работы: 2 занятия в неделю ,продолжителность занятия – 20 минут.

Форма оценки эффективности коррекционного процесса:

психологическое обследование (первичная, итоговая диагностика)

3-4 класс

План работы.

п/п

Тема

Кол-

во

занят

ий

Содержание

Форм

ы

работ

ы

Дата

1.

Познавательные

процесси.

2

«Художник», «Завершение

рассказа».

Бесед

а,

игры.

2.

Эмоционально-

личностная сфер.

2

«Несуществующее

животное», «Мой класс».

Бесед

а,

рисов

ание.

3.

Общешкольная игра

«Радуга настроений»

2

Психологическая акция

Игра,

упра

жнен

ие.

4.

«Родники моей души»

2

Психологическая акция

“круг знакомств”

Обще

ние,

ирга.

5.

«Улыбка. В чем её

секрет?».

2

«Познавательные

потребности».

диало

г-

трени

нг

6.

Мотивационная и

волевая сфера личности.

2

«Неоконченные

предложения»

диску

ссия

1.Развитие произвольного внимания и памяти.

7.

Внимание. Оценка

свойств внимания

второклассника.

2

«Найди пару», «Найди, где

спрятано»,

Игры

8.

Концентрация внимания,

саморегуляция и

самоконтроль.

2

«Запретный номер» .

«Радуга

настроений»

Игры

9.

Память. Виды, свойства

памяти.

2

«Разведчики», «Запомни

предметы»

Игра

10.

Увеличение объема

внимания и

кратковременной памяти

2

«кратко-срочное чтение»

Чтени

е

11.

Тренировка объема,

концентрации внимания,

умения действовать по

инструкции.

2

«Графический диктант»,

«Путаница», «Корректурная

проба».

Пись

мо

12.

Тренировка в умении

2

« Внимание движение»

Игра

действовать по образцу.

2. Развитие мнемических способностей.

13.

Развитие механической,

зрительной и слуховой

памяти.

2

«Имена»,

Игра

14.

Развитие механической,

зрительной и слуховой

памяти.

2

, «Геометрические фигуры».

Игра,

упра

жнен

ие

15.

Обучение способам

эффективного

запоминания.

2

«Запомни и найди»,

«Бессмысленные слова».

Игры

и

упра

жнен

ия

16.

Тренировка памяти.

Эффективные способы

запоминания.

2

«Скароговорки»

упра

жнен

ия

3. Мыслительные процессы и зрительно-моторная координация.

17.

Логическое и

понятийное мышление.

2

«Пять цыплят»,

Игры

и

упра

жнен

ия.

18.

Логическое и

понятийное мышление.

2

«Кто что делает?»

Игра

19.

Установление причинно-

следственных

отношений.

2

«Бывает - не бывает»,

«Веселые ассоциации», «Чей

домик».

Игры

и

упра

жнен

ия

20.

Установление причинно-

следственных

отношений.

Тренировочные

упражнения.

2

«Чей домик».

Игра

21.

Установление причинно-

следственных

отношений.

Тренировочные

упражнения.

2

«Назови, что это»,

Игра

22.

Обобщение и

нахождение

противоположностей.

2

«Найди отличия», «Слова

наоборот».

Игра

23.

Обобщение и

2

«правильные слова»

Упра

нахождение

противоположностей.

жнен

ие

24.

Анализ, сравнение,

классификация,

обобщение

2

Игры и упражнения:

«Лишнее слово», « лишняя

картинка»

Игры

и

упра

жнен

ия:

25.

Анализ, сравнение,

классификация,

обобщение

2

«Продолжи ряд»

Игры

и

упра

жнен

ия:

26.

Анализ, сравнение,

классификация,

обобщение

2

«Разложи рисунки».

Игры

и

упра

жнен

ия

4.Развитие воображения, восприятия.

27.

Развитие зрительного

восприятия.

2

Игры «Найди окошко для

фигуры», «Копирование

точек»,

Игры

28.

Развитие, тренировка

зрительного восприятия.

2

«Изображение на листе»

Рисов

ание.

29.

Развитие творческого

воображения.

2

«Составь предмет из

геометрических фигур»,

«Кляксы», «Необычные

рисунки».

Игры

30.

Творческие способности

и воображение.

2

« Воображаемые рисунки»

Рисов

ание

5.Учебные навыки младших школьников.

31.

Диагностика

сформированности

учебных навыков и

приёмов учебной

деятельности.

2

«Домик», «Рисование по

точкам»

Рисов

ание

32.

Тренировка устного

чтения и чтения «про

себя», навыков

грамотного письма.

2

«Страна слов»,

«Путешествие в Страну

гномов»

Игры

33.

Развитие

математических

навыков, формирование

приёмов самоконтроля.

2

«Число – контролёр»,

«Письмо в воздухе»,

«Нарисуй фигуры».

Упра

жнен

ия

6.Диагностический блок.

34.

Познавательные

процесси.

2

«Завершение рассказа».

Игры

вообр

ажен

ия

Литература, используемая при ставлении программы:

1.

Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития

школьников. – М., 2000.

2.

Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. Увлекательные задачи на развитие

логического мышления. – СПб. 2002.

3.

Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в

начальной школе. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998.

4.

Винокурова Н.К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. –

М., 1999.

5.

Зак А.З. Поиск девятого. Игра на поиск закономерностей для детей 6 –10 лет. – М., 1993.

6.

Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Развитие познавательных способностей/

Методическое пособие, 3 класс. – М.: Росткнига, 2004. 7. Шиманский В.И., Шиманская

Г.С. Логические игры и задачи. – Д., 2000.

7-8 Класс

План занятий.

Тема занятий.

Форма

проведения.

Количест

во

занятий.

Дата.

1

Изучение личности ребенка с помощью уровня

тревожности.

Анкетирование

2

2

Изучение личности ребенка с помощью

психологической диагностики. Диагностика

мыслительной деятельности.

Игра «Мой

класс».

2

3

«Улыбка. В чем её секрет?». «Познавательные

потребности».

диалог-тренинг

2

4

Общешкольная игра «Радуга настроений»

Игра,

упражнение.

2

5

Психологическая акция

“круг знакомств”

Игры, общения.

2

6

Формирование средств коммуникаций,

алгоритма учебно-познавательной

деятельности.

Дискуссия.

2

7

Коррекция эмоционального фона с

использованием элементов игровой терапии,

арт-терапии. Саморегуляции.

Игры,

упражнения.

2

8

Формирование целенаправленного поведения,

алгоритма учебно-познавательной

деятельности.

Разговор о

важном.

2

9

Совершенствование навыков планирования,

организации и контроля своей деятельности

Игры.

2

10

Совершенствование графомоторных навыков.

Развитие самоконтроля

Упражнения,

задания.

2

11

Развитие логического мышления,

любознательности, способствовать

расслаблению, восстановлению

Рисование,

физическая

разминка.

2

работоспособности.

12

Развитие личностно-мотивационной сферы

(развитие познавательного интереса,

уверенности в своих силах).

Физическая

разминка ,

разговор.

2

13

Коррекция эмоционального фона с

использованием элементов игровой терапии,

арт-терапии. Развитие произвольной регуляции

и самоконтроля; развитие аналитико-

синтетической деятельности на наглядной

основе

Игры.

2

14

Расширение словарного запаса, развитие

внимания, воображения, мышления,

формирование приемов учебной деятельности.

Развитие произвольной регуляции и

самоконтроля; развитие аналитико-

синтетической деятельности на вербальной

основе

Изучение

пословиц,

отрывок из

стихотворения.

2

15

Коррекция нарушений в развитии

эмоционально-личностной сферы. Развитие

произвольной регуляции и самоконтроля;

Игры.

2

16

Развитие восприятия и воображения.

Пространственная координация.

Зашифрованный рисунок. Сложи узор. Развитие

самоконтроля.

Изобразительно

искуство.

2

17

Коррекция эмоционального фона с

использованием элементов сказкотерапии,.

Развитие аналитико-синтетической

деятельности на наглядной основе.

Чтение отрывок

из сказок ,

2

18

Формирование социального адекватного

поведения.

Иры с разговором

о поведении.

2

19

Коррекция эмоционального фона с

использованием элементов физической

терапии, телесно-ориентированной терапии.

Развитие произвольной регуляции и

самоконтроля; развитие аналитико-

синтетической деятельности на вербальной

основе

Игры.

2

20

Обучение навыкам самостоятельной

деятельности

Свободная беседа,

Упражнения.

2

21

Обучение умению использовать приобретенные

навыки в различных ситуациях

Задания на

логику.

2

22

Развитие произвольной регуляции и

самоконтроля; развитие аналитико-

синтетической деятельности на вербальной

основе. Коррекция эмоционального фона с

использованием элементов символдрамы,

Игры.

2

23

Развитие произвольной регуляции и

самоконтроля; развитие аналитико-

синтетической деятельности на вербальной

основе. Коррекция эмоционального фона с

использованием элементов символдрамы

«Река».

Разговор о

самоконтроле.

2

24

Развитие произвольной регуляции и

самоконтроля; развитие аналитико-

синтетической деятельности на вербальной

основе. Коррекция эмоционального фона с

использованием элементов символдрамы

«Гора».

Упражнения на

внимание , игры

2

25

Коррекция эмоционального фона с

использованием элементов символдраммы,.

Задания.

2

26

Обучение умению использовать приобретенные

навыки в различных ситуациях. Развитие

аналитико-синтетической деятельности на

наглядной и вербальной основе.

Развлекательные

игры.

Представление

ситуации.

2

27

Формирование социально – адекватного

поведения. Развитие аналитико-синтетической

деятельности на наглядной основе.

Представление

ситуации,

упражнения.

2

28

Развитие личностно-мотивационной сферы

(развитие познавательного интереса,

уверенности в своих силах)

Игры.

2

29

Коррекция эмоционального фона с

использованием элементов сказкотерапии, арт-

Изучение

отрывков из

2

терапии, телесно-ориентированной терапии.

сказок .

30

Развитие любознательности, произвольной

памяти и внимания, способствовать

расслаблению, восстановлению

работоспособности.

Изучение

литературы,

истории и тд.

2

31

Диагностика психо-эмоционального состояния,

уровня тревожности.

Разговор о

занятиях.

2

32

Диагностика психо-эмоционального состояния,

когнитивных процессов.

Рисование

2

33

Диагностика психо-эмоционального состояния,

когнитивных процессов.

Тестирование,

анкетирование.

2

34

Диагностика мыслительной деятельности,

восприятия, внимания, мнестической

деятельности.

Анкетирование,

задания.

2

Литература:

1.

Васютин А.М. Психотехники нового поколения.- Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 560 с.

2.

Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика.-М.,2007.

3.

Волкмар Ф.Р., Вайзнер Л.А. Аутизм: руководство для родителей, членов семьи и

учителей. Кн.1 / Фред Р. Волкмар, Лиза А. Вайзер; пер.с англ.Б.Зуева, А.Чечиной,

И.Дергачевой и др. – Екатеринбург:Рама Паблишинг, 2014.-224 с.

4.

Волкмар Ф.Р., Вайзнер Л.А. Аутизм: руководство для родителей, членов семьи и

учителей. Кн.2 / Фред Р. Волкмар, Лиза А. Вайзер; пер.с англ.Б.Зуева, А.Чечиной,

И.Дергачевой и др. – Екатеринбург:Рама Паблишинг, 2014.-288 с.

5.

Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Психология

развития человека. – М: Смысл, 2004.



В раздел образования