Автор: Зарубин Николай Николаевич
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ СОШ№5 п. Зарево
Населённый пункт: АДЫГЕЯ РЕСПУБЛИКА, ШОВГЕНОВСКИЙ РАЙОН, ЗАРЕВО
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Занятия с обучающимися с ОВЗ (умственная отсталость , интеллектуальные нарушения)
Дата публикации: 29.11.2024
Раздел: среднее образование
План работы педагога - психолога
с обучающимися с ОВЗ (умственная отсталость , интеллектуальные
нарушения) для классов
на 2024-2025 учебный год
Составил:
Зарубин Н.Н.
педагог-психолог
Пояснительная записка.
Программа
имеет
нормативно-правовую
основу
разработки
индивидуальной
адаптированной коррекционно-развивающей программы педагога-психолога для ученика с
особыми образовательными потребностями:
-Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ. Принят Государственной
Думой 03.07.98. Одобрен Советом Федерации 09.07.98.
- Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в
психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Утверждено Постановлением
Правительства РФ от 31.07.98 № 867.
- Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования
Российской Федерации. Утверждено Приказом Минобразования РФ от 22.10.99 №636.
-Письмо Минобразования России от 01 октября 2008 г. № 06-14-23 «Об организации
работы по профилактике жестокого обращения с детьми» и др.
-Приказ Минобразования РФ от 10.04.2002 N 29/2065-п«Об утверждении учебных планов
специальных
(коррекционных)
образовательных
учреждений
для
обучающихся,
воспитанников с отклонениями в развитии»;
-Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
-Закона РФ "Об образовании" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года
№ 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования»;
-Федеральный
компонент
Государственного
образовательного
стандарта
общего
образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03.2004г. №1089 «Об
утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего,
основного общего и среднего (полного) общего образования»;
-от 19 декабря 2014 года №1598 «Об утверждении Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ»;
-от 19 декабря 2014 года №1599 «Об утверждении Федерального государственного
образовательного
стандарта
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»;
-от 9 января 2014 года №2 «Об утверждении порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
-приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 8мая 2014
года №5-нп «Об утверждении порядка регламентации и оформления отношений
государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных
представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а так же детей-
инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам
на дому или медицинских организациях»;
-письмами Минобрнауки России от 10 декабря 2012 года №07-832 «О направлении
Методических рекомендаций по организации обучения на дому детей-инвалидов с
использованием дистанционных образовательных технологий»;
-Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 года №273
-Приказ Департамента образования и молодежной политики от 3 июля 2016 года №121 «Об
утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих
адаптированные общеобразовательные программы начального общего образования на
территории
ХМАО-Югры
для
обучающихся
с
ОВЗ,
обучающихся
с
умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), нуждающихся в длительном лечении, а
так
же
детей-инвалидов,
получающих
образование
на
дому
и
в
медицинских
организациях»;
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г. №1015 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
-Письма Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 "Об учителях-
логопедах и педагогах-психологах учреждений образования";
-Письма Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические
рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-
воспитательном процессе в условиях модернизации образования»;
-Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 "О
создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями
здоровья и детьми-инвалидами",
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N 26 "Об
утверждении
СанПиН
2.4.2.3286-15
"Санитарно-эпидемиологические
требования
к
условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
-«Рекомендации
по
использованию
компьютеров
в
начальной
школе»
(письмо
Минобразования России и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ от
28.03.2002 г. № 199/13).
-Основной образовательной программы основного общего образования КОУ «Урайская
школа для обучающихся с ОВЗ»;
-Годовым календарным графиком КОУ «Урайская школа для обучающихся с ОВЗ» на
2017-2018 учебный год.
-Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-
ФЗ) Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция
специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными
возможностями здоровья: основные положения // Дефектология. — 2010. — №1.
Цель коррекционно-развивающих занятий – коррекция недостатков познавательной и
эмоционально-личностной сферы детей.
Задачи: решаемые на коррекционно-развивающих занятиях:
-
создание условий для развития сохранных функций;
-
формирование положительной мотивации к обучению;
-
повышение уровня общего развития; коррекция отклонений в развитии познавательной и
эмоционально-личностной сферы;
-
формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной
деятельности;
-
воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.
Форма работы: индивидуальная, занятия будут проходить в кабинете педагога-психолога.
Результатами работы по данной программе ожидается повышение уровня развития высших
психических функций у детей с ОВЗ. Определить результативность проведенной работы
поможет сравнительный анализ результатов первой и итоговой диагностики, которая будет
проведена после всех предусмотренных программой занятий. Результаты сравнительного
анализа помогут сделать вывод о том, была ли достигнута поставленная нами цель и были
ли решены поставленные нами задачи, а так же позволит внести необходимые изменения и
дополнения в программу, если это будет необходимо.
Режим работы: 2 занятия в неделю ,продолжителность занятия – 20 минут.
Форма оценки эффективности коррекционного процесса:
психологическое обследование (первичная, итоговая диагностика)
3-4 класс
План работы.
№
п/п
Тема
Кол-
во
занят
ий
Содержание
Форм
ы
работ
ы
Дата
1.
Познавательные
процесси.
2
«Художник», «Завершение
рассказа».
Бесед
а,
игры.
2.
Эмоционально-
личностная сфер.
2
«Несуществующее
животное», «Мой класс».
Бесед
а,
рисов
ание.
3.
Общешкольная игра
«Радуга настроений»
2
Психологическая акция
Игра,
упра
жнен
ие.
4.
«Родники моей души»
2
Психологическая акция
“круг знакомств”
Обще
ние,
ирга.
5.
«Улыбка. В чем её
секрет?».
2
«Познавательные
потребности».
диало
г-
трени
нг
6.
Мотивационная и
волевая сфера личности.
2
«Неоконченные
предложения»
диску
ссия
1.Развитие произвольного внимания и памяти.
7.
Внимание. Оценка
свойств внимания
второклассника.
2
«Найди пару», «Найди, где
спрятано»,
Игры
8.
Концентрация внимания,
саморегуляция и
самоконтроль.
2
«Запретный номер» .
«Радуга
настроений»
Игры
9.
Память. Виды, свойства
памяти.
2
«Разведчики», «Запомни
предметы»
Игра
10.
Увеличение объема
внимания и
кратковременной памяти
2
«кратко-срочное чтение»
Чтени
е
11.
Тренировка объема,
концентрации внимания,
умения действовать по
инструкции.
2
«Графический диктант»,
«Путаница», «Корректурная
проба».
Пись
мо
12.
Тренировка в умении
2
« Внимание движение»
Игра
действовать по образцу.
2. Развитие мнемических способностей.
13.
Развитие механической,
зрительной и слуховой
памяти.
2
«Имена»,
Игра
14.
Развитие механической,
зрительной и слуховой
памяти.
2
, «Геометрические фигуры».
Игра,
упра
жнен
ие
15.
Обучение способам
эффективного
запоминания.
2
«Запомни и найди»,
«Бессмысленные слова».
Игры
и
упра
жнен
ия
16.
Тренировка памяти.
Эффективные способы
запоминания.
2
«Скароговорки»
упра
жнен
ия
3. Мыслительные процессы и зрительно-моторная координация.
17.
Логическое и
понятийное мышление.
2
«Пять цыплят»,
Игры
и
упра
жнен
ия.
18.
Логическое и
понятийное мышление.
2
«Кто что делает?»
Игра
19.
Установление причинно-
следственных
отношений.
2
«Бывает - не бывает»,
«Веселые ассоциации», «Чей
домик».
Игры
и
упра
жнен
ия
20.
Установление причинно-
следственных
отношений.
Тренировочные
упражнения.
2
«Чей домик».
Игра
21.
Установление причинно-
следственных
отношений.
Тренировочные
упражнения.
2
«Назови, что это»,
Игра
22.
Обобщение и
нахождение
противоположностей.
2
«Найди отличия», «Слова
наоборот».
Игра
23.
Обобщение и
2
«правильные слова»
Упра
нахождение
противоположностей.
жнен
ие
24.
Анализ, сравнение,
классификация,
обобщение
2
Игры и упражнения:
«Лишнее слово», « лишняя
картинка»
Игры
и
упра
жнен
ия:
25.
Анализ, сравнение,
классификация,
обобщение
2
«Продолжи ряд»
Игры
и
упра
жнен
ия:
26.
Анализ, сравнение,
классификация,
обобщение
2
«Разложи рисунки».
Игры
и
упра
жнен
ия
4.Развитие воображения, восприятия.
27.
Развитие зрительного
восприятия.
2
Игры «Найди окошко для
фигуры», «Копирование
точек»,
Игры
28.
Развитие, тренировка
зрительного восприятия.
2
«Изображение на листе»
Рисов
ание.
29.
Развитие творческого
воображения.
2
«Составь предмет из
геометрических фигур»,
«Кляксы», «Необычные
рисунки».
Игры
30.
Творческие способности
и воображение.
2
« Воображаемые рисунки»
Рисов
ание
5.Учебные навыки младших школьников.
31.
Диагностика
сформированности
учебных навыков и
приёмов учебной
деятельности.
2
«Домик», «Рисование по
точкам»
Рисов
ание
32.
Тренировка устного
чтения и чтения «про
себя», навыков
грамотного письма.
2
«Страна слов»,
«Путешествие в Страну
гномов»
Игры
33.
Развитие
математических
навыков, формирование
приёмов самоконтроля.
2
«Число – контролёр»,
«Письмо в воздухе»,
«Нарисуй фигуры».
Упра
жнен
ия
6.Диагностический блок.
34.
Познавательные
процесси.
2
«Завершение рассказа».
Игры
вообр
ажен
ия
Литература, используемая при ставлении программы:
1.
Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития
школьников. – М., 2000.
2.
Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. Увлекательные задачи на развитие
логического мышления. – СПб. 2002.
3.
Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в
начальной школе. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998.
4.
Винокурова Н.К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. –
М., 1999.
5.
Зак А.З. Поиск девятого. Игра на поиск закономерностей для детей 6 –10 лет. – М., 1993.
6.
Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Развитие познавательных способностей/
Методическое пособие, 3 класс. – М.: Росткнига, 2004. 7. Шиманский В.И., Шиманская
Г.С. Логические игры и задачи. – Д., 2000.
7-8 Класс
План занятий.
№
Тема занятий.
Форма
проведения.
Количест
во
занятий.
Дата.
1
Изучение личности ребенка с помощью уровня
тревожности.
Анкетирование
2
2
Изучение личности ребенка с помощью
психологической диагностики. Диагностика
мыслительной деятельности.
Игра «Мой
класс».
2
3
«Улыбка. В чем её секрет?». «Познавательные
потребности».
диалог-тренинг
2
4
Общешкольная игра «Радуга настроений»
Игра,
упражнение.
2
5
Психологическая акция
“круг знакомств”
Игры, общения.
2
6
Формирование средств коммуникаций,
алгоритма учебно-познавательной
деятельности.
Дискуссия.
2
7
Коррекция эмоционального фона с
использованием элементов игровой терапии,
арт-терапии. Саморегуляции.
Игры,
упражнения.
2
8
Формирование целенаправленного поведения,
алгоритма учебно-познавательной
деятельности.
Разговор о
важном.
2
9
Совершенствование навыков планирования,
организации и контроля своей деятельности
Игры.
2
10
Совершенствование графомоторных навыков.
Развитие самоконтроля
Упражнения,
задания.
2
11
Развитие логического мышления,
любознательности, способствовать
расслаблению, восстановлению
Рисование,
физическая
разминка.
2
работоспособности.
12
Развитие личностно-мотивационной сферы
(развитие познавательного интереса,
уверенности в своих силах).
Физическая
разминка ,
разговор.
2
13
Коррекция эмоционального фона с
использованием элементов игровой терапии,
арт-терапии. Развитие произвольной регуляции
и самоконтроля; развитие аналитико-
синтетической деятельности на наглядной
основе
Игры.
2
14
Расширение словарного запаса, развитие
внимания, воображения, мышления,
формирование приемов учебной деятельности.
Развитие произвольной регуляции и
самоконтроля; развитие аналитико-
синтетической деятельности на вербальной
основе
Изучение
пословиц,
отрывок из
стихотворения.
2
15
Коррекция нарушений в развитии
эмоционально-личностной сферы. Развитие
произвольной регуляции и самоконтроля;
Игры.
2
16
Развитие восприятия и воображения.
Пространственная координация.
Зашифрованный рисунок. Сложи узор. Развитие
самоконтроля.
Изобразительно
искуство.
2
17
Коррекция эмоционального фона с
использованием элементов сказкотерапии,.
Развитие аналитико-синтетической
деятельности на наглядной основе.
Чтение отрывок
из сказок ,
2
18
Формирование социального адекватного
поведения.
Иры с разговором
о поведении.
2
19
Коррекция эмоционального фона с
использованием элементов физической
терапии, телесно-ориентированной терапии.
Развитие произвольной регуляции и
самоконтроля; развитие аналитико-
синтетической деятельности на вербальной
основе
Игры.
2
20
Обучение навыкам самостоятельной
деятельности
Свободная беседа,
Упражнения.
2
21
Обучение умению использовать приобретенные
навыки в различных ситуациях
Задания на
логику.
2
22
Развитие произвольной регуляции и
самоконтроля; развитие аналитико-
синтетической деятельности на вербальной
основе. Коррекция эмоционального фона с
использованием элементов символдрамы,
Игры.
2
23
Развитие произвольной регуляции и
самоконтроля; развитие аналитико-
синтетической деятельности на вербальной
основе. Коррекция эмоционального фона с
использованием элементов символдрамы
«Река».
Разговор о
самоконтроле.
2
24
Развитие произвольной регуляции и
самоконтроля; развитие аналитико-
синтетической деятельности на вербальной
основе. Коррекция эмоционального фона с
использованием элементов символдрамы
«Гора».
Упражнения на
внимание , игры
2
25
Коррекция эмоционального фона с
использованием элементов символдраммы,.
Задания.
2
26
Обучение умению использовать приобретенные
навыки в различных ситуациях. Развитие
аналитико-синтетической деятельности на
наглядной и вербальной основе.
Развлекательные
игры.
Представление
ситуации.
2
27
Формирование социально – адекватного
поведения. Развитие аналитико-синтетической
деятельности на наглядной основе.
Представление
ситуации,
упражнения.
2
28
Развитие личностно-мотивационной сферы
(развитие познавательного интереса,
уверенности в своих силах)
Игры.
2
29
Коррекция эмоционального фона с
использованием элементов сказкотерапии, арт-
Изучение
отрывков из
2
терапии, телесно-ориентированной терапии.
сказок .
30
Развитие любознательности, произвольной
памяти и внимания, способствовать
расслаблению, восстановлению
работоспособности.
Изучение
литературы,
истории и тд.
2
31
Диагностика психо-эмоционального состояния,
уровня тревожности.
Разговор о
занятиях.
2
32
Диагностика психо-эмоционального состояния,
когнитивных процессов.
Рисование
2
33
Диагностика психо-эмоционального состояния,
когнитивных процессов.
Тестирование,
анкетирование.
2
34
Диагностика мыслительной деятельности,
восприятия, внимания, мнестической
деятельности.
Анкетирование,
задания.
2
Литература:
1.
Васютин А.М. Психотехники нового поколения.- Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 560 с.
2.
Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика.-М.,2007.
3.
Волкмар Ф.Р., Вайзнер Л.А. Аутизм: руководство для родителей, членов семьи и
учителей. Кн.1 / Фред Р. Волкмар, Лиза А. Вайзер; пер.с англ.Б.Зуева, А.Чечиной,
И.Дергачевой и др. – Екатеринбург:Рама Паблишинг, 2014.-224 с.
4.
Волкмар Ф.Р., Вайзнер Л.А. Аутизм: руководство для родителей, членов семьи и
учителей. Кн.2 / Фред Р. Волкмар, Лиза А. Вайзер; пер.с англ.Б.Зуева, А.Чечиной,
И.Дергачевой и др. – Екатеринбург:Рама Паблишинг, 2014.-288 с.
5.
Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Психология
развития человека. – М: Смысл, 2004.