Автор: Хайбрахманова Эльвира Эргешевна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБДОУ N62 Невского района г. Санкт-Петербург
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Сценарий литературно-музыкальной композиции для детей старшего дошкольного возраста «А завтра была война…»
Дата публикации: 27.11.2024
Раздел: дошкольное образование
Сценарий литературно-музыкальной композиции
для детей старшего дошкольного возраста «А завтра была война…»
Автор: Музыкальный руководитель ГБДОУ №62 Хайбрахманова Эльвира Эргешевна.
Описание материала: сценарий праздника, посвященного празднованию Дня Победы в
Великой Отечественной Войне «А завтра была война…» будет полезен музыкальным
руководителям и воспитателям дошкольных учреждений.
Возраст
участников:
Педагогический
коллектив
дошкольной
образовательной
организации.
Цель: Формирование познавательного интереса у воспитанников к истории своей страны с
помощью музыкально - литературного наследия времен Великой Отечественной Войны.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать знакомить детей с понятиями: «Великая Отечественная война», «Ветеран
войны», «Участник войны», «Герой Великой Отечественной войны».
-
Вызвать желание подражать воинам, быть такими же мужественными, смелыми,
отважными, храбрыми.
Развивающие
:
- Развивать интеллектуальные способности ребенка, внимание, любознательность.
- Развивать коммуникативную функцию речи.
- Развивать духовно - нравственный и интеллектуальный потенциал художественно -
эстетическими средствами, музыкальной культурой.
-Углубить знания детей старшего дошкольного возраста об армии, символики, воинских
званиях, боевых наградах.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей гордость за свою страну, чтить память воинов, погибших за свободу
Отечества.
- Воспитывать любовь к своей Родине – России, воспитывать в детях чувство уважения к
защитникам Отечества, ветеранам ВОВ.
- Воспитывать у детей желание получать яркие впечатления от произведений литературно -
музыкального наследия времен Великой Отечественной войны.
Музыкальный материал:
Сл. и муз. Е. Плотниковой «О той Весне»;
Сл. Р. Гамзатов, муз. Я. Френкель «Журавли»;
Сл. Б. Ковынева, муз. Ежи Петербургского «22 июня»;
РИО РИТА (фокстрот)1941-1945;
Сл. и муз. А. Доровских «Молитва» в исполнении Л. Гурченко;
Звук Метронома;
Муз. Р. Рождественского «Реквием»;
Запись сообщение от Советского Информбюро о начале войны.
Оборудование: Музыкальный центр, фортепиано, фотоальбом с фотографиями военных лет,
большая фоторамка, такая, чтобы поместились все участники.
Участники музыкально-литературной композиции: все воспитатели ДОУ, музыкальный
руководитель.
Действующие лица «Ожившее фото»:
Ведущий, чтецы, девушка, младший брат Натки, Коля, Андрей, Натка, Ирина, Лара.
Звучит песня «О той весне», на проигрыш воспитатели выходят и образуют полукруг.
Воспитатели исполняют песню (2 куплета).
Ведущий: - Прошло 75 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо её до сих
пор не затихает в людских душах, потому что у времени есть своя память – история.
Воспитатель: - В Девятый день ликующего Мая,
Когда легла на землю тишина,
Промчалась весть от края и до края:
Мир победил! Окончена война!
Воспитатель: - Война закончилась,
И пушки замолчали.
И годы сгладили великую беду.
И мы живём!
И мы опять весну встречаем!
Встречаем День Победы –
Лучший день в году!
Воспитатель: - Идут года, стареют даты,
Но с каждым годом все больней
Для поседевшего солдата
Воспоминанья о войне.
Воспитатель: - И не погибшие вам снятся –
Живые, все до одного,
Ведь было им по восемнадцать,
Или по двадцать лет всего!
Ведущий: - Всех, не пришедших с поля брани
Весенним днём, победным днём
Минутой скорбною молчанья
Мы всенародно помянем!
Звучит музыка
«Журавли» Я.Френкеля
(на экране эпизод летящих журавлей и вечного огня). На 1 куплет песни воспитатели
исполняют танец «Журавли». На проигрыш останавливаются – «стоп кадр», музыка
стихает, исполняется стихотворение в форме переклички.
- Как хорошо проснуться на рассвете…
Как хорошо, что ночью снятся сны…
- Как хорошо, что кружится планета…
Как хорошо на свете без войны!
- Пусть не будет войны никогда!
Пусть спокойно спят города!
- Пусть сирены пронзительный вой
Не звучит над моей головой!
- Ни один пусть не рвётся снаряд,
Ни один не строчит автомат!
- Оглашают пусть наши леса
Только птиц и детей голоса!
- Мир и счастье пусть длятся годами,
А войне скажем «Нет!» навсегда мы!
На сцене остаются чтецы, остальные участники уходят.
Чтец: - Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
Минута молчания. Метроном.
Реквием Р.Рождественского
. Весь состав уходит.
Сценка.
Действующие лица: Натка. Андрей. Младший брат Натки.
На сцене стоит буржуйка, стол, стул, утюг, чашка с тестом. Натка стоит за столом, лепит
пирожки.
1 действие «Мирное время»:
Андрей: - Ну, вот и все! Школа позади. Позади беззаботное детство!
Да! Впереди – дорога в счастливое будущее!!!
Натка: - А что ты будешь делать в этом счастливом будущем?
Андрей: - Хочу стать учителем! Учителем географии! Я покажу своим ученикам нашу
страну, такую великую, такую прекрасную, такую чудесную!!!
Андрей: - Мать приходит уставшей с работы, хочу облегчить её труд. Мечтаю придумать
такую машину, которая бы сама освобождала руки человека на заводах и фабриках и сама
выполняла бы любую работу.
- Знаешь, Натка, пройдет всего каких-то 3-4 года, и мы станем совсем другими. Мы сможем
своими самыми настоящими делами доказывать величие нашей страны. Нами будут
гордиться наши родители, учителя, одноклассники…
На сцену выбегает младший брат Натки.
Брат: - Натка, Натка!!!
Натка: - Снова дрался во дворе?
Брат: - Ага! Только я не плакал! Вырасту, выучусь на моряка.
Я уже в ванне плавал!
Натка: - Боже, каков пострел! Сил моих больше нету!
Брат:- Натка, а вырасту я когда?
Натка: - Вырастишь, ешь котлеты!
Брат: - Натка, купим живого коня?
Натка: - Коня? Да что ж это делается?
Брат: - Натка, а в летчики примут меня?
Натка: - Примут, куда они денутся?
Ты же из каждого, сатана, душу сумеешь вытрясти!
Брат: - Натка, а правда, что будет война.
И я не успею вырасти?
«Стоп кадр»
Звучит сообщение от Советского Информбюро о начале войны. Песня «Двадцать второго
июня, ровно в 4 часа» (музыка Е. Петербургский).
На проигрыш выходят педагоги, не участвующие в сценке. Исполняют песню. На
окончание песни участники сценки и певцы уходят за кулисы.
2 действие «Война» (выносится большая фоторамка), далее действие происходит в рамке
фотографии.
Андрей: - Сороковые, роковые.
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России
А мы такие молодые!
Выходит, девушка чтец, в руке фотоальбом садится на стул.
Девушка: - На стенке фото пылится.
И каждый день на заре
Смотрю на юные лица…
Мы жили в одном дворе,
Учились в одном десятом,
Всегда – как одна семья.
Такими мы были когда-то…
А в центре, представьте, Я. (Садится на стул, на фоне музыки Фокстрот)
Андрей был нашей опорой. (Выходит Андрей, встает за спинкой стула)
Он весь наш класс защищал,
Очень любил поспорить
И на гитаре играл.
Натка – душа компании. (появляется Ната, встает рядом с Андреем, они улыбаются друг
другу)
И в школьных делах мастак.
Бывало, что на свидания
Не успевала никак.
Их звали «жених» и «невеста».
Они не смущались, нет.
Любовь – это всем известно –
Не знает преград и лет.
Лара с Ириной – подружки. (Держась за руки, появляются Лара и Ирина. Встают одна
рядом с Натой, другая возле стула.)
Вдвоем везде и всегда.
Веселые две хохотушки
И не разлей вода.
А это спортсмен наш Коля! (Коля приседает возле стула, перед Андреем. Получается
«фотография»)
Колей гордится дом!
Все мысли о футболе,
Ну а учеба – потом.
(Громко звучит музыка. «Стоп-кадр «Фотография»» оживает, рамка убирается,
участники по очереди выходят на авансцену и произносят текст.)
Андрей: - Вот так мы тогда и жили.
Экзамены шли к концу
Коля: - Девчонки платья пошили,
Чтоб каждой было к лицу.
Ната: - Выпускной был тогда веселый!
Танцы и ночь без сна. (Фокстрот звучит громко и резко обрывается.)
Лара: - Мы успели закончить школу,
Когда началась война. (Громко звучит военный марш, затем становится тише.)
Ирина (на фоне музыки): - Стояли мы оглушенные
И двинуться не могли…
Девушка: - И словно завороженные
Руки свои сплели. (Все на сцене берутся за руки.)
Андрей: - Всю ночь до утра не спали,
Вглядываясь в горизонт.
Девушка: - А губы сами шептали…
Все: - На фронт! На фронт! На фронт! (Громко звучит марш, затем становится фоном.)
Коля: - И нас война разметала! (Шеренга дружно распадается; все одновременно меняют
места, на месте остается лишь девушка – в центре.)
Всех по разным фронтам!
Девушка: - Кто был, там знает, немало
На долю выпало нам.
Горечь дымных рассветов
Впитал в себя каждый из нас..(Музыка обрывается. Пауза.)
Нет! Не хочу об этом!
О будущем будет рассказ! (Звучит фокстрот. С разных концов сцены идут друг к другу
Андрей и Ната, встречаются на авансцене слева от девушки.)
Ната: - Долго мы о друг друге
Не знали: как, что и где…
Андрей: - Под долгие песни вьюги
Я вспоминал о тебе,
Мы встретились в сорок третьем,
Как видите – навсегда! (Обнимает Нату за плечи.)
Ната: - Счастливей пары на свете
Не было никогда! (На сцену выходят Лара и Ириной, встают справа от девушки.)
Ирина: - Мы были медсестрами в роте…
Лара: - И хоть горели в аду.
К этой страшной работе
Привыкли в боях, на ходу.
Ирина: - А после победной песни
Осуществили мечту:
Учились, работали вместе…
Лара и Ирина: - Закончили мединститут!
Коля (встает рядом с Ларой и Ириной): - Горели бескрайние дали,
И сердце летело вскачь!
Мы фашистские каски топтали.
А не футбольный мяч!
После войны, за город играя,
Точен я был всегда,
И каждый гол посвящал я
Девчонкам десятого «А».
Девушка: - Поверьте, все так и было!
И счастливы были все!
И птицы по небу плыли,
И звезды купались в росе!
Я знаю. Все так и было бы (Громко звучит фокстрот, резко обрывается)
Если бы не война…
Ларка первой погибла.
Под Львовом лежит она. (Лара уходит вглубь сцены, встает спиной к зрителям)
Ирина с Наткой чуть позже.(Ирина с Наткой встают рядом с Ларой.)
Потом не стало ребят…
Я даже не знаю, боже,
Где они все лежат…(Девушка идет на левую половину авансцены, чтобы не загораживать
ребят, стоящих спиной к зрителям)
На стенке фото пылится.
И каждый день на заре
Смотрю на юные лица…
Мы жили в одном дворе.
Такими мы были когда-то –
Последний десятый класс…
Простите меня, ребята,
Одна я живу… за вас!
Педагоги исполняют танец «Молитва».
Остальные участники стоят, не двигаясь, затем стремительно уходят в разные стороны.
Чтец: - Нет, не забыты подвиги солдат,
Их ратный труд и мужество воспеты.
И пусть мы чтим немало разных дат,
Величественней нет, чем День Победы!
Чтец: - Нам нужен мир, чтоб строить города,
Сажать деревья и работать в поле.
Его хотят все люди доброй воли,
Нам нужен мир навеки, навсегда!
Звучит песня «День победы». Участники выходят на поклон.