Напоминание

Тренинг для снятие эмоционального напряжения в педагогическом коллективе


Автор: Шавергина Татьяна Васильевна
Должность: Педагог психолог
Учебное заведение: МКДОУ д-с Буратино
Населённый пункт: Калужская область, с. Хвастовичи
Наименование материала: Тренинг для педагогов
Тема: Тренинг для снятие эмоционального напряжения в педагогическом коллективе
Дата публикации: 23.11.2024
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тренинг на снятие эмоционального напряжения

«Хорошее настроение – залог успеха!»

Цель: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического

здоровья педагога.

Упражнение 1. Меня зовут… Я делаю так…

Цель: знакомство, снятие тревожности и напряжения.

Упражнение можно выполнять сидя, можно стоя. Каждый участник по кругу

называет свое имя и показывает какое-то движение со словами: «Меня зовут… Я

делаю

так…».

Каждый

последующий

участник

повторяет

сначала

все

имена

и

движения предыдущих, а потом уже называет свое имя и показывает свое движение.

Таким

образом

последний

участник

должен

повторить

имена

и

движения

всех

остальных членов группы.

Упражнение 2. «Продолжи фразу»

Цель: повышение работоспособности, позитивного настроения.

Психолог приветствует участников тренинга и предлагает продолжить фразу,

перекидывая друг другу апельсин и обращаясь ко всем членам группы: «Привет,

сегодня

замечательный

день,

потому

что…»

Следующий

участник

повторяет

высказывание предыдущего и придумывает свое продолжение.

Упражнение 3. «Плюс-минус»

Цель: осознание позитивных моментов педагогической деятельности.

Материалы

и

оборудование:

ватман

с

нарисованным

деревом,

который

крепится на доску; самоклеющиеся стикеры в форме листочков; ручки для каждого

участника.

Психолог: « Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей

работы, а на листочках другого цвета — плюсы своей работы».

Участники пишут, а потом по очереди прикрепляют свои листочки с плюсами и

минусами

к

дереву.

Каждый

участник

озвучивает

то,

что

он

написал.

Затем

проводится рефлексия упражнения. Участники обсуждают, чего больше получилось

— плюсов педагогической деятельности или минусов — и почему. Ожидаемый

результат: педагоги должны увидеть, что плюсов в работе все-таки больше, и прийти

к выводу, что работа педагога тяжела, но приятна. А также увидеть все стороны

педагогической деятельности, осознать, что затруднения у педагогов похожи.

Упражнение 4. «Откровенно говоря»

Цель:

вербализация

и

осознание

педагогами

проблемы

эмоционального

выгорания.

Материалы: карточки с незаконченными фразами .

Психолог:

«Вам

нужно

вытянуть

любую

карточку

с

незаконченным

предложением и попытаться закончить фразу откровенно и честно».

Фразы для карточек:

Откровенно говоря, когда я прихожу домой после работы…

Откровенно говоря, во мне вызывает улыбку…

Откровенно говоря, когда я провожу родительское собрание…

Откровенно говоря, когда я волнуюсь…

Откровенно говоря, когда я думаю о работе…

Откровенно говоря, когда мой рабочий день заканчивается…

Откровенно говоря, успехи на работе…

Откровенно говоря, я мечтаю … и др.

Упражнение 5. "Мусорная корзина"

Цель: избавление от негативных эмоций.

Психолог раздает воспитателям листочки и ручки, в центр круга ставится

мусорная корзина.

Психолог

обращается

к

участникам

с

просьбой

написать

на

бумаге

те

негативные эмоции, которые имеются в настоящий момент у участников (каждый

указывает свои эмоции). После этого бумажки выбрасываются в мусорную корзину.

Психолог спрашивает, кто хочет поделиться и рассказать другим участникам

содержание своей записки.

В конце упражнения корзина убирается в сторону (но на видное место).

Упражнение №6. «Зажимы по кругу»

Цель: снятие мышечных зажимов, напряжение.

Участники идут по кругу. По команде психолога напрягают левую руку, левую

ногу, правую руку, правую ногу, обе ноги, поясницу, все тело.

Напряжение в каждом отдельном случае должно быть сначала слабым, потом

постепенно

нарастать

до

предела.

В

таком

состоянии

предельного

напряжения

участники

двигаются

несколько

секунд

(15-20),

потом

по

команде

психолога

сбрасывают напряжение – полностью расслабляют напряженный участок тела.

Упражнение №7. «Я похож на…»

Цель: раскрепощение, сплочение, неформальное общение педагогов.

Материалы

и

оборудование: картинки

различной

эмоциональной

нагрузки,

вырезанные из старых журналов.

Психолог: « Выберите одну картинку, назовите, что это и чем вы на этот

предмет похожи».

Упражнение 8. «Моечная машина»

Цель: снятие мышечного напряжения, сокращение дистанции в общении.

Воспитатели становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек

становится

«машиной»,

последний

«сушилкой».

«Машина»

проходит

между

шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка»

должна его высушить – обнять. Прошедший «мойку» становятся «сушилкой», с

начала шеренги идет следующая «машина».

Упражнение 9. «Звуковая гимнастика»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Упражнение

выполняется

стоя

с

выпрямленной

спиной

в

спокойном,

расслабленном состоянии. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко

и энергично произносим звук. Припеваем следующие звуки:

А– воздействует на весь организм;

Е– воздействует на щитовидную железу;

И–воздействует на мозг, глаза, нос, уши;

О– воздействует на сердце, легкие;

У– на органы, расположенные в области живота;

Я– на работу всего организма;

М– на работу всего организма;

Х– помогает очищению организма;

ХА– помогает повысить настроение.

Упражнение 10. «Муха»

Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

Психолог: « Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова

опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть

муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не

открывая глаз, согнать назойливое насекомое, с помощью лицевых мышц».

Упражнение 11. «Дружественная ладошка».

Цель: формирование положительного отношения между участниками группы.

Участникам раздаются листки бумаги.

Психолог: «Обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже

ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с

контуром

ладошки

вашим

коллегам

по

группе,

и

пусть

каждый

оставит

свои

пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь

позитивное

содержание,

личностную

обращенность,

любым

образом

упоминать

сильные стороны конкретного человека. И я с удовольствием присоединюсь к вам».

Упражнение 12. «Волшебная шкатулка»

Цель: поднятие настроения.

Воспитателям предлагается достать по одной записке из волшебной шкатулки

(вазы, мешочка), которая подскажет им, что на них ожидает сегодня или что им

нужно сделать в ближайшее время.

Варианты пожеланий:

- Тебе сегодня особенно повезет!

- Жизнь готовит тебе приятный сюрприз!

- Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь!

- Люби себя такой, какая ты есть, - неповторимой!

- Сделай себе подарок, ты на него заслуживаешь!

- Сегодня с тобой вместе радость и спокойствие!

- Сегодня твой день, успехов тебе!

- Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это! и т.д.

Можно также пожелать педагогам создать такую шкатулку у себя дома и

каждое утро доставать из нее по одной записке. Эти пожелания волшебным образом

влияют на настроение людей, подбадривают, придают уверенности.



В раздел образования