Автор: Шавергина Татьяна Васильевна
Должность: Педагог психолог
Учебное заведение: МКДОУ д-с Буратино
Населённый пункт: Калужская область, с. Хвастовичи
Наименование материала: Тренинг для педагогов
Тема: Тренинг для снятие эмоционального напряжения в педагогическом коллективе
Дата публикации: 23.11.2024
Раздел: дошкольное образование
Тренинг на снятие эмоционального напряжения
«Хорошее настроение – залог успеха!»
Цель: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического
здоровья педагога.
Упражнение 1. Меня зовут… Я делаю так…
Цель: знакомство, снятие тревожности и напряжения.
Упражнение можно выполнять сидя, можно стоя. Каждый участник по кругу
называет свое имя и показывает какое-то движение со словами: «Меня зовут… Я
делаю
так…».
Каждый
последующий
участник
повторяет
сначала
все
имена
и
движения предыдущих, а потом уже называет свое имя и показывает свое движение.
Таким
образом
последний
участник
должен
повторить
имена
и
движения
всех
остальных членов группы.
Упражнение 2. «Продолжи фразу»
Цель: повышение работоспособности, позитивного настроения.
Психолог приветствует участников тренинга и предлагает продолжить фразу,
перекидывая друг другу апельсин и обращаясь ко всем членам группы: «Привет,
сегодня
замечательный
день,
потому
что…»
Следующий
участник
повторяет
высказывание предыдущего и придумывает свое продолжение.
Упражнение 3. «Плюс-минус»
Цель: осознание позитивных моментов педагогической деятельности.
Материалы
и
оборудование:
ватман
с
нарисованным
деревом,
который
крепится на доску; самоклеющиеся стикеры в форме листочков; ручки для каждого
участника.
Психолог: « Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей
работы, а на листочках другого цвета — плюсы своей работы».
Участники пишут, а потом по очереди прикрепляют свои листочки с плюсами и
минусами
к
дереву.
Каждый
участник
озвучивает
то,
что
он
написал.
Затем
проводится рефлексия упражнения. Участники обсуждают, чего больше получилось
— плюсов педагогической деятельности или минусов — и почему. Ожидаемый
результат: педагоги должны увидеть, что плюсов в работе все-таки больше, и прийти
к выводу, что работа педагога тяжела, но приятна. А также увидеть все стороны
педагогической деятельности, осознать, что затруднения у педагогов похожи.
Упражнение 4. «Откровенно говоря»
Цель:
вербализация
и
осознание
педагогами
проблемы
эмоционального
выгорания.
Материалы: карточки с незаконченными фразами .
Психолог:
«Вам
нужно
вытянуть
любую
карточку
с
незаконченным
предложением и попытаться закончить фразу откровенно и честно».
Фразы для карточек:
Откровенно говоря, когда я прихожу домой после работы…
Откровенно говоря, во мне вызывает улыбку…
Откровенно говоря, когда я провожу родительское собрание…
Откровенно говоря, когда я волнуюсь…
Откровенно говоря, когда я думаю о работе…
Откровенно говоря, когда мой рабочий день заканчивается…
Откровенно говоря, успехи на работе…
Откровенно говоря, я мечтаю … и др.
Упражнение 5. "Мусорная корзина"
Цель: избавление от негативных эмоций.
Психолог раздает воспитателям листочки и ручки, в центр круга ставится
мусорная корзина.
Психолог
обращается
к
участникам
с
просьбой
написать
на
бумаге
те
негативные эмоции, которые имеются в настоящий момент у участников (каждый
указывает свои эмоции). После этого бумажки выбрасываются в мусорную корзину.
Психолог спрашивает, кто хочет поделиться и рассказать другим участникам
содержание своей записки.
В конце упражнения корзина убирается в сторону (но на видное место).
Упражнение №6. «Зажимы по кругу»
Цель: снятие мышечных зажимов, напряжение.
Участники идут по кругу. По команде психолога напрягают левую руку, левую
ногу, правую руку, правую ногу, обе ноги, поясницу, все тело.
Напряжение в каждом отдельном случае должно быть сначала слабым, потом
постепенно
нарастать
до
предела.
В
таком
состоянии
предельного
напряжения
участники
двигаются
несколько
секунд
(15-20),
потом
по
команде
психолога
сбрасывают напряжение – полностью расслабляют напряженный участок тела.
Упражнение №7. «Я похож на…»
Цель: раскрепощение, сплочение, неформальное общение педагогов.
Материалы
и
оборудование: картинки
различной
эмоциональной
нагрузки,
вырезанные из старых журналов.
Психолог: « Выберите одну картинку, назовите, что это и чем вы на этот
предмет похожи».
Упражнение 8. «Моечная машина»
Цель: снятие мышечного напряжения, сокращение дистанции в общении.
Воспитатели становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек
становится
«машиной»,
последний
–
«сушилкой».
«Машина»
проходит
между
шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка»
должна его высушить – обнять. Прошедший «мойку» становятся «сушилкой», с
начала шеренги идет следующая «машина».
Упражнение 9. «Звуковая гимнастика»
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Упражнение
выполняется
стоя
с
выпрямленной
спиной
в
спокойном,
расслабленном состоянии. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко
и энергично произносим звук. Припеваем следующие звуки:
А– воздействует на весь организм;
Е– воздействует на щитовидную железу;
И–воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О– воздействует на сердце, легкие;
У– на органы, расположенные в области живота;
Я– на работу всего организма;
М– на работу всего организма;
Х– помогает очищению организма;
ХА– помогает повысить настроение.
Упражнение 10. «Муха»
Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.
Психолог: « Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова
опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть
муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не
открывая глаз, согнать назойливое насекомое, с помощью лицевых мышц».
Упражнение 11. «Дружественная ладошка».
Цель: формирование положительного отношения между участниками группы.
Участникам раздаются листки бумаги.
Психолог: «Обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже
ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с
контуром
ладошки
вашим
коллегам
по
группе,
и
пусть
каждый
оставит
свои
пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь
позитивное
содержание,
личностную
обращенность,
любым
образом
упоминать
сильные стороны конкретного человека. И я с удовольствием присоединюсь к вам».
Упражнение 12. «Волшебная шкатулка»
Цель: поднятие настроения.
Воспитателям предлагается достать по одной записке из волшебной шкатулки
(вазы, мешочка), которая подскажет им, что на них ожидает сегодня или что им
нужно сделать в ближайшее время.
Варианты пожеланий:
- Тебе сегодня особенно повезет!
- Жизнь готовит тебе приятный сюрприз!
- Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь!
- Люби себя такой, какая ты есть, - неповторимой!
- Сделай себе подарок, ты на него заслуживаешь!
- Сегодня с тобой вместе радость и спокойствие!
- Сегодня твой день, успехов тебе!
- Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это! и т.д.
Можно также пожелать педагогам создать такую шкатулку у себя дома и
каждое утро доставать из нее по одной записке. Эти пожелания волшебным образом
влияют на настроение людей, подбадривают, придают уверенности.