Автор: Чиркова Римма Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ 5 им.Н.О. Кривошапкина
Населённый пункт: город Якутск Республика Саха ( Я)
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Инновационные технологии как условие повышения качества обучения в начальной школе.
Дата публикации: 22.11.2024
Раздел: начальное образование
Инновационные технологии
как условие повышения
качества обучения в
начальной школе.
Учитель живёт до тех пор, пока
учится; как только он перестаёт
учиться, в нём умирает учитель.
К.Д.Ушинский
Современный урок- это, прежде всего урок,
на котором учитель умело использует все
возможности
для развития личности ученика,
её активного умственного роста,
глубокого и осмысленного усвоения знаний,
для формирования её нравственных основ.
Конаржевский Ю.А.
Технологии
•
развивающего обучения;
•
личностно- ориентированного ;
•
проблемного обучения;
•
использование игр и игровых форм организации
учебной деятельности;
•
проектного обучения;
•
педагогической диагностики и контроля;
•
воспитания;
•
педагогическое мастерство;
•
педагогического требования;
•
информационно -коммуникативные технологии
УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПРОБЛЕМНОГО
ОБУЧЕНИЯ
•
Учащиеся на одном уроке должны решать
разного вида проблемы.
•
Перед решением проблемных заданий
необходимо мотивировать полезность их
выполнения.
•
Систематичность в организации проблемного
обучения на уроках.
•
Усвоение школьниками программного материала.
•
Учёт индивидуальных особенностей учащихся в процессе
выполнения проблемных заданий.
•
Необходимо постепенно усложнять проблемные задания,
постоянно вносить в них новое, неизвестное.
•
проблемное обучение активизирует
мыслительную деятельность, без которой
школьнику очень сложно учиться, тем более с
интересом;
•
у большинства учащихся формируется
положительная мотивация к изучению
предметов, познавательный интерес;
•
возрастает эффективность развития
интеллектуальных и творческих способностей
учащихся;
•
коммуникативный режим проблемного
обучения и самообучения позволяет
рационально организовывать и воспитывать
культуру умственного труда.
•
В.А.Сухомлинский писал: “Без игры нет
и не может быть полноценного
умственного развития. Игра – это
огромное светлое окно, через которое
в духовный мир ребенка вливается
живительный поток представлений,
понятий. Игра – это искра,
зажигающая огонек пытливости и
любознательности”.
Виды игровых форм:
Игровые оболочки(представление урока в виде
целостной игры)
Длительные развивающие игры (подготовка проекта)
Короткие игры (для усвоения конкретного правила,
отработка навыка и т.д.)
Деловая игра – решает серьезные задачи, но в игровой
форме, что позволяет обучаемым эмоционально
раскрепоститься, проявить творчество (например,
разыгрывание ролей, обсуждение конфликтных ситуаций,
имитация профессиональной деятельности и т.д.).
•
Чтобы сделать ребёнка умным и
рассудительным, сделайте его
крепким и здоровым.
(Ж. Руссо)
Здоровьесберегающие педагогические
технологии позволяют использовать:
•
опережающее обучение
•
уровневую дифференциацию
•
подачу материала крупными
блоками
•
отслеживание соответствующих
норм домашнего задания в
соответствии с требованиями
•
обеспечение психологической
поддержки обучающихся.
Проектное обучение
Метод проекта – это одна из
личностно-ориентированных
технологий, в основе которой
лежит развитие познавательных
навыков учащихся, умений
самостоятельно конструировать
свои знания, ориентироваться в
информационном пространстве,
развитие критического и
творческого мышления.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ
создание условий, при которых учащиеся самостоятельно
приобретают недостающие знания из разных источников;
учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения
познавательных и практических задач
.
Типы проектов
•
Творческие
•
Исследовательские
•
Информационные
•
Ролево-игровые
Использование ИКТ на уроках в начальной
школе позволяет
•
организовать одновременно детей, обладающих различными
возможностями и способностями;
•
активизировать познавательную деятельность учащихся;
•
индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания;
•
усилить образовательные эффекты;
•
повысить качество усвоения материала;
•
осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным
уровнем готовности к обучению;
•
проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
•
развивать умение учащихся ориентироваться в информационных
потоках окружающего мира,
•
овладевать практическими способами работы с информацией,
•
перейти от объяснительно-иллюстрированного
способа обучения к деятельностному, при котором
ребенок становится активным субъектом учебной
деятельности.
Информационно -коммуникативные технологии
позволяют повысить эффективность преподавания,
рационально и экономно использовать время и силы
учителя
•
Подбор иллюстративного материала к уроку и для оформления
стендов, класса (сканирование, Интернет; принтер,
презентация).
•
Подбор дополнительного познавательного материала ко всем
урокам, (Интернет), знакомство со сценариями праздников и
внеклассных мероприятий.
•
Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других
педагогов России и зарубежья.
•
Оформление классной документации, отчетов. Компьютер
позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно
набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить
необходимые изменения.
•
Создание презентаций в программе Рower Рoint и
мультимедийных презентаций
•
Использование электронных учебников, обучающих программ,
тренажёров, электронных тестов и физминуток
Информационно –коммуникативные технологии
существенно помогают педагогу в его работе
Подбор
дополнительного
текстового и
иллюстративного
материала
Создание карточек
с индивидуальными
заданиями и
дополнительными
познавательными
текстами
Создание
электронной
базы мониторинга
Систематизация
и сохранение
личных
методических
наработок
Подготовка
отчетной
документации
Оформление
учебных
стендов
Варианты применения ИКТ
•
использование ИКТ в качестве дидактического
средства обучения (создание дидактических
пособий, разработка и применение готовых
компьютерных программ по различным
предметам, и т. д.);
•
проведение урока с использованием ИКТ
(применение ИКТ на отдельных этапах урока,
использование ИКТ для закрепления и
контроля знаний, организация групповой и
индивидуальной работы, внеклассной работы и
работы с родителями).
Использование ИКТ (презентаций,
мультимедиа, слайдов):
•
при объяснении нового материала;
•
при закреплении;
•
при проведении устного счёта;
•
при закреплении состава чисел;
•
при упражнении в чтении слов и предложений с изученной
буквой;
•
во внеклассных мероприятиях;
•
во внеурочной деятельности;
•
при проведении физкультминуток.
Результат использования инновационных
педагогических технологий
повышение
уверенности
обучающихся
в собственных силах
развитие
познавательных
интересов и
творческой
активности об-ся
качественное
усвоение знаний,
развитие
интеллекта и
творческих
способностей
развитие
«чувства локтя»,
коммуникабельности
повышение
умения
адекватно
оценивать себя
усиление
мотивации
на успешную
учебную деятельность;
развитие
умения мыслить
абстрактно
обеспечение
механизма развития
критического
мышления ребенка,
умения искать
путь решения
поставленной задачи
развитие
исследовательских
способностей
Спасибо за внимание!