Напоминание

Играем пальчиками и развиваем речь


Автор: Геберлейн Алина Николаевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №71"
Населённый пункт: г.Саратов
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Играем пальчиками и развиваем речь
Дата публикации: 21.11.2024
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 71

Консультация для родителей

«Играем пальчиками и развиваем речь»

Учитель-логопед

Геберлейн Алина Николаевна

г.Саратов

2024

Консультация для родителей на тему:

«Играем пальчиками и развиваем речь»

Цель: повысить уровень осведомленности родителей по использованию

разных приемов и способов развития мелкой моторики рук у детей

дошкольного возраста.

Ход консультации

1.

Вводная беседа.

Движения пальцев и кистей рук ребенка имеет особое развивающее

воздействие. У новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и, если

взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их

плотно сжимает. Эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном

уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля. По мере

созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем

чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит

эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.

До сих пор недостаточно осмысленно взрослыми значение игр

«Ладушки»,

«Коза

рогатая»

и

др.

Многие

родители

видят

в

них

развлекательное, а не развивающее, оздоравливающе воздействие. Простые

движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ,

снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение

многих звуков, а значит развивать речь ребенка. Развитие тонких движений

пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию

пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые

реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

2.

Значение пальчиковых игр в развитии ребенка.

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к

возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению

согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует

развитие речи.

Так же игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон,

развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл

речи, повышают речевую активность ребёнка.

Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими

стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой,

и усилится контроль за выполняемыми движениями.

Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые

положения рук и последовательность движений. У малыша развивается

воображение

и

фантазия.

Овладев

всеми

упражнениями,

он

сможет

«рассказывать руками» целые истории. В результате усвоения всех упражнений

кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в

дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Практика работы с детьми показывает, что чем раньше начинается

работа по развитию мелкой моторики (с 3-4- месячного возраста), тем раньше

формируется речь.

В условиях детского сада мы много внимания уделяем тонким

движениям руки. Упражнения проводятся в течение 1-3 мин. на фронтальных

занятиях, в форме физминуток, а также во время игр и в другие режимные

моменты.

Начинать пальчиковую игру следует с простых упражнений, доступных,

весёлых, чтобы заинтересовать малыша. Тот, кто не может самостоятельно

выполнить движения, выполняет их с помощью взрослого. На первых занятиях

все упражнения выполняются медленно, с правильной постановкой руки,

точностью переключения с одной позы на другую, дифференцированностью

движений пальцев, их синхронностью или последовательностью.

При затруднениях можно помогать ребёнку, позволять поддерживать и

направлять свободной рукой положение другой. При этом важно оценивать

действия детей, постоянно одобрять и подбадривать.

По мере усвоения того или иного упражнения темп выполнения

постепенно убыстряется. Одновременно продолжается работа над чёткостью,

плавностью, ритмичностью.

Дети, большие труженики, они с интересом включаются в любую

работу, только надо быть терпимее. Никогда не следует принуждать ребёнка

играть если игра ему понравится, он будет просить повторения. Если малыш

показывает движения по- своему, его не следует исправлять. Главное, чтобы он

порадовался своему успеху.

3.

Примеры упражнений, мини-практикум с родителями.

Все упражнения можно разделить на три группы.

Упражнения для кистей рук:

развивают подражательную способность, достаточно простые и не

требуют тонких дифференцированных движений;

учат напрягать и расслаблять мышцы;

развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

учат переключаться с одного движения на другое.

«Солнце»

Солнце утром рано встало,

Ладошки скрестить,

Всех детишек приласкало.

пальцы широко раздвинуть

Упражнения для пальцев условно статические:

совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне

и требуют более точных движений.

«Человечек»

«Топ-топ-топ!» — топают ножки,

Указательный и средний пальцы

«ходят» по столу.

Мальчик ходит по дорожке.

Упражнения для пальцев динамические:

развивают точную координацию движений;

учат сгибать и разгибать пальцы рук;

учат противопоставлять большой палец остальным.

«Посчитаем»

Раз-два-три-четыре-пять!

Будем пальчики считать –

Поочередно сгибать пальцы в

кулачок, начиная с большого.

Крепкие, дружные,

Все такие нужные…

Поднять кисть руки вверх, широко

раздвинуть пальцы.

«По кругу»

Покажи уменье другу,

Пальцы сжать в кулак, большой

палец поднять вверх и выполнять

круговые движения.

Покружись-ка ты по кругу!

«Здравствуй пальчик, старший брат»

По мере улучшения координации движений можно предложить детям

сделать упражнение двумя руками одновременно.

Барсик сунул к мышкам нос.

«Мышки, есть один вопрос:

Может, знает кто из вас,

Скоро ль будет тихий час?»

На каждый ударный слог пальцы

одной руки соединяются с большим

по порядку вперед и назад.

После двустишия – смена руки.

4.

Заключение.

Пальчиковые игры необходимо проводить систематически по 2-5 минут

ежедневно. Несмотря на то, что вначале многие упражнения даются ребенку с

трудом,

они

приносят

много

радости

достигаемые

результаты

и

эмоциональное общение с близкими. Пальчиковая гимнастика способствует

развитию мелкой моторики, речи, основных психических процессов, а также

коммуникативности. К концу дошкольного возраста кисти рук ребенка

становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному

овладению навыками письма в будущем.

Литература

1.

Крупенчук О. Пальчиковые игры. Для детей 4-7 лет. ФГОС ДО. -

СПб.: Литера, 2016. — 32 с.

2.

Ткаченко Т. С пальчиками играем, речь развиваем. Для детей 3-5 лет.

- Екатеринбург.: Издательство: Литур, 2016. – 48 с.

3.

Чернова Е.И., Тимофеева Е.Ю. Пальчиковые шаги. Упражнения для

развития мелкой моторики. - СПб.: КОРОНА-Век, 2007. — 32 с.



В раздел образования