Автор: Геберлейн Алина Николаевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №71"
Населённый пункт: г.Саратов
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Играем пальчиками и развиваем речь
Дата публикации: 21.11.2024
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 71
Консультация для родителей
«Играем пальчиками и развиваем речь»
Учитель-логопед
Геберлейн Алина Николаевна
г.Саратов
2024
Консультация для родителей на тему:
«Играем пальчиками и развиваем речь»
Цель: повысить уровень осведомленности родителей по использованию
разных приемов и способов развития мелкой моторики рук у детей
дошкольного возраста.
Ход консультации
1.
Вводная беседа.
Движения пальцев и кистей рук ребенка имеет особое развивающее
воздействие. У новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и, если
взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их
плотно сжимает. Эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном
уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля. По мере
созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем
чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит
эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.
До сих пор недостаточно осмысленно взрослыми значение игр
«Ладушки»,
«Коза
рогатая»
и
др.
Многие
родители
видят
в
них
развлекательное, а не развивающее, оздоравливающе воздействие. Простые
движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ,
снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение
многих звуков, а значит развивать речь ребенка. Развитие тонких движений
пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию
пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые
реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.
2.
Значение пальчиковых игр в развитии ребенка.
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к
возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению
согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует
развитие речи.
Так же игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон,
развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл
речи, повышают речевую активность ребёнка.
Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими
стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой,
и усилится контроль за выполняемыми движениями.
Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые
положения рук и последовательность движений. У малыша развивается
воображение
и
фантазия.
Овладев
всеми
упражнениями,
он
сможет
«рассказывать руками» целые истории. В результате усвоения всех упражнений
кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в
дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Практика работы с детьми показывает, что чем раньше начинается
работа по развитию мелкой моторики (с 3-4- месячного возраста), тем раньше
формируется речь.
В условиях детского сада мы много внимания уделяем тонким
движениям руки. Упражнения проводятся в течение 1-3 мин. на фронтальных
занятиях, в форме физминуток, а также во время игр и в другие режимные
моменты.
Начинать пальчиковую игру следует с простых упражнений, доступных,
весёлых, чтобы заинтересовать малыша. Тот, кто не может самостоятельно
выполнить движения, выполняет их с помощью взрослого. На первых занятиях
все упражнения выполняются медленно, с правильной постановкой руки,
точностью переключения с одной позы на другую, дифференцированностью
движений пальцев, их синхронностью или последовательностью.
При затруднениях можно помогать ребёнку, позволять поддерживать и
направлять свободной рукой положение другой. При этом важно оценивать
действия детей, постоянно одобрять и подбадривать.
По мере усвоения того или иного упражнения темп выполнения
постепенно убыстряется. Одновременно продолжается работа над чёткостью,
плавностью, ритмичностью.
Дети, большие труженики, они с интересом включаются в любую
работу, только надо быть терпимее. Никогда не следует принуждать ребёнка
играть если игра ему понравится, он будет просить повторения. Если малыш
показывает движения по- своему, его не следует исправлять. Главное, чтобы он
порадовался своему успеху.
3.
Примеры упражнений, мини-практикум с родителями.
Все упражнения можно разделить на три группы.
Упражнения для кистей рук:
развивают подражательную способность, достаточно простые и не
требуют тонких дифференцированных движений;
учат напрягать и расслаблять мышцы;
развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
учат переключаться с одного движения на другое.
«Солнце»
Солнце утром рано встало,
Ладошки скрестить,
Всех детишек приласкало.
пальцы широко раздвинуть
Упражнения для пальцев условно статические:
совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне
и требуют более точных движений.
«Человечек»
«Топ-топ-топ!» — топают ножки,
Указательный и средний пальцы
«ходят» по столу.
Мальчик ходит по дорожке.
Упражнения для пальцев динамические:
развивают точную координацию движений;
учат сгибать и разгибать пальцы рук;
учат противопоставлять большой палец остальным.
«Посчитаем»
Раз-два-три-четыре-пять!
Будем пальчики считать –
Поочередно сгибать пальцы в
кулачок, начиная с большого.
Крепкие, дружные,
Все такие нужные…
Поднять кисть руки вверх, широко
раздвинуть пальцы.
«По кругу»
Покажи уменье другу,
Пальцы сжать в кулак, большой
палец поднять вверх и выполнять
круговые движения.
Покружись-ка ты по кругу!
«Здравствуй пальчик, старший брат»
По мере улучшения координации движений можно предложить детям
сделать упражнение двумя руками одновременно.
Барсик сунул к мышкам нос.
«Мышки, есть один вопрос:
Может, знает кто из вас,
Скоро ль будет тихий час?»
На каждый ударный слог пальцы
одной руки соединяются с большим
по порядку вперед и назад.
После двустишия – смена руки.
4.
Заключение.
Пальчиковые игры необходимо проводить систематически по 2-5 минут
ежедневно. Несмотря на то, что вначале многие упражнения даются ребенку с
трудом,
они
приносят
много
радости
–
достигаемые
результаты
и
эмоциональное общение с близкими. Пальчиковая гимнастика способствует
развитию мелкой моторики, речи, основных психических процессов, а также
коммуникативности. К концу дошкольного возраста кисти рук ребенка
становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному
овладению навыками письма в будущем.
Литература
1.
Крупенчук О. Пальчиковые игры. Для детей 4-7 лет. ФГОС ДО. -
СПб.: Литера, 2016. — 32 с.
2.
Ткаченко Т. С пальчиками играем, речь развиваем. Для детей 3-5 лет.
- Екатеринбург.: Издательство: Литур, 2016. – 48 с.
3.
Чернова Е.И., Тимофеева Е.Ю. Пальчиковые шаги. Упражнения для
развития мелкой моторики. - СПб.: КОРОНА-Век, 2007. — 32 с.