Автор: Григорьева Татьяна Фелоровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ д.ВОЛОК
Населённый пункт: д.Волок
Наименование материала: презентация
Тема: проект "Моё дерево"
Раздел: начальное образование
Экологическое воспитание младших
Экологическое воспитание младших
школьников
школьников
Экологический проект «Моё дерево»
Экологический проект «Моё дерево»
МАОУ СОШ д.Волок
МАОУ СОШ д.Волок
Цели проекта:
Цели проекта:
•
Формирование экологической грамотности учащихся начальных
Формирование экологической грамотности учащихся начальных
классов.
классов.
•
Формирование у учащихся способности работать в группах.
Формирование у учащихся способности работать в группах.
•
Формирование самостоятельности в процессе обучения.
Формирование самостоятельности в процессе обучения.
•
Создать условия для осознания осмысления важности сохранения
окружающей среды. Учить детей работе с научной литературой.
Задачи проекта
Задачи проекта
:
:
•
Важной задачей работы в рамках проекта – воспитание
эмоционального отношения к деревьям, общение с
ними на равных. Поскольку дерево – друг, ребёнок сам
выбирает для него имя.
•
Воспитание эмоционального отношения к деревьям,
Воспитание эмоционального отношения к деревьям,
общение с ними на равных.
общение с ними на равных.
•
Учить наблюдать, сравнивать, обобщать и делать
Учить наблюдать, сравнивать, обобщать и делать
выводы.
выводы.
•
Научить использовать информационные технологии для
Научить использовать информационные технологии для
представления отчёта.
представления отчёта.
•
Выявить взаимосвязь между деревьями и человеком.
•
Оформить результаты исследования.
Проблемные вопросы:
Проблемные вопросы:
Если не будет дерева?
Если не будет дерева?
С кем дружит дерево?
С кем дружит дерево?
Что я могу сделать для своего дерева?
Что я могу сделать для своего дерева?
Почему деревья плачут?
Почему деревья плачут?
Болеют ли деревья?
Болеют ли деревья?
Проблема: не наносим ли мы вреда природе, когда
Проблема: не наносим ли мы вреда природе, когда
губим деревья?
губим деревья?
Решению экологической проблемы может помочь
Решению экологической проблемы может помочь
исследовательская работа младших школьников в
исследовательская работа младших школьников в
рамках экологического проекта
рамках экологического проекта
Учебные предметы:
Учебные предметы:
Окружающий мир.
Окружающий мир.
Трудовое обучение.
Трудовое обучение.
Изобразительное искусство.
Изобразительное искусство.
Русский язык.
Русский язык.
Экологический проект «Моё дерево»
стал семейным проектом.
Для этого я познакомила родителей с
целями и задачами работы по проекту,
убедила их в необходимости оказания
помощи, серьёзного отношения к
исследованиям детей.
Попросила родителей д помочь
ребёнку выбрать дерево, ухаживать за
ним, рассказать историю его
появления.
Этапы работы
Этапы работы
Подготовительный этап
Объяснение целей и задач проекта; беседы, экскурсии.
Определяется объект исследований. Каждый ученик
выбирает дерево, которое ему нравится.
Одно из условий - дерево должно находиться в доступном
для ребёнка месте, чтобы обеспечить возможность
регулярных наблюдений. Кроме того, оно должно расти в
безопасном месте, вдали от проезжей части, чтобы ребёнок
мог приходить к нему сам.
•
оформление альбома «Моё дерево» в который ученики
заносят результаты своих наблюдений по определённой
схеме, не только в виде кратких записей, но и в виде
рисунков;
•
рисуют портрет своего дерева в разные времена года;
•
пишут сочинения, песенки, стихи про своё дерево;
•
рисуют портреты дерева с разными настроениями.
Подготовительный проект включает:
Исследовательский этап
Исследовательский этап состоит из ряда заданий:
-знакомство с деревом
-изучение:
- кроны, листьев
- коры ствола
- плодов, семян
- животных, связанных с деревом
- снега
Каждое задание состоит из комплекса вопросов.
Помимо чисто исследовательских заданий ребята
выполняют ряд дополнительных работ, направленных на
развитие образного мышления, эмоционального
отношения к природе.
Параллельно с проведением исследований дети
участвуют в практической деятельности по уходу за
своим деревом (сажают рядом с ним другие деревья,
чтобы « дереву не было скучно и одиноко»).
Изучение коры, ствола.
Изучение коры, ствола.
1.Найди место, где ствол дерева
1.Найди место, где ствол дерева шире (уже) всего?
2. Погладь кору дерева. Какая она: тёплая, холодная,
шершавая, гладкая, твёрдая, мокрая, сухая?
Есть на ней трещины? В каком месте их больше
всего?
Может ли кто – нибудь жить в этих трещинах?
3. Понюхай кору дерева. Что напоминает тебе этот
запах? Всегда ли одинаково пахнет кора дерева?
4. Есть ли дупла на дереве? Может ли кто – нибудь в
них жить?
Изучение коры, ствола.
Изучение коры, ствола.
5. Есть ли на коре дерева мхи, лишайники? Много их
или мало? Рассмотри их внимательно и постарайся
нарисовать в тетради.
6. Есть ли на стволе грибы?
7. Есть ли на коре дерева следы, оставленные
человеком.
8. Как вы думаете смогло ли дерево залечить эти
раны.
Изучение снега.
Изучение снега.
1.Много ли снега около вашего дерева?
1.Много ли снега около вашего дерева?
2. Какого цвета снег?
2. Какого цвета снег?
3. Есть ли на снеге семена деревьев?
3. Есть ли на снеге семена деревьев?
4. Раскопай лопаткой снег и найди травянистые
4. Раскопай лопаткой снег и найди травянистые
растения. Какие они?
растения. Какие они?
5. Какие животные прячутся под снегом? Почему?
5. Какие животные прячутся под снегом? Почему?
6. Следы каких животных можно встретить на снегу
6. Следы каких животных можно встретить на снегу
около дерева?
около дерева?
7. Поставь веточку своего дерева в стакан.
7. Поставь веточку своего дерева в стакан.
И наблюдай за ней.
И наблюдай за ней.
Изучение животных, связанных с деревом.
Изучение животных, связанных с деревом.
1
. Каким птицам дерево даёт корм?
2. Какие птицы прилетают к вашей кормушке? Нарисуй.
3. Каким животным даёт укрытие ваше дерево?
4. Пение какой птицы можно услышать?
5. Что может произойти с животными леса, если люди
вырубят лес?
6. Нарисуй знак охраны своего дерева.
Изучение кроны, листьев.
Изучение кроны, листьев.
1.
Нарисуй свою веточку, поставленную в стакан
2.
Внимательно рассмотреть веточку на своём дереве. Что
изменилось?
3.
Как изменилось настроения вашего дерева с приходом
весны?
4.
Приготовься к прилёту птиц. Смастери скворечник.
Нарисуй домик для птиц.
5.
Проследи за распусканием листьев.
6.
Понюхай листочки. Чем они пахнут? Какие они на
ощупь?
7.
Приклей первый листочек или нарисуй.
Третий этап – обобщение материалов
Этап – обобщение материалов включает:
•
написание детьми сочинений,
•
сказок о дереве, проведения праздника «День дерева»,
•
составление рекламы своего дерева,
•
выполнение ряда рисунков,
•
проведение подвижных игр,
•
чтение литературы по теме,
•
работу с произведениями живописи,
•
составление математических задач.
Рекомендации
Рекомендации
Что я смогу сделать для своего дерева?
Что я смогу сделать для всех деревьев?
Что произойдёт, если мы укроем дерево от солнца?
Правильно ли поступит мальчик, запустив камнем в
того, кто сломает его дерево?
А как вы поступите в таком случае?
Предложите свой вариант защиты дерева.
Презентации учащихся
.
Каждый ученик докладывает о результатах работы.
Обмен мнениями о ходе деятельности, трудностях и путях их
преодоления.
Результаты проекта
Результаты проекта
ВЫВОД: моя Звёздочка
дружит с животными,
человеком. Животным
даёт пищу, крышу над
головой, а человека радует
своей красотой.
Моё дерево Беляночка.
У Беляночки много
друзей среди животных
и растений.
Мы с ней неразлучные
подружки.
Рефлексия.
Работа в рамках проекта получилась увлекательной,
познавательной. Позволила раздвинуть горизонт
каждого ученика, создать для него более широкие
общественные контакты, чем это возможно при
традиционных формах классно-урочной системы
Результаты исследований детей получили хорошую
оценку и одобрение.
Плакат – памятка “Помощь природе”
*
Не рви цветов, не ломай ветки деревьев, не делай на коре
надрезы
* Расчищай лес от сушняка: он убежище для различных
вредителей
* Не засоряй мусором водоемы
* Участвуй в посадке и охране зеленых насаждений
* Не повреди грибницы, собирая грибы. Помни, что грибы
нужны не только нам, но и кустарникам, и деревьям, и
животным. Не трогай и ядовитые грибы
Словарь:
Окружающая среда – всё, что окружает живой организм.
Пищевая цепь – связь, которая показывает, кто чем (кем) питается.
Экологическая катастрофа – бедствие, несущее гибель животным
организмам, возникшее в результате неправильной хозяйственной
деятельности человека.
Экологический прогноз – предсказание последствий вмешательства
человека в законы природы.
Заказник – территория, где разводят какие – либо виды растений и
животных по заказу государства с разрешением частичного сбора или
охоты, а также занимаются акклиматизацией животных, завезённых из
других стран или регионов нашей страны.
Заключение
Заключение
Белые рощи, лесные дубравы,
Белые рощи, лесные дубравы,
Реки, речушки, деревья и травы!
Реки, речушки, деревья и травы!
Синее море лесной ручеёк,
Синее море лесной ручеёк,
Все доверяют тебе, человек!
Все доверяют тебе, человек!
Ты самый умный, а значит, в ответе
Ты самый умный, а значит, в ответе
За всё живое, что есть на планете!
За всё живое, что есть на планете!
Список литературы:
Список литературы:
А.А.Плешаков. Мир вокруг нас.
А.А.Плешаков. Мир вокруг нас.
А.А.Плешаков. Зелёные страницы
А.А.Плешаков. Зелёные страницы
1. Журнал "Древо познания" №92 2004г.;№94 2004г.
1. Журнал "Древо познания" №92 2004г.;№94 2004г.
2.А.А.Плешаков Экология для младших школьников. Москва:
2.А.А.Плешаков Экология для младших школьников. Москва:
«Просвещение», 1995г.
«Просвещение», 1995г.
4.И.В. Цветкова Экология для начальной школы. Ярославль:
4.И.В. Цветкова Экология для начальной школы. Ярославль:
"Академия развития", 1997г.
"Академия развития", 1997г.
5.Целоусова Т.Ю., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу
5.Целоусова Т.Ю., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу
"Мир вокруг нас". Москва: "Вако",2003г.
"Мир вокруг нас". Москва: "Вако",2003г.
Г.И.Колесникова. «Экологические экскурсии с младшими
Г.И.Колесникова. «Экологические экскурсии с младшими
школьниками». Начальная школа №6, 1998 год
школьниками». Начальная школа №6, 1998 год