Автор: Чуракова Марина Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Гимназия №7
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: Контрольные работы 5 класс
Тема: "Лексикология. Культура речи". "Морфемика. Орфография"
Раздел: среднее образование
Автор контрольно-измерительных материалов: учитель русского языка и литературы
МБОУ Гимназия № 7 г. Красноярска
Чуракова Марина Ивановна
Контрольные работы к разделам «Лексикология. Культура речи», «Морфемика. Орфография»
5 класс
Контрольная работа по теме «Лексикология. Культура речи»
Вариант 1
1.Какое слово пропущено в предложении? Запишите его.
Лексическое значение слова разъясняется в ... словаре.
2. Приведите примеры, подтверждающие, что глагол идти многозначный. (2 или 3 примера)
3. Как называются выделенные слова? Почему?
норка – животное норка – жилище, домик животного
4. Выпишите синонимы (одну пару) и антонимы (одну пару).
Смеяться, спать, интересный, добрый, хохотать, храбрый, грустный, злой.
5. Выберите нужное слово из скобок и запишите предложения. Как называются слова в скобках?
Небо затянула (дождевая, дождливая) туча. Нас ждал (сытый, сытный) ужин.
6. Определите средства выразительности (метафора, эпитет, олицетворение) в предложении:
Заплакало над лесом хмурое небо.
7.
Составьте текст (не меньше 30 слов), используя синонимы, антонимы, эпитеты, метафоры,
многозначные слова. Подчеркните и подпишите эти слова в тексте.
Контрольная работа по теме «Лексикология. Культура речи»
Вариант 2
1.Какое слово пропущено в предложении? Запишите его.
То, что обозначает слово, называется его ... значением.
2. Приведите примеры, подтверждающие, что слово иголка многозначное. (2 или 3 примера)
3. Как называются слова лисички? Почему?
лисички – животные лисички - грибы
4. Выпишите синонимы (одну пару) и антонимы (одну пару).
Грустить, бежать, смелый, добрый, бодрый, лёгкий, храбрый, радоваться.
5. Выберите нужное слово из скобок и запишите предложения. Как называются слова в скобках?
Коля (одел, надел) пальто. Состоялись (отборные, отборочные) соревнования.
6.Определите средства выразительности (метафора, эпитет, олицетворение) в предложении:
Задремали сонные звезды в утреннем небе.
7.
Составьте текст (не меньше 30 слов), используя синонимы, антонимы, эпитеты, метафоры,
многозначные слова. Обозначьте эти слова в тексте.
Ответы к контрольной работе по теме «Лексикология. Культура речи»
№
задани
я
Вариант 1
правильный ответ
Вариант 2
правильный ответ
Балл
1
толковом
лексическим
1
2
Я иду по дороге. Дождь идёт.
(автобус)
Иголка для шитья. Иголка ежа.
(сосны)
2 (3 примера)
1 (2 примера)
3
Омонимы + объяснение
Омонимы + объяснение
1+1
4
Синонимы: смеяться – хохотать
Антонимы: добрый - злой
Синонимы: смелый – храбрый
Антонимы: грустить - радоваться
1+1
5
Дождевая, сытный. Паронимы
Надел, отборочные. Паронимы
1+1+1
6
Заплакало – олицетворение
Хмурое - эпитет
Задремали – олицетворение
Сонные - эпитет
2+2
7
Средства выразительности в тексте
Средства выразительности в тексте
1-3
Шкала оценивания
15-17
5
10-14
4
7-9
3
0-6
2
Контрольная работа по теме «Морфемика. Орфография»
Вариант 1
1.Что такое суффикс?
2. Образуйте и запишите 2 формы слова город.
3. Подберите и запишите 2 однокоренных слова к слову город.
4. Выберите однокоренные слова. Запишите цифры.
1) водяной 2) водить 3) подводник 4) наводнение
5. Выполните морфемный разбор слов: пробежка, пришкольный, сварит
6. Разделите слова на две группы в зависимости от вида приставки. Запишите правильно слова.
О..делиться, ра..толкать, ра..шевелить, чре..мерный, ..дать, п..дъехать, бе..вкусный, бе..цельный.
7. Запишите правильно слова.
Деш..вый, ш..пот, ш..колад, ч..рный, ж..сткий, ш..рох, тяж..лый, пош..л, ш..ссе.
Под..тожить, раз..скать, сверх..скусный; ц..ркач, информац..я, птиц.., ц..ганский.
Контрольная работа по теме «Морфемика. Орфография»
Вариант 2
1.Что такое приставка?
2. Образуйте и запишите 2 формы слова игра.
3.Подберите и запишите 2 однокоренных слова к слову игра.
4. Выберите однокоренные слова. Запишите цифры.
1) гора 2) гореть 3) загорать 4) горевать
5. Выполните морфемный разбор слов: подготовка, придорожный, скрутит
6. Разделите слова на две группы в зависимости от вида приставки. Запишите правильно слова.
П..дбодрить, ра..тянуть, во..хождение, бе..страшный, ..делать, ..тъехать, бе..вкусный,
бе..мерный.
7. Запишите правильно слова.
Деш..вый, ш..пот, ш..колад, ж..лтый, расч..ска, ш..рох, тяж..лый, приш..л, обж..ра.
Под..грать, пред..стория, сверх..интересный; ц..линдр, секц..я, улиц.., ц..плёнок.
Ответы к контрольной работе по теме «Морфемика. Орфография»
№
задани
я
Вариант 1
правильный ответ
Вариант 2
правильный ответ
Балл
1
Суффикс – это значимая часть слова,
которая стоит после корня и служит
для образования новых слов.
Приставка – это значимая часть
слова, которая стоит перед корнем
и служит для образования новых
слов.
2
2
2 формы (города, городом ..)
2 формы (игрой, игры…)
2
3
2 однокоренных слова (городок,
загородный …)
2 однокоренных слова (игровой,
игрок…)
2
4
134
23
2
1 ошибка –
1б.
5
Про-беж-к-а при-школь-н-ый
С-вар-ит
Под-готов-к-а при-дорож-н-ый
С-крут-ит
3
6
Отделиться, сдать, подъехать/
Растолкать, расшевелить,
чрезмерный, безвкусный,
бесцельный
Подбодрить, сделать, отъехать/
Растянуть, восхождение,
бесстрашный, безвкусный
2б.
–
правильно
разделены
слова
2 б. –
правильно
написаны
приставки
7
Дешёвый, шёпот, шоколад, чёрный,
жёсткий, шорох, тяжёлый, пошёл,
шоссе.
Подытожить, разыскать,
сверхискусный; циркач, информация,
птицы, цыганский.
Дешёвый, шёпот, шоколад
жёлтый, расчёска, шорох,
тяжёлый, пришёл, обжора.
Подыграть, предыстория,
сверхинтересный; цилиндр, секция,
улицы, цыплёнок.
3б.- без
ошибок
2б. – 1-4
ошибки
1б. – 5-8
ошибок6
Шкала оценивания
16-18
5
12-15
4
8-11
3
0-7
2