Напоминание

Воспитатание звуковой культуры речи


Автор: Буга Раиса Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №26
Населённый пункт: Мурманск Мурманская область
Наименование материала: Статья
Тема: Воспитатание звуковой культуры речи
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитание звуковой культуры речи

Воспитание звуковой культуры речи на патом году проводиться с учетом тех знаний

которые были получены на разных возрастных этапах, совершенствуются и элементы

звуковой стороны слова, необходимые для оформления высказывания, — темп, дикция, сила

голоса и интонационная выразительность. Работа по воспитанию звуковой культуры речи

включает, как формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического

восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным

темпом речи, интонационными средствами выразительности .У детей среднего дошкольного

возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного

языка, в том числе свистящих и сонорных звуков, твердых и мягких (с, съ, з, зь, щ ш, ж, Чу

щ, л, лъ, р, рь). Детям пятого года жизни дается понятие, что слова и звуки произносятся в

определенной

последовательности.

Им

показывается

«звуковая

линейка»,

которая

демонстрирует последовательность произнесения звуков (а...у... = ау). Развитый речевой

слух дает возможность детям различать повышение и понижение громкости голоса,

замедление и убыстрение темпа речи взрослых и сверстников. Поэтому задачи

для

педагогов можно сформулировать следующим образом:

-Учить детей правильно и четко произносить все звуки.

-Учить детей отчетливо произносить слова и фразы с учетом литературной нормы.

-Развивать фонематическое восприятие, совершенствовать работу артикуляционного и

голосового аппаратов.

-учить

использоваться

умеренным

темпом

речи.

Интонационными

средствами

выразительности.

-развивать речевое дыхание.

Таким образом задачи воспитания звуковой культуры речи не ограничивается только

формирование правильного звукопроизношения, и развития фонематического восприятия,

голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи,

интонационными средствами выразительности а охватывает все стороны звучащей речи.

Недочеты у некоторых детей данного возраста могут выражаться в неправильном чаще

неустойчивом произношении отдельных групп звуков, например « свистящих и шипящих».

Обычно под влиянием обучения эти ошибки исчезают. Для этого проводятся игры и

упражнения «Как слово звучит», «Найди первый звук», в которых дети обучаются умению

находить слова, разные по звучанию. Дети могут подобрать слова на заданный звук,

установить наличие или отсутствие звука в слове. Они начинают понимать, что звуки в слове

разные, подбирают те или иные игрушки и предметы, в названиях которых есть нужный

звук. Например, в игре «Найди первый звук» дети учатся четко выделять в слове первый

звук. Для этой игры нужны машина и разные игрушки, но среди них обязательны слон и

собака. Воспитатель предлагает детям назвать все игрушки и покатать в машине тех зверят,

название которых начинается со звука с (слон, собака). Если ребенок называет слово, в

котором нет звука с, то взрослый произносит это слово, выделяя каждый звук, например:

кооошшшкааа. Затем воспитатель сажает в машину гуся, машина не едет. — Машина не

поедет, потому что в слове гусь звук сь, а не с.

Формирование

правильного

звукопроизношения

тесно

связано

с

развитием

фонематического

восприятия

.

Фонематический

слух

необходимое

условие

для

своевременного и правильного овладения звуками. Дети хорошо слышащие речевые звуки и

имеющие достаточно подвижный артикуляционный аппарат . как правило не испытывают

трудностей в усвоении звуков. Детей знакомят с терминами: уточняют термины звук, слово.

Всегда отрабатывая звук следует произносить в словах несколько протяжнее и громче,

дети вслушивающиеся в слова и пытаются установить сходство звучания некоторых слов.

Са-са-са — прилетела к нам оса». «Зу-зу-зу – я пасу козу.»

Достаточно развитый речевой слух дает возможность детям шире использовать разные

средства выразительности: повышать и понижать тон голоса, выделять в фразах отдельные

слова , правильно выдерживать паузы, выражать эмоционально- волевое отношение к

произношению .Все это помогает дошкольникам более точно передавать свои мысли ,

выразительно читать стихи,потешки. Считалки.



В раздел образования