Напоминание

Дидактические игры


Автор: Кукушкина Ксения Андреевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ N4 комбинированного вида «Золотой гребешок»
Населённый пункт: г. Бердск, Новосибирская область
Наименование материала: Роль дидактических игр в развитии дошкольников
Тема: Дидактические игры
Раздел: дошкольное образование





Назад




Картотека дидактических игр

по познавательному развитию

для детей первой младшей

группы оздоровительной направленности

Подобрала: воспитатель

Морозова А.В.

г. Новочеркасск

июнь 2021г.

1.

Дидактическая игра: «Поручение».

Цель: закреплять знания и развивать умение ориентироваться в про-

странстве и обозначать пространственные направления относительно се-

бя словами: вверх, вниз, слева, справа, впереди, сзади.

Оборудование: набор игрушек

Ход игры: Дети сидят на ковре лицом к воспитателю. Воспитатель

предлагает расставить игрушки следующим образом: матрешку впереди,

машину сзади, мяч слева, куклу справа от себя и т.д. Потом воспитатель

проверяет правильность выполнения задания.

1

2.

Дидактическая игра: « Новоселье».

Цель: научить группировать предметы: посуда, мебель.

Игровая задача: помочь кукле Кате и медвежонку Мише разобрать

вещи.

Игровые правила: разложить вещи правильно: посуду – на полку,

одежду – на вешалку.

Ход игры: воспитатель сообщает детям о том, что кукла Катя и

медвежонок Миша, переезжают на новую квартиру. К новому дому

подъехала машина и надо разгрузить вещи. Мишка все время ошибается,

не знает, куда что поставить. Дети помогают игрушкам сгруппировать

привезенные вещи: тарелки, чашки и блюдца – это посуда; платья, коф-

ты и пальто – это одежда. Затем раскладывают всё по местам: посуду на

полку в посудный шкаф, одежду – на вешалку в платяной шкаф.

2

3.

Дидактическая игра: « У кого такой же?»

Цель: учить детей находить предмет, соответствующий образцу (по

цвету, по величине). Подобрать подарки для медведя и лисы. Подобрать

подарки так, чтобы они подходили по размеру и понравились героям.

Ход игры: воспитатель приносит игрушки – медведя и лису и ста-

вит их на стулья по разные стороны от фланелеграфа. Говорит, что звери

очень любят подарки. Предлагает детям подобрать подарки для зверей.

Педагог по одному выкладывает на фланелеграфе любимые предметы

медведя и лисы.

Медведь любит мёд в синем горшочке и сгущенное молоко в желтом

кувшине. Лиса любит курочку в синей кастрюле и молоко в желтом па-

кете. Дети получают карточки и на вопрос воспитателя: « У кого такой

3

же предмет?» - показывают карточки и называют предмет. Подарки раз-

личаются по величине: для медведя больше, для лисы поменьше. Дети

должны учесть не только цвет, но и величину предмета. Определив, ко-

му какой подарок, дети рассказывают, почему медведю нравится именно

это, что он с этим подарком будет делать. Если ребёнок определяет

предметы верно, то герои радуются, а дети хлопают в ладоши. Если не-

верно – герои отворачиваются.

4.

Дидактическая игра: « Кто на чем ездит?»

Цель: учить детей группировать транспорт.

Выбрать зверям транспорт.

Оборудование: одинаковые наборы картинок для фланелеграфа,

индивидуальные комплекты карточек; с видами транспорта (такси, ско-

рая помощь, аварийная, машина «Хлеб») и с изображением зверей в оде-

4

жде, соответствующей их профессии (лиса - в белом колпаке и передни-

ке пекаря; волк – в белом халате и шапочке врача с трубкой в лапе; заяц

– в форменной фуражке таксиста; медведь – в костюме аварийной служ-

бы с набором инструментов).

Ход игры: воспитатель приносит игрушки: зайку, волка, мишку, ли-

су – и рассаживает их на столе. Сообщает детям, что каждый герой ждет

свою машину, которая задержалась в гараже. На фланелеграфе выклады-

ваются все карточки с изображением транспорта (такси, скорая помощь,

аварийная служба, машина «Хлеб»). Воспитатель показывает одну иг-

рушку и предлагает детям определить, на чем поедет этот герой. Дети

высказывают предположения, и воспитатель прикладывает карточку с

изображением героев к той или иной машине. Дети «сажают» (наклады-

вают карточки в индивидуальном наборе) героев в тот вид транспорта,

который соответствует их профессии: лиса - печет хлеб, волк – врач ско-

5

рой помощи, заяц – работает таксистом, медведь в аварийной службе.

Если дети определяют транспорт неверно, то герой отказывается в него

садиться.

5.

Дидактическая игра: «Что изменилось?»

Цель: учить детей определять состояние погоды; закреплять зна-

ния характерных особенностей времен года.

Вывести зайку на прогулку, учитывая особенности погоды и времени

года.

Оборудование: игрушка - зайчик, теплая и легкая одежда зайчика

для прогулки; карточка с изображением одежды.

Ход игры: воспитатель приносит зайку , одетого в шубу и теп-

лую шапку (на улице ранняя осень). Зайка жалуется детям: «Ребята, я не

могу гулять на улице, потому что сильно устаю, не могу бегать и пры-

гать. Может я заболел?» Дети высказывают предложения. Воспитатель

6

побуждает ребят посмотреть в окно и спрашивает: « Как оделся зайка,

правильно или нет? В такой одежде, как у него, на улице тяжело бегать и

прыгать, потому что жарко. Когда носят шубу и теплую шапку ? (Зи-

мой). Как узнать, как сегодня нужно одеться, чтобы пойти на улицу?

(Посмотреть в окно)». Зайка радуется, раздевается и складывает одежду,

потом идет к окну и смотрит на улицу.

Воспитатель показывает другую карточку, на которой изображена сол-

нечная лужайка и говорит: «Подскажите зайке, что ему надеть». Дети

выбирают одежду из своих наборов карточек. Зайка одевается по совету

детей и идет гулять.

После прогулки зайка идет обедать и спать, а потом снова идет на ули-

цу. Воспитатель показывает другу. Карточку, на которой изображена та

же лужайка, только погода пасмурная из – за туч. «Как теперь зайке

одеться?» Дети подсказывают зайке. Воспитатель спрашивает у зайки,

7

что изменилось на улице. Дети помогают зайке определить, какая пого-

да, что изменилось и как надо одеваться на прогулку.

6.

Дидактическая игра: « Части суток».

Цель: закреплять знания о частях суток; упражнять в сопоставле-

нии картинки с частями суток: утро, день, вечер, ночь.

Игровые правила: по слову, которое произносит педагог, показы-

вать карточку и объяснять, почему он её поднял.

Игровое действие: поиск нужной картинки.

На столе у играющих разные картинки, отражающие жизнь детей в

детском саду. К каждой части суток должно быть несколько сюжетных

картинок. Дети выбирают себе картинку, внимательно рассматривают

её. На слово «утро» все дети, в руках у которых соответствующие кар-

тинки, поднимают их и каждый объясняет, почему он думает, что у него

8

изображено утро: дети приходят в детский сад, их ждет воспитатель, они

делают утреннюю гимнастику, умываются, завтракают, занимаются и

др. Затем педагог говорит слово «день». Поднимают картинки, т. е. у ко-

го есть изображение какого – либо события или деятельности детей в это

время суток: на прогулке, трудятся на участке, обедают, спят.

Педагог: «Вечер».

Дети поднимают соответствующие карточки.

«Почему ты показал эту карточку?»

Ребенок: «Потому, что за детьми пришли мамы, на улице темно».

Педагог: «Ночь».

Дети поднимают карточки с изображением спящих ребят.

Так закрепляются знания детей о частях суток. За каждый правильный

ответ дети получают фишки: розовая фишка – утро, голубая – день, се-

рая – вечер, черная – ночь. Затем все карточки перемешиваются, и игра

9

продолжается, но слова называются в другой последовательности: педа-

гог сначала называет «вечер», а потом «утро», тем самым усиливая вни-

мание к словесному сигналу.

7.

Дидактическая игра: «Скажи какой?»

Цель: развивать тактильные ощущения, обогатить и активизиро-

вать словарь детей.

Ход игры: детям раздаются карточки с изображением различно-

го настроения людей, состояние предметов.

Ребенку предлагается назвать определения в сравнении (здесь девочка

весёлая, а на другой картинки девочка грустная).

Усложнение: ребёнку даётся задание подобрать несколько опре-

делений к предмету (мяч – круглый, резиновый, синий, большой).

8. Дидактическая игра: «Чья мама?»

10

Цель: обучить детей правильному подбору детёнышей живот-

ных к взрослым животным.

Ход игры: воспитатель рассказывает и показывает картинки: «

Играли на поляне слонёнок, щенок и лисёнок. Кто играл на поляне?

Вдруг прибегает к ним ослик. Кто прибегает? Ослик говорит: «Вы тут

все прыгаете, а вас мамы ищут». Ослик не знал, у кого какая мама и все

перепутал: слонёнку ослик сказал, что его ищет мама - лиса. Как называ-

ют маму слонёнка? Слониха. А лисёнка ищет мама - свинья. Кто мама у

лисёнка? Лисица. А поросёнка ищет мама – собака. Кто мама поросёнка?

Свинья. Правильно ослик называл у детёнышей их мам?» Ребёнок ещё

раз повторяет взрослых животных и их детёнышей.

9. Дидактическая игра: «Собери пирамидку».

Цель: учить соотносить кольца в заданной последовательности по

величине, пользуясь понятием «самый большой»

11

Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть «кольца» пи-

рамидки. Какие «кольца» по размеру? Найдите самое большое «кольцо»,

самое «маленькое». Как можно определить остальные «кольца» по раз-

меру? (Наложением одного на другое). Собери пирамидку из трёх колец.

Собери пирамидку из пяти колец.

10. Дидактическая игра: «Сравни игрушки»

Цель: закреплять умение детей сравнивать игрушки по величине,

по цвету, по материалу, из которого сделана игрушка.

Ход игры: воспитатель предлагает рассмотреть две игрушки –

мишку и мышку. Рассказывает о мишке: «Мишка большой, а мышка (ма-

ленькая). Мишка косолапый, неуклюжий, а мышка (ловкая, быстрая,

шустрая). Мишка бурый, а мышка (серая). У мишки голос грубый, а у

мышки (тонкий). У мишки хвост короткий, а у мышки (длинный). Миш-

ка любит мёд и малину, а мышка (сыр, сухари).

12

Про мишку рассказывает ребёнок. Аналогично можно сравнивать другие

игрушки с ярко выраженными особенностями.

11. Дидактическая игра: «Какой игрушки не стало?»

Цель: развивать внимание и кратковременную память у детей; учить

целенаправленно запоминать информацию, воспитывать честность.

Ход игры: на стол ставятся несколько небольших игрушек. Детям

предлагается запомнить находящиеся на столе предметы. Затем играю-

щие отворачиваются, а ведущий прячет какой – то один предмет и

предлагает участникам отгадать, какой предмет исчез. За каждый пра-

вильный ответ ведущий дает фишку. Выигрывает тот, кто соберёт

больше всех фишек. Эту же игру можно усложнить. Игрушки или

карточки не убираются, а меняются местами. Ребёнок должен расска-

зать, что изменилось. Начинать нужно с трех игрушек (карточек) и по-

степенно увеличивать.

13

12. Дидактическая игра: «Подбери шарики к нитке».

Цель: развивать цветовосприятие; называть и различать основные

цвета (жёлтый, красный, зелёный, синий).

Ход игры: на столе разложены карточки с разноцветными ниточка-

ми. Предложить детям выбрать шарик по цвету ниточки, называя цвета.

13. Дидактическая игра: «Подбери посуду для кукол».

Цель: закрепить знания о разных видах посуды, формировать умение

использовать посуду по назначению, воспитывать находчивость, внима-

ние, речь.

Игровые правила: назвать предмет и отнести тому, кому это нужно.

Ход игры: игра проводится после того, как дети познакомились с ра-

ботой младшего воспитателя, повара, узнали, какая посуда используется

в их работе.

14

Три куклы: повар стоит у плиты, кукла – няня в халате готовит к обеду

посуду, за столом сидит кукла – девочка. Воспитатель с детьми рассмат-

ривает кукол, беседует о том, что они делают, какая им нужна посуда.

На столе возле воспитателя стоит разная посуда. Показывая предмет,

воспитатель рассказывает, как он называется (спрашивает об этом). Для

поддержания интереса можно спрашивать так: « А эта посуда, наверное,

никому не нужна?» Половник, чайник, ложка необходимы и повару и, и

младшему воспитателю. Дети могут сами играть роль повара, няни, де-

вочки, которые собираются обедать.

14. Дидактическая игра: « Куклы проснулись».

Цель: закрепить знания о названиях одежды, о последовательно-

сти одевания, активировать речь детей.

15

Игровые правила: подобрать нужную одежду по величине, на-

звать одежду в последовательности одевания.

Ход игры: на кроватях спят 2 куклы: большая и маленькая. На по-

лочках шкафа лежит одежда. Дети сидят на стульях полукругом. Воспи-

татель: «Дети, посмотрите, кто спит на этой кровати. Узнали её? Да, это

кукла Катя. А кто спит на этой? Это кукла Таня». Воспитатель обращает-

ся к одной кукле: «Катя, ты уже проснулась? Будешь вставать? Ребята,

она говорит, что хочет встать, но сначала надо найти её одежду. Что

нужно, чтобы одеть Катю?»

«Посмотрите внимательно на полочку. Вы видите одежду? Принесите

платье. Примеряем платье, если маленькое, складываем у кровати Тани.

Платье сразу наденем или сначала надо надеть другие вещи? Ищем для

кукол нижнее бельё по размеру, другие вещи». Дети по очереди надева-

ют одежду на куклу Катю, затем одевают Таню.

16

15. Дидактическая игра: «Кукла Катя обедает».

Цель: закрепить знания детей о столовой посуде, активировать их

речь, воспитывать культуру поведения во время еды, учить детей с забо-

той относиться к кукле.

Игровые правила: правильно находить и подбирать посуду для

обеда, правильно показывать предметы. При правильном выборе посуды

дети хлопают в ладоши, в случае ошибки грозят пальцем.

Ход игры: на столе стоит чайная , столовая и кухонная посуда.

Кукла Катя сидит за столом. Воспитатель: «Дети, Катю надо покормить

обедом. Здесь стоит разная посуда. На стол перед Катей будем ставить

лишь то, что нужно для обеда. Поочередно дети находят нужные пред-

меты. Воспитатель спрашивает, что это за предмет и для чего он нужен.

По просьбе воспитателя дети находят все предметы: тарелки, вилки,

ложки, хлебницу, правильно их называют и красиво расставляют на сто-

17

ле, не забыв постелить скатерть и поставить салфетницу. Желают Кате

приятного аппетита, после обеда убирают посуду.

16. Дидактическая игра: «Больше – меньше».

Цель: упражнять детей в различении и сравнении предметов, воспи-

тывать внимание, быстроту реакции.

Игровые правила: по слову воспитателя располагать предметы по

убывающей величине и наоборот, победитель получает фишку.

Ход игры:

Для игры используется природный материал, игрушки, картинки од-

ного вида, но разного размера, каждой группе предметов одинаковое

число. Воспитатель вместе с детьми рассматривает предметы, дети назы-

вают их. Воспитатель спрашивает, одинаковые ли по величине предме-

ты, просит показать самый большой, поменьше, самый маленький. «Мы

научимся выкладывать их по величине: сначала положим большой пред-

18

мет, потом – поменьше, потом самый маленький. В один ряд необходи-

мо выложить только одинаковые предметы. Начинаем!»

По 3 – 6 предметов, дети меняются предметами и снова выкладывают.

Потом делают то же самое, но по возрастающей величине.

17. Дидактическая игра: «Что изменилось?»

Цель: упражнять детей в правильном назывании предметов и дей-

ствий, учить замечать и называть различия в цвете и одежде; развивать

зрительную память, произвольное запоминание, наблюдательность и

речь детей.

Игровые правила: отвечает тот, кого называет воспитатель.

Ход игры: воспитатель показывает детям поочередно 3 – 5 предме-

тов (разного вида, одного вида, но разного цвета и размера). Вместе с

детьми называет предметы, отмечает цвет и величину.

19

Вопросы о предметах одного вида: «Одинаковые ли по размеру или

нет? А что у них разное? Посмотрите внимательно!» Затем воспитатель

просит детей запомнить, какие предметы и как стоят. Закрывает игруш-

ки ширмой и переставляет предметы, меняет местами, убирает то одну,

то две игрушки. Отвечает один ребёнок: кто заметил первый или кого

назовет воспитатель.

18. Дидактическая игра: «Такой листок, лети ко мне».

Цель: упражнять детей в нахождении листьев по сходству, активи-

зировать словарь детей (клён, дуб, рябина, берёза), воспитывать слухо-

вое внимание.

Игровые правила: бежать после того, как правильно произнесёшь

название дерева, от которого листок, после слов воспитателя: « Такой

листок, лети ко мне!».

20

Ход игры: «воспитатель на прогулке вместе с детьми собирает ли-

стья деревьев (по количеству детей) и оставляет их у себя (по одному ли-

сту от каждого дерева).

Беседа: «Дети, вы знаете, какие деревья растут на нашем участке?

Назовём их и подойдем к ним (называют, рассматривают деревья и ли-

стья). Сравнивая и называя листья, воспитатель выясняет, что дети зна-

ют о деревьях, чем отличаются листья разных деревьев.

«А сейчас мы поиграем. У меня в руках листья от разных деревьев. Я

раздам вам по листику. Когда я покажу листик и скажу: « У кого такой

же лист - лети ко мне! Вы побежите ко мне. Будьте внимательны». От-

ходит в сторону и дает сигнал. Воспитатель следит, чтобы дети бежали

после сигнала.

19. Дидактическая игра: «Чудесный мешочек».

21

Цель: учить детей узнавать предметы на ощупь, развивать тактиль-

ные ощущения, воспитывать выдержку.

Игровые правила: отгадывать знакомый предмет на ощупь, достать

его из мешочка, после чего рассказать о нем.

Ход игры: воспитатель подбирает предметы, знакомые детям. Про-

водит краткую беседу, что это за предмет и для чего он нужен.

Дети по очереди опускают руку в мешочек, находят предмет и называ-

ют его, затем достают и показывают. Можно в мешочек сложить все

предметы, дети выбирают один и называют его. Можно в мешочек поло-

жить один предмет, остальные оставить на столе. Ребята угадывают на

ощупь, что это за предмет, другие дети говорят, правильно ли угадали

22

или нет. Если ребенок затрудняется ответить, загадываем загадки о пред-

мете. Либо ребенок описывает предмет, остальные угадывают его.

20. Дидактическая игра: «Кто скорее соберет?».

Цель: продолжать учить детей правильно собирать пирамидку,

упражнять в названии величины кольца (большое, поменьше, самое ма-

ленькое).

Игровые правила: кольца нанизывать после сигнала воспитате-

ля.

23

Ход игры: играть с небольшой группой детей. Воспитатель раз-

дает всем детям по пирамиде. Рассматривая свою пирамиду, привлекает к

ней внимание детей: «Какое кольцо внизу: большое или маленькое?

(большое). А кольцо над ним, какое? (поменьше). Запомните, внизу нахо-

дится самое большое кольцо. А наверху какое? А теперь поиграем. Снача-

ла разберем пирамидки. А когда я стукну колечком по столу, вы начнете

быстро собирать пирамиду. Надо собрать её правильно. Кто скорее собе-

рет, тот выиграет и получит приз». Воспитатель напоминает, что нужно

каждый раз искать самое большое колечко.

21. Дидактическая игра: «Найди предметы по описанию»

Цель: упражнять детей в нахождении предмета по характерным при-

знакам, развивать наблюдательность, находчивость, учить детей описы-

вать предмет, не называя его, воспитывать выдержку.

24

Игровые правила: ищет тот, кто назовет Буратино.

Ход игры: воспитатель вместе с Буратино и детьми рассматриваю

предметы, которые он подобрал для игры. Педагог обращает внимание на

внешний вид предметов, их цвет, форму, из чего сделаны, для чего нуж-

ны. Затем предлагает детям отвернуться и быстро раскладывает предметы

по разным местам. После чего говорит: «Разбежались все наши игрушки.

Сейчас вы будете их искать. Послушайте! Найдите круглый резиновый

предмет, который прыгает и катается по полу. Вы с ним любите играть.

Правильно, ребята, это мяч. Ищем его!»

Ребенок ищет игрушку и приносит на стол воспитателю. Игра продол-

жается до тех пор, пока все предметы не будут найдены и возвращены на

место.

25

Можно брать игрушки, к которым у детей ослаб интерес, о которых они

забыли.

22. Дидактическая игра: «Живое домино»

Цель: закрепить знание детей о цвете, понимание слов «одина-

ковые», «парные», воспитывать внимание, быстроту реакций на словес-

ные инструкции воспитателя.

Игровые правила: дети становятся в пару с тем, у кого ленты тако-

го же цвета, после слов воспитателя « Найди свою пару».

Ход игры: воспитатель до игры повязывает на руке каждого ребен-

ка ленточку. Цвета разные, но повторяются, чтобы дети могли находить

одинаковые ленточки и становиться в пары. Выясняют, какого цвета лен-

ты, у кого одинаковые ленточки. «А сейчас мы поиграем. Вы будете бе-

26

гать по группе, а когда я скажу «Найди свою пару!», вы будете искать то-

го, у кого такая же ленточка. Побежали все по группе!»

Воспитатель поет песенку или хлопает в ладоши, дает сигнал, дети ищут

себе пару. Педагог просит проверить, правильно ли дети определили цве-

та.

Можно находить одинаковые фигурки одного цвета.

23. Дидактическая игра: «Что кому?»

Цель: учить детей соотносить орудия труда с профессией, вос-

питывать интерес к труду взрослых, желание помогать им, примерять на

себя роль представителей разных профессий.

Игровые правила: называть профессию в соответствии с орудием

труда. Вспомнить, где видели такого работника.

27

Ход игры: на столе приготовлены предметы труда представителей

разных профессий (игрушки): набор медицинских инструментов, набор

кухонной посуды, парикмахерский набор, бытовая техника, весы, касса и

т.д. Воспитатель приглашает к столу по одному ребенку, тот берет иг-

рушку, называет её. Остальные называют, кому нужен этот предмет для

работы.

Вариант: найти все орудия труда для определенной профессии и

назвать их.

28

24. Дидактическая игра: « Найди такую же».

Цель: учить детей сравнивать предметы, находить в них признаки

сходства и различия, воспитывать наблюдательность, смекалку, связную

речь детей.

Игровые правила: кто нашел одинаковые игрушки, говорит об

этом шёпотом воспитателю, называть их нельзя, все пробуют найти их

самостоятельно.

Ход игры:

Подбираются разнообразные игрушки, среди которых должны быть аб-

солютно одинаковые. В процессе игры убирать или добавлять игрушки.

«Сейчас мы поиграем. На столе стоит игрушка. Я сосчитаю до трех, а вы

в это время должны отыскать две совсем одинаковые из них. Будьте вни-

29

мательны! Кто найдет, поднимает руку, подходит ко мне и говорит шёпо-

том Раз – два – три, одинаковые найди!»

Для усложнения игры и концентрации внимания можно поставить иг-

рушки почти одинаковые, но отличающиеся цветом, или размером.

Чаще привлекать детей рассеянных, невнимательных, которые торопят-

ся ответить, не подумав.

25. Дидактическая игра: « На птичьем дворе».

Цель: закрепить знания детей о домашних птицах, развивать пра-

вильное звукопроизношение.

Игровые правила: все громко и хором произносят звуки, подражая

птицам.

30

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям вспомнить, как кричат гуси, утки, куры.

Дети хором произносят звуки. «Вот хорошо, вы все вспомнили, как по-

разному кричат домашние птицы. А как воркует голубь?» Если дети за-

трудняются, педагог сам произносит: « Грру – грру – грру!» « А сейчас

послушайте стихотворение. Когда я буду называть разных птиц, вы кри-

чите, как они.

Наши уточки с утра.

Наши гуси у пруда.

А индюк среди двора.

Наши гуленьки вверху.

31

А как Петя – петушок

Ранним – рано поутру

Нам споет!

В следующий раз воспитатель делит всех детей на группы: «уточки»,

«гуси» и другие птицы

.

32



В раздел образования