Напоминание

Применение игровых технологий в процессе формирования основ финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста


Автор: Андропова Елена Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Многопрофильный лицей им. Р.Р.Ибрагимова
Населённый пункт: г.Димитровград Ульяновской области
Наименование материала: Статья в электронном сборнике
Тема: Применение игровых технологий в процессе формирования основ финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста
Раздел: начальное образование





Назад




Андропова Елена Вячеславовна,

Учитель начальных классов

МБОУ МПЛ г.Димитровграда

Применение игровых технологий в процессе формирования основ

финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста

Формирование основ финансовой грамотности в младшем школьном

возрасте основано на воспитании у ребёнка бережливости, деловитости,

бережного отношения к труду и продуктам труда, формировании у ребёнка

правильного представления о финансовом мире.

Развитие младшего школьника, в том числе и по формированию основ

финансовой грамотности, зависит и от применяемых технологий, от

правильно организованной предметно-пространственной среды. Поэтому

столь актуальным является создание образовательного пространства, в

котором ребенок живет и развивается: мир природы, мир людей, мир

предметно-пространственного окружения.

Для

организации

воспитательно-образовательного

процесса

по

формированию основ финансовой грамотности в условиях начальной

создаются педагогические условия.

Обогащению впечатлений способствует созданный в классе «Уголок

финансовой грамотности», цель которого - погружение детей в мир

экономики, способствующий закреплению, уточнению, систематизации

полученных экономических представлений в трудовой, познавательной

деятельности; формируются умения применять их в самостоятельной и

продуктивной деятельности.

Уголок финансовой грамотности содержит различные дидактические

игры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, настольные игры, альбомы с

различными видами денег, изделия ручного труда, и т. п. Данные игры

можно применять как во время внеурочной деятельности, так и с

самостоятельной игре на переменах.

Создание уголка финансовой грамотности предоставит каждому ребёнку

возможность

действовать

самостоятельно

в

соответствии

со

своими

интересами, развивать познавательную активность. Помощь родителей в

организации данного образовательного пространства позволит сформировать

их интерес к экономическому воспитанию детей, что позволит им

адаптироваться к реалиям окружающей жизни в будущем.

Формирование основ финансовой грамотности в начальной школе

реализуется через различные формы и методы.

Использование разнообразных форм дает возможность учителю проявить

творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать

процесс познания экономики интересным, доступным. Специфические

термины экономики и финансов сложны для восприятия младшими

школьниками,

поэтому,

прежде

всего,

необходимо

руководствоваться

правилом доступности с учётом возраста детей.

Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, которые интересны,

эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и

значимы для ребенка, способствуют саморазвитию личности, проявлению

его «Я», - играм, образовательным ситуациям, ситуациям общения, тренинга,

проблемным ситуациям и др.

Прежде всего, это сюжетно-дидактические игры. В них моделируются

реальные жизненные ситуации: покупка и продажа товаров, изготовление

товаров, оказание услуг.

Такая игра как «Профессии» помогает понять детям

смысл

труда,

позволят

воспроизвести

трудовые

процессы

взрослых.

Атрибуты для сюжетно - ролевой игры «Магазин», «Рекламное агентство», и

др.

создают

наиболее

благоприятные

условия

для

формирования

экономических знаний, общения детей.

Дидактические игры «Что нужно человеку для жизни?», «Какой товар

лишний?», «Где что купить?» позволяют закрепить детьми полученные ранее

знания, а также приобрести новые умения и навыки.

Очень

интересно

и

увлекательно

проходят

квест-игры,

игры

-

путешествия. Таким играм предшествует их подготовка, а карты и атрибуты

также находятся в центре финансовой грамотности.

Лэпбук содержит в себе различные экономические термины, различные

загадки и ребусы,

Настольно - печатные игры представлены такими играми как «Модный

магазин», «Маленькая хозяюшка», и др.

Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы

организации педагогическим процессом:

Решение

проблемной

ситуации.

Решая

проблемную

ситуацию

(экономического, математического, экологического содержания) ребенок

приобщается

к

экономической

действительности,

учиться

думать,

ориентироваться

в

окружающем,

проявлять

инициативу,

высказывать

собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его

творческий потенциал. Чтение художественной литературы. Сказка –

литературный

жанр

с

огромными

дидактическими

возможностями.

Интересны и удачны авторские сказки, каждая из которых представляет

собой мини-программу ознакомления детей с экономическими понятиями.

Чтение художественной литературы способствует выделению мотивации и

поступков героев и характеристике их действий, формирует словарь детей, а

главное – даст объяснение многим непонятным экономическим явлениям.

Младшие школьники, совершая большое количество действий, учатся

реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает

прочность и осознанность усвоения знаний.

Логические и арифметические задачи, задачи-шутки, выполнение задания

по рисунку оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они

сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают

напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и

логику рассуждений. Решение таких задач повышает интерес ребенка к

экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь,

красоту мира вещей, природы, людей. Занятия расширяют экономический

кругозор, уточняют имеющиеся у них представления, знакомят с новыми

престижными профессиями, позволяют понять роль труда в жизни человека,

специфику

товарно-денежных

отношений

и

рекламы,

учат

разумно

расходовать деньги, бережно относиться к вещам (игрушкам, одежде, обуви)

и природным ресурсам. Занятия по труду (технология) являются важными

составляющими экономического воспитания, т. к. продуктивные виды

деятельности представляют собой большие возможности для формирования

основ экономического мышления.

Математическое развитие детей, прежде всего, направлено на освоение

ими

предметно-специфического

(математического)

содержания,

формирование познавательных и творческих способностей. Математика

вооружает

ребенка

средствами

рационального

познания

мира.

Счет,

измерение, вычисления - это те способы, которые ребенок использует при

решении различных задач, в том числе и экономического содержания.

Применение этих способов в познавательной и практической деятельности

стимулирует поиск, открывает ребенку путь к творчеству. Математические

знания можно рассматривать как основу развития у младших школьников

элементарных экономических представлений. В то же время ознакомление с

экономической сферой действительности способствует переходу ребенка от

формального

усвоения

математических

знаний

к

их

осознанному

применению в новой области.

Таким образом, образовательная деятельность по формированию основ

финансовой грамотности может разворачиваться не только в форме

внеурочной деятельности организованной учителем, но и продолжаться в

самостоятельной

деятельности

младших

школьников

в

специально

организованном образовательном пространстве.



В раздел образования