Автор: Быкадорова Елена Николаевна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБУ ОО Запорожской области «Детский сад № 1 «Тополёк» пгт. Куйбышево Куйбышевского района
Населённый пункт: пгт Куйбышево Запорожская область
Наименование материала: Педагогический опыт музыкального руководителя
Тема: "Развитие позитивных эмоций у дошкольников средствами музыкальной деятельности"
Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное учреждение дошкольная образовательная организация
Запорожской области «Детский сад № 1 «Тополёк» пгт Куйбышево
Куйбышевского района
ГБУ ДОО З0
«Детский сад № 1 «Тополёк» пгт. Куйбышево
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ
Музыкального руководителя Быкадоровой Е.Н.
Тема: « Развитие позитивных эмоций и чувств у дошкольников способами
музыкальной деятельности»
пгт. Куйбышево 2024
СОДЕРЖАНИЕ
Вступление
РАЗДЕЛ I
Научно-теоретические основы развития эмоций и чувств у дошкольников
1.1 Проблемы развития эмоций в исследованиях отечественных и зарубежных
педагогов
1.2 Пути реализации развития эмоций и чувств детей в соответствии с
требованиями программы ФГОС по разделу «Художественно эстетическое
развитие»
ГЛАВА II
Пути развития эмоций и чувств у детей средствами музыки
из опыта работы Быкадоровой Е.Н……………………………………
2.1 В процессе слушания музыки и пения.............................................
2.2 В процессе ритмических движений.......................................................
2.3 В процессе музыкально-дидактических игр........................................
Выводы..............................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................
Приложения.................................................................................
ВСТУПЛЕНИЕ
В. А. Сухомлинский считал, что понимание красоты мелодии открывает ребенку его
собственную душевную красоту и помогает осознать его достоинство. Музыкальное
воспитание должно рассматриваться не как воспитание музыканта, а как воспитание
человека. Музыка вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний,
открывает ему путь эстетического, нравственного освоения жизни в рамках,
доступных его возрасту.
Душевность, человечность, искренность – знакомые, обычные слова, но и не такие
употребляемые на сегодня. Теперь современность с ее экономическими кризисами,
политическими неурядицами, прагматическими ориентациями на узко
направленные добродетели (энергичность, деловитость) вытесняет из активного
словаря многих эти теплые, добрые, такие естественные чувства.
"XXI столетие-век высоких технологий, век информации и технического
прогресса». Этот тезис вошел в наш быт, доминирует в нашем сознании и
постепенно становится девизом , на который мы ориентируемся в воспитании
наших детей. Мы обеспокоены тем, чтобы дети были интеллектуально развиты с
пеленок, впитывали в себя как можно больше разнообразной информации, но сами
не осознаем того, что мы пытаемся «одеть ребенка во взрослую одежду», заставить
его мыслить и развиваться по законам взрослого мира.
Оправдана ли наша традиционная забота прежде всего о развитии у дошкольников
интеллекта и деловитости? Согласитесь, так можно и душу проспать, оставить ее в
дремучем состоянии, лишить малыша внутреннего состояния чудодейственной
жизненной силы, сеющей добро, искренность, открытость, доброту, любовь к
людям.
К сожалению, сегодня ребенка окружает атмосфера жестокости, равнодушия. Она
присутствует в кино, мультфильмах, телепередачах, которых многие просматривают
наши дети. Героям современных мультфильмов недоступны доброта, благородство,
честность, милосердие. И здесь на помощь приходят музыка (различные виды
музыкальной деятельности) – как эффективное средство эмоционального развития
детей в рамках соответствующих культурных норм поведения. Музыкальная
деятельность может стать настоящей "школой чувств" для ребенка. Чем больше
положительных эмоций получит ребенок, тем более гармоничным и радостным
предстанет перед ним мир, тем уютнее и увереннее чувствует себя ребенок в жизни.
"Идеалом воспитания-отмечается в» концепции воспитания детей и молодежи в
национальной системе образования» – является гармонично развитый,
высокообразованный, социально активный и национально сознательный человек,
наделенный глубокой гражданской ответственностью, высокими гуманными
качествами, являющийся носителем лучших достижений отечественной и мировой
культуры, способный к саморазвитию и самосовершенствованию".
Как показывают исследования, на сегодня только 10-20% старших дошкольников
способны проявить чуткость к более слабым себя без внешних побуждений, прийти
на помощь добровольно, взять на себя часть чьих-то трудностей, поделиться с
другими, не надеясь на награду. Что это? Болезнь дошкольного возраста? Все
понемногу вносит свой вклад в выбор под названием «прагматическая мораль».
Хочется видеть больше детей, которым присуща искренность, человечность,
сердечность, эмоциональные переживания, которые испытывают, свою
причастность к событиям, поступкам, неравнодушие к другим людям. Поэтому как
можно больше внимания следует обращать на обогащение внутреннего мира
ребенка положительными эмоциями, насыщение его жизни приятными
впечатлениями. Ведь такие черты, как человечность, искренность, душевность
следует лелеять в ребенке с детства, и, я считаю, что именно музыка, ее слушание,
играет в этом «первую скрипку».
Музыкальное воспитание дошкольников-важное средство формирования их
личности и всестороннего развития. Музыка напрямую влияет на эмоциональную
сферу ребенка, стимулирует познавательную активность, пробуждает творческие
способности.
Дети с самого рождения проявляют реакции удивления на музыку, чувствуют
ритм, реагируют на силу звучания и тому подобное. Природа подарила человеку
большие возможности по музыкальному развитию. Но эти чувства исчезают, если
не развиваются. Чувство любви к кому-то, к чему-то закладывается и развивается у
ребенка через его переживания, через эмоциональное отношение к тому или иному
явлению, человеку, предмету. Источником всех переживаний ребенка является его
деятельность, общение с окружающим миром. Тем не менее, детские эмоции часто
остаются еще ситуативными, бурными и неустойчивыми. Постепенно переводить их
в устойчивые, глубокие помогает музыкальное воспитание и обучение через
различные свои виды: слушание, исполнение и творчество. То есть музыка
управляет развитием эмоций ребенка. Почему мы так говорим? Потому, что
существуют чувства жизненные, практические и эстетические, непосредственно
связанные с музыкальным искусством, с воспитанием, музыкой. И если мы хотим
взрастить у детей высшие духовные чувства: любовь к родной природе («ребенок в
естественной окружающей среде»), своему народу, к родным и близким людям
( «ребенок в социуме»), национальным культурным традициям («ребенок в мире
культуры»), к себе самому «личность ребенка»), то музыка становится важной
сферой проявления их эмоций – это видим тогда, когда она входит в деятельность
ребенка, как одно из условий. Музыкальное воспитание в детском саду и имеет
целью развивать, углублять, совершенствовать музыкальные и творческие задатки
детей, обогащать их духовный мир. Ведь музыка для ребенка-это мир радостных
переживаний. Чтобы открыть дверь перед ребенком в этот мир, нужно развивать у
него способности, прежде всего, музыкальный слух и эмоциональный отклик.
Иначе, музыка не выполнит свои воспитательные функции.
Как это прекрасно! - Знакомить малышей с музыкой!
Эстетическое развитие человека проявляется в его отношении к окружающему
миру. Именно поэтому под эстетическими чувствами надо понимать, какие эмоции
вызывают у детей предметы и явления окружающего мира, переживания и
осознание их с точки зрения красоты, добра, правды. Дети должны наслаждаться не
только природой, произведениями искусства, но и красотой человеческих
отношений и поступков. Развитие эмоциональной сферы дошкольников-это
сложный процесс, поскольку дети этой возрастной категории еще трудно осознают
свои переживания, они не умеют сопоставлять их, не различают тонкие
психологические состояния людей по мимике, пантомимике, позе, жесту,
интонации.
РАЗДЕЛ I.
НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ У
ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Проблемы развития эмоций в исследованиях отечественных и зарубежных
педагогов.
Духовное развитие личности всегда опирается на ее собственную активность и
проявляется в формировании запросов и интересов, выборе идеалов, в определении
смысла жизни. Поэтому интерес к искусству является составной частью духовной
культуры личности, ее своеобразной доминантой.
Проблеме эмоций уделяли внимание и отечественные, и зарубежные
психологи. Первым традиционную концепцию эмоций раскрыл известный
американский психолог Уильям Джемс. В 1884 году он изложил, а в 1894 году
развил далее тезис о том, что непосредственно за восприятием возбуждающего
факта следуют телесные изменения, а наше переживание этих изменений - и есть
эмоции. Такое мнение разделял и датский исследователь К. Ланге: по его мнению,
эмоции возникают в результате моторных изменений, вызываемых некоторыми
раздражителями.
Центральная теория эмоциональных переживаний, получившая название "
таламической теории Коннона и Барда ", была выдвинута в противовес идее
отождествления эмоций с вегетативными изменениями. Согласно этой теории,
эмоции отождествляются с физиологическими процессами, происходящими в
центральной нервной системе. Такой подход к эмоциям положил начало
плодотворным исследованиям, которые привели ко многим сенсационным
открытиям.
В зарубежной психологии одним из ведущих ученых в области эмоций
является крупнейший американский психолог Кэрол Э. Изард, который исследует
человеческие эмоции во всех аспектах. Изард пытается объяснить, каким образом
эмоции образуют существенную часть человеческого сознания, познания и
действия. Он анализирует наиболее важные теории и эмпирические исследования,
чтобы приблизиться к общему пониманию человеческих эмоций. Изард исследует
человеческие эмоции в непосредственной связи с познавательной способностью и
деятельностью человека.
Среди зарубежных психологов известен своими исследованиями в области
эмоций ведущий польский психолог Януш Рейковский, разработавший
теоретическую схему эмоции. В основе этой схемы лежит представление об
эмоциях, как разновидности процессов психологической регуляции деятельности, в
которых можно выделить три главных компонента: эмоциональное возбуждение,
знак эмоции и качество эмоции. Я. Рейковский считает, что эмоциональный процесс
возникает, как реакция на жизненно значимое воздействие и вызывает в
зависимости от своих особенностей разнообразные изменения в телесных функциях,
в протекании других психических процессов и деятельности субъекта в целом.
По утверждению т. Аникиной, г. Горбулиной - музыкальный интерес
рассматривается как духовная доминанта личности, направленная на переживание
музыки. Именно потребность в значимых переживаниях является определяющей в
характеристике музыкального интереса детей.
Воспринимать искусство на эстетическом уровне - значит уметь находить в нем
красоту, переживание его как неизменного положительного продукта
жизнедеятельности ребенка. В. Рева доказывает, что существенными являются не
сколько соблюдение постановлений того, что предстоит услышать в музыкальном
произведении, столько осмысление, переживание опыта личностного общения с
музыкой, самоорганизация творческой деятельности. Для введения детей в мир
музыкальной культуры в условиях образовательного учреждения, жанровая
стратегия музыкального восприятия является основополагающей. По мнению Л. С.
Выготского, процесс переживания художественных произведений происходит путем
"ощущения". Устоями его являются чувства человека, которые переносят на объект.
Именно здесь индивидуальное обобщается, становится социальным.
Но, как уточняет ученый, правильнее было бы сказать, что чувство не становится
социальным, а наоборот, оно становится личным, когда каждый из нас переживает
произведение искусства, оно становится личным, не переставая при этом оставаться
социальным". Отсюда понятно такое особое формирующее влияние
исполнительских искусств на эмоционально-ценностное развитие детей. Музыка -
выражающее искусство, поэтому основными средствами выступают
общечеловеческие выражающие средства передачи эмоций и чувств – интонации,
мимика, выражающие движения, позы и тому подобное. Выражающие средства
воздействуют непосредственно в миг восприятия музыкального образа. Усвоение их
происходит в процессе собственного исполнения произведений и способствует
художественному самовыражению ребенка. Рассматривая воспитательное и
развивающее влияние музыкального, хореографического искусства на личность
ребенка, ученые Б. М. Теплов, Н.А. Ветлугина, Г. М. Падалка, А. П. Рудницкая, К. В
Тарасова и другие исходят из целостной практики человека как деятельности
восприятия, исполнительства и созидания.
Дошкольники проявляют эмоционально-ценностное, заинтересованное отношение к
искусству, выделяют гуманное содержание произведений, определяют красоту и
гармонию по собственным критериям, радуются возможности общения средствами
танца и хореографии.
Одним из важнейших принципов системы национального воспитания
дошкольников, по исследованиям г. Ващенко – педагога и ученого, – является
принцип гуманизации воспитания, согласно которому основное место должен
занять положительный психологический микроклимат – внимательное,
доброжелательное отношение к малышам, учет их возрастных и индивидуальных
особенностей.
Д. Б. Эльконин определял: "положительные эмоции должны доминировать в жизни
ребенка, поскольку это является первоосновой для нормального развития его
психики. Ведь, именно преобладание положительных эмоциональных состояний
определяет благосклонное отношение ребенка к окружающему миру, его принятие,
проявляющееся в доброжелательном стиле общения, доверии к взрослым и детям, в
позитивном восприятии самого себя. Переживание положительных эмоций от
бурной радости до спокойного состояния, общего удовольствия включает в себя
ощущение детским единства с окружающими, внутреннего комфорта от того, что
ребенок является нужным другим людям, его понимают, принимают таким, как он
есть, любят и ценят. Задача педагогов заключается в развитии эмоциональной
чувствительности и способности к сопереживанию».
Исследования Н.Е. Ведерниковой доказали: музыкальное искусство является
мощным источником развития детского самосознания. Схема перехода к
самопознанию через искусство выглядит такой: от вхождения к содержанию
произведения возникает эмоция, переходящая в чувство, а затем в мысль на уровне
самопознания. Постепенный переход от эмоций к операциям мышления приводит к
анализу собственных черт характера, своих поступков, отношений к другим людям,
отношения к себе других людей. Именно на важность формирования у детей умения
слушать и понимать музыку указывал В. О. Сухомлинский: «то, что невозможно
сказать словом, можно сказать музыкальной мелодией, ибо музыка передает
непосредственно настроения, переживания". Итак, процесс музыкального
воспитания и. о. Сухомлинский тесно связывал с воспитанием чувств,
эмоционального мира детей.
Как показано в трудах ведущих педагогов и психологов В. А. Сухомлинского, С.
Русовой, Г. Ващенко, М. Т. Стельмаховича, Г. С. Костюка, именно в дошкольном
возрасте начинает формироваться личность, а впоследствии вырастает творческий,
ответственный человек. Народная педагогика, специальные исследования показали,
что дошкольное детство, составляющее всего лишь десятую часть жизни человека,
имеет чрезвычайно важное значение в становлении личности.
Разработка теоретических и методических положений в исследовании является
естественным продолжением идей гуманизации в организации образовательно-
воспитательного процесса в дошкольном учебном заведении, которая
предусматривает внедрение личностно-ориентированной модели взаимодействия
воспитателя с детьми. Исходя из этих идей, считаем, что инновационной может
быть названа такая система воспитания, которая направлена на прогрессивный рост
психологических новообразований ребенка дошкольного возраста как целостной
личности, на обеспечение условий развития здорового ребенка (гармония
физического, психологического духовного и социального развития).
Перестройку образования связывают с широким применение идей гуманизма,
которые базируются на принципах личностно–ориентированного подхода к ребенку
и педагогике сотрудничества. Гуманизм в воспитании проявляется в понимании
ребенка, его внутреннего мира, его потребностей, интересов, желаний.
1.2. Пути реализации развития эмоций и чувств детей в соответствии с
требованиями программы ФГОС по разделу «Художественно эстетическое
развитие»
Художественно-эстетическое образование ребенка начинается в дошкольном
возрасте. Это обусловлено базовым компонентом дошкольного образования и
действующими программами воспитания и обучения детей. Воспитательно –
образовательный процесс, который осуществляется в соответствии с задачами
программы « От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,
М.А. Васильевой и парциальной программе « Музыкальные шедевры» О.П.
Радыновой определяет, что дети должны воспринимать и осознавать искусство как
результат творческой деятельности человека; они должны проникаться эмоциями и
чувствами, передавать их через музыкально-двигательное и песенное творчество,
музицирование, проявлять элементарные умения музыкальной интерпретации,
варьирования, импровизации; творчески применять художественно-речевой и
музыкально-пластически-песенный опыт, используя экспрессивные средства (речь,
мимику, жесты, движения, музыку, танцы, пение и т.д.). Учитывая это, возникает
ряд вопросов по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, к поиску
педагогами новых форм и методов музыкального воспитания и обучения
современных детей. Сложному процессу понимания малышами своего собственного
"я", формированию у них эстетических чувств способствует их активное участие во
время музыкальной деятельности в детском саду. Как интегративный предмет,
музыка в детском саду органично сочетает в себе такие доступные мальчикам и
девочкам виды музыкальной деятельности, как слушание мелодий, пение, движения
под музыку и игру на инструментах.
Широкое повседневное привлечение детей к разнообразным видам музыкальной
деятельности является обязательным условием развития у них творческих
способностей. Поэтому главной особенностью раздела Программы развития детей
дошкольного возраста " От рождения до школы», является комплексный подход к
организации и проведению музыкальных игр - занятий. Так создаются предпосылки
для решения двух взаимосвязанных задач: использование различных видов
доступной детям деятельности (предметной, изобразительной, речевой и т.п.) Во
время музыкальных игр - занятий и широкое применение навыков и знаний,
приобретенных детьми в процессе музыкального воспитания не только на занятиях,
но и в быту.
Современный музыкальный руководитель во время музыкальной деятельности
ориентируется в целом на программный репертуар для детей, но, в то же время,
активно пытается его обогатить новейшими достижениями из различных
публикаций, из живого опыта коллег, из недавно услышанного из телепередач,
роликов, соц. групп музыкалных руководителей в интернете и тому подобное.
Поиск такого репертуара подчиняется гуманной цели - обновлению содержания
музыкально - театрализованных развлечений, праздников, музыкальных занятий.
Разнообразный опыт - педагогический, экспериментальный, научный –
подсказывает, что мощным резервом для установления желаемого баланса может
стать активное введение программного репертуара (преимущественно не
избираемого к праздникам и развлечениям) в повседневную жизнедеятельность
детей. Музыкальный материал, предложенный программой, соответствует
возрастным, психофизическим, речевым возможностям детей, что обеспечивает
значительное эмоциональное воздействие на них музыки. Выбор направления
работы, выбор путей реализации программы зависят от логики построения всей
педагогической деятельности в конкретном дошкольном учреждении. Каждый
педагогический коллектив решает, каким произведениям отдать предпочтение, то
есть какое направление работы станет основным. Но это не значит, что надо
ограничиваться лишь репертуаром выбранного направления, - его можно обогащать
и другим музыкальным материалом.
РАЗДЕЛ II.
ПУТИ РАЗВИТИЯ ПОЗИТИВНЫХ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ
СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЕЛЬНОСТ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ )
2.1.в процессе слушания музыки и пения.
Сегодня, по исследованиям А. Дроновой, должны констатировать: все
возможности музыкального развития личности ребенка в период дошкольного
детства не реализуются. В частности, музыкальные руководители мало обращают
внимания на эмоциональную направленность музыки. Действующие в России
программы дают перечень музыкальных произведений, ориентированных на
решение лишь общих задач музыкального воспитания. Актуальные для конкретных
педагогических ситуаций произведения в основном должны подбирать сами
музыкальные руководители.
Готовясь к проведению занятий, праздников, подбирая репертуар, всегда думаю над
тем, как возбудить в душах своих маленьких слушателей все самое лучшее,
заложенное в человеке. Чтобы воспитывать детей спокойными, веселыми,
стремлюсь создать атмосферу радости, животворной энергии, доброжелательности,
доверия, защищенности. Реже, по возможности, использую элементы
состязательности, соперничества.
Один из основных видов деятельности на музыкальных занятиях – слушание
музыки. Дети не всегда охотно воспринимают музыкальные произведения. В них
надо развивать это желание, а также и умение вслушиваться в музыку,
воспринимать ее, слушать внимательно, не отвлекаясь, и одновременно воспитывать
через музыку положительные чувства, черты характера, умение эмоционально
откликаться на музыкальные произведения. Итак, стараюсь заинтересовать детей,
прежде всего, качественным собственным исполнением произведения. Ведь
восприятие "живой" музыки нельзя заменить ни одной фонограммой.
Для воспитания положительных чувств и эмоций, подбираю произведения, которые
могли бы охватить весь спектр детского восприятия. Это - "Времена года»,
«Колыбельная" П. Чайковского, " Спи, мое дитя!"(Украинская народная
колыбельная) обр. М. Вериковского, слова Д. Луценко; «кукла заболела» муз И.
Виленского, сл.т. Волгиной; «Котик заболел», «Котик выздоровел» А. Гречанинов;
«Сломанная игрушка» В. Жубинской; «Веселое путешествие» Д. Кабалевского;
«Неприятное событие» Р. Леденева; «Жалоба» С. Майкапара; «Зайчика раздражает
Мишка» Д. Кабалевского; "Меланхолический вальс» А. Даргомыжского; «Ласковая
просьба» Г. Свиридова; «Ссора «П. Перковского; «Вальс цветов» Д. Шостаковича и
многие другие. Конечно, должное место занимают и произведения из музыкального
фольклора: календарные обрядовые песни; шуточные песни.
В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными
произведениями разного характера, они переживают и испытывают определенные
чувства.
Чтобы активизировать интерес детей к музыке, создала серию рассказов "Сказки о
музыке" (первый этап) вот, например, во время слушания произведения «А уж
весна» муз. Н. Лысенко – предлагаю детям: «Давайте выглянем в окошко. Видите,
какое свежее, голубое небо, какое яркое, приветливое солнышко. Весна! Ее можно
не только видеть, но и слушать: как звенят ручейки, как поют птички. Кажется, что
вокруг поет все ласковыми звуками!» Прислушайтесь! (звучит музыка) Когда
композитор Н. Лысенко так залюбовался весной, заслушался птичьими песнями.
Эти мелодии так понравились ему, что он захотел воссоздать эту красоту для всех
людей и под его руками родилось эта красивая мелодия. Он назвал её «А уж весна!».
Она нежная, добрая, как сама весна. Вы только послушайте, как звучат переливы
высоких ноток. Будто птички поют в весенней роще; а вот послушайте, как звенит
ручеек (играю соответствующие отрывки произведения).
Следующим этапом моей работы (второй этап) является развитие ассоциативного
мышления. Сначала ассоциации у детей возникали после того, когда я сопровождала
музыку размышлениями о ней, потом дети, опираясь на собственный чувственный
опыт, научились творить определенные образы сами, придумывать о музыке сказки
и истории. Очень важно обеспечить» живое " общение дошкольников с музыкой. Я
делала это двумя путями: непосредственно (музыка – ребенок) и косвенно (музыка –
педагог – ребенок).
Во время слушания музыкального произведения, активизирую личные
эмоциональные переживания:
- Дети, поразмышляйте сегодня о красоте, окружающей нас: о красоте в природе, в
человеческих душах, в произведениях искусства.
Она везде. Аленка, где ты видишь красоту? А ты, Андрюша? А мне больше всего
нравится красота в природе. Я вижу ее в лучике солнца, в зимнем заснеженном лесу,
в первом подснежнике, в мелодии летнего дождя. О красоте природы поэты
сочиняли стихи, художники рисовали ее на картинах, композиторы писали музыку.
Вот послушайте эти звуки.
... Тихо вокруг и только легкий шепот ветра слышен. Он нежно качает маленькие
деревья, ласково обнимает каждую птичку, нежно прикасается к лицу каждого. А
вот, вдруг, налетели лёгенькие тучки и спрятали солнышко, стало в гаечку
прохладнее. Так и хочется полной грудью вдыхать этот благоухающий, свежий
воздух. Эту прекрасную музыку создал композитор С. Скорик, она называется
«порыв ветра».- Отлично! Вы согласны со мной? А с помощью каких слов можно
создать образ ветерка? А какими красками нарисовать?
С целью развития чувственной сферы ребенка и ситуации выбора, ставлю
творческие задачи (третий этап):
"Что можно делать под музыку? "Нарисуйте то, что вы представляете, когда
слушаете эту музыку?».
Методы, которые я использую, обеспечивают детям необходимое для этого возраста
музыкальное образование, способствуют развитию способности понимать чувства,
настроение других, сочувствовать, делиться радостью. В своей работе я использую
следующие методические приемы и требования:
* Выразительное исполнение музыки. Перед слушанием музыки или в процессе
разучивания произведения, игры, танца широко использую художественное слово:
беседу, разъяснение, стихотворный текст, образное сравнение. Это создает
определенное настроение у детей, вызывает желание активно действовать,
сопереживать с музыкой.
* Конкретные учебные и воспитательные приемы (поддержать дружескими
аплодисментами и т.д.).
* Применение технических средств обучения (мультимедийная система с
использованием различных видеороликов, видео дидактических игр и произведений
для слушания музыки в различных возрастных группах)
* Наглядность является неотъемлемой частью в музыкальной деятельности
(иллюстрации, дидактические пособия, игрушки и т.д.).
Пение играет важную роль в развитии эмоций и чувств детей.
Готовясь к праздникам и развлечениям, подбираю репертуар так, чтобы полностью
раскрыть тему, а также вызвать у детей соответствующие эмоциональные чувства,
дать им почувствовать свое отношение к определенному образу.
Например, «Мамин праздник». Еще, начиная знакомить с песней, провожу
короткую беседу: "как вы считаете, какое слово самое лучшее в мире? Да, самое
лучшее слово - мама: «Самая добрая, самая милая мамочка моя..» . Мамы добрые,
ласковые, у них умелые руки. Что они умеют делать?
Действительно - готовить еду, печь, стирать, вязать, шить, и обнимать, голубить
своих детишек. Вот послушайте песенку « О маме»:
Моя мама лучшая на свете, она мне, как лучик в жизни светит,
Мама самый лучший друг, как люблю тепло её я рук…
Дети, вы должны не только любить своих мам, но и помогать им. А как можно
помогать? Вот давайте послушаем песенку "Мыло пениться в корыте, я стираю!
Посмотрите!» . А вот песенка о том, как дети любят свою маму - «Лучше моей
мамочки ,точно, я не знаю…». Песню надо петь весело, ласково, улыбаясь мамочке.
В пении, как и в других видах музыкальной деятельности, ребенок может активно
проявлять свое отношение к музыке. Пение играет важную роль в развитии эмоций
и чувств детей. Большое значение в их развитии отвожу юмору, народным
шуточным песням. Например: «Огород», «Сом и кот», «Эники - беники», «Игра
плюс игра» , «Волшебный веник» и другие.
Особенно эмоционально дети воспринимают частушки, которые составляю сама на
положительные и отрицательные проявления со стороны поведения детей, но не
указывая конкретно. Например: частушки о учтивости в старшей группе, или о том,
как готовились к празднику:
Мы сегодня пропоём,
Вам частушечки свои,
Какие вежливые все
В старшей группе деточки.
У нас парни-джентльмены,
О вежливости знают,
И девушкам через раз
Стул свой уступают….
2.2.в процессе ритмических движений.
В музыкальном воспитании детей очень большое значение имеют
музыкально-ритмические движения. С первых занятий необходимо развивать
стремление самостоятельно, с творческими элементами, выразительно двигаться
под музыку. Следует активно развивать и обогащать двигательную реакцию детей.
В этом большую помощь могут оказать игровые моменты: в танцах дети
показывают, как они помогают мамочке «накрыть стол», «собирать овощи и
фрукты», «постирать белье», имитируют движения сказочных героев. В исполнении
музыкально-ритмических движений принимают участие мамы , папы, бабушки, что
вызывает у детей эмоциональный отклик. Музыкально - ритмические навыки и
навыки выразительных движений, сформированных в упражнениях, позволяют
детям полнее и ярче проявить себя в танцах. В процессе систематических занятий по
развитию ритмических движений у детей развивается музыкально-слуховое
восприятие.
Во время проведения занятий, обязательно слежу за отношением детей друг к другу.
Всегда нахожу минутку, чтобы отметить положительный пример в поведении детей,
показать значение их взаимоотношений, например, когда дети играют, танцуют
вместе. Всегда подчеркиваю, что мальчики должны уважать девочек, пригласить с
поклоном, поддержать нежно, отвести на место, поблагодарить за танец. Детям
очень нравится танец-игра «Подружились»; в игре «Одень подружку», мальчики
проявляют внимание, заботу, заботу, волнение за то, чтобы его подруга выглядела
хорошо. Если бывают случаи, когда к кому-то из детей относятся недружелюбно,
стараюсь найти в поведении, действиях ребенка что-то хорошее и преподнести
детям. После этого, отношение к ним меняется, их чаще приглашают, выбирают
ведущими. Большое влияние на воспитание эмоций и чувств у детей, имеет участие
в небольших сценках, которые обязательно использую на развлечениях. Материал
стараюсь подбирать поучительного характера. Например: «Мамины помощницы»,
«Первый урок», « Зайчик заболел» и другие.
Образцом вежливого поведения друг к другу и взрослым стараюсь быть сама. Мое
отношение к детям спокойное, эмоциональное, с разной силой голоса.
В хороводных играх, танцах согласовываю движения, стараюсь соединить детей в
дружескую веселую группу. Например: хоровод «Опять праздник в садике»,
хороводная игра «Шум», «Кого нет среди нас?», "Угадай, какая работа у нас" и
многие другие.
Дружбу, сплоченность, ответственность друг перед другом, должны проявить дети в
игре на музыкальных инструментах. В оркестре дети очень любят играть, волнуются
все вместе, сплачиваются в маленький коллектив музыкантов, поддерживают друг
друга.
Дети очень любят танцы под фонограммы. Я с удовольствием пытаюсь
удовлетворить эту потребность. Дело в том, что под запись в фонограмме дети с
радостью, легко, эмоционально, раскованно двигаются. При выборе фонограммы,
обращаю внимание на тексты песен, они должны быть доступны детям,
поучительного характера. Например, « Дружба крепкая», « Маленькая страна»,
«Матушка- земля», « Моя семья – мой дом родной»…
Конечный результат работы, в целом, вижу на празднике «Прощай, мой любимый
детский сад», где дети эмоционально, взволнованно благодарят всех, кто заботился
о них, проявлял доброту, заботу.
Считаю, что большое влияние на воспитание эмоций и чувств у детей, имеют такие
праздники: «День рождения», «Папа, мама и я – дружная семья», «За чашкой чая»,
«Мамочка милая моя…», «На бабушкином подворе», «Джентльмен – шоу»,
«Прощай, детский сад».
2.3.в процессе музыкально-дидактических игр.
Лучшим способом реализации задачи является музыкально-дидактическая игра.
Музыкально -дидактические игры могут быть разнообразны по заданию и
содержанию. Так, игры - загадки, игры - соревнования способствуют усвоению,
закреплению знаний, овладению попытками познавательной деятельности,
способствуют формированию у детей навыков музыкального восприятия, умения
различать высоту, тембр, силу и длительность звука, планомерно развивают
высокий, динамичный, ритмичный и тембровый слух. В своей картотеке
музыкально – дидактических игр имею такие «запасы»:
* Игры "Громко-тихо», «Быстро-медленно», «Вверх-вниз», «Эхо», «Зеркало»,
"Веселые диалоги" и другие целесообразно проводить для расширения
эмоционального, интонационного опыта, лексического запаса.
* Развитие звуковысотного слуха у детей начинается с распознавания высоких и
низких звуков. Для этого можно использовать игру-загадку «Вверх-вниз». Если дети
услышали высокие звуки – поднимают руки вверх, низкие – опускают вниз, средние
- держат руки на уровне груди.
* Для ощущения детьми скорости движения можно использовать игру "Быстро -
медленно". Предлагаю детям, слушая музыку, передать движениями пальцев рук
(как нравится им музыка) .
* Для развития ритмического мелодического слуха можно предлагать игру "Эхо". Я
пою несколько звуков или настукиваю несложный ритмический рисунок. Дети
должны повторить предложенное (Эхо). Кто ошибся, выбывает из игры.
* Дети дошкольного возраста имеют небольшой эмоционально - эстетический опыт,
им трудно ориентироваться в глубинном мире настроений, воплощенных в
музыкальных произведениях. Поэтому поэтапное овладение детьми основных
эмоционально - эстетических навыков должно состояться уже с первых занятий. Для
этого полезна игра «Волшебная комната»: рассказываю малышам сказку о
волшебной комнате, имеющей замечательное свойство – когда в эту комнату
заходит человек, она сразу переливается цветами и заполняется музыкой, которая
так же, как и цвета, соответствует настроению вошедшего. Дети слушают разные по
характеру произведения. После прослушивания вы можете спросить: каково
настроение человека, который вошел в комнату? Какие цвета преобладают в
волшебной комнате? Светлые или темные? Как вы считаете, какие цвета
соответствуют радости, печали?
Цель такой игры-помочь ребенку сознательно обратить внимание на связь музыки и
жизни, цвета и средств художественной выразительности с характером образа, о
котором рассказывается в произведении, с тем чувством, которое несет в себе этот
образ (например чем отличаются цвета «добра» и «зла», «радости», и «печали»)?
* Игры "Угадай, кто пришел" и «Найди свой музыкальный инструмент "
способствуют развитию слуха. В первой игре ребенок закрывает глаза, а другой
(гость) воспроизводит голосом коротенькую фразу из знакомой песни. "Хозяин"
должен узнать по голосу, кто пришел к нему в гости. Далее в игру вовлекаются
другие пары детей. Вторая игра способствует знакомству с симфоническим,
народным, духовым оркестром, а также закреплению знаний детей об определенном
музыкальном инструменте (флейта, , балалайка, барабан, гобой, скрипка, и т.д.).
Узнав звучание своего инструмента, дети условно изображают игру на нем.
Выводы
Подытоживая сказанное, считаю, что основные задачи развития эмоций и чувств у
детей есть такие:
- вызывать и развивать у дошкольников интерес к своему внутреннему росту, к
психической жизни человека, сознанию, к собственному «я»;
- создавать оптимальные условия для выявления ребенком своего духовного,
внутреннего состояния;
- воспитывать доверительное отношение малышей к человеческому окружению;
- учить быть чуткими, чувствовать свою причастность к окружающей жизни;
- обогащать внутренний мир ребенка положительными эмоциями, насыщать его
жизнь приятными впечатлениями;
- учите подбирать соответствующие способы проявления своих чувств, обучать
эмоциональной регуляции поведения и деятельности;
- предотвращать образование эмоциональной глухоты, применять музыкальную
деятельность для освобождения ребенка от негативных впечатлений.
Благодаря решению этих задач, у малышей:
- формируются чувства симпатии друг к другу;
- укрепляются дружеские отношения;
- развивается творческое воображение и положительные эмоции (радость, восторг,
особая заинтересованность);
- формируется умение сопровождать слушание напеванием, движениями,
использовать знакомые мелодии в играх-драматизациях, на праздниках,
развлечениях, в повседневной жизни, пользоваться различными средствами
выразительности (интонация, мимика, пантомимика и т.д.).
Чтобы достичь определенных результатов в этом направлении, надо
превратиться в умелого режиссера, который будет руководить музыкальным
развитием и незаметно от детей вести их к соответствующему результату,
поддерживать и развивать детскую деятельность не прямо, а посредственно:
выражать удивление, шутить и использовать разнообразные сюрпризы. Дети учатся
выражать свои чувства, эмоциональное состояние, отношение к партнеру
танцевальными движениями, соблюдать этикет в паре. Дошкольники получают
моральное наслаждение от преодоления трудностей, испытывают радость от
успешности собственных и совместных танцевальных действий; изъявляют желание
взаимодействовать с партнером, сотрудничать в процессе сотворчества со
взрослыми и детьми; применять приобретенный творческий опыт в игровых,
бытовых, праздничных условиях общественной и семейной жизни.
Главное в музыкальном развитии дошкольника – «погрузить» его в
разнообразие музыки, научить жить ею, ознакомить с различными средствами
выразительности, образными движениями, научить ориентироваться в пространстве,
видеть себя среди других, быть восприимчивым к музыке, искусным, оптимистично
настроенным.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Программа « От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.
Комаровой, М.А. Васильевой.
2. Парциальная программа « Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой
3.Бойченко С. Воспитание гармоничной личности: Взгляд на призму музыкально-
педагогических систем ХХ века. / С. Бойченко / / музыкальный руководитель. -
2012. - № 4. - с. 6-7.
4.Разборщук К. играть в музыку и играть музыкой, или обучение по методу Татьяны
Тютюнниковой /К. Разборщук// музыкальный руководитель. - 2012. - № 4. - С. 17-
19.
5.Малинкина Г. Речевое и художественно-эстетическое развитие дошкольников на
логоритмических занятиях /г. Малинкина// музыкальный руководитель. -2012. -№
11. - С. 20-24.
6. Бойченко С. Творческое музицирование: универсальное средство проявления
естественной музыкальности ребенка/ С. Бойченко/ / музыкальный руководитель. -
2012. - №1 С. 23-30.
7.Тютюнникова Т. Элементарное музицирование с дошкольниками/ т.
Тютюнникова// Дошкольное воспитание. – 2000. - №9. - С. 101-112.
8. Бойченко С. Речевое музицирование как средство творческого развития детей / С.
Бойченко // музыкальный руководитель. - 2001. - № 9. - С. 9-14.
9.Тютюнникова Т. Элементарное музицирование – «знакомая незнакомка» /т.
Тютюнникова// Дошкольное воспитание. - 1997. - № 8. - С. 116-125.
10.Кононко О. Л. Социально - эмоциональное развитие личности (в дошкольном
детстве): Учеб.пособ.для вещ.учеб.заведений.- К.: образование, 1998. - с. 255.
11. Музыкальное развитие детей от 2 до 7 лет// Укл.Т. И. Науменко (укр.) ИЗМН"
Випол", 1997.
12. Музыкально - двигательные упражнения в детском саду: Кн. для воспитателя и
муз. руководителя дет.сада / Сост. Е. П. Раевская и др. - 3-изд., к раб.- М.:
Просвещение, 1991. - С.-222.
Список используемой литературы.
1. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. — М.: Просвещение, 1999г.
2. Болотина Р.Л., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика.- М.: Просвещение, 1977г.
3. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания. — М: Просвещение., 1989г.
4. Гульянц Е.В. Детям о музыке. — М., : Просвещение 1996г.
5. Дубогрызова Г. Н. Теория и методика музыкального воспитания детей
дошкольного возраста. – Армавир, 2008г.
6. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего
возраста. — М., 2000г.
7. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. — М: Просвещение.,2001г.
8. Кононова Н.Г. Музыкально — дидактические игры для дошкольников. — М. :
Просвещение, 1982г.
9. Кабалевский Д. Б. Программа по музыке для общеобразовательной школы. — М.:
Просвещение, 1988г.
10. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду — М.: Мозаика-синтез,
2016г.
11. Комисарова О. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании
дошкольников.- М.: Просвещение, 1986г.
12. Радынова О.П. Произведения классической музыки в работе с детьми
//Дошкольное воспитание.-1999.-№ 1,2,10.