Автор: Бутовец Наталья Анатольевна
Должность: учитель ИЗО и МХК
Учебное заведение: МБОУ СОШ №69
Населённый пункт: город Владивосток, Приморский край
Наименование материала: статья
Тема: Детское творчество, ребенок рисует
Раздел: начальное образование
Ребенок рисует
Художественное воспитание должно начинаться с раннего детства
ребенка чтобы он ощущал необходимость в прекрасном в творчестве.
Рисование часто является для ребенка самым первым средством
выражения на бумаге его замыслов, переживаний. Родители должны
помнить , что объективный мир для ребенка иной - он воспринимает его
детскими глазами. И индивидуальность ребенка иная – еще хрупкая, очень
пластичная, еще только складывающая.
Вы не могли не заметить, с каким обостренным вниманием следят всюду за
детским творчеством. Выставки, конкурсы, публикации в печати – есть от
чего закружиться в голове взрослого человека. Вы начинаете пристальней
вглядываться в рисование ребенка. Стоит ли обратить внимание на занятия
вашего сына или дочери, можно ли из ребенка вырастить живописца?
Рисование детское и рисование взрослое – явления разного порядка. Гадать
по детскому рисунку, будет ли его автор художником, - это бессмысленно.
Пусть рисует, пусть их художества выставляются, пусть получают награды
ваши дети. Но нельзя только сразу делать ставку на то, что ваш ребенок
обязательно станет великим художником.
Вкус горькой судьбы неудачника дают испытать своим детям родители или
другого толка. Как легко сломать эти ростки, лишить тем самым ребенка на
много- много лет уверенности в себе.
Не смущайтесь кажущейся нелепостью первых опытов рисования. Лучше
купите своему ребенку больше бумаги и красок. Пусть упражняется в своем
полюбившемся занятии. Не позволяйте только ребенку копировать , а также
увлекаться изображением персонажей мультфильмов. Пусть сам больше
выдумывает , пробует. Потом он овладеет первыми основами перспективы.
И все это - почва для развития ребенка. Ибо настоящая индивидуальность -
это продукт не только личностного, но и общественного развития.
А захваливание, как и охаивание детского рисования - вещи равно вредные
для ребенка. Он нуждается в вашем доброжелательном, серьезном и
тактичном отношении к своему творчеству.
Как это ни парадоксально, но занятия искусством в детстве дает человеку
гораздо большее , чем узкую профессионализацию в дальнейшем. Став
взрослым, человек может проявить на любом месте свои природные
способности. С уважением смотрите на рисующего ребенка! Это не каприз,
не забава, не от безделья рукоделье! Это закон природы, его требование!
Она сама руководит нашим воспитанием, отведя пору нашего детства под
занятия искусством. Надо попытаться не спугнуть ее, помочь ей, хорошо
помнить , что от детского рисования берет свое начало очень важная черта
характера. Без этой черты немыслим гражданин будущего. Называется она:
творческая воля человека.
В соответствии с законами высокого искусства ребенку «условность»,
«декоративность». Желательно пробудить в детях стремление к творчеству,
помочь формированию духовной сущности человека, независимо от того,
станет ли он впоследствии профессиональным художником или изберет
иной путь.
Серьезный разбор, подкрепленный конкретными замечаниями и советами,
призван помочь ребенку глубже понять замысел своей работы и найти
наиболее удачное решение его. Нет нужды доказывать, что важна
доброжелательная критика. Это прибавляет уверенности в своих силах,
вдохновляет в работе.
Но зачастую, когда речь заходит о детском творчестве, многие
профессионалы впадают в безудержное славословие, детская неумелость у
них превращается чуть ли не в самобытность мировосприятия, а порой
расценивается чуть ли не как эталон искренности в искусстве вообще.
Поэтому педагогу, разбирающего детскую работу, требуется немалая
осторожность и ответственность в определении того, что условно можно
отнести к достоинствам или недостаткам, найти верный тон в их оценке.
Дело в том, что разные ребята по-разному видят краски, по-разному
ощущают их гармоничность и дисгармонию цветовых сочетаний.
Цветоощущение – это продукт сложной работы мозга и глаз, нависшей от
характера освещения и от индивидуальных особенностей рисующего.
В.И. Суриков говорил: « И собаку можно рисовать выучить, а колориту – не
выучишь».
Нужен ли особый дар, талант, чтобы рисовать? Грамотно рисовать может
научиться каждый, если по-настоящему захочет этого. Главное – не только
приобрести технические навыки и освоить средства рисунка и живописи . но
научиться интересное и обобщать увиденное. В меру своих возможностей
ребенок должен изображать окружающий его мир как можно ближе к
своему детскому видению, не изменяя его, не искажая, думая над тем, как
нарисовать, чтобы было «как живое», чтобы вышло «похожее».
Любой взрослый человек, даже если он очень далек от искусства и рисовать
не умеет, не может учить ребенка рисовать, то может помочь рассмотреть
предмет. Для этого он должен выработать несколько важных принципов: к
рисунку ребенка надо относиться с уважением, надо учить его беречь свой
рисунок. Предоставлять ребенку бумагу, карандаши, краски, кисти. Рисовать
трудно. Поэтому насмешки над рисунком ребенка не допустимы, помочь
найти в рисунке главную ошибку, исправить ее.
Тут единственный секрет: относиться к детскому рисованию серьезно,
видеть в нем одно из важных средств постижения и освоения мира. Кстати,
психологи обратиться с этими рисунками именно к ним. В некоторых случаях
именно через рисования дети пытаются рассказать о своих внутренних
проблемах и травмах. А раз так, то возможно вашему ребенку нужна
помощь специалиста.
Важно, что взрослые должны понимать о творчестве, это то, что нет
правильного и неправильного. В этом и радость! Занятия изобразительной
деятельностью благотворно влияют на общее развитие детей , пробуждают
эмоциональную отзывчивость, воспитывают чувство прекрасного, развивают
мышление, внимание, память, воображение. И если вы хотите, чтобы
рисование осталось с вашим ребенком навсегда, то сделайте все, чтобы
приучить его к осознанию мысли, что живопись является одной из
обязательных составляющей его обычной жизни. Только в этом случае
интерес к живописи пройдет через всю его жизнь, расцветая под вашим
вниманием и заботой.