Напоминание

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 9класса


Автор: Охрименко Евгений Анатольевич
Должность: учитель информатики и икт
Учебное заведение: МБОУ "Житнянская СОШ"
Населённый пункт: Брянская обл, Почепский район, п.Житня
Наименование материала: Разработка
Тема: Рабочая программа по информатике и ИКТ для 9класса
Раздел: среднее образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Житнянская средняя общеобразовательная школа» «Рассмотрено» Руководитель ШМО __________ /___________/ Протокол от __________№___ «Согласовано» Зам по УВР ______________/Карлинская С.В./ «____» ________________ 2015 г. «Утверждаю» Директор школы ___________ /Бударина Л.В./ Приказ от __________ № _____ Рабочая программа по информатике и ИКТ 9 класс Программу разработал Охрименко Евгений Анатольевич учитель информатики МБОУ «Житнянская СОШ» на 2015/2016 учебный год 2015 г.
2
Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ ориентирована на учащихся 9 класса, разработана на основе следующих

документов:
1. Федерального закона №273-Ф3 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации». 2. Закона Брянской области от 08.08.2013г. №62-3 «Об образовании в Брянской области». 3. Приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». 4. Приказа Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений, реализующих программы общего образования». 5. Письма Министерства образования и науки России от 07.07.2005 г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана». 6. Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ ( письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. №03-1263). 7. Авторской программы по информатике: Информатика и ИКТ: учебная программа и поурочное планирование 9 - класс. Босовой Л.Л. и Босовой А.Ю. / Лаборатория знаний, 2012. – 87: ил. – (Программы и планирование) 1 8. Учебного плана МБОУ «Житнянская СОШ» на 2015-2016 учебный год и годового календарного графика работы школы на 2015-2016 уч. Год. 1 lbzbooks/374/7362/
3 9. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса: в 2 ч. Ч. 1/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 244 с. 10.Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса: в 2 ч. Ч. 2/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 79 с. Используется УМК по информатике и ИКТ Босовой Л.Л.
Цель
рабочей программы заключается в достижении каждым учащимся 9 класса следующих образовательных целей: • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях; • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты; • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ; • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации; • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
4 • организовать активную учебную индивидуальную и коллективную деятельность учащихся и в кабинете информатики, и за его пределами. • организовать проектную деятельность, подкреплённую базовыми представлениями об информации и информационных процессах, обеспечивающих отработку методов и технологий работы с информацией. • не допустить появления негативных последствий при работе с компьютерной и цифровой техникой и добиться соответствия гигиенических норм учащихся регламентированным гигиеническим нормам. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане Согласно учебного плана МБОУ «Житнянская СОШ» на 2015-2016 учебный год в 9 классе на изучение предмета «Информатика и ИКТ» отводится 68 часов. Система контроля Тестирование – 3 Зачетная практическая работа – 4 Практических работ – 35
5
Содержание тем учебного курса
Тема Содержание (согласно примерной программе) Информация и информационные процессы (3 часа) Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места.
Информационные технологии в обществе
Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов. Основные этапы развития средств информационных технологий. Практические работы: 1. Оценка скорости передачи и обработки информационных объектов, стоимости информационных продуктов и услуг связи. 2. Защита информации от компьютерных вирусов. 3. Установка лицензионной, условно бесплатной и свободно распространяемой программы. Практикум: Организация группового информационного пространства для решения коллективной задачи. Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов Правовая охрана информационных ресурсов
6 Планирование работы. Организация коллективной работы над документом, использование электронной почты. Сохранение для индивидуального и коллективного использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей и ссылок на них. Защита информации от компьютерных вирусов, работа с антивирусной программой. Использование правил ограничения доступа для обеспечения защиты от компьютерных вирусов. Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, обществознание, естествознание. Математические основы информатики (12 часов) Общие сведения о системах счисления
Представление информации
Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации. Компьютерное представление текстовой информации. Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять). Двоичная система счисления. Двоичная арифметика Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. «Компьютерные» системы счисления Правило перевода целых десятичных
7 чисел в систему счисления с основанием q Кодирование звуковой информации. Представление числовой информации в различных системах счисления. Компьютерное представление числовой информации. Практические работы: 4. Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления в различных системах счисления с помощью программного калькулятора. 5. Кодирование текстовой информации. Определение числовых кодов символов и перекодировка русскоязычного текста в текстовом редакторе. 6. Кодирование графической информации. Установка цвета в палитре RGB в графическом редакторе. 7. Кодирование звуковой информации. Запись звуковых файлов с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации). Представление целых чисел Представление вещественных чисел Высказывание. Логические операции Построение таблиц истинности для логических выражений Свойства логических операций Решение логических задач Логические элементы Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». Проверочная работа (тест) Моделирование и формализация (8 часов) Моделирование как метод познания
Формализация и моделирование
Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе – компьютерного. Модели, управляемые Знаковые модели Графические модели Табличные модели
8 компьютером. Виды информационных моделей. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Диаграммы, планы, карты. Таблица как средство моделирования. Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь. Практические работы: 8. Постановка и проведение эксперимента в виртуальной компьютерной лаборатории. 9. Построение генеалогического дерева семьи. 10.Создание схемы и чертежа в системе автоматизированного проектирования. 11.Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием системы программирования. 12.Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием динамических таблиц. 13.Построение и исследование геоинформационной модели в электронных таблицах или специализированной геоинформационной системе.
Хранение информации
Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных Система управления базами данных Создание базы данных. Запросы на выборку данных Обобщение и систематизация основных понятий темы «Моделирование и формализация». Проверочная работа (зачетная практическая работа)
9 базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения. Поиск, удаление и сортировка данных. Практические работы: 14.Поиск записей в готовой базе данных. 15.Сортировка записей в готовой базе данных. Практикум: Работа с моделями Использование моделей и моделирующих программ в области естествознания, обществознания, математики. Использование простейших возможностей системы автоматизированного проектирования для создания чертежей, схем, диаграмм. Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, черчение, технология, естествознание. Практикум: Работа с учебной базой данных. Поиск необходимой информации. Ввод информации.
10 Обработка запросов. Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, обществоведение, филология. Основы алгоритмизации (12 часов) Алгоритмы и исполнители
Алгоритмы и исполнители
Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека. Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ). Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных. Практические работы: 16. Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения. 17. Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор ветвления. 18. Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор цикла. Способы записи алгоритмов Объекты алгоритмов Алгоритмическая конструкция «следование» Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная форма ветвления Сокращенная форма ветвления Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы Цикл с заданным условием окончания работы Цикл с заданным числом повторений
11 19. Разработка алгоритма (программы), содержащей подпрограмму. 20. Разработка алгоритма (программы) по обработке одномерного массива. 21. Разработка алгоритма (программы), требующего для решения поставленной задачи использования логических операций. Конструирование алгоритмов Алгоритмы управления Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации». Проверочная работа (тест) Начала программирования (16 часов) Общие сведения о языке программирования Паскаль
Алгоритмы и исполнители
Языки программирования, их классификация. Правила представления данных. Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. Этапы разработки программы: алгоритмизация – кодирование – отладка – тестирование. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы. Практикум: Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу Разработка алгоритма, решающего поставленную задачу с использованием математических функций для записи арифметических выражения, операторов ветвления и цикла. Разработка алгоритма для решения поставленной задачи с использованием Организация ввода и вывода данных Программирование как этап решения задачи на компьютере Программирование линейных алгоритмов Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений Программирование циклов с заданным условием продолжения работы Программирование циклов с заданным условием окончания работы
12 вспомогательных алгоритмов, в том числе по обработке одномерного массива. Предметы и образовательные области, в изучении которых реализуется данный раздел практикума: информатика и информационные технологии, математика, естествознание. Программирование циклов с заданным числом повторений Различные варианты программирования циклического алгоритма Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива Вычисление суммы элементов массив Последовательный поиск в массиве Сортировка массива Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования». Проверочная работа (зачетная практическая работа) Обработка числовой информации в электронных таблицах (6 часов) Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы
Обработка числовой информации
Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки). Типы данных: числа, формулы, текст. Организация вычислений. Относительные,
13 абсолютные и смешанные ссылки Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции. Практические работы: 22.Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных. 23.Создание и обработка таблиц. 24.Ввод математических формул и вычисление по ним. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах. 25.Построение диаграмм и графиков. Практикум: Создание и обработка таблиц с результатами измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов. Изменение данных, ввод данных в готовую таблицу, переход к графическому представлению информации (построение диаграмм). Заполнение подготовленной на основании шаблона динамической таблицы данными, полученными в результате наблюдений и опросов, нахождение наибольшего и наименьшего значения, среднего значения с использованием готовых шаблонов. Создание и обработка таблиц с результатами измерений (в том числе с использованием при-соединяемых к компьютеру датчиков) и опросов. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление аналитической зависимости на графике. Встроенные функции. Логические функции Сортировка и поиск данных Построение диаграмм и графиков Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка числовой информации в электронных таблицах». Проверочная работа (зачетная практическая работа)
14 Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, обществоведение. Коммуникационные технологии (10 часов) Локальные и глобальные компьютерные сети
Коммуникационные технологии
Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации. Локальные и глобальные компьютерные сети. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам. Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, не компьютерных источниках информации. Компьютерные и не компьютерные каталоги; поисковые машины; запросы. Архивирование и разархивирование. Практические работы: 26.Регистрация почтового ящика электронной почты, создание и отправка сообщения. 27.Путешествие по Всемирной паутине. Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера Доменная система имен. Протоколы передачи данных Всемирная паутина. Файловые архивы Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет Технологии создания сайта Содержание и структура сайта Оформление сайта Размещение сайта в Интернете Обобщение и систематизация основных понятий темы «Коммуникационные технологии». Проверочная работа
15 (зачетная практическая работа) 28.Участие в коллективном взаимодействии: форум, телеконференция, чат. 29.Создание архива файлов и раскрытие архива с использованием программы- архиватора. 30.Загрузка файла из файлового архива. 31.Поиск документа с использованием системы каталогов и путем ввода ключевых слов. 32.Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей (Интернет) и ссылок на них. 33.Создание комплексного информационного объекта в виде веб-странички, включающей графические объекты с использованием шаблонов. Практикум: Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде веб-страницы (веб-сайта) с использованием шаблонов. Планирование веб-страницы (веб-сайта). Поиск необходимой информации. Ввод текста, форматирование текста, включение в документ таблиц, графиков, изображений. Использование ссылок (гипертекста). Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные
16 технологии, филология, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство. Итоговое повторение (1 часа) Обобщение и систематизация основных понятий курса
Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего

мира
(природных, культурно-исторических, школьной жизни, индивидуальной и семейной истории): - запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов); - текстов, (в том числе с использованием сканера и программ распознавания, расшифровки устной речи); - музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры);
Рисунки и фотографии.
Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов.
Звуки и видеоизображения.
Композиция и монтаж. Использование простых анимационных графических объектов.
Проектирование и моделирование.
Чертежи.Двумерная и трехмерная графика. Использование стандартных
17 графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов
Тексты.
Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение изменений. Проверка правописания, словари. Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Печать текста. Планирование работы над текстом. Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат) Результаты обучения Обязательные результаты изучения курса «Информатика и информационные технологии» приведены в подразделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни. Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых понятий, принципов и закономерностей. Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: создавать информационные объекты, оперировать ими, оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов,
18 приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации. Применять средства информационных технологий для решения задач. В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки конкретного учебного предмета и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.
19
Требования к уровню подготовки по окончанию 9 класса
знать/понимать • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации; • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации; • программный принцип работы компьютера; • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий; уметь • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности; • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации; • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, не компьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам; • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности,
20 гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений; • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы; • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
21
Перечень учебно-методического обеспечения
Аппаратные средства  Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.  Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.  Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.  Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.  Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.  Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
22  Устройства создания графической информации (графический планшет) – используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.  Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) – позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.  Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.  Датчики (расстояния, освещенности, температуры, силы, влажности, и др.) – позволяют измерять и вводить в компьютер информацию об окружающем мире.  Управляемые компьютером устройства – дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики. Программные средства  Операционная система.  Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).  Антивирусная программа.  Программа-архиватор.
23  Клавиатурный тренажер.  Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.  Звуковой редактор.  Простая система управления базами данных.  Простая геоинформационная система.  Система автоматизированного проектирования.  Виртуальные компьютерные лаборатории.  Программа-переводчик.  Система оптического распознавания текста.  Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).  Система программирования.  Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).  Браузер (входит в состав операционных систем или др.).  Программа интерактивного общения  Простой редактор Web-страниц Учебно-методическое обеспечение представлено учебниками и дополнительной литературой, электронными материалами.
24
Календарно-тематическое планирование



п/п

урок

а

Наименование раздела,

темы урока

Колич

ество

часов

Дата

по

плану

Дата

прове

дения

Вид

учебного

занятия

Содержание, форма контроля знаний
Информация и информационные процессы (3 часа) 1 Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. Д/з § 1 Комбинир ованный Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Этика и право при создании и использовании информации. Практическая работа № 1. Оценка скорости передачи и обработки информационных объектов, стоимости информационных продуктов и услуг связи. 2 Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Д/з § 1 Комбинир ованный Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов. Основные этапы развития средств информационных технологий. Практическая работа № 2. Защита информации от компьютерных вирусов. Практическая работа № 3. Установка лицензионной, условно бесплатной и свободно распространяемой программы. 3 Правовая охрана информационных ресурсов. Д/з § 1 Комбинир ованный Практикум: Организация группового информационного пространства для решения коллективной задачи. Планирование работы. Организация коллективной работы над документом, использование электронной почты. Сохранение для индивидуального и коллективного использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей и ссылок на них. Защита информации от компьютерных вирусов, работа с антивирусной программой. Использование правил ограничения доступа для обеспечения защиты от компьютерных вирусов. Математические основы информатики (12 часов)
25 4 Общие сведения о системах счисления. Д/з § 1 Комбинир ованный Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. 5 Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Д/з § 1 Комбинир ованный Дискретная форма представления информации. Компьютерное представление текстовой информации. 6 Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. «Компьютерные» системы счисления. Д/з § 1 Комбинир ованный Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять). Кодирование звуковой информации. 7 Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q. Д/з § 1 Комбинир ованный Представление числовой информации в различных системах счисления. Компьютерное представление числовой информации. 8 Представление целых чисел. Д/з § 1 Комбинир ованный Практическая работа № 4. Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления в различных системах счисления с помощью программного калькулятора. 9 Представление вещественных чисел. Д/з § 1 Комбинир ованный Практические работы №4. Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления в различных системах счисления с помощью программного калькулятора. 10 Высказывание. Логические операции. Д/з § 1 Применен ия знаний и умений Практическая работа № 5. Кодирование текстовой информации. Определение числовых кодов символов и перекодировка русскоязычного текста в текстовом редакторе.
26 11 Построение таблиц истинности для логических выражений. Д/з § 1 Применен ия знаний и умений Практические работы №5. Кодирование текстовой информации. Определение числовых кодов симво- лов и перекодировка русскоязычного текста в текстовом редакторе. 12 Свойства логических операций. Д/з § 1 Комбинир ованный Практическая работа № 6. Кодирование графической информации. Установка цвета в палитре RGB в графическом редакторе. 13 Решение логических задач. Д/з § 1 Комбинир ованный Практические работы №6. Кодирование графической информации. Установка цвета в палитре RGB в графическом редакторе. 14 Логические элементы. Д/з § 1 Комбинир ованный Практическая работа № 7. Кодирование звуковой информации. Запись звуковых файлов с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации). 15 Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». Проверочная работа (тест). Д/з § 1 Комбинир ованный Практические работы №7. Кодирование звуковой информации. Запись звуковых файлов с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации). Моделирование и формализация (8 часов) 16 Моделирование как метод познания Д/з § 1 Комбинир ованный Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе – компьютерного. Практическая работа № 8. Постановка и проведение эксперимента в виртуальной компьютерной лаборатории. 7 Знаковые модели Д/з § 1 Комбинир ованный Модели, управляемые компьютером. Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь. Практическая работа № 9. Построение генеалогического дерева семьи. 18 Графические модели Д/з § 1 Комбинир ованный Виды информационных моделей. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Диаграммы, планы, карты. Таблица как средство моделирования. Практическая работа № 10. Создание схемы и чертежа в системе автоматизированного проектирования.
27 19 Табличные модели Д/з § 1 Комбинир ованный Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Практическая работа № 11. Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием системы программирования. 20 База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных Д/з § 1 Комбинир ованный Ввод и редактирование записей. Практическая работа № 12. Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием динамических таблиц. 21 Система управления базами данных Д/з § 1 Комбинир ованный Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения. Поиск, удаление и сортировка данных. Практическая работа № 13. Построение и исследование геоинформационной модели в электронных таблицах или специализированной геоинформационной системе. 22 Создание базы данных. Запросы на выборку данных Д/з § 1 Комбинир ованный Практическая работа № 14. Поиск записей в готовой базе данных. Практикум: Работа с моделями. Использование моделей и моделирующих программ в области естествознания, обществознания, математики. 23 Обобщение и систематизация основных понятий темы «Моделирование и формализация». Проверочная работа (зачетная практическая работа) Д/з § 1 Применен ия знаний и умений Практическая работа № 15. Сортировка записей в готовой базе данных. Практикум: Использование простейших возможностей системы автоматизированного проектирования для создания чертежей, схем, диаграмм. Основы алгоритмизации (12 часов)
28 24 Алгоритмы и исполнители Д/з § 1 Применен ия знаний и умений Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека. 5 Способы записи алгоритмов Д/з § 1 Комбинир ованный Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ). 26 Объекты алгоритмов Д/з § 1 Комбинир ованный Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. 27 Алгоритмическая конструкция «следование» Д/з § 1 Комбинир ованный Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. 28 Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная форма ветвления Д/з § 1 Комбинир ованный Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. 29 Сокращенная форма ветвления Д/з § 1 Комбинир ованный Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. 30 Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы Д/з § 1 Комбинир ованный Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Практическая работа № 16. Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения. 31 Цикл с заданным условием окончания работы Д/з § 1 Комбинир ованный Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Практическая работа № 17. Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор ветвления.
29 32 Цикл с заданным числом повторений Д/з § 1 Применен ия знаний и умений Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Практическая работа № 18. Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор цикла. 33 Конструирование алгоритмов Д/з § 1 Применен ия знаний и умений Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных. Практическая работа № 19. Разработка алгоритма (программы), содержащей подпрограмму. 34 Алгоритмы управления Д/з § 1 Применен ия знаний и умений Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных. Практическая работа № 20. Разработка алгоритма (программы) по обработке одномерного массива. 35 Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации». Проверочная работа (тест) Д/з § 1 Комбинир ованный Практическая работа № 21. Разработка алгоритма (программы), требующего для решения поставленной задачи использования логических операций. Начала программирования (16 часов) 36 Общие сведения о языке программирования Паскаль Д/з § 1 Комбинир ованный Языки программирования, их классификация. 37 Организация ввода и вывода данных Д/з § 1 Применен ия знаний и умений Языки программирования, их классификация. 38 Программирование как этап решения задачи на компьютере Д/з § 1 Применен ия знаний и умений Правила представления данных. 39 Программирование линейных алгоритмов Д/з § 1 Применен ия знаний и умений Правила представления данных.
30 40 Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор Д/з § 1 Применен ия знаний и умений Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. 41 Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений Д/з § 1 Комбинир ованный Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. 42 Программирование циклов с заданным условием продолжения работы Д/з § 1 Комбинир ованный Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. 43 Программирование циклов с заданным условием окончания работы Д/з § 1 Комбинир ованный Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. 44 Программирование циклов с заданным числом повторений Д/з § 1 Комбинир ованный Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. 45 Различные варианты программирования циклического алгоритма Д/з § 1 Комбинир ованный Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. 46 Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива Д/з § 1 Комбинир ованный Этапы разработки программы: алгоритмизация – кодирование – отладка – тестирование.
31 47 Вычисление суммы элементов массив Д/з § 1 Комбинир ованный Этапы разработки программы: алгоритмизация – кодирование – отладка – тестирование. 48 Последовательный поиск в массиве Д/з § 1 Применен ие знаний и умений Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы. 49 Сортировка массива Д/з § 1 Применен ие знаний и умений Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы. 50 Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль Д/з § 1 Применен ие знаний и умений Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы. 51 Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования». Проверочная работа (зачетная практическая работа) Д/з § 1 Применен ие знаний и умений Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы. Обработка числовой информации в электронных таблицах (6 часов) 52 Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы Д/з § 1 Применен ие знаний и умений Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки). Практическая работа № 22. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных.
32 53 Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки Д/з § 1 Применен ие знаний и умений Типы данных: числа, формулы, текст. Практическая работа № 23. Создание и обработка таблиц. 54 Встроенные функции. Логические функции Д/з § 1 Применен ие знаний и умений Абсолютные и относительные ссылки. Практическая работа № 24. Ввод математических формул и вычисление по ним. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах. 55 Сортировка и поиск данных Д/з § 1 Комбинир ованный Встроенные функции. Практическая работа № 25. Построение диаграмм и графиков. 56 Построение диаграмм и графиков Д/з § 1 Комбинир ованный Практикум: Создание и обработка таблиц с результатами измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов. Изменение данных, ввод данных в готовую таблицу, переход к графическому представлению информации (построение диаграмм). Заполнение подготовленной на основании шаблона динамической таблицы данными, полученными в результате наблюдений и опросов, нахождение наибольшего и наименьшего значения, среднего значения с использованием готовых шаблонов. 57 Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка числовой информации в электронных таблицах». Проверочная работа (зачетная практическая работа) Д/з § 1 Комбинир ованный Практикум: Создание и обработка таблиц с результатами измерений (в том числе с использованием при- соединяемых к компьютеру датчиков) и опросов. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление аналитической зависимости на графике. Коммуникационные технологии (10 часов)
33 58 Локальные и глобальные компьютерные сети Д/з § 1 Комбинир ованный Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации. Практическая работа № 26. Регистрация почтового ящика электронной почты, создание и отправка сообщения. 59 Как устроен Интернет. IP- адрес компьютера Д/з § 1 Комбинир ованный Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации. Практическая работа № 27. Путешествие по Всемирной паутине. 60 Доменная система имен. Протоколы передачи данных Д/з § 1 Комбинир ованный Локальные и глобальные компьютерные сети. Практическая работа № 28. Участие в коллективном взаимодействии: форум, телеконференция, чат. 61 Всемирная паутина. Файловые архивы Д/з § 1 Комбинир ованный Локальные и глобальные компьютерные сети. Практическая работа № 29. Создание архива файлов и раскрытие архива с использованием программы-архиватора. 62 Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет Д/з § 1 Комбинир ованный Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. Практическая работа № 30. Загрузка файла из файлового архива. 63 Технологии создания сайта Д/з § 1 Комбинир ованный Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. Практическая работа № 31. Поиск документа с использованием системы каталогов и путем ввода ключевых слов. 64 Содержание и структура сайта Д/з § 1 Комбинир ованный Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам. Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, не компьютерных источниках информации. Компьютерные и не компьютерные каталоги; поисковые машины; запросы. Архивирование и разархивирование. Практическая работа № 32. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей (Интернет) и ссылок на них.
34 65 Оформление сайта Д/з § 1 Комбинир ованный Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам. Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, не компьютерных источниках информации. Компьютерные и не компьютерные каталоги; поисковые машины; запросы. Архивирование и разархивирование. Практическая работа № 33. Создание комплексного информационного объекта в виде веб-странички, включающей графические объекты с использованием шаблонов. 66 Размещение сайта в Интернете Д/з § 1 Комбинир ованный Практикум: Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде веб-страницы (веб- сайта) с использованием шаблонов. Планирование веб-страницы (веб-сайта). Поиск необходимой информации. Ввод текста, форматирование текста, включение в документ таблиц, графиков, изображений. Использование ссылок (гипертекста). 67 Обобщение и систематизация основных понятий темы «Коммуникационные технологии». Проверочная работа (зачетная практическая работа) Д/з § 1 Комбинир ованный Практикум: Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде веб-страницы (веб- сайта) с использованием шаблонов. Планирование веб-страницы (веб-сайта). Поиск необходимой информации. Ввод текста, форматирование текста, включение в документ таблиц, графиков, изображений. Использование ссылок (гипертекста). Повторение (1 часа)
35 68 Обобщение и систематизация основных понятий курса 1 Комбинир ованный
Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира
(природных, культурно-исторических, школьной жизни, индивидуальной и семейной истории): - запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов); - текстов, (в том числе с использованием сканера и программ распознавания, расшифровки устной речи); - музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры);
Рисунки и фотографии.
Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов.
Звуки и видеоизображения.
Композиция и монтаж. Использование простых анимационных графических объектов.
Проектирование и моделирование.
Чертежи.Двумерная и трехмерная графика. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов
Тексты.
Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение изменений. Проверка правописания, словари. Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Печать текста. Планирование работы над текстом. Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат)


В раздел образования