Автор: Бутовец Наталья Анатольевна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ СОШ №69
Населённый пункт: Приморский край, г. Владивосток
Наименование материала: статья
Тема: Изобразительная деятельность и психика ребенка
Раздел: среднее образование
Изобразительная деятельность и психика ребенка.
Изобразительная деятельность - одно из первых и наиболее доступных
средств самовыражения ребенка, в котором проявляются
стороны детской
психики. По мнению некоторых специалистов, изобразительная деятельность
роль совершенствования детского организма и в том числе психики.
Эффективность педагогического труда невозможна без развития чувства
ответственности,
постоянной
сосредоточенности,
неустанной
рефлексии,
непрерывных поисков информации, действенных путей, методов и средств
обучения и воспитания. Это творческий, эмоционально насыщенный труд,
требующий
глубоких
убеждений,
целеустремленности,
больших
волевых
усилий, любви к профессии.
Проблема детского художественного творчества интересует каждого, кто
так
или
иначе
соприкасается
с
миром
детей,
ищет
пути
и
формы
сотрудничества с ними. Как приблизиться к интересам ребенка? Как понять его
проблемы, найти ключик к той волшебной двери, за которой открываются
бескрайние просторы детских тайн постижения мира? Как не подсматривая , не
навязывая своего взрослого отношения к миру, постичь чистоту детского
восприятия, научиться у них открытости и искренности, которые делают каждого
ребенка
похожим
на
маленького
принца?
Знаменитый
педагог
В.А.
Сухомлинский писал: « Дети не просто переносят на бумагу что-то
из
окружающего мира, входят в него, как творцы красоты наслаждаются этой
красотой».
Одним из средств выразительности является цвет. Использование цвета и
отражение цвета в создании образа задействованы психические процессы,
которые, по мнению многих педагогов и психологов, необходимо развивать
любой художественной деятельностью.
Художественно-творческая деятельность
включает в себя не только
процесс созидания, но и восприятия, общения, а на определенном этапе работы
с детьми становится мощным стимулом для взаимодействия, дружбы и общей
радости.
Развитие человека – сложный, длительный и противоречивый процесс. На
развитие ребенка влияют множество факторов: наследственность, среда,
воспитание, а также его собственная деятельность, т.е. активность.
В раннем возрасте окружение ребенка может создать такую нагрузку на
его психику, которая оставит ему тяжелейшие психические
травмы. Эти
нерешенные проблемы и противоречия уходят в бессознательную сферу
психики
ребенка
и
удерживаются
там
с
помощью
родительских
и
социокультурных
запретов.
Для
обеспечения хорошего физического и
психического здоровья необходимо убрать эти запреты. Занятия искусством
имеют, по сути, сходный с психоанализом механизм. Это та деятельность,
которая открывает клапаны для очищения души, т.е. снимает запреты. В этом
бесценное предназначение искусства. Душевная боль, проблемы, комплексы –
все
это
может
навалиться
на
несчастного
человека,
погруженного
в
дисгармоничное общество, все это может быть существенно скомпенсировано и
гармонизировано
занятиями
искусством.
Среди
разных
видов
искусства
наиболее доступно для ребенка - изобразительное. Анализируя детский
рисунок, можно глубоко разобраться в душевных переживаниях ребенка и, если
у него серьезные проблемы, то соответствующим методом их можно разрешить.
Патологическое содержание рисунка, грязные цвета, их дисгармоничное
соотношение, доминирование черно-мрачных мотивов – все это может говорить
об определенном
неблагополучии психики ребенка, связанного с семьей,
детским садом, школой, товарищами.
Напротив, совершенствование композиции, линии, пропорций, живописной
палитры,
чистота
цветов
и
их
эстетическое
соотношение
будут
свидетельствовать
о
внутреннем
исцелении,
о
внутреннем
очищении
и
гармонизации
духовных
и
физических
сил
человека.
Замечательный
педагог, художник, скульптор и писатель – Е.Г. Макарова
успешно
решила
множество
сложных
детских
проблем
с
помощью
изобразительной деятельности. Так, например, с помощью лепки и живописи
она лечила детей от заикания, снимала тяжелейшие аутичные состояния,
возвращала в семьи трудных детей радость и надежду.
Изобразительная деятельность играет важную роль в коррекции детей с
отклоняющим
поведением
и
плохой
успеваемостью.
Дети плохо учатся, у них
плохое поведение… Можно перечислять разные
причины таких явлений. Однако, довольно редко обращают внимание на то, что
причиной может быть нездоровье – психическое или физическое. Создать
максимальный
здоровый фон обучения и оздоровить, по возможности,
семейную обстановку ребенку.
«Сперва любить – потом учить» (Я.М. Коменский). Эти известные слова
великого определяют стержневую суть школы.
Нравственность – высшая
цель педагогики.
Любить – это основное
проявление нравственности. Любовь к Богу и к жизни, любовь к ближнему, как к
самому себе, любовь к познанию. Любовь к окружающему миру – без всего
этого человек будет ущербен.
Опыт работы с детьми с каждым годом все больше и больше убеждает в
том, что
нет детей, не способных
к изобразительной деятельности.
К
творчеству способен каждый ребенок. Каждый по- своему талантлив, каждый
имеет
право на самовыражение и успех. Творчество - процесс
глубоко
индивидуальный , в детском рисунке проявляются представления ребенка о
быте, природе, своем
месте в мире, выраженные
доступными ему
художественными материалами.
И педагоги, и родители должны стремиться максимальному развитию в
себе способности поддержать у ребенка интерес к тому делу, которым он
занимается. И не случайно искусство – символ гармоничной человеческой
деятельности, согласования и внутреннего единства разума, души и тела.
Именно искусство способно любой школьный предмет перевести в состояние
не отторгаемого ребенком, а напротив, легко им принимаемого опыта, знания,
умения.
Согласованное развитие всех качеств психики ребенка может проходить
только при активном вовлечении в работу интеллектуальной, душевной и
физической организации человека. По этому принципу должна строиться подача
материала любого изучаемого предмета.
Если мы желаем видеть развитие ребенка действительно гармоничным.
Мы должны четко представлять , что его деятельность и окружение также
должны быть в состоянии гармонии.
Изобразительное
искусство
развивает
зрительную
память,
наблюдательность, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев,
глазомер, усидчивость, умение сосредоточиться, настойчивость в достижении
цели , наконец чувство ритма и гармонии. Опытный педагог изобразительного
искусства
научит детей видеть красоту окружающего мира и добиваться
совершенства в своей работе. Педагогика доверия в значительной степени
опирается
на участие
в обучении
самих учеников. Изобразительная
деятельность
имеет
большое
значение
для
всестороннего
развития
психических, познавательных процессов детей.
Надо бы всем нам, педагогам, помнить, что перед нами не только объект
воспитания, а человек, имеющий свой взгляд на вещи, свой голос, свое
собственное
хотение.
«Суверенитет личности» - вот что должно быть
гарантировано каждому из наших воспитанников.