Напоминание

Изобразительная деятельность и психика ребенка


Автор: Бутовец Наталья Анатольевна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ СОШ №69
Населённый пункт: Приморский край, г. Владивосток
Наименование материала: статья
Тема: Изобразительная деятельность и психика ребенка
Раздел: среднее образование





Назад




Изобразительная деятельность и психика ребенка.

Изобразительная деятельность - одно из первых и наиболее доступных

средств самовыражения ребенка, в котором проявляются

стороны детской

психики. По мнению некоторых специалистов, изобразительная деятельность

роль совершенствования детского организма и в том числе психики.

Эффективность педагогического труда невозможна без развития чувства

ответственности,

постоянной

сосредоточенности,

неустанной

рефлексии,

непрерывных поисков информации, действенных путей, методов и средств

обучения и воспитания. Это творческий, эмоционально насыщенный труд,

требующий

глубоких

убеждений,

целеустремленности,

больших

волевых

усилий, любви к профессии.

Проблема детского художественного творчества интересует каждого, кто

так

или

иначе

соприкасается

с

миром

детей,

ищет

пути

и

формы

сотрудничества с ними. Как приблизиться к интересам ребенка? Как понять его

проблемы, найти ключик к той волшебной двери, за которой открываются

бескрайние просторы детских тайн постижения мира? Как не подсматривая , не

навязывая своего взрослого отношения к миру, постичь чистоту детского

восприятия, научиться у них открытости и искренности, которые делают каждого

ребенка

похожим

на

маленького

принца?

Знаменитый

педагог

В.А.

Сухомлинский писал: « Дети не просто переносят на бумагу что-то

из

окружающего мира, входят в него, как творцы красоты наслаждаются этой

красотой».

Одним из средств выразительности является цвет. Использование цвета и

отражение цвета в создании образа задействованы психические процессы,

которые, по мнению многих педагогов и психологов, необходимо развивать

любой художественной деятельностью.

Художественно-творческая деятельность

включает в себя не только

процесс созидания, но и восприятия, общения, а на определенном этапе работы

с детьми становится мощным стимулом для взаимодействия, дружбы и общей

радости.

Развитие человека – сложный, длительный и противоречивый процесс. На

развитие ребенка влияют множество факторов: наследственность, среда,

воспитание, а также его собственная деятельность, т.е. активность.

В раннем возрасте окружение ребенка может создать такую нагрузку на

его психику, которая оставит ему тяжелейшие психические

травмы. Эти

нерешенные проблемы и противоречия уходят в бессознательную сферу

психики

ребенка

и

удерживаются

там

с

помощью

родительских

и

социокультурных

запретов.

Для

обеспечения хорошего физического и

психического здоровья необходимо убрать эти запреты. Занятия искусством

имеют, по сути, сходный с психоанализом механизм. Это та деятельность,

которая открывает клапаны для очищения души, т.е. снимает запреты. В этом

бесценное предназначение искусства. Душевная боль, проблемы, комплексы –

все

это

может

навалиться

на

несчастного

человека,

погруженного

в

дисгармоничное общество, все это может быть существенно скомпенсировано и

гармонизировано

занятиями

искусством.

Среди

разных

видов

искусства

наиболее доступно для ребенка - изобразительное. Анализируя детский

рисунок, можно глубоко разобраться в душевных переживаниях ребенка и, если

у него серьезные проблемы, то соответствующим методом их можно разрешить.

Патологическое содержание рисунка, грязные цвета, их дисгармоничное

соотношение, доминирование черно-мрачных мотивов – все это может говорить

об определенном

неблагополучии психики ребенка, связанного с семьей,

детским садом, школой, товарищами.

Напротив, совершенствование композиции, линии, пропорций, живописной

палитры,

чистота

цветов

и

их

эстетическое

соотношение

будут

свидетельствовать

о

внутреннем

исцелении,

о

внутреннем

очищении

и

гармонизации

духовных

и

физических

сил

человека.

Замечательный

педагог, художник, скульптор и писатель – Е.Г. Макарова

успешно

решила

множество

сложных

детских

проблем

с

помощью

изобразительной деятельности. Так, например, с помощью лепки и живописи

она лечила детей от заикания, снимала тяжелейшие аутичные состояния,

возвращала в семьи трудных детей радость и надежду.

Изобразительная деятельность играет важную роль в коррекции детей с

отклоняющим

поведением

и

плохой

успеваемостью.

Дети плохо учатся, у них

плохое поведение… Можно перечислять разные

причины таких явлений. Однако, довольно редко обращают внимание на то, что

причиной может быть нездоровье – психическое или физическое. Создать

максимальный

здоровый фон обучения и оздоровить, по возможности,

семейную обстановку ребенку.

«Сперва любить – потом учить» (Я.М. Коменский). Эти известные слова

великого определяют стержневую суть школы.

Нравственность – высшая

цель педагогики.

Любить – это основное

проявление нравственности. Любовь к Богу и к жизни, любовь к ближнему, как к

самому себе, любовь к познанию. Любовь к окружающему миру – без всего

этого человек будет ущербен.

Опыт работы с детьми с каждым годом все больше и больше убеждает в

том, что

нет детей, не способных

к изобразительной деятельности.

К

творчеству способен каждый ребенок. Каждый по- своему талантлив, каждый

имеет

право на самовыражение и успех. Творчество - процесс

глубоко

индивидуальный , в детском рисунке проявляются представления ребенка о

быте, природе, своем

месте в мире, выраженные

доступными ему

художественными материалами.

И педагоги, и родители должны стремиться максимальному развитию в

себе способности поддержать у ребенка интерес к тому делу, которым он

занимается. И не случайно искусство – символ гармоничной человеческой

деятельности, согласования и внутреннего единства разума, души и тела.

Именно искусство способно любой школьный предмет перевести в состояние

не отторгаемого ребенком, а напротив, легко им принимаемого опыта, знания,

умения.

Согласованное развитие всех качеств психики ребенка может проходить

только при активном вовлечении в работу интеллектуальной, душевной и

физической организации человека. По этому принципу должна строиться подача

материала любого изучаемого предмета.

Если мы желаем видеть развитие ребенка действительно гармоничным.

Мы должны четко представлять , что его деятельность и окружение также

должны быть в состоянии гармонии.

Изобразительное

искусство

развивает

зрительную

память,

наблюдательность, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев,

глазомер, усидчивость, умение сосредоточиться, настойчивость в достижении

цели , наконец чувство ритма и гармонии. Опытный педагог изобразительного

искусства

научит детей видеть красоту окружающего мира и добиваться

совершенства в своей работе. Педагогика доверия в значительной степени

опирается

на участие

в обучении

самих учеников. Изобразительная

деятельность

имеет

большое

значение

для

всестороннего

развития

психических, познавательных процессов детей.

Надо бы всем нам, педагогам, помнить, что перед нами не только объект

воспитания, а человек, имеющий свой взгляд на вещи, свой голос, свое

собственное

хотение.

«Суверенитет личности» - вот что должно быть

гарантировано каждому из наших воспитанников.



В раздел образования