Автор: Крысанова Лариса Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 1 г. Ртищево Саратовской области"
Населённый пункт: г. Ртищево, Саратовская область
Наименование материала: Классный час
Тема: «Режим дня – основа жизни человека»
Раздел: начальное образование
Классный час
«Режим дня – основа жизни человека»
Цель:
- убедить обучающихся в необходимости соблюдать режим дня;
- научить составлять режим дня;
- прививать умение правильно распределять время на работу и отдых;
- научить ценить время.
Ход классного часа:
I.
Постановка проблемного вопроса.
Учитель: Зачем быть воспитанным? (Ответы детей)
Не только детям, но и очень многим взрослым людям хочется, чтобы все их
друзья, и все соседи и даже вовсе незнакомые прохожие, всегда относились
к ним внимательно, по-доброму, всегда любили и уважали их. Чтобы никто-
никто не делал им замечаний.
Но весь секрет в том, что только к опрятно одетому, вежливому,
воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-
доброму. Только такого человека все любят и уважают. И у него есть верные
и надежные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно
II.
Беседа « Режим дня – основа жизни человека»
1.
Введение в тему.
Учитель: Жил-был мальчик Алеша Иванов. Были у Алеши мама, папа, две
бабушки и тетя. Они его любили-обожали. Поэтому Алеша ложился спать,
когда ему хотелось. Спал до полудня. Просыпался… Зевал, широко разинув
рот. А тетя Липа тотчас вливала ему в рот какао.
А обе бабушки протягивали ему пирожное. Алешин папа в это время
старался развеселить ребенка. А мама бежала в магазин, чтобы купить Алеше
какой-нибудь подарок.
У этого мальчишки было ужасно много игрушек, альбомов, книжек,
красок. Они ему так надоели, что Алеша бросал их из окошка на головы
прохожих. А в это время родители делали за своего сына домашнее задание.
В школу Алеша постоянно опаздывал. Но и там ему было скучно.
Поэтому – от скуки – он дергал за косы девчонок, бил малышей, кидал
камнями в птиц, толкал прохожих.
- Что вы можете сказать об этом мальчике?
- Нравится или не нравится вам Алеша Иванов? Если не нравится, то
почему?
- Как вы думаете, почему мальчик постоянно опаздывал в школу?
- Почему Алеше скучно и дома и в школе?
- Хотели бы вы дружить с таким мальчиком?
Учитель: Но вот хорошо воспитанному человеку и скучать –то некогда.
Ведь он живет по строгому распорядку и делает все самостоятельно
- А как же называется такой строгий распорядок, которому мы
следуем в течение дня? (Ответы детей)
Учитель: Правильно, это режим дня.
2.
Основные правила составления режима дня.
Учитель: Правильный режим дня – это правильная организация и наиболее
целесообразное распределение по времени сна, питания, труда, отдыха,
личной гигиены и т.д.
Вы спросите: не лучше ли жить, как хочешь, без режима? Захотел читать
- читай 24 часа подряд, захотел гулять – гуляй сколько хочешь. Но к чему
такой распорядок дня приводить, вы уже слышали.
У большинства людей в повседневной жизни складывается более или
менее постоянный распорядок дня. Приблизительно в одни и те же часы
работают, отдыхают, принимают пищу. Режим дня – это основа нормальной
жизнедеятельности человека, как говорят ученые.
При этом учитывается еще одно важное обстоятельство. Всей живой
природе присуще чувство времени. Организм с астрономической точностью
отмечает ход времени. Биологические ритмы – удивительное явление жизни.
Они зависят от многих причин: смены времени года, колебаний температуры,
солнца и т.д.
Так, известно, что в течение суток отмечаются изменения
работоспособности с двумя «пиками» ее повышения – с 8 до 13 и с 16 до 19
часов.
Вот поэтому необходимо так организовать свой режим дня, чтобы
основная нагрузка была именно в эти часы.
- Как вы думаете. Что лучше делать в эти часы? (Ответы детей)
Учитель: Правильно, с 8 до 13 часов лучше всего заниматься в школе, а с 16
до 19 часов – выполнять домашнее задание.
Но давайте рассмотрим свой режим дня по частям, от утреннего
подъема до вечернего сна.
Ежедневный гигиенический режим жизни означает умение правильно
распределять время работы и для отдыха. Сутки должны быть распределены
так : 1-8 часов работы, 9-10 часов сна, 6-7 часов отдыха, но обязательно
активного.
III.
Составление режима дня школьника.
Учитель: Давайте на нашей схеме составим режим дня для вас.
(На слайде дети составляют режим дня)
IV.
Игры на развитие чувства времени.
Учитель: Научиться ценить время и разумно им пользоваться очень важно.
Для этого надо прежде всего научиться ориентироваться во времени,
«чувствовать» его, ясно представлять себе, что можно сделать за тот или
иной отрезок времени.
Ученик: Мы знаем: время растяжимо,
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
Бывают у него застои,
А иногда оно течет
Ненагруженное, пустое,
Часов и дней напрасный счет.
Пусть равномерны промежутки,
Что разделяют наши сутки,
Но, положив их на весы,
Находим многие минутки
И очень краткие часы.
С.Я.Маршак
Учитель: Предлагаю вам, ребята, дома произвести подсчет: сколько времени
вы тратите на то, чтобы одеться, умыться, убрать за собой, сколько нужно
времени, чтобы дойти до школы и т.д. И мы с вами сравним и выясним,
нельзя ли что-нибудь из перечисленных дел выполнить быстрее и на этом
сэкономить несколько минут для важных дел, на которые никогда не хватает
времени.
А как у вас развито чувство времени мы проверим во время игр.
1.
Начните громко отсчитывать секунды, сопровождая счет взмахом руки,
а я буду проверять вас по секундомеру.
2.
Все вы знаете, что в одной минуте 60 секунд. Каждый из вас по моему
сигналу в полной тишине начнет счет секунд про себя и, когда пройдет
минута, поднимет руку. Затем мы подведем итог, кто поднял руку
вовремя, кто раньше, а кто позже.
3.
Есть очень веселая игра, которая приучает к четкому соблюдению
ритма, а значит, и умению правильно отсчитывать время. Все хором
повторяют слова:
Стоп машина, стоп машина,
Стоп машина, стоп!
Стоп машина, стоп машина,
Стоп машина, стоп!
Тра-та,та-та-та,тра-та,та-та-та
Тра-та,та-та-та,тра-та!
Тра-та,та-та-та,тра-та,та-та-та
Тра-та,та-та-та,тра-та!
Затем каждый отбивает этот ритм кулаком о ладонь. В заключении все
молча, в полной тишине, не шевеля губами, повторяют про себя текст и
в нужный момент должны воскликнуть хором последнее слова:
« Стоп!»
4.
« Цена минуты»
Ученик: Одна хорошая минута
Сделала одно хорошее дело.
Десять хороших минут
Сделали десять хороших дел.
А сколько хороших дел
Можно сделать
За один час,
За один день,
За одну неделю,
За один месяц,
За один год,
Если заниматься делом!
Учитель: минута пролетает так быстро, что и не заметно. Казалось бы, что за
этот срок можно сделать? Но, оказывается, что и за минуту можно сделать не
так уж мало, если постараться.
Давайте проведем соревнование, кто за одну минуту больше:
- напишет аккуратно одну и ту же букву;
- напишет подряд числа, начиная с единицы;
- свяжет обрывки нитки, каждый длиной в 10 см (сравним, у кого нитка
окажется длинней).
V.
Подведение итогов.
Много времени мы тратим бесцельно. Торопимся, спешим, страшно
перегружены. А ведь если тщательно посмотреть, проанализировать свой
режим дня, то мы обязательно обнаружим, что часть времени мы тратим
беспорядочно, бесцельно на необязательные и ненужные дела. В то же время
так не хватает времени на хорошие, полезные дела: сходить в библиотеку,
помочь маме и т.д. поэтому учитесь ценить и экономить время. В нарде
говорят: «копейка рубль бережет», ну а из минут, вы сами понимаете,
складываются часы, дни, годы.
Дети читают стихи
СТИХИ О ЧЕЛОВЕКЕ И ЕГО ЧАСАХ
Ученик 1: Ведут часы секундам счет,
Ведут минутам счет.
Часы того не подведут,
Кто время бережет,
Ученик 2: Кто жить умеет по часам
И ценит каждый час,
Того не надо по утрам
Будить по десять раз
Ученик 3: И он не станет говорить,
Что лень ему вставать,
Зарядку делать, руки мыть
И застилать кровать.
Ученик 4: Успеет он одеться в срок,
Умыться и поесть,
Успеет встать он за станок,
За парту в школе сесть.
Ученик 5: С часами дружба хороша!
Работай, отдыхай,
Уроки делай не спеша
И книг не забывай!
Ученик 6: Чтоб вечером, ложась в кровать,
Когда наступит срок,
Ты мог уверенно сказать:
- Хороший был денек!