Напоминание

«Проблемы воспитания детей дошкольного возраста»


Автор: Хажметова Фарида Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ СОШ сп Арик
Населённый пункт: сп Арик
Наименование материала: «Проблемы воспитания детей дошкольного возраста»
Тема: «Проблемы воспитания детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Проблемы воспитания детей дошкольного возраста»

Ребенок появляется на свет с определенными врожденными задатками, они создают лишь

известные органические предпосылки для его психического развития, не предопределяя

фатально ни характера, ни уровня этого развития. Каждый нормальный ребенок обладает

громадными потенциальными возможностями, и вся проблема заключается в том, чтобы создать

оптимальные условия для их выявления и реализации.

Поведение ребенка отражает поведение его родителей, особенно это актуально в

дошкольном возрасте. Малыш не знает, как действовать в той или иной ситуации — поэтому

он смотрит, как поступают его родители или другие взрослые.

Важная проблема воспитания в этом возрасте — необходимость объяснять малышу, что

взрослый человек не всегда ведет себя правильно, и равняться нужно только на тех людей,

которые совершают хорошие поступки. При этом родители должны понимать, что именно

они являются непререкаемым авторитетом для детей, поэтому должны следить и за своим

поведением.

Вторая проблема дошкольного возраста — активное познание малышом окружающего

мира, так называемый этап «я сам». В это время родители должны удерживать баланс между

строгими запретами и абсолютной вседозволенностью, иначе ребенок вырастет неуверенным

в себе или чересчур избалованным.

ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Отечественные педиатры отмечают тенденцию к резкому снижению физической

активности среди детей разных возрастов. Если всего 20–30 лет назад основными

развлечениями детей были подвижные игры и спорт, то сейчас регулярные физические

нагрузки остались разве что в детсадах и школах. Недостаток активности ведет к развитию

ожирения, повышает риск сахарного диабета, способствует снижению иммунитета.

Специалисты считают, что проблема нехватки активности в детском возрасте связана с

всеобщим снижением интереса к спорту. Если родители сами не имеют никаких активных

хобби, а свободное время предпочитают проводить дома у телевизора, то и ребенок вряд ли

заинтересуется плаванием или футболом.

Еще одна причина недостаточной физической активности в детском возрасте — ограничение

свободного пребывания ребенка на улице в целях безопасности. Родители беспокоятся за

своих детей, поэтому запрещают им гулять в одиночку. Ребенок постоянно находится дома,

где мало простора для подвижных игр.

ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Улучшение качества жизни людей, повышение их материального благополучия — еще

одна проблемная сторона воспитания. Родители, даже не самые обеспеченные, стремятся

дать своему ребенку «все самое лучшее». И в большинстве случаев под этим «лучшим»

родители подразумевают именно материальные блага. Дети носят дорогую одежду, ходят в

школу с телефонами последних моделей, играют с высокотехнологичными игрушками.

Привычка иметь все самое лучшее воспитывает в детях зависимость от материальных

благ, а не от духовных. Внимание детей концентрируется на вещах и комфорте, они реже

проявляют чувство сострадания и жалости, восхищение красотой природы, заботу об

окружающих.

Причина

этого

кроется

не

в

детском

характере,

а

в

особенностях

материального выражения родительской любви.

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Пожалуй, одна из самых важных социальных проблем, связанных с воспитанием

современных детей — недостаток живого общения. Виной тому – обратная сторона

технического

прогресса,

подарившего

нам

обилие

электронных

гаджетов,

великое

разнообразие компьютерных игр и соцсети как альтернативу реальному общению. По

сравнению с предыдущими десятилетиями, на улицах стало значительно меньше дружно

играющих малышей — дети предпочитают сидеть дома с компьютерами и планшетами.

Нехватка живого общения ведет к недостаточному формированию коммуникативных

навыков у детей. Современные подростки часто страдают от неумения заводить друзей,

выстраивать отношения со сверстниками противоположного пола и взрослыми людьми.

ПРОБЛЕМЫ ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ

«Взрослый» разговор — это основная психологическая проблема родителей в воспитании

современных детей. Из-за неограниченного доступа к информации, дети уже в раннем

возрасте узнают про секс. Но далеко в этом вопросе их знания не развиваются: в силу

возраста детям не интересно узнавать, как защищаться от половых инфекций или

нежелательной беременности.

Многие родители не разговаривают с детьми о половом воспитании из-за стеснения,

неловкости, неумения подобрать нужные слова. Им кажется, что как раз из-за свободного

доступа к информации ребенок «разберется как-нибудь сам». Но в том и проблема, что найти

и отсеять корректные данные о правилах здоровой половой жизни самостоятельно ребенок

не сможет из-за недостатка опыта. К тому же, в таком деликатном вопросе нужен совет

близкого человека, а не безликой интернет-страницы. А взрослые зачастую, вместо

разговора по душам, пугают детей в духе «принесешь в подоле — выгоню из дома». На этой

почве развивается конфликт доверия между родителями и детьми.

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ

Воспитание детей с особенностями развития представляет большую сложность для

родителей, прежде всего из-за невозможности прогнозировать поведение ребенка. Аутизм,

синдром дефицита внимания, глухота, слепота и другие состояния создают проблемы в

обучении , формировании социальных и бытовых навыков. Родителям требуется немало

терпения и самообладания, чтобы спокойно реагировать на поведение ребенка, которое

часто очень далеко от общепринятых норм.

Сложность взаимодействия с особенным ребенком заключается в том, что по поведению и

внешнему виду практически невозможно понять, что происходит с психикой малыша.

Например, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью могут весело и

беззаботно играть, бегать и прыгать, переживая внутри глубокую тревогу и беспокойство –

просто по-другому они не умеют выражать свои эмоции.

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ

Неполная семья — это отсутствие у ребенка одного из родителей. Оставшийся родитель

нередко чувствует вину перед сыном или дочерью за «неполноценность» их жизни, и

старается компенсировать этот недостаток. Отсюда возникает такая проблема воспитания

детей, особенно подростков, как чрезмерное потакание капризам. Любое желание родитель

старается тут же исполнить, даже если это потребует от него серьезных усилий и

финансовых затрат. В результате ребенок вырастает избалованным, считает, что все

окружающие должны действовать ему в угоду.

Вторая крайность, в которую нередко впадают родители-одиночки — гиперопека,

диктаторское отношение к ребенку. Такая проблема воспитания детей в неполной семье

более характерна для матерей-одиночек. Строжайший контроль, запреты практически на все

и частые наказания в ответ на непослушание формируют у детей низкую самооценку,

неспособность общаться со сверстниками, панический страх неудач.

КАК ПРАВИЛЬНО ВОСПИТАТЬ УСПЕШНОГО РЕБЕНКА

В воспитании детей нет четкого единого алгоритма или сборника правил, которому можно

следовать, чтобы воспитать успешного и послушного ребенка. У всех детей разные

характеры, свои взаимоотношения с окружающим миром. Детские психологи могут дать

лишь рекомендации родителям, которые хотят избежать ошибок в воспитании своих детей.

Каждый ребенок — это личность, у которой есть свой характер, таланты и желания.

Необходимо это учитывать, давать больше самостоятельности в принятии решений.

Все дети способны к диалогу — в том числе, самые капризные и крикливые. Почти

все проблемы воспитания можно решить спокойным и доверительным разговором,

главное, говорить с детьми искренне.

У ребенка должна быть возможность доверять своим родителям. Дети должны знать,

что с любой проблемой могут обратиться к маме или папе, и те обязательно помогут.

Если есть какие-то сложности в воспитании ребенка, проанализируйте семейную

ситуацию, учитывая возраст ребенка и события, происходящие вокруг него. Вполне

вероятно, что проблема не в ваших действиях, а в реакции детской психики на внешние

обстоятельства и связанные с ними внутренние переживания. Для детей, особенно

подростков, в норме – переживать кризисы, страдать из-за жизненных трудностей, тяжело

адаптироваться к новым условиям.

Родителям важно найти какое-то решение в таком случае.



В раздел образования