Авторы: Грецкая Елена Владимировна, Ковалевская Ирина Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР Детский Сад №142"
Населённый пункт: г. Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: Проект "Семья"
Тема: «Формирование семейных ценностей у детей раннего дошкольного возраста через проектную деятельность»
Раздел: дошкольное образование
Проект
«СЕМЬЯ»
Период реализации: сентябрь – июнь.
Возрастная категория: 1 – 3 года.
Тип проекта: социально – значимый.
Участники: дети раннего возраста, педагогический коллектив группы,
родители.
Продукт: выставка фотографий «Моя семья», стенгазета «Я и моя семья».
Пояснительная записка
Актуальность и значимость темы:
Как известно, дети раннего возраста отличаются большой эмоциональной
отзывчивостью, что позволяет без труда воспитать в них любовь, добрые
чувства и отношения не только к окружающим людям, но и, прежде всего, к
близким, к своей семье. Это составляет основу нравственно – патриотического
воспитания, его первую и самую важную ступень. Уже в эти годы малышу
важно помочь осознать себя членом семьи, убедить его в том, что именно семья
хранит традиции, передаваемые из поколения в поколение, сохраняет и
развивает лучшие качества людей, является надежной опорой.
Отметим, что ознакомление детей с понятием «семья» невозможна без
поддержки самой семьи. К сожалению, в наше время родители редко бывают
дома с детьми. Чаще всего, дети предоставлены сами себе, ближайшим
родственникам, знакомым. Данный проект проводится в тесном сотрудничестве
с семьями воспитанников, что позволит родителям больше уделять времени
своему ребенку, своей семье, а в некоторых позволит зародить и традиции.
Проблемы:
- У малышей пока еще недостаточно знаний о своей семье.
- Угасание функции семьи в отношении передачи детям значимых семейных и
жизненных ценностей.
Цель и задачи:
Цель:
формирование у детей первоначальных представлений о семье;
воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам.
Задачи:
- формировать у детей понятие «семья»;
- развивать познавательный интерес к членам семьи;
- развивать творческие способности;
- развивать инициативу и самостоятельность;
-
развивать
когнитивные
процессы
(внимание,
память,
мышление,
воображение);
- развивать у детей чувство уверенности в себе;
- воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять
заботу о родных людях.
Предполагаемые результаты:
- дети освоят понятие «семья»;
- дети научатся уважать членов семьи, проявлять заботу о родных людях;
- у детей активизируется интерес к семье, дети научатся узнавать и называть
членов семьи на картинках и фото;
- у детей появиться уверенность в себе.
Предполагаемые риски проекта:
- нежелание родителей принимать участие в проекте;
- отсутствие интереса к проблеме у воспитанников;
- нехватка ресурсов.
Перспективный план проекта
Подготовительный этап:
- Выявление проблемы.
- Анализ информационных ресурсов, опыта коллег
- Формулировка цели и задач.
- Планирование деятельности.
-
Подготовка
необходимого
оборудования,
оснащение
РППС:
демонстрационного материала, наглядно – дидактических пособий по теме
проекта, подборка аудио и видео материалов, оформление центра книг.
2.
Основной этап:
РАЗДЕЛ: «Организация работы с детьми»
Вид деятельности
Срок
1.
Беседа «Моя дружная семья».
2.
Дидактическая игра «Назови ласково».
3.
Пальчиковая игра «Малыш».
4.
Конструирование «Домик».
Сентябрь
1.
Беседа «Что такое семья».
2.
Чтение «Колобок».
3.
Дидактическая игра «Накорми куклу».
4.
С.о. игра «Мама укладывает дочку спать».
Октябрь
1.
Беседа «О бабушке и дедушке».
2.
Чтение С. Капутикян «Моя бабушка».
3.
Дидактическая игра «Уложим куклу спать».
4.
Пальчиковая игра «Очки».
Ноябрь
1.
Беседа «Я и моя семья».
2.
Чтение «Курочка Ряба».
3.
Пальчиковая игра «За работу».
4.
Рисование нетрадиционным способом ладошкой
«Моя семья».
Декабрь
1.
Беседа «О братишках и сестренках».
2.
Чтение «Три медведя».
3.
Пальчиковая игра «Семья».
4.
Лепка «Колобок».
Январь
1.
Беседа «Мой папа».
2.
Чтение «Репка».
3.
Пальчиковая игра «Моя дружная семья».
4.
Утренняя гимнастика «Моя семья».
Февраль
1.
Беседа «Как я помогаю маме».
2.
Чтение Е. Благинина «Посидим в тишине».
3.
Игра драматизация по сказке «Репка».
4.
Рисование нетрадиционным способом ладошкой
«Цветочки для мамочки».
Март
1.
Беседа «Мама дома – повар».
2.
Конкурс
семейного
творчества
«Космические
дали».
3.
Чтение С. Баруздин «Мамина работа».
4.
Рассматривание
иллюстраций
с
изображением
семьи.
Апрель
1.
Беседа «Как помочь больному другу».
2.
Игра драматизация по сказке «Курочка Ряба».
3.
Пальчиковая игра «Дети».
4.
Лепка «Угощение для кукол».
Май
1.
Чтение «Маша и медведь».
2.
Оформление выставки.
3.
Рассматривание картины «Семья».
4.
Совместное
изготовление
с
родителями
Генеалогического древа семьи.
Июнь
РАЗДЕЛ: «Организация работы с родителями»
Вид деятельности
Срок
Консультация «Что такое семья».
Сентябрь
Индивидуальные беседы. Практически рекомендации.
Консультация «Роль семьи в воспитание ребенка».
Индивидуальные беседы. Практически рекомендации.
Октябрь
Помощь в оформлении дидактического материала.
Индивидуальные беседы. Практически рекомендации.
Ноябрь
Анкетирование «Знаете ли вы своего ребенка».
Индивидуальные беседы. Практически рекомендации.
Декабрь
Папка - передвижка «Что такое семья?».
Индивидуальные беседы. Практически рекомендации.
Январь
Консультация «Что такое семья глазами ребенка».
Индивидуальные беседы. Практически рекомендации.
Февраль
Участие в оформлении группы.
Индивидуальные беседы. Практически рекомендации.
Март
Участие в конкурсе семейного творчества.
Консультация «Семейные традиции и их значение в
становлении личности ребенка».
Индивидуальные беседы. Практически рекомендации.
Апрель
Помощь в подборе художественной литературы для
чтения детям.
Индивидуальные беседы. Практически рекомендации.
Май
Родительское
собрание
«Особенности
семейного
воспитания».
Оформление выставки семейных фотографий.
Индивидуальные беседы. Практически рекомендации.
Июнь
3. Заключительный этап:
- Презентация продуктов: выставка фотографий «Моя семья», стенгазета «Я и
моя семья».
- Проведение итогового мероприятия: совместный досуг «Семейная гостиная.
Вместе весело играя».
- Подведение итогов.
- Самоанализ результатов, составление планов на будущее.
Список информационных ресурсов
Научно – методическая литература:
1.
Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей.
Методическое пособие / О.И. Давыдова, А.А. Майер, Л.Г. Богославец. – М.: ТЦ
Сфера, 2019. – 128 с.
2.
Давыдова О.И., Майер А.А., Воронина Н.В. 555 идей для вовлечения
родителей в жизнь детского сада. Методическое пособие / О.И. Давыдова, А.А.
Майер, Л.Г. Богославец. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 128 с.
3.
Попова Л.Н., Гонтаревская М.Н., Киселева М.О. Детско-родительский
клуб «Веселая семейка». Практические материалы / Л.Н. Попова М.Н.,
Гонтаревская, М.О. Киселева. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 128 с.