Напоминание

"Игровая "оболочка" образовательного процесса как современная педагогическая технология, обеспечивающая развитие игровой деятельности дошкольников


Автор: Науёкене Наталья Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №31 "Колокольчик"
Населённый пункт: ЗАТО Железногорск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: "Игровая "оболочка" образовательного процесса как современная педагогическая технология, обеспечивающая развитие игровой деятельности дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игровая «оболочка» образовательного процесса как современная

педагогическая технология, обеспечивающая развитие игровой

деятельности дошкольников

Науёкене Наталья Анатольевна

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ № 31 «Колокольчик», ЗАТО Железногорск

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике

требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым

условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя

гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь

налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом

оставаться

нравственным.

Задача

современной

ДОО

подготовить

выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний,

умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя на всех

этапах жизни.

Как сформировать у дошкольников те качества личности, которые

будут им необходимы на всех этапах жизни?

Для того, чтобы сместить акцент с усвоения фактов (результат –

знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат –

умения), становится необходимым изменить характер (подходы, методы,

приёмы) образовательного процесса, применять педагогические технологии,

способные

заинтересовать

воспитанников

и

мотивировать

их

на

приобретение «знаний», сформировать в ребёнке универсальные способы

действий, обеспечивающие ему возможность продолжения образования в

школе; развить способность к самоорганизации; обеспечить индивидуальный

прогресс

в

основных

сферах

личностного

развития,

готовность

к

саморазвитию, к самоизменению, к самореализации на всех этапах жизни.

Требуются

эффективные

педагогические

технологии,

формы

организации образовательного процесса, активные методы обучения.

Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение, и

есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить

инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и

образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих

целей. И включение активных методов обучения в образовательный процесс

позволяет создать такую среду, как во время организации НОД, так и во

время организации совместной деятельности взрослого и детей.

Необходимость развития умения учиться в корне меняет характер

взаимоотношений между педагогом и воспитанниками, позволяет по-новому

взглянуть на оптимизацию образовательного процесса, переосмыслить

существующие методы обучения:

Как организовать активную детскую деятельность, чтобы каждому

ребёнку было комфортно, интересно и вместе с тем «всё понятно»? («Как

1

обеспечить

одновременно

эффективность

и

увлекательность

образовательного мероприятия?»)

Как

обеспечить

активное

участие

каждого

ребёнка

в

выборе

содержания

своего

образования,

когда

он

становится

субъектом

образования?

Как подобрать тот или иной метод к любому этапу ОМ или другого

события

в

жизни

детей,

режимного

момента,

совместной

или

самостоятельной деятельности, чтобы добиться максимального результата?

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного образования подразумевает активный, деятельностный подход

к обучению. Это значит, что ребенок из объекта обучения переходит в

категорию субъекта. Ребёнок теперь – не пассивный слушатель, а активный

участник образовательного процесса, который сам выбирает траекторию

своего обучения. И эта активность формирует его личность.

ФГОС ДО требует направленного на практическое применение

образовательного процесса, личностного подхода, раскрытия потенциала

каждого ребёнка. Следовательно, требуется и иной подход к организации

образовательного процесса, новые технологии, направленные главным

образом на самостоятельное овладение знаниями и умениями в процессе

активной мыслительной и практической деятельности и строящиеся на

диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения

той или иной проблемы.

Своеобразие образовательного процесса современной ДОО заключается

в его направленности на обеспечение развития каждого дошкольника,

сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей для

раскрытия его способностей и интересов. Фундаментом своевременного и

полноценного личностного развития дошкольника является его развитие в

разных видах детской деятельности, интеграция которых позволяет успешно

решать образовательные задачи, а связующим компонентом является игровая

деятельность дошкольников.

Именно поэтому в практике развития и воспитания детей дошкольного

возраста активно применяются разнообразные инновационные технологии,

позволяющие

оптимизировать

образовательный

процесс

и обеспечить

развитие игровой деятельности дошкольников.

На наш взгляд одной из инновационных технологий является игровая

«оболочка» образовательного процесса.

В основе идеи представляемого опыта лежат основные принципы

дошкольного образования, в частности принцип построения образовательной

деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при

котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего

образования, становится субъектом образования, а игровую «оболочку»

образовательного процесса можно рассматривать как систему развития

детской инициативы и самостоятельности, так как наполнением игровой

2

«оболочки» являются игры, в ходе которых у детей развиваются эти важные

качества личности, а так же любознательность и ответственность.

Что же такое игровая «оболочка»?

Это один из видов игровых технологий, являющийся составной частью

педагогических технологий. Игровую «оболочку» образовательного процесса

можно назвать длительной развивающей игрой.

Игровая «оболочка» понятна детям, так как во многом воспроизводит

ситуацию настольной игры – путешествия с кубиками и фишками (тот же

принцип движения к цели с испытаниями по дороге). Их сюжет прост и

логичен.

Имеет все признаки игровой образовательной технологии:

воображаемая ситуация;

эмоциональная насыщенность;

наличие образовательных задач;

использование игровых методов.

Направленность игровой технологии дошкольного образования:

развитие любознательности и активности;

формирование первичных представлений;

развитие эмоциональной отзывчивости;

овладение средствами общения.

Игровая

«оболочка»

делает

привлекательным

образовательное

содержание.

Её наполнением служат различные игры познавательного, творческого

характера, в них главное назначение игровой «оболочки», а сюжет служит

своеобразной «огранкой» образовательного процесса.

В сюжет включаются традиционные сказочные ситуации: трудность,

необходимость оказания помощи, препятствие и его преодоление, радостный

финал.

Такие игры допускают остановку по ходу, анализ и разбор возникшей

ситуации из позиции «вне игры».

Особенностью игровой «оболочки» является наличие сквозного сюжета

(путешествие, сюжет литературной основы) или общая тема, в рамках

которой осуществляется интеграция образовательных областей.

Требования к игровой «оболочке»:

игровой сюжет мотивирует всех участников на достижение игровой цели;

включённость команды в целом и каждого игрока лично;

возможность действия для каждого игрока;

результаты игры могут быть различны в зависимости от усилий

играющих: должен быть риск неудачи;

игровые задания должны быть подобраны так, чтобы их выполнение было

связано с определёнными сложностями;

вариативность – в игре не должно быть единственно возможного пути

достижения цели;

должны быть заложены различные средства достижения игровой цели.

3

Разновидности игровых «оболочек»:

Игры-сказки.

Создается сказочный мир («страна»), в котором «живет» герой и события.

Дети являются активными участниками игры за счет сопереживания герою,

участия в её сочинении, выполнения практических и игровых действий.

Объект внешнего мира предстает в эмоционально-образной форме.

Структура сказки:

• Зачин – постановка проблемы

• Развитие событий + участие ребенка в разрешении проблемы

• Завершение – разрешение проблемы.

Игры-фантазии.

Переносят в воображаемый мир, включают выполнение

заданий,

связанных с особенностями этого мира. Преимущественно используются в

процессе художественно-творческого развития детей.

Игры-путешествия.

Выстраивание материала вокруг приключенческого сюжета предполагает

наличие

единого

сюжета,

в

основе

которого

лежит

воображаемое

путешествие детей или какого-либо персонажа, преодоление трудностей,

встречи с разными героями.

Структура игровой «оболочки»:

мотивация

целеполагание

реализация цели

достижение и оценка результата (рефлексия)

Конструирование игровой оболочки:

выбор темы;

формулирование темы на «игровом языке»;

определение «дидактических единиц» по теме;

конструирование мотивационной игровой ситуации;

запуск игровой «оболочки»;

наполнение образовательными ситуациями «дидактических единиц»

(блоков);

подведение промежуточного итога на «игровом языке»;

установление связи образовательного содержания с сюжетно-ролевой

игрой, творческими и продуктивными видами деятельности;

подведение итога в соответствии с мотивационной игровой ситуацией.

Игровая «оболочка» образовательного процесса, несомненно, имеет

характеристики, присущие большинству игр:

- свободная развивающая деятельность, предпринимаемая по желанию

самих детей, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не

только от результата («процедурное удовольствие»);

- творческий, в значительной мере импровизированный, активный

характер этой деятельности («поле творчества»);

4

-

эмоциональная

приподнятость

деятельности,

соперничество,

состязательность, конкуренция («эмоциональное напряжение»);

- наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игр,

логическую и временную последовательность ее развития.

Игровую «оболочку» возможно применяю, когда необходимо подвести

итоги образовательной деятельности по определённой теме комплексно-

тематического плана.

Выбор темы, как правило, происходит в соответствии с инициативой и

интересами детей. Планируем игру мы совместно с детьми, которые с

удовольствием предлагают варианты решения поставленной перед ними

проблемы.

В ходе достижения цели нашей запланированной деятельности

происходит дальнейшее обогащение имеющихся у детей представлений об

окружающей действительности, закрепляются полученные ранее игровые

навыки и умения, совершенствуются такие их личностные качества как

любознательность, инициатива, самостоятельность и ответственность.

А у воспитателя появляется замечательная возможность наблюдать и

анализировать достижения детей по теме недели, оценить эффективность

своих

педагогических

действий.

Поэтому

считаю

очень

ценным

в

применении данной технологии – её диагностические возможности.

Список литературы:

1.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации

(Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об

утверждении федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного образования" (Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013

г. Регистрационный N 30384).

2.

Аникеева Н.П. Воспитание игрой/Н. П. Аникеева. — Москва, 1997. с.

5-6.

3.

Деркунская В.А. Современный дошкольник: контуры портрета: по

материалам межрегионального исследования в дошкольных образовательных

учреждениях // Дошкольное воспитание. 2015. № 11. С. 100–109.

4.

Елистратова И. Давай с тобой поиграем. //Мой ребенок/И. Елистратова.

— №11. -2006. -с. 22-30.

5.

Запорожец А.В., Маркова Т.А. Игра и её роль в развитии ребенка

дошкольного возраста. — Москва, 1998 г. с-8-12.

6.

Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. — М., 2010.

7.

Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ.

//Управление ДОУ. — 2012. — №5.

8.

Й. Хёйзинга Homo

ludens.

Человек играющий.

9.

Пенькова Л. А., Коннова З. П. Развитие игровой активности

дошкольников.

5



В раздел образования