Автор: Клызбаев Денис Динарович
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: Филиал ГБУ РБ РЦППМСП Дуванская ЗПМПК
Населённый пункт: село Месягутово
Наименование материала: Методические рекомендации педагогу
Тема: Рекомендации педагогам по работе с детьми с ОВЗ (задержкой психического развития)
Раздел: начальное образование
Рекомендации педагогам по работе с детьми с ОВЗ
(задержкой психического развития)
1. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально
возможностям ребёнка. Необходимо постоянно поддерживать уверенность в
своих силах, обеспечить ученику ситуацию успеха.
2. Для включения в работу необходимо дать ребенку время. На каждом
уроке обязательно вводить организационный момент, т.к. ученики с ЗПР с
трудом переключаются на новую деятельность.
3. Дайте
ребенку
некоторое
время
на
обдумывание
вопроса
и
формулировки ответа, не создавайте ситуации внезапного вопроса.
4. Для усвоения сложного материала необходимо его делить на части и
давать их ребенку порционно, чтобы у ребенка было время его принять и
осмыслить.
5. Не требуйте от ребёнка с ЗПР изменить неудачный ответ, лучше
спросите его через некоторое время.
6. В
момент
выполнения
задания
не
отвлекайте
учащегося
дополнительные инструкции и уточнения, помните, что у ребенка снижен
процесс переключения.
7. Умеренно используйте зрительные опоры на уроке (картины, схемы,
таблицы) для более эффективного усвоения материала и не перегружая
объем восприятия так как он у ученика с ЗПР несколько снижен.
8.
Применяйте методики двигательного, зрительного, слухового и
кинестетического направления т.к. их применение активизирует работу всех
анализаторов восприятия, что способствует усвоению учебного материала.
Ребенок должен слушать, смотреть, проговаривать и т.д.
9. Развивайте самоконтроль, предоставьте возможность самостоятельно
находить свои ошибки и одноклассников, с помощью игровых приемов – это
способствует выработке навыков оценивания.
10.
Дайте возможность ребенку с ЗПР понять, что быстрота и
количество выполненных заданий не так важна, как ее правильность и
качественное выполнение даже самых простых упражнений.
11.
Не забывайте об особенностях развития таких детей, используйте
динамические паузы для отдыха ( через 10 минут).
12.
Достаточно на уроке познакомить с двумя понятиями. Старайтесь
активизировать не механическую, а смысловую память.
13.
Для концентрации рассеянного внимания необходимо делать
паузы
перед
заданиями,
меняя
интонацию
и
применяя
приемы
неожиданности (стук, хлопки, музыкальные инструменты, колокольчик и
т.п.).
14.
Необходимо прибегать к дополнительной стимуляции, такие как:
похвала, соревнования, смайлики, жетоны, фишки, наклейки и др. Это
особенно актуально использовать в детском саду на занятиях и в игровых
ситуациях.
15.
Поддерживайте и создавайте благоприятную обстановку на
занятии и уроке сохраняя атмосферу доброжелательности.
16.
Темп подачи учебного материала должен быть спокойным,
ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов.
17.
Применяемые
приемы
и
методы
должны
соответствовать
возможностям и потребностям детей с ЗПР. Дети должны испытывать
чувство удовлетворённости и уверенности в своих силах.
18.
По мере возможности осуществляйте индивидуальный подход к
каждому ребенку как на уроках, так и во время внеурочных мероприятий.
Уделяйте
постоянное
внимание
развитию
и
коррекции
всех
видов
деятельности детей.
19.
Привлекайте каждого ученика класса к активной, общественно
полезной
деятельности
это
способствует
формированию
крепкого
ученического коллектива, учит доверять взрослым.