Напоминание

Использование нейропсихических игр и упражнений на занятиях по физической культуре для детей 5-7 лет в условиях ДОУ


Автор: Султанова Алия Магновиевна
Должность: Инструктор по физическому воспитанию
Учебное заведение: МБДОУ - детский сад компенсирующего вида № 342
Населённый пункт: Город Екатеринбург
Наименование материала: Статья
Тема: Использование нейропсихических игр и упражнений на занятиях по физической культуре для детей 5-7 лет в условиях ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование нейропсихических игр и упражнений на занятиях по

физической культуре для детей 5-7 лет в условиях ДОУ

Существует множество традиционных программ по физическому

развитию дошкольников, согласно которым работают инструктора в детских

садах. Однако, в наше время активно набирают популярность новые и

современные формы и методы проведения занятий. Один из таких приемов –

это использование нейрогимнастики или нейроигр.

Нейрогимнастика

это

система

упражнений

для

развития

нейропластичности, т. е. способности нейронов и нейронных сетей в мозге

изменять связи и поведение в ответ на новую информацию, сенсорное

стимулирование и другой опыт. Другими

словами - это не только

гимнастика для тела, но и одновременно гимнастика для мозга.

Нейрогимнастика активно задействует все органы восприятия, причем

необычным образом и в разных комбинациях. Ее главная цель - развитие

способности

мозга

устанавливать

взаимосвязь

между

информацией,

поступающей от различных анализаторов, что позволяет создавать новые

нейронные связи.

Главный принцип нейрогимнастики - постоянно изменять простые

шаблонные действия, т. е. давать мозгу возможность решать привычные

задачи непривычным образом.

Цели нейрогимнастичеких упражнений:

- синхронизация развития полушарий;

- развитие мелкой моторики;

- развитие координации, ловкости;

- развитие памяти, внимания;

- развитие речи и мышления.

Основные правила выполнения упражнений нейрогимнастики:

- должны быть задействованы не менее двух органов чувств;

- нужно концентрировать внимание на тех объектах или параметрах среды,

которые ранее оставались незамеченными;

- следует менять привычные маршруты выполнения движения;

- необходимо выполнять упражнения регулярно.

При выполнении определённых физических действий у человека

образуются нейронные связи, соответственно, повышается способность к

обучению. Поэтому, чтобы образовывать и развивать эти связи у детей

дошкольного возраста можно использовать как раз нейродинамические

упражнения и игры в процессе занятия по физической культуре. Далее

приведем

пример

таких

игр

и

упражнений

для

детей

старших

и

подготовительных групп.

В вводной части занятия можно использовать ходьбу с заданиями для

рук на каждый шаг, разную постановку стоп при ходьбе – правая нога на

носок, левая - на пятке, ходьба спиной вперёд, ходьба ноги с крестно меняя

ноги на каждый шаг и т. д. Ещё можно использовать для ходьбы

оборудование (дорожки, мостики, специальные коврики, координационные

(верёвочные) лестницы.

В общеразвивающих упражнениях можно использовать разноименное

поднимание ног и рук, а также задания для рук при выполнении привычных

упражнений – при выполнении приседаний менять положение рук в

определенном порядке на каждое приседание. Приступать к занятиям

следует, постепенно включая по одному (или по два) простых задания.

Предлагаю вашему вниманию комплекс нейрогимнастики.

Гомолатеральные шаги.

Шагаем на месте. При этом высоко поднимаем колено и тянем к нему

локоть.

Чем

медленнее

выполняется

упражнение,

тем

выше

его

эффективность и тем ощутимее будет результат. Идеально подходит для

активации зон мозга, ответственных за логику и счет.

Рисуем знак бесконечности.

Это упражнение носит еще название Ленивые восьмерки. А все потому,

что мы рисуем цифру 8, которая лежит на боку. О том, что это знак

бесконечности знают далеко не все дети. Смысл в том, что мы следим

глазами

за

движущимся

большим

пальцем,

описывающим

ленивую

восьмерку. Сгибаем руку в локте и выставляем ее вперед, большой палец

должен быть на уровне глаз. Чем медленнее движения, тем выше мышечная

концентрация Голову держим прямо и расслабленно. Важно: следить за

движением большого пальца нужно только глазами! Движение большого

пальца начинается от центра зрительного поля и идет сначала вверх по краю

поля видения, а дальше против часовой стрелки вниз и обратно в центр.

Затем аналогично по часовой стрелке - вправо и вверх, и обратно в центр.

Делаем как минимум три раза каждой рукой, плавными и непрерывными

движениями.

Теперь сцепляем руки в замок: при этом большие пальцы направлены

вверх и образуют как бы букву «Х». А теперь делаем ленивую восьмерку уже

двумя сцепленными руками.

«Ухо-нос» или «Веселые обезьянки».

Со стороны это упражнение выглядит крайне забавно. Но на самом

деле выполнять его не так, чтобы просто. С первого раза может и не

получиться. При этом здесь как раз очень важна скорость. И чем быстрее вы

будете его выполнять, тем лучше. Отличное упражнение для детей,

испытывающих проблемы с чтением и письмом. Итак, левой рукой беремся

за кончик носа, а правой в этот же момент за противоположное ухо. Теперь

одновременно отпускаем ухо и нос, хлопаем в ладоши, меняем положение

рук с точностью «до наоборот».

Крабик.

Упражнение, которое точно поможет проснуться, причем не только

телу, но и мозгу. Ребенок становится на пол, опираясь на руки и ноги (но

именно ступни, а не колени), и ходит на четвереньках. При этом движения

прямо, вперед, назад, в сторону, как краб, слева направо и справа налево.

Нейроигры и упражнения с мячом.

С мячом можно проводить игры и упражнения, как индивидуальные,

парные, так и командные, общие. Они могут быть разными: кидать мяч

двумя руками одновременно, как вперёд, так и назад (за спину) – просто, а

можно в цель; подбрасывать и перекидывать одной рукой, а ловить другой;

сбивать мишень; отбивать о стену – ловить, перепрыгивать через него и т.д и

т.п. Мячи чем более разнообразных размеров, форм, фактур и веса вы

используете, тем больше вы создаёте условий для развития ребёнка. Задача

состоит в том, чтобы довести каждый из этапов до автоматизма. Каждое

движение выполняется четко.

1. Поднять мяч вверх, над головой. Ноги на ширине плеч.

2. Опустить мяч вниз и одновременно прыгнуть, приземляясь на пол

ноги в стороны.

3. Прыгнуть, приставляя ноги на ширину плеч и одновременно поднять

мяч вверх над головой.

4. Дети кидают мяч друг другу и ловят его при этом называют слово

связанное по смыслу (например один ребенок говорит слово: «небо», а

второй ребенок отвечает: «облако» - и кидает мяч обратно).

В играх с мячом можно использовать различные варианты добавления

слов, например: называет месяц, время года, читает стихотворение по

очереди, считают вслух и т.п.

Игра

развивает

внимание,

межполушарное

взаимодействие,

двигательную активность.

Игра «Ножки и ладошки».

Вырезаем отпечатки ступней и ладошек.

Наклеиваем их на ватман или другую основу. Предлагаем ребенку пройти

полосу препятствий.

Балансир для детей.

Способствует развитию ловкости. Занятия на балансире воздействуют

на

мозжечок,

который

отвечает

за

эмоциональную

и

умственную

составляющие, координацию движений, память, речь и равновесие. Детям

будет интересно и весело балансировать на платформе. К тому же, это очень

полезно для здоровья ребенка. При выполнении даже несложных движений,

приходится

напрягать

самые

мелкие

мышцы

тела

для

удерживания

равновесия.

Балансировочные дорожки – используются для групповых занятий и

проведения различных эстафет. Доказано, что развитие детей, постоянно

занимающихся на балансире, происходит более активно по сравнению с

другими детьми. Упражнения на удерживание равновесия способствуют

улучшению осанки, гибкости и укреплению опорно-двигательного аппарата.

И это при условии минимального воздействия на суставы. Во время

тренировок,

в

сухожилиях,

связках

и

мышцах

активизируются

проприоцептивные рецепторы, отвечающие за чувство равновесия в теле и

реагирующие на изменение его положения.

Использование данных упражнений и игр на физкультурных занятиях с

детьми

старшего

дошкольного

возраста

способствует

активизации

межполушарного

взаимодействия,

что

формирует

стрессоустойчивость

ребенка к обучению в школе.

У детей улучшается память, самоконтроль поведения, повышается

концентрация

внимания,

происходит

формирование

пространственных

ориентаций, повышается уверенность в своих силах. А это, в свою очередь,

является

одним

из

главных

критериев

психологического

здоровья

дошкольников.



В раздел образования