Автор: Султанова Алия Магновиевна
Должность: Инструктор по физическому воспитанию
Учебное заведение: МБДОУ - детский сад компенсирующего вида № 342
Населённый пункт: Город Екатеринбург
Наименование материала: Статья
Тема: Использование нейропсихических игр и упражнений на занятиях по физической культуре для детей 5-7 лет в условиях ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Использование нейропсихических игр и упражнений на занятиях по
физической культуре для детей 5-7 лет в условиях ДОУ
Существует множество традиционных программ по физическому
развитию дошкольников, согласно которым работают инструктора в детских
садах. Однако, в наше время активно набирают популярность новые и
современные формы и методы проведения занятий. Один из таких приемов –
это использование нейрогимнастики или нейроигр.
Нейрогимнастика
–
это
система
упражнений
для
развития
нейропластичности, т. е. способности нейронов и нейронных сетей в мозге
изменять связи и поведение в ответ на новую информацию, сенсорное
стимулирование и другой опыт. Другими
словами - это не только
гимнастика для тела, но и одновременно гимнастика для мозга.
Нейрогимнастика активно задействует все органы восприятия, причем
необычным образом и в разных комбинациях. Ее главная цель - развитие
способности
мозга
устанавливать
взаимосвязь
между
информацией,
поступающей от различных анализаторов, что позволяет создавать новые
нейронные связи.
Главный принцип нейрогимнастики - постоянно изменять простые
шаблонные действия, т. е. давать мозгу возможность решать привычные
задачи непривычным образом.
Цели нейрогимнастичеких упражнений:
- синхронизация развития полушарий;
- развитие мелкой моторики;
- развитие координации, ловкости;
- развитие памяти, внимания;
- развитие речи и мышления.
Основные правила выполнения упражнений нейрогимнастики:
- должны быть задействованы не менее двух органов чувств;
- нужно концентрировать внимание на тех объектах или параметрах среды,
которые ранее оставались незамеченными;
- следует менять привычные маршруты выполнения движения;
- необходимо выполнять упражнения регулярно.
При выполнении определённых физических действий у человека
образуются нейронные связи, соответственно, повышается способность к
обучению. Поэтому, чтобы образовывать и развивать эти связи у детей
дошкольного возраста можно использовать как раз нейродинамические
упражнения и игры в процессе занятия по физической культуре. Далее
приведем
пример
таких
игр
и
упражнений
для
детей
старших
и
подготовительных групп.
В вводной части занятия можно использовать ходьбу с заданиями для
рук на каждый шаг, разную постановку стоп при ходьбе – правая нога на
носок, левая - на пятке, ходьба спиной вперёд, ходьба ноги с крестно меняя
ноги на каждый шаг и т. д. Ещё можно использовать для ходьбы
оборудование (дорожки, мостики, специальные коврики, координационные
(верёвочные) лестницы.
В общеразвивающих упражнениях можно использовать разноименное
поднимание ног и рук, а также задания для рук при выполнении привычных
упражнений – при выполнении приседаний менять положение рук в
определенном порядке на каждое приседание. Приступать к занятиям
следует, постепенно включая по одному (или по два) простых задания.
Предлагаю вашему вниманию комплекс нейрогимнастики.
Гомолатеральные шаги.
Шагаем на месте. При этом высоко поднимаем колено и тянем к нему
локоть.
Чем
медленнее
выполняется
упражнение,
тем
выше
его
эффективность и тем ощутимее будет результат. Идеально подходит для
активации зон мозга, ответственных за логику и счет.
Рисуем знак бесконечности.
Это упражнение носит еще название Ленивые восьмерки. А все потому,
что мы рисуем цифру 8, которая лежит на боку. О том, что это знак
бесконечности знают далеко не все дети. Смысл в том, что мы следим
глазами
за
движущимся
большим
пальцем,
описывающим
ленивую
восьмерку. Сгибаем руку в локте и выставляем ее вперед, большой палец
должен быть на уровне глаз. Чем медленнее движения, тем выше мышечная
концентрация Голову держим прямо и расслабленно. Важно: следить за
движением большого пальца нужно только глазами! Движение большого
пальца начинается от центра зрительного поля и идет сначала вверх по краю
поля видения, а дальше против часовой стрелки вниз и обратно в центр.
Затем аналогично по часовой стрелке - вправо и вверх, и обратно в центр.
Делаем как минимум три раза каждой рукой, плавными и непрерывными
движениями.
Теперь сцепляем руки в замок: при этом большие пальцы направлены
вверх и образуют как бы букву «Х». А теперь делаем ленивую восьмерку уже
двумя сцепленными руками.
«Ухо-нос» или «Веселые обезьянки».
Со стороны это упражнение выглядит крайне забавно. Но на самом
деле выполнять его не так, чтобы просто. С первого раза может и не
получиться. При этом здесь как раз очень важна скорость. И чем быстрее вы
будете его выполнять, тем лучше. Отличное упражнение для детей,
испытывающих проблемы с чтением и письмом. Итак, левой рукой беремся
за кончик носа, а правой в этот же момент за противоположное ухо. Теперь
одновременно отпускаем ухо и нос, хлопаем в ладоши, меняем положение
рук с точностью «до наоборот».
Крабик.
Упражнение, которое точно поможет проснуться, причем не только
телу, но и мозгу. Ребенок становится на пол, опираясь на руки и ноги (но
именно ступни, а не колени), и ходит на четвереньках. При этом движения
прямо, вперед, назад, в сторону, как краб, слева направо и справа налево.
Нейроигры и упражнения с мячом.
С мячом можно проводить игры и упражнения, как индивидуальные,
парные, так и командные, общие. Они могут быть разными: кидать мяч
двумя руками одновременно, как вперёд, так и назад (за спину) – просто, а
можно в цель; подбрасывать и перекидывать одной рукой, а ловить другой;
сбивать мишень; отбивать о стену – ловить, перепрыгивать через него и т.д и
т.п. Мячи чем более разнообразных размеров, форм, фактур и веса вы
используете, тем больше вы создаёте условий для развития ребёнка. Задача
состоит в том, чтобы довести каждый из этапов до автоматизма. Каждое
движение выполняется четко.
1. Поднять мяч вверх, над головой. Ноги на ширине плеч.
2. Опустить мяч вниз и одновременно прыгнуть, приземляясь на пол
ноги в стороны.
3. Прыгнуть, приставляя ноги на ширину плеч и одновременно поднять
мяч вверх над головой.
4. Дети кидают мяч друг другу и ловят его при этом называют слово
связанное по смыслу (например один ребенок говорит слово: «небо», а
второй ребенок отвечает: «облако» - и кидает мяч обратно).
В играх с мячом можно использовать различные варианты добавления
слов, например: называет месяц, время года, читает стихотворение по
очереди, считают вслух и т.п.
Игра
развивает
внимание,
межполушарное
взаимодействие,
двигательную активность.
Игра «Ножки и ладошки».
Вырезаем отпечатки ступней и ладошек.
Наклеиваем их на ватман или другую основу. Предлагаем ребенку пройти
полосу препятствий.
Балансир для детей.
Способствует развитию ловкости. Занятия на балансире воздействуют
на
мозжечок,
который
отвечает
за
эмоциональную
и
умственную
составляющие, координацию движений, память, речь и равновесие. Детям
будет интересно и весело балансировать на платформе. К тому же, это очень
полезно для здоровья ребенка. При выполнении даже несложных движений,
приходится
напрягать
самые
мелкие
мышцы
тела
для
удерживания
равновесия.
Балансировочные дорожки – используются для групповых занятий и
проведения различных эстафет. Доказано, что развитие детей, постоянно
занимающихся на балансире, происходит более активно по сравнению с
другими детьми. Упражнения на удерживание равновесия способствуют
улучшению осанки, гибкости и укреплению опорно-двигательного аппарата.
И это при условии минимального воздействия на суставы. Во время
тренировок,
в
сухожилиях,
связках
и
мышцах
активизируются
проприоцептивные рецепторы, отвечающие за чувство равновесия в теле и
реагирующие на изменение его положения.
Использование данных упражнений и игр на физкультурных занятиях с
детьми
старшего
дошкольного
возраста
способствует
активизации
межполушарного
взаимодействия,
что
формирует
стрессоустойчивость
ребенка к обучению в школе.
У детей улучшается память, самоконтроль поведения, повышается
концентрация
внимания,
происходит
формирование
пространственных
ориентаций, повышается уверенность в своих силах. А это, в свою очередь,
является
одним
из
главных
критериев
психологического
здоровья
дошкольников.