Автор: Степанова Екатерина Прокопьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Ары-Толонская основная общеобразовательная школа им.А.С.Сыромятниковой
Населённый пункт: с.Ары- Толон Томпонского района Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: Программа внеурочной деятельности "История родного края"
Раздел: начальное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АРЫ-ТОЛОНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ А.С. СЫРОМЯТНИКОВОЙ»
678724, Республика Саха (Якутия), Томпонский район, с. Ары-Толон, пер. Школьный 9/1,
тел/факс: 8(41153)29-4-31, e-mail: atoosh
2010@
.
ru
РАССМОТРЕНО
на заседании МС.
Протокол №__от
«___»_______2023г.
ПРИНЯТО
на педагогическом совете
от «___»______ 2023г.
Протокол №_____
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ А-ТООШ
__________/Слепцов В.П.../
Приказ №___ от
«___»__________2023 г.
МП
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса по внеурочной деятельности
«История родного края»
для учащихся 4 классов
на 2023-2024 учебный год
Составила: Степанова Екатерина Прокопьевна
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Программа кружка «История родного края» представляет собой
интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и
культуры наших предков, воспитание уважения к памятникам истории и
культуры, к труду человека, создавшего их, необходимости их сохранить.
Актуальность и новизна программы - содержательным стержнем
программы является единство интересов личности и общества
в
воспитании
гражданина
России.
Отличительная
черта
программы
«История родного края», ее новизна заключается в том, что программа
является разнообразной по содержанию, составлена с учетом интересов и
возрастных особенностей учащихся начальной школы, организации
целостного
воспитательного
пространства,
организации
совместной
деятельности.
Ведущей идеей программы «История родного края» является формирование
ценностных ориентиров учащихся, воспитание любви к своей Родине,
уважение к нашим истокам, к родной земле, воспитание
активной
жизненной позиции гражданина с детских лет, готовности к служению
Отечеству. Изучение своей малой родины, культуры предков воспитывает
душу ребенка, влияет на его поведение в обществе, формирует в
подрастающем
поколении
национальное
самосознание,
чувство
собственного достоинства, а также ответственности за судьбу своего
Отечества и стремление приносить пользу родному краю.
Общая характеристика программы:
Цель:
- способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию
патриотического
сознания
обучающихся,
пробуждению
интереса
и
бережного отношения к историческим и культурным ценностям края,
воспитанию любви к природе родной земли; активной жизненной позиции
гражданина с детских лет, готовности к служению Отечеству.
Содержание предполагает решение следующих задач:
Обучающие:
• формировать у младших школьников представления об историческом
прошлом и настоящем нашего города, края; о личностях, оставивших
заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в
историческое и культурное наследие города, края, страны; о культуре,
обычаях и традициях своего народа;
•
прививать
младшим
школьникам
умения
и
навыки
поисковой
деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать
собранный материал, оформлять его, осуществлять анализ и самоанализ;
• расширять и углублять знания учащихся по окружающему миру.
Развивающие:
• развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения,
учить
работать
в
группах,
способствовать
развитию
психических
процессов:
воображения, памяти, мышления, речи;
• расширять исторический и экологический кругозор учащихся;
• формировать учебную самостоятельность и деловые качества.
Воспитательные:
• воспитывать уважение и любовь к родному краю;
• способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к
историческим, культурным и природным ценностям села, города;
• воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со
сверстниками и старшеклассниками;
•
содействовать
формированию
социально
активной,
нравственной
личности с гражданским самосознанием.
В процессе обучения дети знакомятся с историческим прошлым города,
с коренными жителями, их самобытной культурой, традициями, обычаями.
Узнают, как шел процесс заселения города. Получат представление о труде,
жилище и быте наших предков, о событиях прошлого и их месте в
Отечественной истории вообще. Через приобщение к конкретным судьбам
выдающихся земляков дети познакомятся со славными страницами родного
города.
Содержание курса является многоплановым и охватывает вопросы истории,
географии, экологии, культуры и др. дисциплин. В программе учтён
возрастной принцип. Согласно возрастному принципу строятся методы и
формы, а также отбор содержания. Дети имеют возможность сочетать
различные направления деятельности и формы занятий с учетом их
интересов и свободного времени. Программа предполагает использование
следующих форм занятий: коллективные, индивидуальные, групповые.
Сочетание
разных
видов
деятельности
(познавательный,
творческий)
вызывает активность и заинтересованность и даст определенные результаты.
Использование широкого спектра методических приемов и форм создаст
условия для самореализации учащихся:
- беседа, экскурсии;
- творческие работы;
- сообщения учащихся на различные темы;
- конкурсы, игры, праздники;
-встречи с интересными людьми;
-проекты;
-компьютерные презентации и др.
В работе со школьниками используются следующие методические
приёмы:
• инициирование и поддержание самоуправления в группах;
• организация деятельности на принципах коллективного планирования,
коллективной
организации,
коллективного
осуществления
и
коллективного анализа;
• организация воспитывающей предметно
- эстетической среды,
окружающей школьников;
• предъявление себя (своего поведения, своего отношения к окружающей
действительности, своих жизненных принципов) воспитанникам как
объекта
подражания;
•
предъявление
школьникам
актуальной
для
них
воспитывающей
информации, её совместное обсуждение и выработка по отношению к ней
своих позиций;
• проблематизация тех отношений школьников к миру, к людям, к самим
себе, которые педагог считает опасными для их личностного развития;
•
организация
рефлексии
школьниками
своих
действий,
чувств,
отношений.
В результате освоения содержания программы у учащихся
предполагается
формирование
универсальных
учебных
действий
(личностных,
регулятивных,
познавательных,
коммуникативных),
позволяющих
достигать
предметных,
метапредметных
и
личностных
результатов.
При
достижении личностных
результатов
у
школьника
будут
сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к
школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной
и социальной действительности;
• познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой
задачи;
• ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в
том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия
результатов требованиям конкретной задачи;
• основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как
гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину,
народ
и
историю,
осознание
ответственности
человека
за
общее
благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
• ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение,
развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
• эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира,
готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с
культурой города и края.
При достижении метапредметных результатов у школьника будут
сформированы
следующие
УУД
(регулятивные,
познавательные,
коммуникативные):
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации;
• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа
решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки
соответствия результатов требованиям данной задачи;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других субъектов;
• различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими
субъектами социализации;
• оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые
коррективы в его выполнение.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с
использованием
дополнительной
литературы,
СМИ,
энциклопедий,
справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
• осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире,
в том числе с помощью ИКТ;
• выражать речь в устной и письменной форме;
• проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений,
устанавливать причинно-следственные связи;
Обучающийся получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и сети Интернет;
• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
ИКТ;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно
достраивая и восполняя недостающие компоненты;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-
следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения и
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций
в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,
в том числе в ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей
деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями
партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
• содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и
позиций всех участников;
• точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую
информацию как ориентир для построения действий;
•
осуществлять
взаимный
контроль
и
оказывать
в
сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач.
.
Программа курса «История родного края» рассчитана на 34 часа в
4 классе (1 час в неделю)
Программа
составлена с учетом возрастных и психологических
особенностей детей, не перегружая детей младшего возраста излишней
информацией, с включением в ее содержание такого материала, который
поможет ребенку посмотреть иными глазами на знакомое окружение.
Учебно – тематический план
Раздел
Общее
количество
часов
В том числе
теоретич
еских
практич
еских
Символы РС (Я) и символы
г.Якутска
5
Известные люди и
выдающиеся деятели Якутии
4
Якутяне – Герои Советского
Союза
3
Достопримечательности
г.Якутска
7
Памятники г.Якутска
9
Реки Якутии
4
Добыча полезных
ископаемых
2
Города Якутии
2
Заповедники Якутии
2
Красная книга Якутии
2
Итоговое занятие
2
Итого:
34
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема
Кол-
во
часо
в
По
плану
По
факту
1
Флаг, герб, гимн РС (Я)
1
2
Столица Якутии – город Якутск
1
3
Символика города Якутска
1
4
Конкурс сочинений « Моя Якутия»
1
5
Презентация «Якутия - мой родной регион»
1
6
Глава РС (Я) А.С.Николаев
1
7
М.К.Аммосов – советский государственный
партийный деятель
1
8
П.А.Ойунский – якутский советский писатель
1
9
Конкурс сочинений «Выдающиеся люди
нашего наслега»
1
10
Герой Советского Союза – Ф.М.Охлопков
1
11
Герой Советского Союза – Ф.К.Попов
1
12
Сочинение « Гордость нашего наслега –
Ф.М.Охлопков»
1
13
Якутский государственный музей истории
им.Е.Ярославского
1
14
Музей хомуса
1
15
Всемирный музей мамонта
1
16
Музей боевой славы
1
17
Исторический парк «Россия –моя история»
1
18
«Дружба» - историко-архитектурный музей-
заповедник
1
19-
20
Памятники г.Якутска
2
21-
24
Реки Якутии
4
25-
26
Добыча полезных ископаемых
2
27-
28
Города Якутии
2
29-
30
Заповедники Якутии
2
31-
32
Красная книга Якутии
2
33-
34
Итоговое занятие
2
Всего
34