Напоминание

Программа внеурочной деятельности "История родного края"


Автор: Степанова Екатерина Прокопьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Ары-Толонская основная общеобразовательная школа им.А.С.Сыромятниковой
Населённый пункт: с.Ары- Толон Томпонского района Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: Программа внеурочной деятельности "История родного края"
Раздел: начальное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АРЫ-ТОЛОНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ИМЕНИ А.С. СЫРОМЯТНИКОВОЙ»

678724, Республика Саха (Якутия), Томпонский район, с. Ары-Толон, пер. Школьный 9/1,

тел/факс: 8(41153)29-4-31, e-mail: atoosh

2010@

mail

.

ru

РАССМОТРЕНО

на заседании МС.

Протокол №__от

«___»_______2023г.

ПРИНЯТО

на педагогическом совете

от «___»______ 2023г.

Протокол №_____

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ А-ТООШ

__________/Слепцов В.П.../

Приказ №___ от

«___»__________2023 г.

МП

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса по внеурочной деятельности

«История родного края»

для учащихся 4 классов

на 2023-2024 учебный год

Составила: Степанова Екатерина Прокопьевна

учитель начальных классов

Пояснительная записка

Программа кружка «История родного края» представляет собой

интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и

культуры наших предков, воспитание уважения к памятникам истории и

культуры, к труду человека, создавшего их, необходимости их сохранить.

Актуальность и новизна программы - содержательным стержнем

программы является единство интересов личности и общества

в

воспитании

гражданина

России.

Отличительная

черта

программы

«История родного края», ее новизна заключается в том, что программа

является разнообразной по содержанию, составлена с учетом интересов и

возрастных особенностей учащихся начальной школы, организации

целостного

воспитательного

пространства,

организации

совместной

деятельности.

Ведущей идеей программы «История родного края» является формирование

ценностных ориентиров учащихся, воспитание любви к своей Родине,

уважение к нашим истокам, к родной земле, воспитание

активной

жизненной позиции гражданина с детских лет, готовности к служению

Отечеству. Изучение своей малой родины, культуры предков воспитывает

душу ребенка, влияет на его поведение в обществе, формирует в

подрастающем

поколении

национальное

самосознание,

чувство

собственного достоинства, а также ответственности за судьбу своего

Отечества и стремление приносить пользу родному краю.

Общая характеристика программы:

Цель:

- способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию

патриотического

сознания

обучающихся,

пробуждению

интереса

и

бережного отношения к историческим и культурным ценностям края,

воспитанию любви к природе родной земли; активной жизненной позиции

гражданина с детских лет, готовности к служению Отечеству.

Содержание предполагает решение следующих задач:

Обучающие:

• формировать у младших школьников представления об историческом

прошлом и настоящем нашего города, края; о личностях, оставивших

заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в

историческое и культурное наследие города, края, страны; о культуре,

обычаях и традициях своего народа;

прививать

младшим

школьникам

умения

и

навыки

поисковой

деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать

собранный материал, оформлять его, осуществлять анализ и самоанализ;

• расширять и углублять знания учащихся по окружающему миру.

Развивающие:

• развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения,

учить

работать

в

группах,

способствовать

развитию

психических

процессов:

воображения, памяти, мышления, речи;

• расширять исторический и экологический кругозор учащихся;

• формировать учебную самостоятельность и деловые качества.

Воспитательные:

• воспитывать уважение и любовь к родному краю;

• способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к

историческим, культурным и природным ценностям села, города;

• воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со

сверстниками и старшеклассниками;

содействовать

формированию

социально

активной,

нравственной

личности с гражданским самосознанием.

В процессе обучения дети знакомятся с историческим прошлым города,

с коренными жителями, их самобытной культурой, традициями, обычаями.

Узнают, как шел процесс заселения города. Получат представление о труде,

жилище и быте наших предков, о событиях прошлого и их месте в

Отечественной истории вообще. Через приобщение к конкретным судьбам

выдающихся земляков дети познакомятся со славными страницами родного

города.

Содержание курса является многоплановым и охватывает вопросы истории,

географии, экологии, культуры и др. дисциплин. В программе учтён

возрастной принцип. Согласно возрастному принципу строятся методы и

формы, а также отбор содержания. Дети имеют возможность сочетать

различные направления деятельности и формы занятий с учетом их

интересов и свободного времени. Программа предполагает использование

следующих форм занятий: коллективные, индивидуальные, групповые.

Сочетание

разных

видов

деятельности

(познавательный,

творческий)

вызывает активность и заинтересованность и даст определенные результаты.

Использование широкого спектра методических приемов и форм создаст

условия для самореализации учащихся:

- беседа, экскурсии;

- творческие работы;

- сообщения учащихся на различные темы;

- конкурсы, игры, праздники;

-встречи с интересными людьми;

-проекты;

-компьютерные презентации и др.

В работе со школьниками используются следующие методические

приёмы:

• инициирование и поддержание самоуправления в группах;

• организация деятельности на принципах коллективного планирования,

коллективной

организации,

коллективного

осуществления

и

коллективного анализа;

• организация воспитывающей предметно

- эстетической среды,

окружающей школьников;

• предъявление себя (своего поведения, своего отношения к окружающей

действительности, своих жизненных принципов) воспитанникам как

объекта

подражания;

предъявление

школьникам

актуальной

для

них

воспитывающей

информации, её совместное обсуждение и выработка по отношению к ней

своих позиций;

• проблематизация тех отношений школьников к миру, к людям, к самим

себе, которые педагог считает опасными для их личностного развития;

организация

рефлексии

школьниками

своих

действий,

чувств,

отношений.

В результате освоения содержания программы у учащихся

предполагается

формирование

универсальных

учебных

действий

(личностных,

регулятивных,

познавательных,

коммуникативных),

позволяющих

достигать

предметных,

метапредметных

и

личностных

результатов.

При

достижении личностных

результатов

у

школьника

будут

сформированы:

• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к

школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной

и социальной действительности;

• познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой

задачи;

• ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в

том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия

результатов требованиям конкретной задачи;

• основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как

гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину,

народ

и

историю,

осознание

ответственности

человека

за

общее

благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

• ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и

поступков окружающих людей;

• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение,

развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;

• эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;

• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира,

готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;

• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с

культурой города и края.

При достижении метапредметных результатов у школьника будут

сформированы

следующие

УУД

(регулятивные,

познавательные,

коммуникативные):

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и

условиями ее реализации;

• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа

решения;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки

соответствия результатов требованиям данной задачи;

• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,

родителей и других субъектов;

• различать способ и результат действия.

Выпускник получит возможность научиться:

• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

• проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими

субъектами социализации;

• оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые

коррективы в его выполнение.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с

использованием

дополнительной

литературы,

СМИ,

энциклопедий,

справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;

• осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире,

в том числе с помощью ИКТ;

• выражать речь в устной и письменной форме;

• проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений,

устанавливать причинно-следственные связи;

Обучающийся получит возможность научиться:

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов

библиотек и сети Интернет;

• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью

ИКТ;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в

зависимости от конкретных условий;

• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно

достраивая и восполняя недостающие компоненты;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-

следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• адекватно использовать речевые средства для решения различных

коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть

диалогической формой речи;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения и

ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций

в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,

в том числе в ситуации столкновения интересов;

• задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей

деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную

позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями

партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной

деятельности;

• содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и

позиций всех участников;

• точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую

информацию как ориентир для построения действий;

осуществлять

взаимный

контроль

и

оказывать

в

сотрудничестве

необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения

разнообразных коммуникативных задач.

.

Программа курса «История родного края» рассчитана на 34 часа в

4 классе (1 час в неделю)

Программа

составлена с учетом возрастных и психологических

особенностей детей, не перегружая детей младшего возраста излишней

информацией, с включением в ее содержание такого материала, который

поможет ребенку посмотреть иными глазами на знакомое окружение.

Учебно – тематический план

Раздел

Общее

количество

часов

В том числе

теоретич

еских

практич

еских

Символы РС (Я) и символы

г.Якутска

5

Известные люди и

выдающиеся деятели Якутии

4

Якутяне – Герои Советского

Союза

3

Достопримечательности

г.Якутска

7

Памятники г.Якутска

9

Реки Якутии

4

Добыча полезных

ископаемых

2

Города Якутии

2

Заповедники Якутии

2

Красная книга Якутии

2

Итоговое занятие

2

Итого:

34

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Кол-

во

часо

в

По

плану

По

факту

1

Флаг, герб, гимн РС (Я)

1

2

Столица Якутии – город Якутск

1

3

Символика города Якутска

1

4

Конкурс сочинений « Моя Якутия»

1

5

Презентация «Якутия - мой родной регион»

1

6

Глава РС (Я) А.С.Николаев

1

7

М.К.Аммосов – советский государственный

партийный деятель

1

8

П.А.Ойунский – якутский советский писатель

1

9

Конкурс сочинений «Выдающиеся люди

нашего наслега»

1

10

Герой Советского Союза – Ф.М.Охлопков

1

11

Герой Советского Союза – Ф.К.Попов

1

12

Сочинение « Гордость нашего наслега –

Ф.М.Охлопков»

1

13

Якутский государственный музей истории

им.Е.Ярославского

1

14

Музей хомуса

1

15

Всемирный музей мамонта

1

16

Музей боевой славы

1

17

Исторический парк «Россия –моя история»

1

18

«Дружба» - историко-архитектурный музей-

заповедник

1

19-

20

Памятники г.Якутска

2

21-

24

Реки Якутии

4

25-

26

Добыча полезных ископаемых

2

27-

28

Города Якутии

2

29-

30

Заповедники Якутии

2

31-

32

Красная книга Якутии

2

33-

34

Итоговое занятие

2

Всего

34



В раздел образования