Напоминание

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ


Авторы: Гусева Гаянэ Генриковна, Гусева Светлана Александровна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ Домодедовский лицей № 3 имени Героя Советского Союза Ю.П. Максимова
Населённый пункт: Домодедово,Московская область
Наименование материала: Научная статья
Тема: СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ
Дата публикации: 23.04.2024
Раздел: высшее образование





Назад




Гусева Гаянэ Генриковна,

учитель

английского языка

МАОУ

Домодедовский лицей № 3

имени Героя

Советского Союза Ю.П. Максимова,

руководитель ШМО учителей иностранных языков,

член

Ассоциации Педагогов Московской области

«Учителя

Английского Языка» (АПМО УАЯ)

г.о.

Домодедово, Московская область

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ.

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ.

Аннотация

В данной статье выдвигается мысль о том, что цель обучения английскому языку в данный момент

можно сформулировать следующим образом: научить учащихся не только участвовать в

коммуникации на английском языке, но и активно участвовать в становлении и развитии личности

учащегося. Исходя из этого, большая часть современных методик обучения английскому языку

основаны на принципе активной коммуникации.

Ключевые слова: коммуникативная методика, интерактивная методика, интенсивная методика,

проектная методика, деятельностная методика.

Keywords: communicative methods, interactive methods, intensive methods, methods of projects,

В данной статье рассматриваются наиболее популярные и востребованные в данный

момент методы в преподавании иностранных языков. В соответствии с требованиями,

предъявляемыми на современном этапе развития методики преподавания, с этой целью

избираются методы, направленные, в первую очередь, на формирование полноценной

личности, владеющей иностранными языками на должном уровне. В статье

рассматриваются следующие методики: коммуникативная и интенсивная. Каждая из

методик по-своему результативна, но в настоящее время самой эффективной признаѐтся

интеграция методов, которая позволяет выделить всѐ лучшее и использовать это во благо

учащихся. Смешение методов даѐт лучший результат, нежели отдельно взятые методики.

Не смотря на то, что в статье особое внимание уделяется коммуникативной и интенсивной

методикам, не затронуть и ряд других методик в данном случае неприемлемо.

Овладение иностранными языками в современном обществе является неотъемлемой

составляющей профессиональной подготовки специалистов различных профилей.

Успешное решение вопросов профессионального роста, установления и укрепления

контактов с зарубежными партнѐрами в области экономических и торговых отношений,

во многом зависит от качества языковой подготовки кадров. Следовательно, современная

школа призвана обеспечить определѐнный уровень владения иностранным языком,

который мог бы позволить учащимся продолжить его изучение в период вузовского и

послевузовского образования. Успех всецело зависит от методики, применяемой учителем

иностранного языка, от умения учителя пользоваться различными современными

методами в контексте решения конкретных образовательных задач. На современном этапе

развития методики преподавания иностранных языков особую роль При отборе способов,

моделей, форм обучения, следует принимать во внимание критерии, в соответствии с

которыми используемые методы должны комфортную атмосферу, в которой учащийся

будет чувствовать себя свободно и непринуждѐнно, стимулировать интерес к языку,

развивать у обучаемого желание применить полученные знания на практике, тем самым,

позволяя ученику достичь успеха в освоении языка, сделать ученика главным

действующим лицом учебного процесса, активно взаимодействующим с другими

участниками этого процесса;

‒ создавать такие ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой;

учащийся должен понимать, что изучение иностранного языка связано в большей мере с

его личностью (его интересами), нежели с приѐмами и средствами, которые применяет

учитель;

‒ прививать самостоятельную работу учащегося над языком по мере его физических,

эмоциональных и интеллектуальных возможностей; следовательно, обеспечивать

индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения;

‒ предусматривать различные формы работы в классе: индивидуальную, работу в парах,

группах, в полной мере раскрывающие творческие способности учащихся, независимость

мышления и т.д. Усваиваемый с помощью подобных методов материал, предлагаемый

учащимся в ходе изучения иностранного языка, должен восприниматься как средство

взаимодействия с партнѐрами по общению.

Большинство современных методик преподавания иностранного языка основано на

принципе коммуникативности. Но несмотря на общую природу, данные методики

заметно отличаются друг от друга. Рассмотрим общие характеристики всех современных

методик преподавания английского языка. Практически во всех методах широко

используется коллективная совместная деятельность. Тенденция замены индивидуальной

работы групповой развивается уже давно. Коллективная работа очень активизирует

коллектив. Формирование навыков и умений происходит в системе коллективных

действий, которые способствуют внутренней мобилизации возможностей каждого

учащегося. Формы коллективного взаимодействия легко реализуются на занятиях. Это

работа в парах, втроем, в микрогруппах и в полных группах. Следует также отметить, что

ролевое общение, постоянно взаимодействуя с личностным, является его предпосылкой и

условием. Ситуации ролевого общения, в которых формируются навыки и умения

иноязычного общения, обеспечивают переход к более высокому уровню общения. И все-

таки коллективная работа во всех методиках реализуется по-разному. В коммуникативной

методике - это создание ситуаций, подобных реальным, постановка проблемных вопросов

и их обсуждение. Следующая черта, встречающаяся во всех методиках - это

познавательная самостоятельность. Учитывается то, что теперь обучение английскому

языку должно строиться на принципиально новой основе, которая осуществляет перенос

акцента с передачи обучаемым готовых знаний к добыванию их в процессе активной

учебно-познавательной деятельности, благодаря чему формируется активная личность с

творческим мышлением. Широко применяется этот принцип в деятельностной методике,

так как он рассчитан, прежде всего, на людей со сложившимся логическим мышлением.

Существует еще одна идея, встречающаяся практически во всех методиках, с небольшими

вариациями. Это принцип управления учебным процессом на базе его квантования и

программирования в коммуникативной концепции. Квантованию при этом подвергается

все, начиная с целей и заканчивая материалом, учебный процесс делится на определенные

циклы. В проектной методике подобное явление называется «принцип систематичности»,

который проявляется не только в делении материала на темы и подтемы, но и в цикличной

организации учебного процесса.

Учебный процесс при дистанционном обучении подвергается структурированию;

структура курса является модульной, чтобы обучаемый мог четко осознавать свое

продвижение от модуля к модулю, или выбирать модуль в зависимости от уровня своей

подготовки. Даже деятельностная методика делит курс овладения английским

(иностранным) языком, как уже было сказано ранее, на предварительное овладение

языковыми средствами и последующее овладение общением. Для того, чтобы определить,

насколько хороша каждая из рассматриваемых методик, попытаемся выделить и изучить

положительные и отрицательные стороны каждой из них. Коммуникативный метод имеет

ряд положительных сторон, которые должны активно использоваться при работе с ним. В

первую очередь, это цель обучения, которой является не просто овладение иностранным

языком, а обучение иноязычной культуре. Это достигается путем равнозначности и

взаимосвязанности всех аспектов обучения. Придерживаясь такой установки, педагог

участвует в формировании личности обучаемого, что, несомненно, является

положительной стороной. Еще один плюс данной концепции - взаимосвязь и равномерное

развитие всех видов деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо). Этот фактор

является весьма важным.

Коммуникативность предполагает построение обучения как модели процесса общения.

Чтобы придать обучению основные черты процесса общения, во-первых, необходимо

перейти на личностное общение с учащимися (принцип индивидуализации в

коммуникативной методике, принцип личностно-ориентированного мышления ).

Коммуникативный метод обучения иностранным языкам основан на коммуникативном

подходе. Многие современные зарубежные учѐные считают, что процесс обучения должен

опираться лишь на содержательную сторону, реальное общение и исключить работу над

языковой формой. Для этого необходимо использовать подлинно коммуникативные

задания, адекватные поставленной цели. Такая цель приводит к некоторым трудностям в

процессе обучения, именно в создании языковой среды. Современные методы и модели в

преподавании иностранных языков позволили методистам ввести термин

«коммуникативно-когнитивный метод», то есть привлечь внимание к когнитивной

стороне процесса овладения иностранным языком, когда язык изучается вне языковой

среды и многие особенности его употребления, в частности социокультурные,

усваиваются на уровне знаний . В структуру коммуникативного метода входят

познавательный, развивающий и обучающий аспекты, которые направлены на воспитание

учащегося. Учитывая это и содержание понятия «коммуникативности», а также

многогранность системы обучения, можно сформулировать следующие методические

принципы коммуникативной методики: Принцип овладения всеми аспектами иноязычной

культуры через общение. Коммуникативный метод впервые выдвинул положение о том,

что общению следует обучать только через общение. В этом случае общение может быть

использовано в качестве канала воспитания, познания и развития. Общение является

социальным процессом, в котором происходит обмен деятельностью, опытом,

воплощенными в материальную и духовную культуру. В общении осуществляется

эмоциональное и рациональное взаимодействие людей и влияние друг на друга. Именно

общение является важнейшим условием правильного воспитания. Таким образом,

общение выполняет функции обучения, познания и развития и воспитания в

коммуникативной методике обучения.

Ш.А. Амонашвили пишет о том, что «ученикам надо давать возможность, общаясь с

учителем, чувствовать себя его равноправными соратниками, чувствовать, что они нужны

педагогу, что без них педагогу трудно.

Поэтому задача педагога-поверить самому и

«заставить» учеников поверить в то, что все происходящее на уроке - правда. Если я хочу,

чтобы дети, сидящие за партами, смотрящие мне в глаза, ожидающие от меня чего- то

важного, действительно радовались каждому школьному дню, воспитывались и обучались, не

думая о том, что воспитываются и обучаются, я должен заботиться о том, чтобы нить наших

деловых отношений была непрерывной и прочной... Я должен набраться смелости и сыграть

неповторимую роль педагога-актера. А суть этой роли заключается в том, что деловые

отношения между мною и детьми не должны терять для них своей правдивости, лишать их

чувства свободного выбора, чувства исключительности своего участия в деятельности на

уроке».

В условиях быстрого развития науки и техники во всех сферах жизни и на всех этапах

формирования личности и специалистов стоит проблема перехода на интенсивный путь

развития. Данная проблема ничуть не менее актуальна и для обучения иностранным

языкам и культурам. Поиски оптимальных путей решения этого вопроса вызвали ещѐ в

конце 60-х – начале 70-х годов нашего столетия появление метода, в основе которого

лежит суггетивное воздействие на учащихся. Первоначально модель интенсивного

обучения иностранным языкам разрабатывалась для применения в условиях

краткосрочных курсов для взрослых, но в последствии опыт реализации интенсивного

метода обучения оказался положительным и в других условиях. В настоящее время

интенсивное обучение иностранным языкам реализуется в рамках различных

развивающихся, вновь создаваемых и действующих методических систем.

Востребованность данного метода обусловлена многообразием конкретных целей

обучения иностранному языку различного контингента учащихся, а также многообразием

условий обучения. В качестве условий обучения рассматривают сетку учебных часов, их

количество, наполняемость учебных групп и т.д. Последователями интенсивной методики

стали Г.А. Китайгородская, Н.В. Смирнова, И.Ю. Шектер и другие. Наиболее известным

из них в настоящее время является метод активизации резервных возможностей личности

и коллектива Г.А. Китайгородской. В методе активизации наиболее ярко и полно

отражена концепция интенсивного обучения иностранному языка. Несомненно, что самый

большой ее плюс - это очень быстрое получение результатов. Уже на второй день занятий

учащийся общается на английском языке, используя речевые клише, изученные на первом

занятии. Также существенным плюсом служат психологические основы данной методики

(суггестии), которые позволяют создать психологически комфортную обстановку на

занятиях, но и используются для более эффективного обучения. Большими плюсами

являются полифункциональные упражнения, неоднократно упоминаемые ранее, а также

весьма хорошо большое количество времени, уделяемое на активизацию новой лексики.

На каждый цикл занятий рекомендуется тратить до 20-24 часов, из них на активизацию

нового материала - 18-20 часов. В этом методе также имеется ряд недостатков. Например,

слишком большой объем нового материала, даваемого за одно предъявление (150-200

новых слов, 30- 50 речевых клише и несколько типичных грамматических явлений).

Недостатком также является обучение, прежде всего, устным формам общения: чтению и

аудированию, письменные же формы общения при этом становятся второстепенными,

чего допускать ни в коем случае нельзя, особенно при обучении школьников.

Анализируя все вышеизложенное, можно сказать, что идеальных методов обучения

английскому языку на данный момент не существует. Хотя коммуникативная и

интенсивная методики являются на данный момент наиболее гармоничными и

актуальными с точки зрения современной методологии.

Литература

1. Денисова Л.Г. Место интенсивной методики в системе обучения иностранным языкам

в средней школе. // Иностранные языки в школе. 1999. №4. – 48 c.

2. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. 2-е

изд. – Москва: Наука, 2009. – 174 с.

3. Пассов Е.И., Кузовлёв В.П., Коростелёв В.С. Цель обучения иностранному языку на

современном этапе развития общества. // Иностранные языки в школе. 2000. №6. – 51 с.

4. Ахмедов Р.Ш. Основы профессионально-коммуникативной культуры преподавателя. //

Актуальные проблемы лингводидактики и методики обучения иностранным языкам.

Сборник научных статей. Чувашский государственный педагогический университет им.

И.Я. Я

ковлева



В раздел образования