Напоминание

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста


Автор: Анисимова Светлана Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ 70
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: статья
Тема: Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста
Дата публикации: 19.04.2024
Раздел: дошкольное образование





Назад




Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих

способностей у детей младшего дошкольного возраста

Искусство рисования - это удивительный процесс, с одной стороны, творческий, с другой

– познавательный. Он позволяет развить наблюдательность, воображение, фантазию,

координацию руки и глаза, кроме того, приобрести особое видение мира и утонченность

восприятия.

Изобразительная деятельность является самым интересным видом

деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках

впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет

неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения

его творческих способностей, познания мира и развития эстетического

восприятия. Дошкольный возраст - это тот период, когда изобразительная деятельность

может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только одарённых, но и

всех детей.

Использование нетрадиционных техник позволяют ребёнку преодолевать чувство

страха пред неудачей, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребёнку свободу и

вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения

предметов или окружающего мира, ребёнок получает возможность выбора.

Актуальность опыта заключается в том, что современное общество нуждается

в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к

сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и не

реализованными. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных

задач дошкольного воспитания. Во время занятия изобразительной деятельностью с

использованием нетрадиционных техник у детей развивается ориентировочно –

исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус,

познавательные способности, самостоятельность. Ребёнок использует цвет как средство

передачи настроения, экспериментирует. При непосредственном контакте пальцев рук с

краской дети познают её свойства: густоту, твёрдость, вязкость. В изображении сказочных

образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную

мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает

страх перед краской, боязнь не справится с процессом рисования. Техники изображения

могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных

детей.

Использование нетрадиционных техник рисования способствует развитию у детей

творчества, пробуждает фантазию, активизирует наблюдательность, внимание и

воображение. Как правило, дети часто копируют предлагаемый им образец, а

нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо

готового образца демонстрирует лишь способ действия с материалами, инструментами.

Это даёт толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности,

инициативы, выражению индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы

изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать,

какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Работа

с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у

ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Однако у детей младшего

дошкольного возраста еще недостаточно сформированы графические навыки и умения,

что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто

получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей

исчезает желание рисовать. Ребенку нужен тот результат, который вызывает у него

радость, изумление, удивление. Ведь очень важно, каких результатов добьётся ребенок,

как будет развиваться его фантазия. В связи с этим, возникла необходимость облегчить

рисование с целью создания ситуации успеха у детей, формирования устойчивой

мотивации к рисованию. Результат рисования нетрадиционными техниками обычно очень

эффективный и не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы

изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Каждому ребенку

будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на

бумаге кляксу и получать забавный рисунок. Нетрадиционное рисование развивает

эстетическое восприятие, фантазию, творческую самостоятельность, дает возможность

использовать детям хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов,

позволяет дошкольникам заниматься рисованием не навязчиво, а с удовольствием; это

возможность для детей пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное,

самовыражаться. Комбинируя и применяя различные способы изображения в одном

рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику

использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского

художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и

бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям

множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо

знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов,

удивляет своей непредсказуемостью.

Каждая техника нетрадиционного рисования – это маленькая игра. Их использование

позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает

воображение, даёт полную свободу самовыражения. Занятия с

использованием нетрадиционным техник рисования способствует снятию детских

страхов, развивает уверенность, учит детей свободно выражать свой замысел, работать с

разными материалами, развивает мелкую моторику рук, чувство композиции,

цветовосприятия, творческие способности.

Успех обучения нетрадиционными техниками во многом зависит от того,

какие методы и приёмы используются, чтобы донести до детей определённое содержание,

сформировать у них знания, умения, навыки.

Обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект

неожиданности, и, конечно, не следует забывать про наличие материалов для творчества.

Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации

предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий

характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его

индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным

особенностям детей. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески,

поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т.д). Гуляя с детьми на прогулке,

обращаю их внимание на то, сколько вокруг интересного: палочки, шишки, листочки,

камушки, семена растений. Всеми этими предметами обогатили уголок изобразительной

деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что

здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже

можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые,

положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его

радует, что его огорчает.

Следовательно, успех использования нетрадиционных техник во многом зависит от того,

какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное

содержание и помочь утвердиться в позитивной позиции “творца”. Работа с

нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию у

ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.

Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет

дошкольников, у них сохраняются высокая активность, работоспособность на протяжении

всего времени, отведенного на выполнение задания.

Нетрадиционные техники рисования позволяют осуществлять индивидуальный подход к

детям, учитывать их желания, интерес.

Использование нетрадиционных техник для рисования способствует ослаблению

возбуждения у слишком эмоционально расторможенных детей. Нетрадиционное

рисование (например, игра в кляксы) увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем

больше он сосредотачивается. Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном

поле деятельности, а его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе игры в

кляксы зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Размашистые и

неточные движения руками постепенно становятся более сдержанными и точными. У

детей с трудностями поведения и характера сюжеты рисунков, выполненных с помощью

клякс, становятся менее агрессивными по содержанию и более сочными, яркими и

чистыми по цвету.

В работе при ознакомлении детей с нетрадиционными техниками рисования, я

использовала средства информационных компьютерных технологий, в которых уровень

наглядности значительно выше, чем в пособиях с печатной основой. Причем наглядность

более высокого уровня, так как она реализуется с помощью анимации, звукового

сопровождения, видеофрагментов. Использование мультимедийных презентаций

позволит сделать занятия эмоционально окрашенными, интересными, что способствовало

хорошей результативности.

Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального

благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения

ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к нетрадиционным

техникам рисования.

Не важно, кем станет ребенок, главное, что занятия различными видами деятельности

помогают сформировать творческую личность, учат мыслить смело и свободно. Вводить

ребенка в мир искусства следует как можно раньше. В этом поможет игра, как основной и

любимый вид деятельности дошкольника. Любой материал, попадающий в руки ребенка,

становясь игрушкой, обретает новую жизнь, новый смысл. Разнообразие материалов

ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. Умение создавать

новое, необычное, нестандартное дано с рождения не каждому, но многие профессии,

жизненные ситуации требуют наличие именно этих качеств. Поэтому необходимо

достаточно много уделять внимания фантазированию, развитию нестандартного видения

мира, творческому решению задач.

Список литературы

1.

Белошистая А.В., Жукова О.Г. Волшебные краски. 3–5 лет: Пособие для занятий с детьми.

– М.: Аркти, 2008.

2.

Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников, М. 1999

3.

Жукова О.Г., И. И. Дьяченко “Волшебные ладошки”, “Волшебные краски”. Издательство:

АРКТИ, 2009 г.

4.

Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю. Рисование с детьми

дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М.:

изд-во «Сфера», 2005.

5.

Комарова С. Как научить ребенка рисовать. - М.: изд-во «Приор», 1998.

6.

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду, М.; МОЗАИКА-СИНТЕЗ,

2010.

7.

Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста/ Нетрадиционные техники,

сценарий занятий, планирование. М., 2005.

8.

Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7лет :

Издательство дом «Карапуз - Дидактика» Творческий центр «Сфера» Москва 2009.

9.

Лебедева Е.Е. “Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной

деятельности дошкольников.

10. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования, Санкт-Петербург: изд-во «Каро»,

2008.

11. Утробина К.К., Г. Ф. Утробин “Увлекательное рисование методом тычка” Издательство:

ГНОМ и Д Год: 2007

12. Фатеева А.А. “Рисуем без кисточки”. Академия развития, 2007.

13. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. –

М.: ТЦ Сфера,2011”.



В раздел образования