Напоминание

"Экспериментирование - эффективный метод для развития познавательной деятельности воспитанников"


Автор: Маннанова Регина Махмудовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 61
Населённый пункт: город Уфа
Наименование материала: "Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования"
Тема: "Экспериментирование - эффективный метод для развития познавательной деятельности воспитанников"
Дата публикации: 17.04.2024
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 61 ГО г.Уфа РБ

Методическая разработка для

воспитателей

Тренинг

«Профилактика синдрома эмоционального

выгорания в образовательной среде»

Подготовила:

Педагог – психолог Габбасова О.В.

г. Уфа -2024г.

Цель: создание

условий

для

сохранения

и

укрепления

психологического здоровья педагогов, формирования навыков регуляции

психоэмоциональных состояний, профилактики эмоционального выгорания в

педагогической деятельности.

Задачи:

1.

Снизить уровень эмоционального выгорания педагогов.

2.

Повысить уровень сплоченности педагогического коллектива,

навыки эффективного взаимодействия с участниками образовательного

процесса.

3.

Развить эмоциональную устойчивость, уверенность в себе.

4.

Повысить

самооценку

педагогов,

мотивацию

к

профессиональной деятельности.

5.

Сформировать позитивное отношение к себе, к жизни.

6.

Обучить способам саморегуляции.

Форма проведения: Участники садятся в круг, возможно свободное

перемещение по залу при выполнении упражнений в подгруппах.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, бумага, клубок

ниток, фломастеры и карандаши.

Ход тренинга

- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами встретились, чтобы

научиться способам профилактики синдрома эмоционального выгорания.

Но для начала давайте поднимем друг другу настроение, чтобы наша

сегодняшняя работа была наиболее плодотворной.

Упражнения на раскрепощение и сплочение.

Упражнение «Да вы…., а я……»

Цель: осознание особенностей само восприятия и восприятия себя

другими; формирование позитивного само восприятия.

Участники садятся в круг, каждый называет одно качество о себе с

буквы своего имени. Участник берет клубок нити в руки и, сказав о себе,

зажимает свободный конец нити в руке и передает клубок следующему

участнику, который отвечает: Да вы……(повторяет качество), а я…..

(называет свое качество).

Ведущий заключает, что получился каркас, который объединяет всех

нас в единое целое.

Упражнение «Я учусь у тебя»

Цель: поддержание положительного эмоционального настроя друг к

другу.

Педагоги передают клубок друг другу обратно, со словами: «Я учусь у тебя

…». Участники называют профессиональное или личностное одно качество

человека, которое действительно обладает ценностью, привлекательностью

для говорящего. Задача принявшего клубок, прежде всего, подтвердить

высказанную мысль: «Да, у меня можно научиться …» или «Да, я могу

научить …».

Например, Юлия Сергеевна, я учусь у Вас доброжелательности.

Юлия Сергеевна: «Да, у меня можно этому научиться».

Обсуждение. – Обратите внимание, мы работаем в коллективе, где

находятся рядом творческие……и главное, мы можем у них этому научиться.

Эпиграф на экране

«Профессия педагога предъявляет серьезные требования к

эмоциональной стороне личности. Это «работа сердца и нервов», где

требуется буквально ежедневное расходование огромных душевных сил»

(В.А.Сухомлинский).

Актуализация знаний педагогов о синдроме эмоционального

выгорания.

Профессия педагога относится к сфере профессий типа «человек-

человек», то есть профессий, которые отличаются интенсивностью и

напряженностью психоэмоционального состояния и которые наиболее

подвержены влиянию эмоционального «сгорания». В настоящее время

синдром эмоционального «сгорания» удостоен диагностического статуса.

И так:

Уважаемые коллеги, поднимите руки те, кто когда-либо испытывал

СЭВ, а теперь те, кто считает, что он в данный момент переживает СЭВ.

А теперь поднимите руки те, кто считает себя профессионалом,

ответственным работником, общительным человеком, человеком, всегда,

при любых обстоятельствах выполняющим обещания.

Вы, наверное, согласитесь со мной в том, что именно из-за того, что мы

относимся практически ко всем перечисленным категориям людей, мы и

подвержены СЭВ.

На экране определение.

Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью

механизм психологической защиты в форме полного или частичного

исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные

психотравмирующие воздействия.

Конечно же мы знаем, каковы причины эмоционального выгорания.

отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым

результатом;

несоответствие результатов затраченным силам;

ограниченность времени для реализации поставленных целей;

неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;

большие нагрузки;

ответственность перед начальством, родителями;

низкая оплата труда.

А теперь давайте проведем небольшую самодиагностику.

На экране

Результаты «Самодиагностика».

Проведенное анкетирование -это работа нашего сознания.

Что нам подскажет наше подсознание.

Проективный тест «ЛОШАДЬ»

Инструкция:

Перед вами силуэт лошади. Ваша задача – дорисовать картинку, придав ей

законченность и осмысленность. Уделите внимание деталям внешности

животного. При желании можно нарисовать и фон – постарайтесь создать

вокруг своей лошадки такую атмосферу, в которой она чувствовала бы себя

комфортно.

Интерпретация

тест,

позволяет

ответить

на

вопрос:

"Какой

Вы

работник?"

1) Если вы сосредоточились лишь на основных деталях лошадиной

внешности. Обозначив только копыта, гриву, хвост и почти не уделили

внимания фону – вы справляетесь со всеми своими обязанностями, но многое

делаете формально, без желания перевыполнить план. Словом, карьеристом и

трудоголиком вас не назовешь.

2) Вы долго трудились над своей картиной и уделили очень много внимания

мелочам. Тщательно прорисовав каждый волосок в лошадиной гриве и

каждую травинку под ее копытами. Вы – очень педантичный человек и

любите

кропотливую

работу.

Вы

старательны,

добросовестны

и

требовательны к себе. К несчастью для окружающих, к их трудовой

деятельности вы тоже относитесь весьма взыскательно. А уж если говорить

начистоту – порой вы просто изводите коллег и подчиненных своими

придирками.

3) Если вы особенно тщательно прорисовали морду лошади – ноздри, рот,

глаза, ресницы, сделали ей кокетливую челку – вы ищите и находите в работе

романтику. Принимаясь за любой проект, вы полны энтузиазма и радужных

надежд. Возможно, вы еще очень молоды и просто не успели ни зачерстветь,

ни выгореть. Если же вы – человек зрелый и сформировавшийся, вероятно,

вы

просто

неисправимый

оптимист.

4) На рисунке вы изобразили лошадь, пасущуюся на лугу. Это значит, что

самое важное для вас – работать в комфортных условиях, желательно вообще

иметь свободный график и не ощущать никакого давления со стороны.

Больше всего на свете вы ненавидите ограничения, а вот независимость

считаете главной ценностью. Если же на лугу еще порхают бабочки и растут

цветы, вам подойдет творческая работа, связанная с искусством и красотой.

Для вас не особенно важно, сколько вы будете зарабатывать, главное –

раскроется ли ваш талант художника, сможете ли вы реализовать свои

эстетические

чувства.

5) Если вы надели на лошадь уздечку или хомут – вам не привыкать много и

тяжело работать. Дело для вас – прежде всего. Скорее всего, вы даже не

представляете,

что

можно

жить

как-то

иначе.

6) Вы посадили на лошадь всадника. Вам просто необходим куратор,

который будет вас организовывать и подгонять. Без давления сверху вы

быстро

теряете

темп

и

начинаете

сачковать.

7) Если поставили перед лошадью корм и корыто с водой. Это означает: вы

готовы к любой работе, при условии, что она будет хорошо вознаграждена.

Упражнение «Я работаю над своим здоровьем»

(педагоги встают со своих мест, немного отодвигая свой стул, в центре круга

стоит вывеска «Здоровье»)

Я буду задавать вопросы, если будет ответ положительный, то делайте

шаг вперёд, если отрицательный – шаг назад.

- у меня отсутствуют вредные привычки;

- я ежедневно выполняю утреннюю гимнастику;

-кто ложится не позднее 23:00 шаг вперед, кто после 12:00 два шага назад

- я ежедневно совершаю прогулки перед сном;

- я посещаю бассейн, тренажёрный зал, или занимаюсь каким-либо спортом;

- я периодически провожу разгрузочные дни;

- я соблюдаю режим дня;

-кто позволяет себе заняться любимым делом

- я правильно питаюсь;

- я эмоционально уравновешен;

- я выполняю профилактику заболеваний.

Итак, кто из вас оказался рядом с бесценным сокровищем «здоровье»?

-Эти пункты являются составляющими элементами профилактики синдрома

профессионального выгорания. Дарим аплодисменты тем, кто ближе к

вывеске психологическое здоровье.

Это упражнение помогает наглядно увидеть, на правильном ли вы пути,

помогаете ли вы себе в укреплении здоровья, ведёте ли здоровый образ

жизни. И каждому из нас есть о чём задуматься.

Также наше здоровье зависит от нашего настроения.

7.Упражнение «О ком я забочусь..»

-Запишите 4-5 людей, о которых вы заботитесь в жизни.

Далее ведущий отмечает тех, кто не забыл написать себя. Просим зачитать их

списки..

Рефлексия: и так, из всех нас лишь… человек указали, что заботятся о себе.

Давайте проанализируем… Таким образом, мы часто забываем о себе. Кому

мы нужны больными и неизлучающими любовь? Ведь мне хорошо, когда

мне хорошо! А мы часто забываем о себе!.

«Упражнение: список 1.2»

Список 1 – запишите все, что вас делает счастливым

Список 2-запишите все, чем вы занимаетесь ежедневно

Тщательно сравните списки, проанализируйте, чем вы занимаетесь. Делает

ли это вас счастливыми.

Необходимо чтобы ваши желания совпадали с вашими возможностями.

Тогда вы почувствуете себя счастливым человеком.

Упражнение «Головной убор»

Профессия педагога – стрессогенная. Он вынужден сдерживать собственные

эмоции, контролировать действия и поступки, так как должен являть собой

пример для детей. Поэтому педагоги часто жалуются на головную боль.

Предлагаемое упражнение поможет снять неприятные ощущения. Станьте

прямо, свободно расправив плечи, откинув голову назад. Постарайтесь

почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести.

Представьте себе, что на голову надет тяжелый неудобный головной убор.

Снимите его и выразительно, эмоционально бросьте на пол. Потрясите

головой, погладьте ее руками, резким движением «бросьте» руки вниз.

«Магия света».

Метафорические карты МАК

Набор метафорических карт-подсказок "Магия Света" поможет вам в

принятии решений, поиске ответа на волнующий вопрос или попытке лучше

понять себя.

МАК карты «Магия света» - это уникальный инструмент для работы с

подсознанием, который поможет вам открыть новые грани своей личности и

понять, что именно вам нужно для достижения успеха и счастья. Возьмите

колоду карт и сосредоточьтесь на беспокоящем Вас вопросе, возможно,

использовать как книгу ответов, вопрос дня. Перетасуйте колоду и, не

задумываясь, вытяните одну карту. Прямое значение карты даёт совет, а

перевернутое – подсказку или наставление. В некоторых случаях не стоит

воспринимать

полученный

ответ

буквально,

нужно

принять

его

как

направление для размышлений. Если необходимо, задайте уточняющий

вопрос и вытяните дополнительную карту, также читаете ответ на верхней

части карты. Каждая карта МАК “Магия света” содержит в себе уникальные

подсказки, которые помогут Вам понять, какие эмоции и чувства Вы

испытываете в данный момент, и как они влияют на Вашу жизнь. Карты также

помогут Вам определить, какие препятствия и проблемы мешают двигаться

вперед и достичь своих целей. МАК “Магия света” помогут тем, кто хочет

изменить свою жизнь к лучшему и научиться получать удовольствие от

каждого дня, видеть позитив. Они помогут Вам в принятии решений, ответить

на внутренние вопросы, услышать своё подсознание, войти в ресурсное

состояние, найти варианты решения проблем, раскрыть свой потенциал,

улучшить отношения с окружающими людьми и стать более уверенным в

себе.

Уважаемые коллеги спасибо вам что вы все были активны, слаженно

работали в команде. Не забывайте, что мы – единое целое, каждый из Вас –

важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе мы – сила!

Спасибо всем за участие!

«Давайте наградим себя за успешную работу аплодисментами!»



В раздел образования