Напоминание

РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР


Автор: Хатипова Зарема Ресульевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ "Детский сад №103" г. Севастополь
Населённый пункт: Севастополь
Наименование материала: Статья
Тема: РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Раздел: дошкольное образование





Назад




РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Хатипова З.Р.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение города Севастополя «Детский сад № 103»

Аннотация: В статье раскрыта важность сенсорного воспитания детей

дошкольного возраста. Экологическое воспитание дошкольников заключается в

познании всего живого на земле. Результатом правильного экологического

воспитания должно стать осознание ребёнком, что он является частью живой

природы.

Автором

выявлена

актуальность

проблемы

экологического

воспитания у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Ключевые слова: экологическое развитие, экологическое воспитание,

дошкольное

образовательное

учреждение,

дидактическая

игра,

дети

дошкольного возраста.

THE ROLE OF ENVIRONMENTAL EDUCATION IN PRESCHOOL

CHILDREN THROUGH DIDACTIC GAMES

Khatipova Z.R.

Abstract: The article reveals the importance of sensory education of preschool

children. Ecological education of preschoolers consists in the knowledge of all living

things on earth. The result of proper environmental education should be the child's

awareness that he is a part of wildlife. The author has identified the relevance of the

problem of environmental education in preschool children through didactic games.

Keywords:

ecological

development,

ecological

education,

preschool

educational institution, didactic game, preschool children.

Экологическое образование дошкольников является важным аспектом

управления природоохранной деятельностью. Ведь в дошкольном учреждении

закладывается фундамент, формируется осознанное отношение к окружающей

действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые

остаются в памяти человека надолго, а иногда и на всю жизнь

. и дети, получившие определенные экологические представления, будут

более

внимательны

к

природе.

Это

может

повлиять

на

улучшение

экологической ситуации в нашем регионе и нашей стране в будущем.

Отличительной особенностью экологического воспитания дошкольников

является непосредственный контакт ребенка с природными объектами, "живое"

общение с растениями и животными, которые являются частью развивающей

экологической среды в дошкольном образовательном учреждении[2].

В современную эпоху гуманизации Moderna системы образования ведется

поиск активных форм, методов и технологий экологического воспитания

дошкольников.

Игра,

выполняющая

мотивационную,

воспитательную,

развивающую, воспитательно-коммуникативную и другие функции, обладает

огромным потенциалом.

Игра - это не только развлечение, но и способ для детей лучше узнать

окружающий мир.

Существуют разные подходы к классификации игр. По количественному

составу учащихся игры делятся на одиночные, групповые и групповоздействия,

по продолжительности - на мини-игры (3-5 минут), эпизодические (5-10 минут),

аудиторные (20-35 минут), по сложности действий в элементарных играх,

состоящих из повторяющихся игровых действий, и сложных играх, которые

включают: среди них: за исключением дополнительных, игры делятся на

готовые и креативные игры в соответствии с содержанием и правилами [1].

В наши дни дидактическая игра имеет большое значение.

Способствует:

* Развитие познавательных способностей; приобретение новых знаний и

развитие

навыков обобщения и фиксации;

*

обогащать

сенсорный

опыт

ребенка,

вызывать

определенное

эмоциональное отношение к природе, прививать любовь к ней и в то же время

развивать его умственные способности;

* развитие речи детей: пополняется и активизируется словарный запас,

развивается связная речь;

* Социальное и нравственное развитие: в этой игре происходит познание

взаимоотношения между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой

природы, умение быть праведным, уступать при необходимости, помогать

нуждающимся, проявлять сострадание и т.д.

* художественно-эстетическое воспитание - когда ребенок совершает

какое-либо действие, он задумывается о том, насколько он красив, насколько он

прав, уместен ли он в той или иной ситуации, наблюдает за выразительностью

своей речи и речи окружающих, развивает творческое воображение;

* Экологическое воспитание [3].

В современной дошкольной педагогике все многообразие дидактических

игр Moderna объединено в три основных типа:

- Играйте с природными предметами и материалами;

- столешницы с принтом;

- Каламбур.

1. Играйте с предметами. В таких играх, как правило, используются

подручные

материалы,

различные

игрушки,

предметы

из

природного

материала.

В

процессе

игры

дети

учатся

сравнивать,

различать

предметы,

распознавать их свойства и качества. Природные материалы считаются

наиболее

эффективным

средством

изучения

природы.

А

проведение

мероприятий на природе укрепит знания дошкольников об окружающей

действительности. Поэтому такие занятия вызывают большой интерес у

дошкольников.

Учитель должен быть осторожен при проведении занятий в естественной

среде и соблюдать меры предосторожности. Учителя используют такие игры,

как "Чьи следы?". "С какого дерева сорван лист?", "Анализируйте листья в

порядке убывания" и т.д. (В таких играх развиваются мыслительные процессы:

логика, синтез, анализ).

2.

Этот

тип

игр

заставляет

вас

анализировать,

сравнивать,

классифицировать предметы, развивает логическое мышление и т.д. Игры,

связанные с описанием изображений, не только развивают творческое

мышление, но и учат правильно говорить. Среди настольных игр есть игры,

которые развивают актерские способности ребенка.

3. Словесные игры основаны на словах и действиях игроков. С помощью

словесно-дидактических игр педагог помогает дошкольникам с фантазией

использовать полученные в игре знания. В словесных играх дети могут

самостоятельно

решать

различные

мыслительные

задачи

(угадывать,

описывать, группировать по признакам и формам). Среди каламбуров есть

такие, как "Угадай", "магазин" и т.д. [6].

Поэтому педагоги целенаправленно и систематически направляют свою

деятельность на развитие экологического образования и воспитания детей;

накопление экологических знаний, формирование навыков и умений работы с

природой.

Одним из методов формирования экологических знаний у детей является

дидактическая игра, суть которой заключается в том, что дети отражают в ней

различные

аспекты

жизни,

особенно

взаимоотношения

взрослых,

и

совершенствуют свои знания об окружающей действительности. В дальнейшем

это занятие позволит сформировать у дошкольника навык социокультурных

отношений[5].

Таким образом, использование игр для воспитания экологической

культуры способствует воспитанию дошкольников и помогает овладеть

навыками экологически целесообразного поведения на природе. Ребенок

приобретает нравственный и ценный опыт по отношению к окружающему

миру. Ведь забота о природе - это забота о человеке, его будущем.

Список литературы

1.

С. А. Козлова, Т. А. Куликова «Дошкольная педагогика» М.:

«Академия», 1998

2.

С. Н. Николаева. Методика экологического воспитания дошкольников.

М.: «Академия», 1999.

3.

С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа и условия её реализации

в детском саду.

4.

Кондратьева Н. Н. Программа экологического образования детей

«Мы», Санкт-Петербург 1996.

5.

Черезова Л. Б. «Теория и методика экологического образования

детей», Волгоград, издательство ВГПУ «Перемена» 2010.

6.

Рыжова Н. А. «Экологическое образование в детском саду», Москва

2001.



В раздел образования