Напоминание

Формирование функциональной грамотности у младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения


Автор: Олашин Татьяна Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ с УИОП №1 г. Советска
Населённый пункт: Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование функциональной грамотности у младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
Дата публикации: 12.04.2024
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №1

г. Советска Советского района Кировской области

Формирование функциональной

грамотности у младших школьников на

уроках русского языка и литературного

чтения

Олашин Т. И. ,

учитель начальных классов

МОУ СОШ с УИОП №1

г. Советска Кировской области

2024г.

Основы функциональной грамотности закладываются в

начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам

речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.

 

Поэтому предметы «Русский язык» и «Литературное чтение»

играют важную роль в развитии функционально грамотной

личности в начальной школе. Эти предметы являются для

младших школьников основой всего учебного процесса, средством

развития мышления обучающихся, воображения,

интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом

социализации личности.

Формирование грамотного письма - одна из самых сложных

задач. Но именно она обозначена как важнейшая программная

установка при формировании функционально грамотной личности.

Формирование грамотного письма – это ежедневный труд на уроке

русского языка. И насколько результативен этот труд, в полной

мере можно оценить на уроках развития речи. Это один из самых

трудных видов деятельности для младших школьников, поскольку

предполагает максимальную самостоятельность учащихся.

Для этого вида деятельности требуется развитие творческих

литературных и речевых способностей, логика мышление,

концентрация внимания, культура и богатство языка.

В современной школе всё меньше остаётся детей, которые

любят читать. Соответственно страдает и письменная и устная

речь. Поэтому задача научить ребенка писать сочинения и

изложения усложняется. Бедный словарный запас, неумение

строить предложения, подбирать синонимы и т.д.- это малая часть

проблем с которыми я столкнулась при проведении уроков по

развитию речи. Поэтому в помощь ученикам было приготовлены

папки, в которые входят словарик синонимов и антонимов,

словарик настроения, орфографический словарик, клише для

сочинений по картине.

После проверки контрольных и творческих работ по русскому

языку обязательным этапом является работ над ошибками. Она

состоит из нескольких этапов.

1) Ребенок знакомится с ошибками в тексте.

2) Определяет название орфограммы, на которую сделал

ошибки.

3) Выписывает название орфограммы в работе над ошибками,

выписывает слово, в котором допустил ошибку.

4) Выносит это слово в словарик на последних страницах

контрольной тетради .

5) Затем получает индивидуальное задание на дом, на отработку

тех орфограмм, на которые допустил ошибки.

Такая работа над ошибками помогает детям выявить и

отработать те орфограммы, в которых они чаще всего допускают

ошибки.

Оценка за работу над ошибками состоит из трех частей:

1) Должны быть выписаны все орфограммы (сколько палочек на

полях).

2) Если букву нужно проверять, то проверяется подбор

проверочных слов.

3) Выполнение индивидуального домашнего задания.

4) Запись в словарике

Самая частая ошибка у детей, по моим наблюдениям, это

написание безударных гласных в корне. Для отработки этого

правила, я провожу орфографическую зарядку. Я читаю слово, а

дети хором называют проверочное. Это упражнение занимает

несколько минут и особенно помогает тем детям, у которых

маленький словарный запас и они испытывают сложность в выборе

проверочного слова.

Кроме того, встречаются ошибки по невнимательности. Поэтому

работа над вниманием при формировании орфографической

грамотности так же важна. Одним из эффективных приемов

развития внимания является списывание художественных текстов.

Но на уроке эта работа не целесообразна, так как отнимает много

времени. Поэтому простое списывание было заменено на

списывание «бессмысленных» текстов. (Пример: Помик волит:

Калуша, а Калушаточки помиковичи? Калуша разбызила клямсы и

волит зюмо-зюмо:Куа? Помик тырснул в бурдысья и из бурдысьев

волит: Калуша, а Калушаточки помиковичи?) Они не только

интересны для детей, но и хорошо тренируют внимание.

Кроме того, бедность словаря учащихся тормозит усвоение

ими орфограмм. При этом под обогащением словаря учащихся

следует понимать не только количественное его увеличение, но и

его качественные изменения, выражающиеся в расширении объема

понятий, в уточнении значений слов, в ознакомлении с новыми

значениями уже известных слов.

В этом мне помогают уроки литературного чтения. При

изучении нового произведения обязательным является составление

толкового словарика. Дети выписывают и находят значение тех

слов, которые конкретно им непонятны. Чаще всего, при

определении значения слова дети обращаются к словарям – онлайн.

И они столкнулись следующей проблемой. Словарей – огромное

количество, и в разных словарях толкование слов разное. Иногда

не очень точное. Дети сделали выводы, что информация в

интернете не всегда достоверна. Поэтому мы вместе с детьми

познакомились с правилом трёх источников в интернете. Доверять

первому источнику нельзя, нужно поискать информацию

и на других сайтах.

Использование в системе разнообразных приёмов обучения на

уроках русского языка и литературного чтения способствует

развитию умений обучающихся самостоятельно мыслить,

анализировать, обобщать, ориентироваться в новой ситуации,

находить способы деятельности для решения практических задач в

жизненном пространстве. Всё это способствует формированию

функциональной грамотности школьников.



В раздел образования