Автор: Бряткова Елена Павловна
Должность: учитель
Учебное заведение: МОУ СОШ №3
Населённый пункт: г.Вологда
Наименование материала: методическая статья
Тема: "Формирование коммуникативных компетенций учащихся основной школы на уроках немецкого языка через проектную деятельность"
Раздел: среднее образование
«
«Формирование коммуникативных компетенций на уроках
немецкого языка в соновной школе через проектную деятельность
»
Владение
коммуникативными
компетенциями – это ключ к
успешной
деятельности
субъек-та, да и к успешной
жизни в целом
Иностранный язык, практико-
ориентированный предмет,
помогает решать задачи
формирования коммуникативной
компетентности на
межпредметном уровне, что
является одной из ключевых…
Целевая группа:
для реализации проекта предполагается
преемственность всех звеньев в цепочке обучения
Цель проекта:
создание
условий
для
формирования
коммуникативных
компетенций
учащихся
на
уроках
немецкого языка (учить школьников
иноязычной
речи,
эффективно
общаться
в
разных
ситуациях,
решать различные коммуникативные
задачи,
которые
ставит
перед
учениками сама жизнь)
Задачи:
• изучить методическое обеспечение и
практические рекомендации по формированию
коммуникативных компетенций;
•
определить критерии и показатели
сформи-рованности коммуникативных
компетенций;
•
создать педагогические условия,
обеспечивающие успешность формирования
коммуникативных компетенций;
•
проанализировать результаты проекта
через мониторинг эффективности мероприятий
и откорректировать дальнейшую деятельность
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
•
повысить мотивацию школьников на изучение
иностранного языка;
•снизить трудность овладения иноязычной речью,
способствовать прочному усвоению и расширению
лексического запаса;
•повысить эффективность отработки
грамматических структур;
•совершенствовать навыки иноязычного
произношения;
•стимулировать развитие диалогической и
монологической речи;
•продвижение учащихся в развитии
мыслительных операций, творческих
способностей, навыков самоконтроля, активности.
Мероприятие
Сроки проведения
Ответственный
Результат
Оформление кабинета
немецкого языка
Август - сентябрь
Учителя
немецкого
языка
Стенды, плакаты,
дидактические
материалы
Представление и принятие
проекта на заседании МО,
рассмотрение на педсовете
«Формирование
коммуникативных компетенций
учащихся на уроках немецкого
языка через метод проектов»
Сентябрь
Учителя
немецкого
языка
Программа проекта
Изучение и внедрение
проектной технологии на уроках
немецкого языка
Сентябрь - май
Учителя
немецкого
языка
Тематическое
планирование
Выступление на родительском
собрании «Учить немецкий
язык – думать о будущем своих
детей»
Октябрь
Учителя
немецкого
языка
Отзывы
Конкурс проектов «А знаете ли
вы Германию?» 7-9 класс (в
рамках предметной недели
иностранных языков)
Октябрь
Учителя
немецкого
языка
Проекты, презентации,
выступления детей
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ
Дни Германии в Вологде
Проект «В гостях у сказки» в 5–6
классах (в рамках предметной
недели иностранных языков)
Ноябрь
Учителя
немецкого
языка
Проекты, презентации,
выступления детей
Участие во Всероссийской
олимпиаде школьников по
немецкому языку в 5-9 классах
Ноябрь
Учителя
немецкого
языка
Итоги
Участие в городском конкурсе
переводов «Лёгкое перо»
Декабрь
Учителя
немецкого
языка
Итоги
Изучение традиций и обычаев
Рождества с 5 – 9 класс
(Творческий проект в рамках
предметной недели иностранных
языков)
Декабрь
Учителя
немецкого
языка
Рефераты,
презентации
Встреча с преподавателем
кафедры немецкого языка ВоГУ
Шатерник Г.А.
Январь
Учителя
немецкого
языка
Методическая помощь
Конкурс чтецов и переводчиков в
7-9 классах
Февраль
Учителя
немецкого
языка
Итоги
Конкурс экологических проектов
на немецком языке «Помоги
птицам зимой»
Февраль
Учителя
немецкого
языка
Проекты, презентации,
выступления детей
Конкурс стенгазет и поделок
учащихся 5-9 классов «Праздник
Пасха в европейских странах»
Март - апрель
Учителя
немецкого
языка
Итоги
Участие в школьной научно-
практической конференции
«Поиск и творчество – шаг на пути
к открытию»
апрель
Учителя
немецкого
языка
Реферат
Круглый стол для
старшеклассников «Германия»
апрель
Учителя
немецкого
языка
Отзыв
Оформление информационного
стенда для выпускников и
родителей «Мир профессий, где
используется немецкий язык»
Май
Учителя
немецкого
языка
Информационный
стенд
Подведение итогов работы по
программе поддержки изучения
немецкого языка
Май
Учителя
немецкого
языка
Анализ работы
Индивидуальная работа с
родителями
Сентябрь - май
Учителя
немецкого
языка
Анкетирование
5-6 классы - краткосрочные проекты по темам «Времена года»,
«Зимние праздники», «Дом». При изучении тем «Eine alte deutsche
Stadt», «Wir malen, bauen, basteln», «Bei unseren Freunden zu Hause»
предлагаю учащимся принять участие в проектах прикладного
характера, так как это развивает их творческие способности.
С 7 класса предполагаются для выбора проекты по темам: «Любимый
город», «Немецкий город».
8-9 класс - совместная работа над долгосрочными проектами -
«Германия – Россия», «Система образования Германии и России».
Алгоритм работы над проектом
Этапы
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
I этап.
Начинание или
целеполагание,
подготовка.
Выявляют проблемы. Обсуждают
задание.
Уточняют информацию.
Объясняет цели проекта.
Мотивирует учащихся.
Наблюдает.
II этап. Планирование.
Формируют задачи. Уточняют
информацию.
Выбирают и обосновывают свои
критерии успеха.
Помогает.
Наблюдает.
III этап. Принятие
решения. Исследование.
Выбор методов проверки
принятых решений.
Работают с информацией.
Выполняют исследования.
Наблюдает. Консультирует.
IV этап.
Выполнение.
Оформляют проект. Выполняют
исследование.
Работают над проектом.
Направляет процесс, если это
необходимо.
Наблюдает.
V этап.
Оценка результатов.
Участвуют в коллективном
самоанализе и самооценке.
Направляет процесс, если это
необходимо. Наблюдает
VI этап.
Защита проекта.
Защищают проект. Участвуют в
коллективной оценке результатов
проекта.
Участвует в коллективной оценке
результатов проекта.
Механизмы оценки результатов
проекта
Критерии оценивания навыков говорения. Монологическая
речь
Решение коммуникативной
задачи
Лексико-грамматическое оформление
речи
Произносительная сторона речи
Оценка
Задание выполнено
полностью:
цель общения достигнута;
тема раскрыта в полном
объеме.
Используемый лексико-
грамматический материал
соответствует поставленной
коммуникативной задаче.
Демонстрируется разнообразный
словарный запас
Речь понятна: звуки
произносятся правильно, без
фонематических ошибок.
5 (отл.)
Задание выполнено:цель
общения достигнута, но тема
раскрыта
не в полном объеме.
Используемый лексико-
грамматический материал
соответствует поставленной
коммуникативной задаче. Лексико -
грамматические ошибки практически
отсутствуют (допускается не более 2
негрубых языковых ошибок, не
затрудняющих понимание)
Речь понятна: все звуки
произносятся правильно,
допускаются 1 фонематическая
ошибка, не меняющая значение
высказывания.
4 (хор.)
Задание выполнено
частично: цель общения
достигнута не полностью;
тема раскрыта в
ограниченном объеме.
Наблюдается некоторое затруднение
при подборе слов и неточности в их
употреблении. Используются простые
грамматические структуры.
Речь понятна: все звуки
произносятся правильно,
допускаются 2 ошибки, не
меняющие значение
высказывания.
3 (удов.)
Задание не выполнено:
цель общения не
достигнута.
Недостаточный словарный
запас, неправильное
использование
грамматических структур,
многочисленные языковые
ошибки не позволяют
выполнить поставленную
коммуникативную задачу.
Речь почти не воспринимается
на слух из-за неправильного
произношения многих звуков и
многочисленных ошибок
2 (неуд.)
Решение коммуникативной
задачи
Взаимодействие с собеседником
Лексико-грамматическое оформление
речи
Произносительная
сторона речи
Оценка
Задание выполнено
полностью:
цель общения достигнута;
тема раскрыта в полном
объеме.
Демонстрирует
хорошие навыки
умения речевого взаимодействия
с партнером: умеет начать,
поддержать и закончить беседу;
соблюдает очерёдность при
обмене репликами, соблюдает
нормы вежливости.
Используемыйлексико-грамматический
материал
соответствует
поставленной
коммуникативной
задаче.
Демонстрируется
разнообразный
словарный запас.
Речь понятна: звуки
произносятся правильно,
без фонематических
ошибок.
5 (отл.)
Задание выполнено: цель
общения достигнута, но
тема раскрыта не в
полном объеме
Демонстрирует
навыки и умения речевого
взаимодействия с партнером:
умеет начать, поддержать и
закончить беседу; но
демонстрирует наличие роблемы
в понимании собеседника
Используемый лексико-грамматический
материал соответствует поставленной
коммуникативной задаче. Лексико -
грамматические ошибки практически
отсутствуют (допускается не более 2
негрубых языковых ошибок, не
затрудняющих понимание)
Речь понятна: все звуки
произносятся правильно,
допускаются 1
фонематическая ошибка,
не меняющая значение
высказывания.
4 (хор.)
Задание выполнено
частично: цель общения
достигнута не полностью;
тема раскрыта в
ограниченном объеме.
Демонстрирует
несформированность навыков и
умения речевого взаимодействия
с партнером: умеет начать, но не
стремится поддержать беседу и
зависит от помощи со стороны
собеседника.
Демонстрируется
достаточный словарный запас, но
наблюдается некоторое затруднение при
подборе слов и неточности в их
употреблении. Используются только
простые грамматические структуры.
Допускаются не более 3 языковых
ошибок.
Речь понятна: все звуки в
потоке речи произносятся
правильно, соблюдается
правильный
интонационный рисунок.
3 (удов.)
Задание не
выполнено: цель
общения не
достигнута; тема
не раскрыта.
Не может
поддержать беседу.
Недостаточный
словарный запас,неправильное
использованиеграмматических
структур, много-численные языковые
ошибки не позволяют
выполнить поставленную
коммуникативную задачу.
Речь почти не воспри-
нимается на слух из-за
неправильного
произношения
многих звуков и
многочислен
ныхфонематических
ошибок.
2 (неуд.)
Критерии оценивания навыков говорения. Диалогическая речь
Решение коммуникативной задачи
Организация текста
Лексико-грамматическое оформление
текста
Орфография и пунктуация
Задание выполнено полностью:
даны
полные ответы на заданные
вопросы.
Правильно выбрано обращение,
завершающая фраза подпись.
Текст логично выстроен и разделен на
абзацы; правильно
использованы языковые средства для
передачи логической связи;
оформление текста
соответствует нормам
письменного этикета,
принятого в стране
изучаемого языка.
Использована
разнообразная
лексика и различные
грамматические структуры.
Орфографические
и пунктуационные
ошибки отсутствуют.
Задание выполнено: даны ответы
на заданные вопросы, но на один
ответ
неполный ответ.
Есть 1-2 нарушения в стилевом
оформлении
письма.
Текст логично выстроен и разделен на
абзацы; оформление текста
соответствует нормам
письменного этикета,
принятого в стране
изучаемого языка.
Имеются языковые
ошибки, не
затрудняющие
понимание (допускается не
более 2-хнегрубых языковыхошибок).
Орфографические
ипунктуационныеошибки
практически
отсутствуют
Задание выполнено частично:
даны
ответы на заданные вопросы, НО
они -
неполные, ИЛИ ответ
на один вопрос
отсутствует. Имеется более 2-х
нарушений
в стилевом оформленииписьма и в
соблюдении норм вежливости.
Текст в основном
логично выстроен, НО имеются
недостатки при делении на абзацы
ИЛИ имеются отдельные нарушения в
структурном оформлении текста
письма.
Допущены языковые ошибки,
которые затрудняют
понимание.
Допущены орфографические
и пунктуационные
ошибки (допускается не
более 3-х).
Задание не
выполнено:
отсутствуют ответы на вопросы
ИЛИ
текст письма
не соответствует требуемому
объему.
Текст выстроен
нелогично; допущены
многочисленные ошибки в
структурном
оформлении письма ИЛИ оформление
текста не соответствует нормам
письменного этикета.
Допущены
многочисленные языковые ошибки,
которые затрудняют
понимание
текста.
Допущены
многочисленные
орфографические и
пунктуационные ошибки.
Сформированность перцептивно-
смысловых навыков
Умение оценить текст с точки
зрения его значимости и
информативности
Знание языкового материала
Оценка
Цель аудирования достигнута полностью:
ученик верно отвечает на вопросы общего
характера; выполняет тест множественного
выбора (multiple choice); верно соотносит
заголовки/ иллюстрации с содержанием
текста.
Демонстрирует хорошие навыки
определения типа текста и основной
темы; верно выделяет при повторном
слушании ключевые слова/реалии;
умеет составлять план в форме
заголовков к смысловым кускам.
Умеет верно передать основное
содержание на
родном/иностранном языке;
перечислить основные факты в
той последовательности, в
которой они даны в тексте.
5 (отл.)
Цель аудирования достигнута, но не в
полном объеме.
ученик верно отвечает на вопросы общего
характера; выполняет тест множественного
выбора (multiple choice), допуская 1-2
ошибки при ответе на вопросы, касающиеся
отдельных деталей /фактов
Демонстрирует навыки определения
типа текста и основной темы, но
допускает 1-2 ошибки в умении
отделять главное от второстепенного.
Аудиоматериал понимается
учеником верно, но есть
затруднения при делении
текста (cloze test) на смысловые
куски и озаглавливание их.
4 (хор.)
Цель аудирования достигнута частично.
Смысл аудиотекста понят в ограниченном
объеме, социокультурные знания мало
использованы в соответствии с ситуацией
Демонстрирует несформированность
навыков определения типа текста и
основной темы, допускает 3 ошибки
при составлении плана.
Аудиоматериал понят
частично, ученик испытывает
трудности в определении
основного содержания и
передаче его на иностранном
языке.
3 (удов.)
Задание не выполнено. Цель аудирования
не достигнута. Тема и содержание не
поняты.
Не может оценить текст с точки
зрения его значимости и
информативности
Информация на слух почти не
воспринимается.
2 (неуд.)
Критерии оценивания навыков аудирования.
Решение коммуникативной задачи
Характеристика ответа
Оценка
Коммуникативная задача полностью решена;
ученик полностью понял и осмыслил содержание
текста в объеме, предусмотренном заданием
(чтение с общим, выборочным или полным
пониманием содержания).
Демонстрирует хорошие навыки и умения
определять тему/основную мысль текста;
выделяет главные факты, исключая
второстепенные;
может догадаться о значении незнакомых слов;
верно устанавливает причинно-следственную
взаимосвязь между событиями/фактами текста.
5 (отл.)
Коммуникативная задача решена;
ученик полностью понял и осмыслил содержание
прочитанного иноязычного текста за исключением
деталей и частностей, не влияющих на понимание
этого текста в объеме, предусмотренном
заданием
Демонстрирует навыки и умения определять
тему/основную мысль текста;
в большинстве случаев верно выделяет главные
факты, исключая второстепенные;
демонстрирует наличие проблемы при анализе
отдельных мест текста, при оценке текста и
высказывании собственного мнения.
4 (хор.)
Коммуникативная задача решена частично;
ученик частично понял и осмыслил содержание
прочитанного иноязычного текста
Демонстрирует несформированность навыков и
умения определять тему/основную мысль текста;
не может полно и точно понимать содержание
текста;
в большинстве случаев не может выбрать
необходимую / интересующую информацию
3 (удов.)
Коммуникативная задача не решена,
ученик не понял прочитанного иноязычного текста
в объёме, предусмотренном заданием
Демонстрирует многочисленные ошибки в
понимании прочитанного текста, которые не
позволяют выполнить коммуникативную задачу
2 (неуд.)
Критерии оценивания навыков чтения
«Есть только одна настоящая
ценность - это связь человека с
человеком»
А. де Сент-Экзюпери
СПАСИБО ЗА
ВНИМАНИЕ