Напоминание

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных


Автор: Леонова Оксана Семеновна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Школа № 94 г. Донецка"
Населённый пункт: г. Донецк, Донецкая Народная Республика
Наименование материала: Конспект
Тема: Дефисное и слитное написание сложных прилагательных
Раздел: среднее образование





Назад




Открытый урок русского языка в 6 классе

Тема урока. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

Тип урока – изучение нового материала.

Цели урока:

образовательные:

знать

условия

слитного

и

дефисного

написания

сложных

прилагательных,

уметь

правильно

писать

сложные

прилагательные

и

обосновывать

выбор

слитного

или

дефисного

написания;

развивающие: совершенствовать орфографическую зоркость; развивать

монологическую речь;

воспитательные: воспитывать умение работать в группе, уважительное

отношение к мнению одноклассников.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация, листы самооценки,

разноцветные фигуры, раздаточный материал.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь.

Ну, проверьте-ка, ребята, всё ль на месте, все ль в порядке: ручки, книжки и

тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый

хочет получать, только лишь оценку пять.

Поэтому желаю вам интересной и плодотворной работы на уроке. А начнем

урок с оформления тетрадей. Запишите в своих рабочих тетрадях число,

классная работа.

II. Проверка домашнего задания.

1)

«Мозговой штурм».

Какую большую тему вы сейчас изучаете?

А что вы знаете об этой части речи мы и проверим. Поможет нам ромашка.

Вы должны сказать, оторвав лепесток, правильное ли утверждение или нет?

Имя прилагательное обозначает предмет.

Изменяется по родам, числам, падежам. Это постоянный признак.

Прилагательное

богатый

(опыт)

является

относительным,

прилагательное мамины (руки) – качественным, прилагательное зимний

(день) – притяжательным.

В

суффиксах

прилагательных

после

шипящих

и

ц

под

ударением

пишется Ё, в безударном положении Е.

Если

к

прилагательному

относятся

слова

далеко

не,

ничуть

не

и

подобные, оно пишется с НЕ слитно. Если прилагательное с НЕ можно

заменить синонимом без НЕ, оно будет писаться раздельно.

2)

Выборочный диктант.

Какая

орфограмма,

связанная

с

правописанием

прилагательного,

на

сегодняшний момент вынесена для проверки на экзамен по русскому языку.

(Н и НН в именах прилагательных.) Перед вами раздаточный материал №1.

Укажите номера тех словосочетаний, в которых в прилагательном пишется

НН.

1.

Деревя..ыми изделиями

2.

Ути..ый нос

3.

Обыкнове..ым резцом

4.

Стекля..ый графин

5.

Кожа..ый портфель

6.

Оловя..ый солдатик

7.

Песча..ый берег

8.

Лимо..ый сок

9.

Торфя..ое болото

10.

Традицио..ый танец

(Дети должны выписать номера 1, 3, 4, 6, 8, 10.)

3)

Взаимопроверка.

Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего одноклассника. Верните

тетради. Прокомментируем ответы. (Работает один ученик.)

4)

Работа с листом самооценки (за два задания).

III. Изучение нового материала.

1)

Формулировка темы, цели и задач урока.

Сегодня

на

уроке

нам

с

вами

предстоит

завершить

знакомство

с

правописанием имен прилагательных.

Прочитайте текст.

Юго - западный ветер гнал сине - зеленые волны горько – соленого моря. На

борту рыболовецкого судна стоял высокий седобородый человек и смотрел

вдаль. На горизонте маячил трехмачтовый бриг. Над ним висели

бело – розовые облака. Одно было похоже на огромную носорожью тушу.

Слова какой части речи у нас выделены?

Что отличает их от других прилагательных?

Почему они являются сложными?

Скажите, одинаково ли пишутся сложные имена прилагательные.

Выпишем имена прилагательные с существительными, к которым они

относятся, распределив их на столбики: слитно / через дефис. Докажем, что

прилагательные сложные. (Работают два ученика.)

Слитно

Через дефис

Рыболовецкого судна

Юго-западный ветер

Седобородый человек

Сине-зеленый волны

Трехмачтовый бриг

Горько-соленого моря

Носорожью тушу

Бело-розовые облака

А мы можем объяснить, почему нет единообразия? Нет.

Поэтому попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Запишем в тетради тему урока. (Слайд)

Какова же цель урока, как вы думаете? (Знать условия слитного и дефисного

написания

сложных

прилагательных,

уметь

правильно

писать

сложные

прилагательные и обосновывать выбор слитного или дефисного написания.)

(Слайд)

Как

будем

достигать

этой

цели?

Какие

задачи

необходимо

для

этого

выполнить? (Познакомиться с теоретическим материалом, выполнять разные

упражнения на отработку и закрепление правила.)

2)

Самостоятельная работа в группах.

Итак, решаем первую задачу. Для этого разделимся на группы. У вас на

столах есть материал с правилом. Изучите его. Первая группа готовится

рассказать о слитном написании сложных прилагательных, вторая группа о

дефисном написании сложных имен прилагательных.

3)

Защитное слово каждой группы.

4)

Самостоятельная работа в группах.

Вернемся к прилагательным из текста. У вас на столах раздаточный материал

желтого цвета. Посовещайтесь в группе и приготовьтесь объяснить, почему

одни прилагательные из текста пишутся через дефис, а другие слитно.

5)

Защитное слово каждой группы. (Теперь надо поменять комментарий:

первая группа говорит о дефисном написании, вторая – о слитном.)

Посмотрите внимательно, что у нас получилось? А получилось по сути

графическое обозначение орфограммы. Осталось правильно комментировать

орфограмму. Послушаем, как это можно делать. (Учитель приводит пример

рассуждения)

IV. Закрепление изученного материала.

1)

Физминутка.

Раз – подняться, потянуться.

Два – нагнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть.

2)

Выборочно-распределительное списывание.

1 группа выписывает словосочетания, в которых сложные прилагательные

пишутся слитно.

2 группа выписывает словосочетания, в которых прилагательные пишутся

через дефис.

Обратите

внимание на

числа

в

скобках.

Выписываете

словосочетания в

столбик вместе с числом. Графически обозначаем орфограмму.

(Боле)утоляющее

средство

(8),

(паро)ходный

гудок

(12),

(растительно)животный

мир

(9),

(зелено)золотистые

поля

(11),

(железно)дорожная

станция

(14),

(шести)струнная

гитара

(16),

(северо)восточный ветер (13), (кисло)сладкий соус (17), (взлетно)посадочная

полоса (20), (водо)проводный кран (20).

3)

Проверка.

Если все правильно выполнено, то в сумме должно получиться число 70.

Слитно:

(Боле)утоляющее средство (8),

(паро)ходный гудок (12),

(железно)дорожная станция (14),

(шести)струнная гитара (16),

(водо)проводный кран (20).

Через дефис:

(растительно)животный мир (9),

(зелено)золотистые поля (11),

(северо)восточный ветер (13),

(кисло)сладкий соус (17),

(взлетно)посадочная полоса (20).

Ребята, о чем вам говорит число 70? (В этом году мы будем праздновать 70

лет, как закончилась ВОВ.)

Зачем нужно помнить об этом событии?

4)

Работа с листом самооценки (вся работа в группе).

5)

Игра «Четвертое лишнее».

Нужно выписать только то словосочетание, которое является лишним.

1.

(Бумажно)картонный

комбинат,

(русско)немецкий

словарь,

(фруктово)ягодный

сок,

(трубо)проводный

канал.

(Образовано

от

сложного существительного, которое пишется слитно.)

2.

(Широко)плечий мужчина, (пяти)этажный дом, (бело)ствольная береза,

(красно)оранжевый диск. (Обозначает оттенок цвета.)

3.

(Высоко)качественный товар, (пуле)метный огонь, (верто)летный гул,

(лесо)парковая зона. (Образовано на основе словосочетания.)

4.

(Серо)синий шарф, (светло)голубой берет, (кисло)сладкий чай,

(иссиня)черный пояс. (Можно вставить союз И.)

5.

(Ярко)красный мяч, (влаго)защитный плащ, (юго)западный ветер,

(шахматно)шашечный турнир. (Образовано на основе словосочетания.)

6)

Работа с листом самооценки.

7)

Найдите соответствие.

1 (синие)пресиние глаза

А Слитно, от существительного,

которое пишется слитно

2 (трудо)любивый человек

Б Через дефис, от

существительного, которое

пишется через дефис

3 (северо)западное направление

В Через дефис, можно вставить

союз И

4 (мясо)молочный продукт

Г Через дефис, обозначает

оттенок цвета

5 (пеше)ходная дорожка

Д Слитно, образовано на основе

словосочетания

Прокомментируем ответы.

Проверим при помощи ключа.

1-Г

2-Д

3-Б

4-В

5-А

V. Итог урока.

1)

Беседа.

Давайте вернемся к цели сегодняшнего урока.

Знать условия слитного и дефисного написания сложных прилагательных,

уметь правильно писать сложные прилагательные и обосновывать выбор

слитного или дефисного написания.

Достиг ли каждый из вас цели?

2)

Тест (с использованием сигнальных карточек).

В каком случае сложное прилагательное пишется через дефис?

А) (добро)желательный

Б) (северо)восточный

В) (двух)комнатный

В каком случае сложное прилагательное пишется слитно?

А) (русско)немецкий

Б) (документально)художественный

В) (длинно)ногий

Сложное прилагательное кисло-сладкий пишется через дефис, потому что

А) можно вставить союз И

Б) образовано на основе словосочетания

В) образовано от существительного, которое пишется через дефис

Сложное прилагательное вездеходный пишется слитно, потому что

А) можно вставить союз И

Б) образовано на основе словосочетания

В) образовано от существительного, которое пишется слитно

В каком случае сложное прилагательное пишется через дефис?

А) (темно)каштановый

Б) (бело)ствольная

В) (пяти)летний

3)

Работа с листом самооценки.

4)

Рефлексия.

Посмотрите

в

свой

лист-самооценки

и

скажите,

как

сегодня

вы

себя

чувствовали на уроке. Для этого воспользуйтесь разноцветными фигурами.

Справлялся самостоятельно со всеми заданиями

Справлялся, но с помощью одноклассников, учителя

Требуется помощь со стороны учителя

А теперь закрасьте человечка на лестнице успеха, который говорит о вашем

состоянии знаний по теме сегодняшнего урока.

И последнее: оцените свою работу.

VI. Домашнее задание.

Домашнее задание сегодня у вас разноуровневое. Вы сами оцениваете свои

возможности и выполняете задание либо на 3, либо на 4, либо на 5.

Ребята, я рада, что мы с вами успешно изучили тему. Желаю вам успеха.

Спасибо за урок!

Приложение 1 (домашнее задание)

ЗАДАНИЕ 1 (на «3»)

ПОСЧИТАЕМ?

Задание: Обведите номера слов, которые пишутся слитно. Сложите все их. В

результате должно получиться число 86.

1. (Много)летний.

2. (Жилищно)строительный.

3. (Народно)освободительное движение.

4. (Механико)математический факультет.

5. (Восточно)Европейская равнина.

6. (Волго)Донское пароходство.

7. (Свеже)испеченный.

8. (Быстро)ходный.

9. (Пол)ночный.

10. (Девяти)летний.

11. (Древне)русский.

12. (Чисто)шерстяной.

13. (Седо)бородый.

14. (Ярко)красный.

15. (Северо)осетинское искусство.

ЗАДАНИЕ 2 (на «4»)

ТВОРЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

Задание: из сочетаний слов образуйте словосочетания «прилагательное +

существительное», причем прилагательное должно быть сложным.

1. Машина, которая очищает хлопок.

2. Трубка, которая проводит пар.

3. Бумага, чувствительная к свету.

4. Завод, где строятся корабли.

5. Фабрика, на которой прядут шелк.

6. Средняя за год выработка.

7. Культура Древней Руси.

8. Ветер с северо-запада.

9. Рабочие фабрик и заводов.

10. Словарь русский и французский.

11. Государство буржуазное и помещичье.

12. Промышленность кожевенная и обувная.

13. Литература по сельскому хозяйству.

14. Секция шахматная и шашечная.

15. Завод, где ремонтируют вагоны.

16. Депо вагонное и паровозное.

17. Лицо матовое и бледное.

18. Лимоны желтые и янтарные.

19. Человек с бледным лицом.

20. Природа Дальнего Востока.

21. Лес из деревьев низкого роста.

22. Снасти для ловли рыбы.

23. Паруса разного цвета.

24. Бабочка с желтыми крыльями.

25. Орды татар и монголов.

26. Праздник общий для народа.

27. Девушка с голубыми глазами.

28. Его глубоко уважают.

ЗАДАНИЕ 3(на «5»)

РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

Задание: Распределите данные ниже слова в два столбика: с дефисным и

слитным написанием. Объясните написание.

(Средне)месячная зарплата, (лево)бережная низменность,

(мелко)масштабный, (робин)гудовские приключения, (обще)народный,

(журнально)газетный, (крупно)габаритный, (научно)просветительский,

(народно)поэтический, (учебно)вспомогательный, (умеренно)холодный,

(медико)судебный, (словарно)технический, (общественно)исторические

законы, (общественно)опасные элементы, (морально)устойчивый человек,

(научно)популярный, (сто)километровый, (стихийно)бунтарский,

(темно)глазый, (темно)волосый, (темно)серый, (фруктово)ягодный,

(слабо)кислый, (словарно)грамматический, (овоще)консервный,

(военно)административный, (научно)исследовательский, (средне)азиатский,

(шахматно)шашечный.

Приложение 2

Лист самооценки учени____ 6 класса _______________________

Ромашка

Н и НН

Работа в

группе

«4

лишнее»

Соответствие

Тест

Итог

Оценка

учителя

0

1

0

1

2

3

4

5

6

0

1

2

3

0

1

2

3

4

5

0

1

2

3

4

5

0

1

2

3

4

5

23-24 отлично («5») 22-18 хорошо («4») 17-10 удовлетворительно («3»)

Лист самооценки учени____ 6 класса _______________________

Ромашка

Н и НН

Работа в

группе

«4

лишнее»

Соответствие

Тест

Итог

Оценка

учителя

0

1

0

1

2

3

4

5

6

0

1

2

3

0

1

2

3

4

5

0

1

2

3

4

5

0

1

2

3

4

5

23-24 отлично («5») 22-18 хорошо («4») 17-10 удовлетворительно («3»)



В раздел образования